«Изучение психопедагогических особенностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с акцентом на их воспитание и образовательный процесс»

на воспитанницу ДОУ № __

Дата рождения __.___.20__г., группа: ________________

Дата поступления в детский сад __.__.20__г. Поступила из семьи.

Период адаптации осложненный. Первоначально воспринимала все

с интересом, повторяла то, что делают дети, на приход родственников

(мамы, бабушки) реагировала бурными истериками. Сейчас истерики

проявляются объективных причин. Ребенок

на стул, кричит, падает на пол, стучит ногами. Упряма. Непослушна.

Наблюдаются негативные реакции на просьбы взрослых. Не выполняет

правила распорядка жизни группы. По отношению к сверстникам

неагрессивна. Наблюдаются навязчивые движенияраскачивания (реакция

Чаще всего в группе просто наблюдает за действиями взрослых и детей.

В контакт со сверстниками не вступает. Интерес к игрушкам формальный,

иногда отказывается брать в руки. Игровые действия не выполняет даже на

уровне подражания. Со взрослыми контакт невербальный. Обращенную

речь понимает на бытовом уровне.

Недостаточно сформированы общие культурногигиенические

навыки (неопрятно ест, не умеет одевается, не следит за своим внешним

видом, не умеет пользоваться полотенцем, расчёской

На занятиях пассивно сидит непродолжительное время, затем

отвлекается, отвлекает детей. Инструкции, объяснения педагога не

понимает. Цвета и форму предметов не знает. Может ситуативно выполнить

задание по подражанию детям (соотнесение цвета). Продуктивная

деятельность недоступна. Не способна контролировать свое поведение и

деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога.

Моторное развитие не соответствует возрасту. Плохо развита мелкая

моторика рук (научилась держать ложку после 4 лет)Нарушена общая

Недоразвитие речи системного характераприближенное к ОНР ур.

Нарушено понимание речи, произносит звуки, неречевые звукосочетания.

Характеристика выдана для предоставления на _____________ .

__.__.20__г. Учительдефектолог _______________

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №120» г. о. Самара

«Примерная Адаптированная образовательная программа для организации логопедической работы с дошкольниками с ОВЗ со сложной структурой дефекта»

Ким Ирина Павловна

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

(сложной структурой дефекта)

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка адаптированной образовательной

программы дошкольного образования для детей с ОНР, ЗПР, ТНР в дальнейшем дети со сложной структурой дефекта.

Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей со сложной структурой дефекта спроектирована с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), на основании основной образовательной Программы МБДОУ детского сада №120 г.о. Самара. Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. Кроме того, учтены концептуальные положения программы Н.В. Нищевой «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи», С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

Ребенок со сложной структурой дефекта, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические

недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение

по-своему изменяет развитие растущего человека. Важнейшими задачами, поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования.

1.1.1. Цели и задачи реализации (АОП) Цель АОП своевременное оказание ребенку со сложной структурой дефекта необходимой психолого-педагогической помощи для обеспечения коррекции основных недостатков в развитии к моменту начала обучения в школе и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

1.1.2. Основные задачи:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей со сложной структурой дефекта.

2. Обеспечение доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основных образовательных областей: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

3. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей со сложной структурой дефекта в образовательном учреждении.

4. Обеспечение возможности для осуществления детьми содержательной деятельности в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психологического развития через 4 проведение коррекции (исправление и ослабление) негативных тенденций развития.

5. Проведение профилактики вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

6. Организация взаимодействия с семьями детей со сложной структурой дефекта для обеспечения полноценного развития.

1.1.3. Принципы и подходы к реализации программы.

Принципиально значимыми в данной программе являются следующие приоритеты:

формирование способов усвоения общественного опыта (в том числе и учебных навыков) ребенком со сложной структурой дефекта и раскрытие его потенциальных возможностей и способностей;

учет врожденных закономерностей психического развития ребенка, при формировании ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде;

деятельностный подход в организации целостной системы коррекционно-педагогического воздействия;

анализ социальной ситуации развития ребенка и семьи;

развивающий характер обучения, основывающийся на положении о формировании зоны ближайшего развития;

включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно педагогический процесс;

расширение традиционных видов деятельности и обогащение их новым содержанием;

коррекция психологических функций в процессе специальных занятий с детьми;

реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;

расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества;

определение базовых достижений ребенка в каждом возрастном периоде в целях планирования и осуществления коррекционно-развивающего воздействия, направленного на раскрытие его потенциальных возможностей.

1.2.Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанникамиАОП

Планируемые результаты в части, формируемой участниками образовательных отношений (парциальные программы) Особенностью программы является распределение материала не по годам обучения, а по этапам. Если ребенок включается в коррекционное обучение в младшем дошкольном возрасте, то этапы соответствуют основным дошкольным возрастам (младший, средний, старший). В случае если ребенок поступил в ОУ в возрасте 5-6 лет, то основной акцент делается на коррекционную работу по индивидуальной программе. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Переход с одного этапа к другому осуществляется на основе результатов обязательного полного психолого-педагогического обследования ребенка. В результате реализации парциальной программы нами планируются достижения детей приближенных к обучению по программе массовой школы.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей со сложной структурой дефекта в общественную жизнь. В результате освоения этой образовательной области нами планируется максимально возможное:

формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

формирование навыков самообслуживания;

формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении;

развитие способности к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Основная цель – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных процессов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ОВЗ обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти. В результате освоения этой образовательной области нами планируется максимально возможное: формирование и совершенствование перцептивных действий; ознакомление и формирование сенсорных эталонов; развитие внимания, памяти; развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Образовательная область «Речевое развитие».

Основная цель – обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа. В результате освоения этой образовательной области нами планируется максимально возможное: формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического; формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога; формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Ю. Валерии. (22.04.2013 года рождения)

Первый год обучения по программе АОП для детей со сложной структурой дефекта (ОНР, ЗПР)

Ю. Валерия попала в специализированную группу для детей с ТНР в 6 лет с заключением ППК: ЗПР. ОНР (II-III уровня). Стертая форма дизартрии.

У девочки наблюдается повышенная возбудимость, и, как следствие, нарушение работоспособности на занятиях. Скорость ориентировки на новом материале не продуктивный, общий темп и целенаправленность деятельности низкие, интерес неустойчивый, легко отвлекается, истощаема, требуется частая смена деятельности.

Познавательное развитие. Особенности восприятия.

Цвет: знает основные цвета, путает часть оттеночных, с помощью находит заданный цвет в окружающем пространстве.

Плоскостные формы: знает и различает круг, овал, квадрат, в пассиве треугольник, остальные плоскостные фигуры предъявляет с помощью (прямоугольник, ромб, многоугольник).

Объемные фигуры: весь набор предъявляемых объемных фигур не различает, знает куб, шар, кирпичик, и не называет (цилиндр, брусок)

Восприятие пространства: самостоятельно не показывает и не отображает в речи основные пространственные ориентировки, путает правую и левую сторону.

Целостность зрительного восприятия: снижена в отношении возрастной нормы. Узнаёт хорошо только знакомые предметы, изображения. Узнавание и называет силуэтных, контурных, зашумлённых, наложенных, изображений предметов. Испытывает затруднения в нахождении сходства и различия предметов, изображений, сюжетных картинок, явлений.

Особенности внимания. Внимание не устойчивое и не всегда удаётся необходимый промежуток времени поддерживать внимание ребенка на заданиях или игровой деятельности, он избегает заданий, требующих постоянных умственных усилий. Лера легко отвлекается, так как реагирует быстро на окружающие события, объем произвольного внимания снижен, отмечается нарушение переключаемости внимания. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания, не может находить отличительные признаки между предметами, а также удерживать в поле зрения не менее 3 предметов, недостаточно сформирована избирательность зрительного внимания, не всегда самостоятельно находит заданное изображение среди аналогичных.

Особенности памяти. Преобладает механический вид памяти, объём оперативной памяти ограничен не соответствует возрасту, быстрота и прочность запоминания недостаточная, для ребёнка характерна не точность воспроизведения и быстрая потеря информации; не может подробно рассказать о событиях своей жизни и об окружающей обстановке.

Особенности мышления. Преобладает наглядно-действенное мышление, недостаточно сформировано словесно-логическое, слабость аналитико-синтетической функции мышления, разрезную картинку из 4-6 частей собирает не всегда самостоятельно, Требуется помощь педагога, самостоятельно выделяет лишний предмет, но не всегда объясняет почему он лишний, с помощью педагога выстраивает логические ряды из определённой группы фигур (предметов).

Моторное развитие. Движения вялые замедленные. Повторяет движения неохотно, наблюдаются нарушения мышечного тонуса и как следствие трудности при пользовании карандашом, движения выполняются напряжённо, координация обеими руками затруднена, объём движений не всегда равномерный, точность движений нарушена.

Моторика характеризуется недостаточной переключаемостью, недостаточно развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Ребёнок не может рисовать мелкие детали и точно обводить контуры, штриховать, а также застёгивать пуговицы, не всегда самостоятельно выполняет движения по подражанию и речевой инструкции. Ведущая рука – правая.

Описание состояния речевых функций ребенка:

Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение без аномалий. Гипотония мышц артикуляционного аппарата.

Общее звучание речи. Речь маловыразительная; голос слабо-модулированный, тихий; дыхание сбивчивое; темп речи медленный.

Звукопроизношение. Звукопроизношение нарушено в группе шипящих, соноров.

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Фонематические представления сформированы на недостаточном уровне. Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов. С трудом осуществляет выделение на слух заданного звука из звукового ряда, из слогового ряда, из ряда слов. Место гласного звука в слове определяет. Место согласного в начальной позиции. Дифференциация звуков затруднена. Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза в стадии формирования.

Слоговая структура слова. При употреблении двусложных слов из открытых слогов и односложных слов с закрытым слогом слоговую структуру не нарушает, при увеличении количества слогов или появлении стечения согласных в слове происходит грубое нарушение структуры слова. Наблюдаются перестановки. Отмечаются стойкие нарушения при воспроизведении слов сложной слоговой структуры.

Пассивный и активный словарь характеризуются бедностью, неточностью. Отмечается незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека и животных, наименований профессий и действий, связанных с ними. Испытывает трудности в подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов. Страдает употребление обобщающих понятий. Испытывает затруднения в употреблении некоторых простых и большинство сложных предлогов. Пассивный словарь значительно превышает активный.

Грамматический строй речи. Грамматический строй сформирован ниже возрастной нормы. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, в согласовании существительных с числительными. Отмечаются ошибки при преобразовании имен существительных во множественном числе. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Отмечаются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. В речи преимущественно использует простые предложения.

Связная речь. Отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Испытывает трудности в составлении предложений, пересказывая рассказ и при составлении рассказа по серии сюжетных картинок и сюжетной картине не придерживается логике повествования, перескакивает с одной части на другую не выдерживая последовательности, в речи использует простые предложения, состоящие из 2-3 слов.

Наблюдается нарушение связности и последовательности рассказа. Заметная фрагментарность изложения, преобладает перечисление действий. Нарушение причинно-следственных связей в тексте.

Логопедическое заключение: ЗПР. Общее недоразвитие речи (II-III уровень речевого развития). Стертая форма дизартрии. ДЦП.

1.4. Адаптированная образовательная программа

Ю. Валерии 22.04.1013 года рождения

Воспитанницы со сложной структурой дефекта

(ЗПР. ОНРII-III уровня. Стертая форма дизартрии.)

Сторона речиОбразовательный результатЗадачи коррекционно-логопедической работы

1 период обучения (промежуточные)

Звукопроизношение Уметь правильно выполнять речевой выдох и удерживать артикуляционные уклады для группы шипящих звуков. Произносит звуки изолированно, в словах, в предложении, в тексте в свободном высказывании.1. Научить выполнять подготовительные упражнения для правильного речевого дыхания и уточнение арт.поз к постановке звуков: (ш).(ж).(ч) 2.Сформировать навык правильного произношения: звуков (ш).(ж).(ч) 3.Автоматизировать звуки: (ш),(ж). (щ). 4.Научить дифференцировать звуки в слогах, словах, фразе(с-щ),(с-ц),(с-ш),(ж-з).(ч-т)

Фонематические процессы 1.Воспроизводит ритмические рисунки на слух. 2. Дифференцирует звуки. близкие по артикуляторным или акустическим свойствам. 3.Выделяет согласный в начале слова. 4.Узнает заданный звук среди других фонем. 5. Выделят согласный звук из конца слова. 4.Выполняет звуко-слоговой анализ слов (закрытым и открытым слогом). 1. Сформировать навык воспроизведения ритмического рисунка на слух. 2. Развивать умение дифференцировать звуки близкие по артикуляторным или акустическим свойствам. 3. Развить умение выделять согласный в начале слова. 4.Развить умение узнавать заданный звук среди других фонем. 5. Формировать умение выполнять звуко-слоговой анализ слов (закрытым и открытым слогом).

Слоговая структураВоспроизводит слова различной слоговой структурыРазвить способность воспроизводить слова различной слоговой структуры

Лексическая сторона Правильно и точно использует предметный словарь и словарь предикатов в зависимости от контекста по лексическим темам 1 периода. 1.Развить навык накопления знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения. 2.Уточнить и расширить словарь наречий и словарь прилагательных по темам 1-го периода. 3.Активизировать предикативный словарь.

Словоизменение1.Верно использует согласование числит. с сущ.2. Образует названия детенышей и притяжательные прилагательные 3.Верно образует приставочные гл. и употребляет предлоги и окончания сущ. в предложно-падежных конструкциях.4. Верно образует звукоподражательные глаголы.1. Продолжать совершенствовать навык согласования и словообразования .

Словообразование 1 Образует сущ. Мн.ч. в Р.п. по лексическим темам 1 периода. 2. Верно использует глаголы с приставками(в, с, об, пере, при, под).3. Образует относительные прилагательные в рамках периода. 1.Развить навык словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2.Глаголов с различными приставками.3. Совершенствовать умение в образовании относительных прилагательных.

Связная речь 1.Отвечает на вопросы полным ответом 2.Умеет задавать вопросы. 3. Умение слушать сказку, короткий рассказ.4. Проговаривает стихи, чистоговорки, загадывет загадки. 1.Развить навык выражать свои просьбы, желания. 2. Совершенствовать навык строить предложения и составлять рассказ по серии картинок. 3. Совершенствование умения составлять пересказ из нескольких предложений по темам периода.

2 период обучения (промежуточные)

Звукопроизношение Уметь правильно выполнять речевой выдох и удерживать артикуляционные уклады для группы соноров Произносит звуки изолированно, в словах, в предложении, в тексте в свободном высказывании.1. Научить выполнять подготовительные упражнения для правильного речевого дыхания и уточнение арт.поз к постановке звуков (л).(л) 2.Сформировать навык правильного произношения: звуков (л).(л). 3.Автоматизировать звуки: (ш),(ж). (щ), (л), (л).4.Научить дифференцировать звуки в слогах, словах, фразе(с-щ),(с-ц),(с-ш),(жз).(л).(л).

Фонематические процессы 1Выделяет согласный во всех позициях слова. 2.Узнает заданный звук среди других фонем. 3.Выполняет звуко-слоговой анализ слов во всех типах слогов. 1.Совершенствавать умение дифференцировать звуки близкие по артикуляторным или акустическим свойствам. 2. Развить умение выделять согласный во всех позициях слова. 3.Развить умение узнавать заданный звук среди других фонем. 4. Формировать умение выполнять звуко-слоговой анализ слов во всех типах слогов.

Слоговая структураУмение воспроизводить слова различной слоговой структурыРазвить способность воспроизводить слова различной слоговой структуры

Лексическая сторона Правильно и точно использует предметный словарь и словарь предикатов в зависимости от контекста по лексическим темам 2 периода. 1.Развить навык накопления знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения. 2.Уточнить и расширить глагольный словарь и словаря прилагательных по темам 2-го периода.3.Активизировать предикативный словарь

Словоизменение 1.Верно употребляет чистит. «2» и«5» с сущ. в рамказ периода.2 Употребляет предложно-падежные конструкции в рамках периода 1.Совершенствавать умение употреблять чистит. «2» и«5» с сущ. дальше.2. Совершенствовать умение употреблять предложно-падежные конструкции.

Словообразование 1.Испозьзует умение бразовать сущ.с ум.-ласкат. суффиксами по темам 2 периода. 2. Образует названия детенышей животных 3. Использует умение образовывать относит. прилагат-е. по темам 2 периода. 4. Использует умение образовывать притяжат. прил-х. по темам 2 периода. 1.Продолжать совершенствовать умение образовать сущ.с ум.-ласкат. суффиксами по темам 2 периода. 2.Продолжать совершенствовать умение образовывать названия детенышей животных 3.Совершенствовать умение образовывать относит. прилагат-х. по темам 2 периода.4.Совершенствовать умение образовывать притяжат. прил-х. по темам 2 периода.

Связная речь 1. Верно строит предложения и составляет рассказ по серии картинок. 2. Составляет пересказ из нескольких предложений по темам периода с опорой на серию картин и после прочтения взрослым. 1. Совершенствовать навык строить сложные предложения и составлять рассказ по серии картинок. 2. Совершенствование умения составлять пересказ из 6 и более предложений по темам периода.

3 период обучения (итоговые)

Звукопроизношение Правильно выполняет речевой выдох и удерживает артикуляционные уклады для группы соноров . Умет произносить звуки изолированно, в словах, в предложении, в тексте в свободном высказывании.1. Продолжить выполнять подготовительные упражнения для правильного речевого дыхания и уточнение арт.поз к постановке звуков (р).(р) 2.Продолжить формировать навык правильного произношения: звуков (р).(р). 3.Автоматизировать звуки: (р).(р). (л), (л). 4.Научить дифференцировать звуки в слогах, словах, фразе(л-л).(р-л),(р-р).

Фонематические процессы 1.Умение узнавать заданный звук среди других фонем. 2.Выполняет звуко-слоговой анализ слов во всех типах слогов. 1.Совершенствовать умение узнавать заданный звук среди других фонем. 2.Совершенствовать умение выполнять звуко-слоговой анализ слов во всех типах слогов.3. Формирование способности осуществлять сложные формы анализа с опорой на вспомогательные средства и действия (символы, фишки, дорожки,) в рамках подготовки к начальному обучению грамоте в соответствии с планом.

Слоговая структураВоспроизводит слова различной слоговой структуры по темам периода Продолжить совершенствовать способность воспроизводить слова различной слоговой структуры по темам периода.

Лексическая сторона Правильно и точно использует предметный словарь и словарь предикатов в зависимости от контекста по лексическим темам 3 периода. 1. Продолжить совершенствовать навык накопления знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения. 2. Продолжить расширять словарь наречий и прилагательных по темам 3-го периода.3.Активизировать предикативный словарь

Словоизменение1.Употребляет сложные предлоги.2. Употребляет прилагательных антонимов и глаголов-антонимов.3. Употребляет косвенных падежей существительных ед. числа без предлогов и с предлогами1. Совершенствовать употребление сложных предлогов.2. Употребление прилагательных антонимов и глаголов-антонимов.3. Употребление косвенных падежей существительных ед. числа без предлогов и с предлогами

Словообразование1.Верно образует сравнительную степень качественных прилагательных. 2. правильно образует относит. прилагат-х. по темам 2 периода.3. образует притяжат. прил-х. по темам периода.1.Совершенствовать употребление сравнительной степени качественных прилагательных. 2.Совершенствовать умение образовывать названия детенышей животных 3.Умение образовывать детенышей жив. 4. Умение образовывать относит. прилагат-х. по темам периода.5. Умение образовывать притяжат. прил-х. по темам периода.

Связная речь 1.Владеет диалогической речью. 2.Владеет монологической речью, готовность к обучению письменной речи- чтению и письму. 1. Развить навык владения диалогической речью. 2. Развить умение владеть монологической речью.3.Развить умение логически выстраивать высказывание.4.Развитие умений понимать и устанавливать смысловые аналогии.

Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных предпосылок к обучению грамоте для воспитанницы

Первый год обучения (I период)

Задачи обучения и воспитания.

– Формировать специфические навыки в действиях рук – захват предметов (или сыпучих материалов) указательным типом хватания.

– Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию.

– Продолжать формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.

Формировать умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. – Формировать графические навыки.

Воспитывать оценочное отношение к результату графических заданий и упражнений.

– Учить выполнять действия кистями и пальцами рук по образцу и речевой инструкции.

Подготовка к обучению грамоте. Второй год обучения ( II период).

– Продолжать учить застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки.

– Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать части тела животных, элементы предметов к основной части: к середине цветка лепестки, к веточкам листья и т. д.).

– Формировать умения выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка (дождик, дорожка и т. д.) сначала в две дырочки, а затем увеличивать их число (действия по подражанию, по образцу).

– Учить размазывать пальцами пластилин по дощечке, по картону.

– Учить проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между волнистыми линиями от 2,5 до 1,5 см). – Учить проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб.

– Учить обводить по контуру простые предметы.

– Учить проводить линию, не отрывая карандаша от бумаги (сначала пальцем, а затем карандашом).

– Учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы (яблоко, груша, воздушный шар и т. д.).

– Формировать индивидуальные предпочтения при выборе цвета при раскрашивании контурных сюжетных рисунков цветными карандашами.

Подготовка к обучению грамоте. (III период). Задачи обучения и воспитания.

– Продолжать формироваться пользоваться всеми видами застегивания и расстегивания (пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка).

– Продолжать учить штриховать простые предметы в разном направлении (слева направо, вверх-вниз).

– Учить ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать графические изображения на листе бумаги, ориентируясь на заданные линии. – Учить ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии.

– Учить выполнять графические задания в коллективе сверстников, уметь начинать работать вместе с другими и заканчивать работу, ориентируясь на других.

– Учить выполнять графические задания на листе бумаги по образцу. – Воспитывать у детей оценочное отношение к своим графическим работам и работам своих сверстников, сравнивая их с образцом.

Вывод: в рамках проектирования фрагмента индивидуальной образовательной программы речевого развития воспитанницы подготовительной логопедической группы Ю. Валерии может быть

1.Сформирован навык свободного речевого общения в пределах возраста.

2. Владеет диалогической речью.

3.Усторонены дефекты звукопроизношения.

3. Усвоен необходимый уровень словарного запаса в активе.

4. Выработана способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

5. В соответствии с возрастным развитием формируется грамматический строй речи.

5. Сформирован навык начального обучения грамоты.

6. В достаточной мере формируется навык учебной деятельности.

1.5. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: единый подход к процессу развития, образования и воспитания ребёнка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье; равно ответственность родителей и педагогов.

Формирование психолого- педагогических компетенций у родителей.

Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей.

Основные направления и формы работы с семьей.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Прекрасную возможность для познания воспитательного потенциала дают: – разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями детей; – специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования; – посещение педагогами семей воспитанников. Целью первых собраний-встреч является разностороннее знакомство педагогов с семьями воспитанников. Такие собрания целесообразно проводить регулярно, решая на каждой встрече определенные задачи. Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско- родительских) отношений. Такое информирование происходит при непосредственном общении, либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием), а также переписки (в том числе электронной).

План работы по взаимодействию с родителями ребенка с ОВЗ со сложной структурой дефекта.

Цель: Предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

1.Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.

2. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедического кабинета ДОУ.

3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.

4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Ожидаемые результаты Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями, рассчитано получить следующие результаты:

– будет решена одна из наиболее сложных проблем

– проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.

Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.

– осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.

1.5. План работы по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ со сложной структурой дефекта

ЭтапыВид деятельностиЗадачи совместного взаимодействия

1 этапДиагностический 1.Ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации, анкетирование) -Оформление соглашений с родителями об обслуживания детей в условиях логопедического кабинета. -Сбор анамнестических сведений о ребенке (диагностика, речевого развитие ребенка, беседы с родителями) 2.Перспективное планирование работы с родителями на учебный год. Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями. Подготовка документации.

2этап Основной этап. 1.Родительское собрание «Содержание логопедической работы с детьми зачисленных в логопедическую группу ДОУ» -расшифровка диагнозов после посещения ПП комиссии, психологические особенности детей с недостатками речи; причины и характеристика речевых нарушений у детей; -причины, виды, особенности задержек психического развития; -причины ДЦП, компенсаторные возможности детей с ОВЗ. Ознакомление с индивидуальным планом-программой работы на учебный год; – обсуждение организационных моментов работы; – консультации по работе с индивидуальной тетрадью ребенка. Повысить интерес к партнёрству и взаимодействию.

2.Индивидуальные консультации для родителей. 3.Тематические консультации для родителей. 4.Информационные стенды, папки-передвижки.5.Использование социальных сетей. Повысить интерес к партнёрству и тесному сотрудничеству.Контроль за выполнением рекомендаций логопеда.

6.Посещение подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий. 7.Показ мастер-классов, обучающих игр, упражнений.Повысить интерес к коррекционному взаимодействию.

1 период Индивидуальные Консультации. «Проведение пассивной артикуляционной гимнастики в домашних условиях»2.«Проведение активной артикуляционной гимнастики в домашних условиях» Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях с родителями о необходимости: выполнения Артикуляционной Гимнастики ; Объяснить необходимость еѐ проведения, рекомендации по выполнению в домашних условиях.Памятка – буклет для родителей «Наш веселый язычок»

3.Индивидуальные консультации: «Ознакомление с пальчиковой гимнастикой» «Пальчиковые игры с движениями» 4.Обмен опытом с родителями Пополнение игротеки игр с пальчиками. «Шпаргалки для семьи» Повысить интерес к коррекционной работе. Познакомить с понятием «Пальчиковаягимнастика». Проведение индивидуальных и подгрупповых бесед и консультаций с родителями о необходимости: – выполнения пальчиковой гимнастики; – дать рекомендации по выполнению в домашних условияхпамятка – буклет для родителей «Наши пальчики друзья».

7.Индивидуальные консультации: «О правильном речевом дыхании» 8.Обмен опытом с родителями и создании картотеки игр для развития воздушной струи «Как скучное сделать интересным» Повысить интерес к коррекционной работе. Познакомить с понятием «Речевое дыхание».

9.Посещение родителями подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий. 10.Индивидуальная беседа о результатах коррекционной работы за период. (Памятка – буклет) Ознакомить родителей с результатами проведенной коррекционной работы за период; – Ответить на интересующие вопросы;- Подвести итог совместного сотрудничества.

2 период 1.Индивидуальные консультации: «Фонематический слух – основа правильной речи» 2.Посещение родителями подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий. 3.Индивидуальные беседы о необходимости ежедневных занятий с ребенком по заданиям и рекомендациям учителя- логопеда. Познакомить с понятиями «Фонематическое восприятие», «Звуковой анализ и синтез»; Дать рекомендации по развитию фонематического слуха. (Памятка буклет) Воспитывать умение взаимодействовать (взрослый – ребенок)

4.Семинар-практикум для родителей: «Развитие звуко-слогового анализа у дошкольников». – Активизировать знания родителей о слогах;- уточнить особенности овладения слоговым анализом слова детьми.

5.Посещение родителями подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий. – обучить игровым приемам слогового анализа и синтеза; – закреплять навык звуко-слогового анализа слова; – формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям; расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

6.Индивидуальные беседы«Активизируем словарный запас ребенка».Познакомить родителей с приемами работы, направ-ми на обогащение словаря.

7.Мастер- класс « В гости к звуковичку». Мастер- класс «Волшебный мир звуков».8.Рекомендации по закреплению пройденного материала.Совершенствование навыка определения места звука в словах.

3этап Итогово – аналитический этап. 1.Круглый стол для родителей по результатам проделанной работы за учебный год: – отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста; – результаты обследования детей на конец учебного года; Анкета для родителей «Как вы оцениваете коррекционнопедагогическую деятельность учителя – логопеда»; 3. Рекомендации для родителей по работе с детьми на лето. 4.Практические встречи по материалам сайта учителя-логопеда «Как и что читать детям» Активная беседа «Что вы читаете с детьми?» Важность чтения взрослыми детям, способы чтения.5.Подведение итогов учебного года. Обмен опытом. Перспективная линия развития (индивидуально) на следующий учебный год. – Ознакомить родителей с результатами проведенной коррекционной работы; – Ответить на интересующие вопросы; – Подвести итог совместного взаимодействия. Познакомить родителей со способами развития связной речи и включения детей в диалог. Ответы на вопросы в информационной корзине. Обучение родителей традиционным и нетрадиционным технологиям. Познакомить родителей с технологией обучения детей чтению в логопедической группе Ответы на вопросы в информационной корзине.

Ольга Павлова
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями ОДА и процесса их воспитания и обучения

В последние годы медики констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате.

Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит.

Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, проходит на фоне хорошо организованного не только двигательного, но и профилактического режима, составленного с учетом характера заболевания ребенка.

Контингент воспитанников групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) – это дети, имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата, который формируется из числа детей, прошедших городскую психолого–медико-педагогическую комиссию и получивших рекомендации продолжить дальнейшее обучение в ДОУ IV вида. Данный контингент детей нуждается в коррекционно-развивающем образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.

Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста:

Дисплазия тазобедренных суставов

Вальгусная деформация коленных суставов

Плоско-вальгусная деформация стоп

Деформация грудной клетки

Дети, имеющие нарушения функций ОДА разной степени выраженности и не имеющие достаточно развитого уровня сенсомоторного опыта, испытывают определенные трудности в процессе овладения программным материалом. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием мышления, восприятия, внимания, памяти и несформированностью всех компонентов речевой функциональной системы.

У детей с нарушением функций ОДА снижена умственная работоспособность, повышена утомляемость, что затрудняет формирование познавательного опыта, проводит к искажению мыслительной деятельности. У дошкольников замедленна артикуляционная моторика, расстроена динамическая координация и соразмерность как тонких, так и общих движений движений. Указанные трудности затрудняют усвоение учебной программы и формируют особые образовательные потребности у наших воспитанников.

Особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушением ОДА :

• двигательная нескоординированность;

• нарушения в соблюдении темпа движений;

• низкая работоспособность;

• повышенная утомляемость;

• отставание в физическом развитии;

• ограниченность определенных видов движений (в зависимости от диагноза);

• затруднения в освоении отдельных или основных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);

• затруднения в фиксации положения на определенное время;

У детей старшего дошкольного возраста:

• затруднения в соблюдении точности движений;

• низкий уровень развития некоторых физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости);

• затруднения в освоении определенных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);

• затруднения в принятии правильной осанки и фиксации положения туловища на определенное время;

• недостаточное развитие моторных функций пальцев рук;

• ограничение определенных видов движений (в зависимости от диагноза).

Вопрос физической реабилитации дошкольника в стенах дошкольного, а не лечебного учреждения очень актуален. Дошкольники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нуждаются в работе коррекционно-развивающего характера, в целенаправленном воздействии на коррекцию недостатков, которые могут привести к нарушению умственной работоспособности, вызвать трудности во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, в дальнейшем овладении познавательным опытом на этапе школьной ступени обучения.

Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания в дошкольном учреждении для детей с ОДА строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей.

Процесс коррекционного обучения и воспитания условно можно разделить на два этапа:

1 этап – формирование предпосылок для развития высших психических функций, что предполагает:

• профилактику и коррекцию двигательной сферы;

• стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности;

• развитие общей и ручной моторики;

• развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;

• обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;

• развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как, выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность, скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов, способность к концентрации и к распределению внимания;

• готовность к сотрудничеству со взрослым;

• стимуляцию речевого развития ребенка.

2 этап – формирование предпосылок к школьному обучению. На данном этапе коррекционно-педагогическая работа направлена на реализацию следующих задач:

• формирование чувства самоконтроля за правильным положением тела;

• развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;

• укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития и совершенствование двигательной сферы;

• развитие познавательной деятельности и формирование определенного запаса представлений об окружающем;

• целенаправленное формирование высших психических функций и предпосылок к школьному обучению;

• развитие речи и коммуникативной деятельности;

• формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется под руководством врача-ортопеда в тесной взаимосвязи с инструктором по физической культуре и плаванию, воспитателем, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, родителями воспитанников. Практически во всех видах образовательной деятельности в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушением ОДА. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от выраженности недостатков в развитии.

Педагоги в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, решает следующие группы задач:

• разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;

• укрепление мышечного корсета;

• формирование правильной осанки;

2. Коррекционно – развивающие:

• укрепление здоровья и повышение работоспособности детей с нарушением функций ОДА;

• развитие динамической координации и соразмерности движений;

• развитие статического равновесия;

• развитие пространственной ориентировки;

• развитие двигательного воображения и творчества, музыкального слуха и чувства ритма ребенка;

• формирование умений и навыков выразительных, грациозных движений и осознанного отношения к ним.

• формирование навыков выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;

• развитие умения переключаться от выполнения одних движений к другим;

• развитие самоконтроля при выполнении физических упражнений;

увеличение силовой выносливости мышц;

• снятие психологической напряженности и создание оптимистического настроения.

• выработка привычек здорового образа жизни;

• повышение приспособляемости и работоспособности органов и систем растущего организма;

• закаливание организма, профилактика простудных заболеваний;

• обеспечение пропорционального развития всех мышечных групп;

• формирование опорно-двигательного аппарата и воспитание правильной осанки

5. Нравственно – воспитательные

• воспитание гигиенических привычек и телесной рефлексии;

• воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности;

• поддержание интереса к двигательной деятельности;

• воспитание желания участвовать в организованных формах работы по физической культуре, совместно с другими детьми: подчинять свое поведение правилам в подвижных играх.

учащегося класса Ярославского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ №1»

Никифоровского района Тамбовской области

Мироненко Дмитрия Сергеевича, 01.09.2005 г.р.

Мироненко Дмитрий родился 1сентября 2005 г. Обучается в классе

Ярославского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ №1». В данном учебном заведении

обучается с 1 класса, с 2012 года. До школы посещал детский сад. Адрес проживания:

Никифоровский район, с. Ярославка, ул.Набережная, д.

Воспитывается в полной сем. Имеет младшего брата. Мать, Черникова Татьяна

Юрьевнаработает в ООО «Госстрах». Отчим, Черников Андрей Сергеевич, работает

КФХ «Попов» механизатором. Отношения в семье доброжелательные. Мать уделяет

много внимания Диме, постоянно интересуется его учёбой, поведением, часто бывает в

школе. Отношения с отчимом сложились. Андрей Сергеевич так же радуется успехам

Димы, переживает за его неудачи. Совместно проводят свободное время.

За время обучения в школе Дима зарекомендовал себя как ученик со слабым

способностями. При выполнении учебных заданий не сразу переключается с одного вида

деятельности на другой, не может спланировать свою деятельностьЧасто не выполняет

домашние задания, на уроках отвлекается. Учебная мотивация развита слабо. Не всегда

выполняет требования и рекомендации учителей.

По рекомендации областной психологомедикопедагогической комиссии

(коллегиальное заключение №от 14.04. 2014г. и № 2117 от 19.04.2016г.) в

настоящее время обучение и воспитание ребенка с ОВЗ осуществляется по

адаптированной образовательной программе основного общего образования для детей с

задержкой психического развития, т. к. Диме был поставлен диагноз «Нарушение

Успеваемость Димы низкая. На занятиях Диме тяжело сконцентрировать своё

внимание на учебной деятельности, проявить навыки самостоятельной работы. Дима не

всегда отвечает на вопросы учителя, так как не старается прослушать и запомнить

показывает слабые знания по русскому языку, математике, истории,

географии, немецкому языку и другим предметам. По математике ученик плохо знает

таблицу умножения, не умеет самостоятельно решать примеры, уравнения и задачи

Уровень самостоятельного владения вычислительными операциями крайне низокДима

слаб и в русском языке. Допускает очень много ошибок в диктантах, хотя словарный запас

его немал. Не знает правил правописания, не умеет давать полные ответы на вопросы и

связно рассказывать. Возникают трудности при написании под диктовку. При списывании

текста допускает ошибки. Письменные работы не всегда аккуратны. Читает хорошо.

Прочитанный текст всегда понимает. Пересказывает удовлетворительноВысказывать

мысль своими словами способен. Воображение развито на среднем уровне.

Почерк разборчивый, но написанное не всегда контролирует. В учебной

деятельности нуждается в организующей, планирующей помощи и одобрении учителя.

Знания по истории, биологии, географии очень скудные, так как дома Дима часто не

читает по устным предметам, довольствуясь тем, что услышал на уроке. С

самостоятельными работами не справляется. После работы над ошибками совместно с

учителем не всегда может выполнить подобные задания. Выполнение домашних заданий

осуществляется в неполном объеме. Рабочие тетради ведет неаккуратно.

На уроках труда и ИЗО занимается с переменным успехом, овладевает общетрудовыми и

учебными навыками. Рисовать любит и умеет. Передача формы и размеров изображаемых

предметов при рисовании, раскрашивание рисунка у мальчика не вызывают значительные

затруднения и помощи со стороны учителя. Всегда может выполнить поделку по образцу.

Работоспособность низкая; на уроке часто испытывает нежелание работать.

Внимание рассеянноес большим напряжением переключается с одного вида

деятельности на другой. Операции обобщения возможны только при постоянной

организующей и сопровождающей помощи взрослогоМожет выполнить простое задание

по образцу, однако, перенос знаний затруднен.

Самостоятельные действия часто отсутствуют. Объем памяти соответствует

условнопринятым возрастным нормам. На уроках мальчик не активен. Уровень

самостоятельности в учебной деятельности низкий. В классе выполняет задания только

под руководством учителя, а домашнее задание выполняет с помощью мамы. Однако,

минимальный уровень адаптированной программы Дима усваивает, текущие и четвертные

Взаимоотношения с классом складываются хорошо. Имеет друзей в классе.

друзей ограничен. Дима уверен в себе. Имеет собственное мнение, которое готов

отстаивать. Имеет общественное поручение, с которым справляется. Посещает многие

школьные кружки и секции. Дима предпочитает коллективные формы работы и отдыха.

Общителен. Всегда пребывает в хорошем настроении. Нарушений дисциплины на уроках

В школу приходит всегда чистым, опрятным, имеет все школьные принадлежности, но не

заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет их.

Классный руководитель : (Г.В.Попова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *