«Критерии современного урока. Анализ и самоанализ урока»

Модернизация образования созвучна словам
президента Н.А.Назарбаева: “Мы прекрасно
понимаем, что перспективы страны связаны не
только с нефтью и газом, не только с
промышленными гигантами, а с тем качеством
образования, которое мы сможем дать
подрастающему поколению”

В Законе РК “Об образовании” сказано, что
“государственный контроль за качеством
образования обеспечивается путем создания и
обеспечения функционирования национальной
системы оценки качества образования”

Психологическая составляющая процесса требует
от школы выпускника, обладающего такими
личностными и интеллектуальными качествами, как
инициативность, ответственность,
целеустремленность; наш выпускник должен уметь
принимать решения и обосновывать их
оптимальность и эффективность. Усиление
самостоятельности и активности самого школьника
в получении знаний заставляет пересмотреть
формы подачи учебного материала. Учителю легче и
быстрее объяснить учебный материал самому, он
четко и ясно, правильным литературным языком
сообщит те знания, которые учащемуся необходимо
усвоить. Но при этом знания остаются для
школьника “чужими”. Прослушанный материал
быстро стирается в памяти, и на его усвоение
необходимо потратить дополнительные усилия.

Поэтому на сегодняшнем этапе развития
современной школы от учителя требуется не только
умение доходчиво рассказать, поработать самому,
но и так смоделировать работу с учащимися, чтобы
они сами искали ответы на поставленные учителем
вопросы. Практика показывает, что знания,
самостоятельно добытые учащимися, более прочные,
чем при пассивном восприятии. Очень ценна
произвольная активность школьника в добывании
знании, именно она дает высокое качество за счет
осознанности и самостоятельности. А это, в свою
очередь, требует создания на уроке и внеурочное
время определенного психологического
микроклимата, доверительных, комфортных
отношений для каждого участника
образовательного процесса.

Реализация идей подготовки к ПГК возможно в
условиях использования в сфере образования
перспективных форм, методов, средств
обучения.Важное значение при подготовке к
промежуточному государственному контролю имеет
вариативность и дифференцированность заданий,
которые позволяют организовать глубокое и
всестороннее повторение лингвистического
материала, а также позволяют отработать
разнообразные умения и навыки с учетом
индивидуальных особенностей каждого школьника.
А способами достижения необходимого уровня
знаний учащихся являются:

  • Проявление творческих способностей
  • Участие в различных тестовых заданиях и
    тезаурусах
  • Самостоятельный анализ своей деятельности
  • Совместная коррекционная работа с
    учителем-предметником.

В коррекционной совместной работе учителю
помогает отслеживатьдинамику знаний
индивидуальная карта орфографических,
пунктуационных ошибок, ошибок в грамматическом
задании учащегося.

Наряду со всем этим мы узнаем какие факторы
влияют на слабый результат учащегося. Это
недостаточная база знаний, неуверенность в своих
знаниях, пробелы по отдельным темам, угадывание
ответов.

Исходя из этого эффективно использовать в
подготовке к промежуточному государственному
конотролю систему тестов различного назначения,
что позволяет получить достоверную и
оперативную информацию об уровне усвоения
знаний, достигнутом каждым учащимся. Система
включает тесты следующих видов:

«Критерии современного урока. Анализ и самоанализ урока»

Итоговый контроль уровня усвоения учебных
знаний лишь констатирует определенный
результат, но не дает способа достижения
учащимися необходимого уровня знаний. Базовые,
диагностические, тематические тесты
предназначены для проведения учащегося “по
лестнице деятельности”.

В ходе подготовки к ПГК для восприятия
материала и для функционирования понятийного
аппарата у учащихся удобен такой контроль знаний
как тезаурус по разделам русского языка, за курс
5-9 классов. По данной форме работы учащийся
должен уметь дать правильное определение.
Например, тезаурус по разделу “Фонетика”

1. Звуки речи – это:. (буквы, из которых состоят
слова)

2. Алфавит – это::(буквы, расположенные в
определенной последовательности)

3. Гласные звуки – это :. (звуки, при образовании
которых воздух свободно проходит через полость
рта, не встречая какой-либо преграды)

4. Согласные звуки – это:. (звук, при
произношении которого во рту создается
препятствие) и т.д.

Такой вид деятельности позволяет учителю
выявить объем знаний учащихся по разделам
русского языка и ликвидировать пробелы. Заметим,
что задания подобного типа хорошо
воспринимаются девятиклассниками, вызывают у
них особый интерес.

Основным критерием оценки эффективности
современного урока является конечный результат
– достигнута ли его цель или нет, что усвоили и
как усвоили учащиеся, какие конкретные умения
отработаны на данном уроке. Поиски рациональных
методов проверки знаний, умений и навыков
учащихся приводят нас, учителей к использованию
при опросе различных видов контроля, которые
дают показатели результатов обучения.

В практике эффективно использовать при опросе
такие приемы проверки усвоения материала, как
сигнальные карточки, перфокарты, перфоконверты,
карточки контроля. Этот вид контроля
одновременно используется в качестве
углубляющих и закрепляющих знания и умения
школьников.

Материал, чтобы сохранился в долговременной
памяти, можно сгруппировать особым образом: в
схемах, в таблицах и алгоритмах. На уроках,
завершающих изучение темы, а также обобщения и
систематизации изученного рекомендуется
использовать такую форму индивидуального
опроса, как самостоятельное составление таблиц,
схем классификационного характера.

После проверки правильности выполнения
задания учащимся дается задание дописать в
таблицы примеры. Использование таблиц
обобщающего характера при опросе особенно
эффективно на уроках и внеурочное время.

Схема классификационного характера:

Между подлежащим и сказуемым в простом
предложении ставится тире, если главные члены
предложения выражены
:

Проверка знаний школьников путем составления
таблиц и схем обобщающего характера имеет
большое значение, так как способствует развитию
логического, абстрактного мышления, умения
обобщать и приводить в систему изученное,
анализировать и сопоставлять, находить в
сравниваемых явлениях общее и различие. Опрос с
применением таблиц может быть
дифференцированным в зависимости от уровня
языковой подготовки школьников: слабоуспевающие
ученики могут заполнить своими примерами правую
сторону таблицы, сильные – самостоятельно
составить таблицу.

Роль имени прилагательного в предложении

Слабоуспевающие ученики при выполнении
задания могут пользоваться записанными ранее в
теоретической тетради для опорных схем и
конспектов обобщающими таблицами или
карточками-информаторами. Например:

Правописание е – и в окончаниях
существительных единственного числа

Предложенная форма подачи материала позволяет
в подготовке к промежуточному государственному
контролю систематизировать знания, быстрее
запоминать материал, облегчает процесс
понимания сложных понятий и определений.

Цель: определить основные особенности
современного урока и условия его успешного
проведения.

Форма проведения: технология
деятельностного метода.

Для проведения педсовета участники делятся на 4
группы так, чтобы в группе были учителя,
преподающие разные предметы.

Ситуация современного урока – это ситуация
расставания с уроком строгим, привычным, каждый
элемент которого регламентирован, с точным
объёмом учебного материала, постоянными
ритуалами и правилами Современный урок – это урок
свободный, характеристики которого рождаются по
велению времени и благодаря усилиям педагога.

Сегодня этот урок малоизучен, его технологии
только апробируются.

Почему же появилась необходимость нового
урока, новых технологий, нового подхода к ученику
и содержанию обучения? 

Тема сегодняшнего педсовета “Критерии
эффективности современного урока”. Тема эта
стоит всё острее, т.к. меняются требования
общества к жизни, к себе, к учителю, смещаются
приоритетные ценности, т.е. всё то, от чего
зависит будущее этого самого общества.

Сегодняшний педсовет мне хочется начать
словами человека, который считается ярым
реакционером и консерватором, человека, которого
ненавидели вольнодумцы всех времён – словами
обер-прокурора Синода Константина Петровича
Победоносцева. В самом конце XIX века он написал,
на мой взгляд, блестящую работу о школе, работу,
которая никогда не была опубликована, работу,
которая вскрывает многие проблемы школы
современной, и саму её суть.

“Учитель есть самая сущность школы и без
учителя никакая школа немыслима, учитель должен
быть создан для школы.

Учитель и его инструмент – урок – вот основа
старой и новой концепции школы. Именно в наши
руки отдан великий инструмент обучения – урок.

Сегодня современный урок имеет несколько иные
приоритеты в своих признаках, целях и задачах,
потому что у общества иные требования к ученику.

Сегодня от выпускника школы ожидают не только
умения адаптироваться к реальности, но и
осуществлять свои собственные замыслы.

Надобно приобрести задатки действительного
знания и вынести из школы и желание и способность
дальше воспитывать его в себе,- написал ещё в XIX
веке К.П. Победоносцев

В связи с этим во главу угла на уроке встаёт
индивидуальность ученика, осмысленность и
осознанность его действия на уроке, наличие
равенства учителя и ученика. И даже больше –
главным на уроке стал ученик, а учитель только
организатор его процесса познания. Сегодня наша
задача не вложить любыми способами учебный
материал в голову ученика, а научить его находить
знания, выработать у него устойчивую мотивацию
на приобретение знаний, навыков и умений.

В конце XIX века Константин Петрович
Победоносцев сказал: Обычно у нас, к сожалению,
только внешнее: “ум ученика представляется как
бы комодом со множеством ящиков и уголков,
которые требуется все наполнить фактами,
предполагается, что они останутся в уме навсегда
и что каждое помещение служит их хранилищем, из
которого можно извлечь когда угодно нужное
знание. Но пройдёт немного времени и все эти
знания пропадут бесследно, потому что знание
было механическое, а не жизненное”.

И всё-таки – урок – это такая форма организации
процесса обучения, в которой получение
информации является главным. Практически все
наши методики нацелены на усвоение содержания
обучения. Но усваивается только то, чем ученик
овладевает как субъект (делатель) учебной
деятельности, действуя осмысленно и осознанно.

А значит, ученик должен каждый урок понимать,
что он будет делать и зачем ему это надо.

И опять обратимся к словам обер-прокурора: “Мы
склонны приписывать действенную силу методике
обучения. Но применение той или другой методики
может иметь лишь одно механическое действие,
если ученик не понимает, зачем ему тот или другой
урок”.

Заставить ученика учиться можно лишь тогда,
когда он начинает понимать, для чего он учится: в
этом смысле настоящее учение состоит в том, что
ученик приводится к знанию. Для этого добрый
учитель обращается к двум душевным качествам, на
которых утверждается любое знание: к
любознательности и к наблюдательности.

Повторюсь, поскольку сейчас ученик стал
субъектом урока крайне важна осознанность его
действий.

Осознанность действий начинается на уроке с
этапа выбора целей.

А поэтому ученику лучше проявить инициативу
уже при определении целей и задач урока, плана
действий на уроке.

К сожалению, сейчас ценности в содержании
образования уходят на дальний план и очень часто
оказываются оторваны от системы жизненных
ценностей. А ученик в нашем понимании просто
обязан их усваивать и считать важным то, что
таковым для него не является.

Учителям предлагается определить причины
нежелания учиться и пути преодоления их
(на
работу дается 10 минут, а затем каждая группа
предлагает итоги своей работы).

  • перегрузка;
  • телевидение.

Что же делать?

Сделать учебную ситуацию мотивированной, т.е.
надо минимизировать основные причины нежелания
учиться и активизировать желание учиться.

Почему современный ученик не хочет учиться?

Перегрузка – одна из самых важных причин
нежелания учиться: и действительно объем
информации всё возрастает.

Парадокс в том, что никто и никогда не
подсчитывал: а достаточно ли отведённого по
учебному плану времени для усвоения заданного в
учебнике материала?

Последние расчёты показали чудовищную
перегрузку почти по всем предметам.

1. Физиологическая безопасность:

  • проветренный класс,
  • хорошее освещение,
  • достаточная кубатура,
  • сытость,
  • выспавшиеся,
  • здоровые.

2. Психологическая безопасность:

  • потребность в принятии,
  • уменьшение страха и стресса.

По данным исследований, у 60% учащихся ведущим
мотивом прихода в школу является мотив страха.
Ребята учатся не потому, что хотят учиться, а во
избежание множества неприятностей. Много
страхов из-за неудовлетворительной оценки. И
здесь поможет технология положительной обратной
связи. При оценке знаний + – – -+.

Другой наш бич – инфантильность детей.

Эрозия внимания, хроническая рассеянность и
гиперактивность – всё это проявление
определённой инфантильности сегодняшних детей.

Циклы внимания представляют
последовательность: 90-110 минут активной
деятельности, 10-20 минут снижение внимания.
Бесполезно нагружать класс, если большинство
учащихся на минимуме внимания, особенно на
уроках повторения, обобщения, закрепления.

Задания учителям: определить основные
особенности урока, которые необходимо учитывать
при его подготовке
(на работу дается 10 минут,
а затем каждая группа предлагает итоги своей
работы).

Что же делать? Всеми доступными способами
поддерживать внимание ученика.

Охотнее всего мы делаем то, к чему чувствуем
свою готовность, это нормальное человеческое
чувство – проявить себя в том, к чему мы
чувствуем себя готовыми. Утверждают, что есть
такие виды деятельности, которые учащийся вообще
никогда не сможет усвоить (творческие,
спортивные действия.)

Учёные считают, в ходе учебного процесса в
мозгу учащегося происходит интуитивное
сопоставление его возможностей и требований
учебного предмета. В случае положительного для
себя сигнала возникает потребность учения и
работает учебная мотивация. В случае
отрицательного сигнала учащийся стремится
избежать изучения данного предмета,
предвосхищая возможность неприятных ощущений.
Таким образом на уроке материал должен быть
построен так, чтобы удовлетворять разные виды
восприятия:

  • кинестетики,
  • визуалы,

разным видам способностей:

  • рациональные,
  • эмоциональные,
  • интуитивные,
  • деятельностные.

Главной задачей обновляющейся современной
школы является не столько приобретение прочных
базовых знаний, сколько обучение механизмам
самоорганизации собственной деятельности,
поиску и добыванию знаний. Без мотивации
действий мы не сможем добиться нужного
результата, а психологи всё чаще говорят о
Мотивационном кризисе.

Почему? Колоссальная избыточность материала.

Отсутствие уверенности в собственной
психологической безопасности.

Есть “кнут”, мало “пряников”.

В классе сидят дети с разными способностями.

Сегодня учитель вынужден значительное время
уделять пробуждению желания познавать. В
условиях избыточной информации, когда у детей
начинают действовать механизмы защиты по
отношению к учебному материалу, в котором
конкретной пользы для себя они не видят, нам
необходимо научиться убеждать ребят в
актуальности и полезности предлагаемого
учебного материала. Как это сделать?

Задание: определить способы убеждения
актуальности знаний по предмету.

При подготовке к уроку необходимо понимать, что
показать актуальность и важность знаний можно
следующими способами:

  • возбудить интерес,
  • пробудить желание,
  • побудить к действию,
  • придумать изюминку урока,
  • урок должен удивлять.

Каждый урок должен содержать что-то, что
вызовет удивление, изумление, восторг. Это может
быть интересный факт, неожиданное открытие,
красивый опыт, нестандартный подход.

Главное здесь – создание условий для
свободных, самостоятельных, ответственных и
инициативных действий учащихся: Надо давать
возможность проявлять:

– быстроту, гибкость переключения с одного
способа действий на другой,

– способность действовать с полной затратой
усилий,

– способность доводить начатое до конца,

– способность удерживать отдаленную цель.

Как это сделать?:

– смена деятельности,

– парадоксальность заданий,

Соблюдение принципа контрастности.

Обращение к личному жизненному опыту.)

Дифференциация материала и способов действия в
соответствии со способностями учащихся.

Что же является основой, базой проектирования
современного учебного процесса и как его
составляющей – урока?

Основные компоненты урока:

1. Содержательно-целевой Что и зачем?

2. Организационно-практический Как?

3. Контрольно-оценочный Что в итоге?

Цель – это результат, к которому надо прийти,
усвоение знаний, умений, навыков. Если учитель
ставит перед собой цель урока, не посвящая в неё
учеников, он превращает их в материал. Средство
достижения своих целей , а они не всегда
совпадают с целями учеников.

Как победить негативное отношение ученика
перед отметкой?

Что в итоге? 60% учеников испытывают страх перед
отметкой.

  • диагностики,
  • констатации,
  • стимулирования а также функция,
  • регулятивная (воспитательный процесс со
    стороны родителей).

Нужно отметить, что молчаливая цифра мало что
может сказать родителям, однако может вызвать
гневную реакцию, если не соответствует их
ожиданиям.

Как её организовать:

  • взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка,
  • самостоятельный выбор заданий по уровню
    сложности,
  • сопоставление индивидуальных ответов,
  • работа под копирку,
  • работа без ошибок, но с отметкой,
  • работа без отметки, но с ошибками,
  • работа без отметки и без ошибок, только с
    пометами учителя
  • комментарий учащихся,
  • “чистая доска” – всё, что надо запомнить,
    написано на доске. По мере работы стирается часть
    материала, а устно восстанавливаются пустоты.
  • выбор вопроса,
  • договор в начале четверти с заявкой на итоговую
    оценку.

 Решение педагогического совета по теме
“Критерии современного урока”

1. Неукоснительно использовать в работе
системные требования к современному уроку,
озвученные на педагогическом совете в течение
года

2. МО учителей-предметников провести семинары:

– Правила составления поурочного плана – январь
2010.

– Самоанализ урока – март 2010.

3. На МО учителей-предметников заслушать отчёты
учителей о самообразовании по вопросу
организации урока – апрель 2010.

4. Провести Панораму современных уроков – февраль
2010.

5. Зам директора при посещении урока
заслушивать самоанализ урока и осуществлять его
системный анализ постоянно.

Что значит слово «эффективность»?

Критерии эффективного урока.

Современные требования возможно рассмотреть сквозь призму эффективности урока.

Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.

  1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика течение всего урока.

Известно, что в школе учащиеся наиболее активны на уроках трудового обучения, иностранного языка, физкультуры, во время проведения практических и контрольных работ. На всех остальных уроках комбинированного типа активность учащихся остаётся очень низкой. Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока.

  1. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

  1. Мотивация познавательной деятельности на уроке.

  2. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.

6. Достижение целей урока.

«Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.

От чего зависит эффективность уроков.

Подготовка учителя к уроку.

При подготовке и планировании урока учитель осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи.

Учитывает особенности класса:

* уровень успеваемости,

* отношение к предмету,

* темп работы,

* подготовленность учащихся,

* отношение к дисциплине,

* индивидуальные особенности.

Учитывает свои особенности:

настроение, тип нервной деятельности, коммуникативность, эмоциональность, уверенность в своих знаниях, профессиональная компетентность, умение импровизировать, умение организовать, умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства.

Соблюдать правила, обеспечивающие успешное проведение урока:

– определить место урока в теме, темы в годовом курсе;

– выделить общую задачу урока;

– посмотреть учебную программу, учебную литературу;

– восстановить в памяти материал учебника;

– отобрать опорные знания;

– выделить главную идею урока;

– отобрать содержание урока, методы, способы изучения, закрепления материала;

– чётко и ясно ставить задачи перед учениками;

– следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование;

– экономить время;

– поддерживать темп, посильный для большинства.

У каждого учителя свои методические подходы, методические приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки.

Способы, формы и виды

организации эффективного урока.

Виды организации деятельности учащихся на уроке:

Типология и структура современного урока.

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.

Примерная типология уроков в современной школе:

–          –          урок усвоения новых знаний;

–          –          урок усвоения навыков и умений;

–          –          урок комплексного применения знаний;

–          –          урок обобщения и систематизации знаний;

–          –          урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.

Типы и виды уроков.

1. 1. уроки-лекции (практически – это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы) ;

2. 2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);

3. 3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);

4. 4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:

–       –       повторение пройденного – воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.

–       –       освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.

–       –       отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего – решение задач по новому материалу);

–       –       выдача домашнего задания.

Методы и приёмы на уроке, способствующие

проведению эффективного урока.

 Метод – способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.

Классификация методов обучения.

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Более подробно остановимся на этой классификации.

Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги  Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.  выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение  это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Беседа. Беседа  диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”.

В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:

– активизирует учащихся;

– развивает их память и речь;

– делает открытыми знания учащихся;

– имеет большую воспитательную силу;

– является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

– требует много времени;

– содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

– необходим запас знаний.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция. Лекция  монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Работа с учебником и книгой  важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

Конспектирование  краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

– Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

– Тезирование  краткое изложение основных мыслей прочтенного.

– Цитирование  дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

– Аннотирование  краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

– Рецензирование  написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

– Составление справки  сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.

– Составление формально-логической модели  словесно-схематического изображения прочитанного.

– Составление тематического тезауруса  упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

– Составление матрицы идей  сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.

Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.

Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Лабораторные работы  это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.

Какие бывают цели и

что такое результат эффективного урока?

Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Общая цель может дробиться на отдельные задачи. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний.

Цель образовательная – «что?»

Цель развивающая – «как?»

Цель обучающая, воспитывающая.

Цель должна быть посильной, диагностичной (проверяемой в измеряемых показателях), адекватной ресурсам и соотнесённой с возрастными и психологическими особенностями учеников»

Каждый этап урока может иметь свою цель.

Учитель ставит цель: для себя (программа-максимум)

для детей (программа-минимум)

При постановке целей следует обращать внимание на следующее:

  • воздействие на эмоции и чувства

  • применение учащимися знаний на практике

  • развитие способностей учащихся

  • интеллектуальные способности учащихся

  • совокупность решений множества задач

Результат – это:

– конечный продукт

– достижение целей

– выполнение поставленных задач

– использование знаний в новых ситуациях

– использование знаний в жизни

– содержание урока – это ступенька к результату

-правильный подбор методов и приёмов – это результат

– качество знаний и умений

– саморазвитие, самообучение, самообразование.

Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно:

А) знания предмета б) культуры общения в) любви к детям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *