Курс 2.1. Психолого-педагогические программы для повышения профессионального мастерства (11 модулей для доп. образования, социальных работников, по работе с приемными детьми, домашних педагогов,преподавателя, педагога по подготовке водителей)

ДЛЯ КОГО КУРС?

Методисты в системе дошкольного образования; воспитатели, старшие воспитатели, коррекционные педагоги, руководители  ДОО; педагоги центров развития ребенка; практические психологи, логопеды; музыкальные руководители и специалисты в области физического развития дошкольников, а также преподаватели, ведущие индивидуальные и групповые занятия с детьми по подготовке к школе.

Уважаемые студенты, преподаватели, родители/законные представители!

Мы подготовили для вас несколько рекомендаций, советов для того, чтобы вы легче переживали возникающие трудности. Важно помнить, что переживание трудностей – норма, главное научиться правильно справляться с ними!

Курс 2.1. Психолого-педагогические программы для повышения профессионального мастерства (11 модулей для доп. образования, социальных работников, по работе с приемными детьми, домашних педагогов,преподавателя, педагога по подготовке водителей)

Курс 2.1. Психолого-педагогические программы для повышения профессионального мастерства (11 модулей для доп. образования, социальных работников, по работе с приемными детьми, домашних педагогов,преподавателя, педагога по подготовке водителей)

Курс 2.1. Психолого-педагогические программы для повышения профессионального мастерства (11 модулей для доп. образования, социальных работников, по работе с приемными детьми, домашних педагогов,преподавателя, педагога по подготовке водителей)

График работы психолого-педагогической службы

– Пт. с 8:30 до 16:00 (каб. 2-12)

Положение о психолого-педагогической службе (. pdf)

МГПУ совместно с Издательством «Линка-Пресс» запускает программу повышения квалификации «Методика психолого-педагогической работы в ДОО по общеобразовательной программе дошкольного образования: «Диалог. Переход в парциальность. Концепт и технологии».

Программа представляет авторскую метаобразовательную технологию в областях: «Речевое развитие», «Пропедевтика грамотности», «Математическая линия», «Театр у дошкольников», «Пространственное моделирование», физическое развитие.

График занятий: 25, 26, 28-30 марта

Обращаем внимание! Применение данных технологий педагогами и специалистами садов, работающих по другим комплексным общеобразовательным программам, — возможно. Как и включение в рабочую программу детского сада конкретных разделов программы «Диалог» (в частности, раздела «Речевое развитие») в качестве парциальных программ.

Методика разработки программ психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании

Психолого-педагогическое сопровождение – целенаправленный процесс, требующий участия всех субъектов образовательной деятельности. Для того, чтобы скоординировать действия всех участников образовательного процесса, сделать их осмысленными и упорядоченными, необходимо разработать соответствующую программу.

Программы психолого-педагогического сопровождения в системе дополнительного образования реализуются на различных уровнях:

  • -уровень образовательного учреждения (в разработке данной программы принимают участие все субъекты образовательного процесса – администрация, все педагогические работники, дети, родители; общую координацию деятельности по разработке программы осуществляет руководитель организации);
  • -уровень образовательного объединения (разработка программы данного уровня осуществляется педагогом – руководителем объединения, с обязательным привлечением детей и родителей);
  • -уровень отдельного ребенка (разработка программ индивидуальной образовательной деятельности осуществляется педагогом дополнительного образования совместно с родителями и ребенком в ходе продумывания наиболее эффективных путей и средств развития творческого потенциала и социально-профессионального самоопределения учащегося).

Независимо от уровня реализации программ психологопедагогического сопровождения детей, основной их целью в условиях дополнительного образования является оказание комплексной помощи и поддержки в развитии способностей каждого ребенка, его индивидуальности и личности.

Необходимость разработки такой программы, с одной стороны, обусловлена требованиями современных нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс, а с другой, – связана с потребностями участников образовательного процесса осуществлять деятельность максимально эффективно и системно.

Наиболее важными аспектами, которые отражены в программе и обеспечивают эффективность психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании, являются:

  • – получение полной, исчерпывающей информации о ребенке и других участниках образовательного процесса (индивидуальных особенностях, уровне развития творческих способностей, социальном статусе, профессиональной направленности и т.п.);
  • – овладение различными видами анализа, позволяющими качественно обработать информацию и использовать ее в соответствии с целями и принципами психолого-педагогического сопровождения;
  • – подбор эффективных технологий, форм и методов организации деятельности в конкретном образовательном объединении;
  • – раскрытие и эффективная реализация творческого потенциала каждого ребенка, создание условий для формирования внутренней мотивации участия в деятельности образовательной организации;
  • – привлечение родителей к решению проблем ребенка, оказание помощи в его развитии;
  • – введение эффективной системы отслеживания результатов образовательной деятельности учреждения ДО.

Логика разработки программы психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании может быть представлена следующими этапами.

Направление подготовки: 44. 02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль): Психология и педагогика инклюзивного образования

Программа направлена на подготовку профессиональных кадров для работы в сфере инклюзивного образования. Инклюзивное образование подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся (воспитывающихся) в общеобразовательных организациях совместно со своими сверстниками. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, но в то же время обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В 2020 г. в Новосибирской области насчитывается около 32 тысяч детей с ОВЗ, в том числе 7 500 – это дети-инвалиды. В Новосибирской области 70 % детей с ОВЗ обучаются инклюзивно. Концепцией развития инклюзивного образования охвачены все уровни образования – от дошкольного до профессионального.

Длительность обучения – 2 года 5 месяцев (заочная форма).

Цель программы – подготовить магистра к деятельности, требующей углубленной фундаментальной профессиональной подготовки в области психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса, оказания психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Что я буду изучать?
Учебный план имеет модульную структуру:

  • «Методология исследования в образовании»
  • «Профессиональная коммуникация»
  • «Теоретические основы профессиональной деятельности педагога-психолога в образовании» («Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»,»Основы дифференциальной психологической диагностики»)
  • «Теоретические основы инклюзивного образования» («Инклюзивное образование в современном мире», «Нормативно-правовые и экономические основы инклюзивного образования», «Детский аутизм: диагностика и коррекционная помощь»)
  • «Практика реализации инклюзивного образования» («Проектирование программ профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях инклюзивного образования», «Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья». «Психолого-педагогические технологии инклюзивного образования»)

Содержание магистерской программы ориентировано на формирование профессиональных компетенций:

  • способность к планированию и проведению научных исследований в области инклюзивного образования;
  • способность проводить психолого-педагогическую диагностику субъектов инклюзивного образовательного процесса;
  • способность осуществлять коррекционно-развивающую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • способность проводить психологическое просвещение, психологическое консультирование и психологическую профилактику субъектов образовательного процесса в области инклюзивного образования.
  • В реализации магистерской программы участвуют высококвалифицированные научно-педагогические кадры, чей авторитет и научная репутация признаны профессиональным сообществом и достигнуты высоким уровнем исследований в области инклюзивного образования.
  • Активная научно-исследовательская работа, в том числе – при выполнении магистерской диссертации на базе научно-образовательного центра «Инклюзивное образование». Проблему исследования выбирает сам обучающийся, поэтому она имеет личностную значимость и собственный опыт включенности в ее решение, содержит уникальность и авторскую позицию, что обеспечивает высокое качество выпускных квалификационных работ.
  • Обучающиеся участвуют в разнообразных формах организации профессионального взаимодействия: ежегодных всероссийских научных школах с международным участием по проблемам инклюзивного образования, в международных форумах, проектных сессиях, научно-практических конференциях и т.д.
  • В образовательном процессе реализуются личностно-ориентированные технологии. При организации контактной работы с магистрантами в условиях традиционной лекционно-семинарской формы организации обучения приоритет отдан интерактивным методам обучения, поэтому применяются диалоговые лекции, дискуссии, кейс-стади (анализ конкретных ситуаций), метод проектов; практические занятия проходят в таких формах как баркемп, воркшоп, мастер-класс, круглый стол, проектная сессия и других.
  • Высокий уровень подготовки обеспечен преемственностью основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, сочетанием традиций по подготовке специалистов по психолого-педагогическому направлению с новейшими образовательными технологиями.
  • Созданы современная инфраструктура и материально-техническое обеспечение для реализации магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования.

Где я буду работать?
Перспективы трудоустройства выпускника будут иметь несомненные конкурентные преимущества. Возможные наименования должностей: руководитель инклюзивной образовательной организации, руководитель или сотрудник психологического центра, руководитель или сотрудник психолого-медико-педагогической комиссии, психолог, педагог-психолог, психолог образовательной организации, осуществляющий психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования.

Внимание на курсы скидки от 20 до 62%

72 часа-2100 руб и 144 часа-5500 руб для физических лиц

Уважаемые слушатели курсов, мы рады предложить вам модули курса 2. “Психолого-педагогические и учебно-методические аспекты деятельности” :

Курс 2.1. Психолого-педагогические программы для повышения профессионального мастерства (11 модулей для доп. образования, социальных работников, по работе с приемными детьми, домашних педагогов,преподавателя, педагога по подготовке водителей)

Для кого курс: учителей, педагогов, преподавателей, воспитателей, психологов, педагогов доп. образования и других специалистов сферы образования, профессиональной деятельности, социальных работников и других специалистов сферы деятельности “человек-человек”.

Цель курса – освоение слушателями компетенции в области интеграции основ психолого-педагогических знаний в процесс своей профессиональной деятельности и взаимодействия с коллегами, клиентами, пациентами, учениками и др. участниками взаимодействия на рабочем месте, необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

· знание процесса развития психолого-педагогической науки, представление о методах исследования; овладение понятийным аппаратом психолого-педагогического знания, способствующего содержательному взаимодействию человека в сфере социальных и профессиональных отношений; понимание сущности сознания и самосознания, представление об естественнонаучной природе психики, соотношении биологических и социальных факторов, обуславливающих становление личности, о роли мотивационно-потребностных установок и волевых качеств поведения и деятельности личности; знание психолого-педагогических аспектов обучения, воспитания, развития личности и учет их в личной и профессиональной деятельности; приобретение опыта психолого-педагогического анализа учебных и профессиональных проблемных ситуаций.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

· основные категории и понятия психологической и педагогической наук;

· предмет и методы психологии и педагогики, место психологии и педагогики в системе наук и их основные отрасли;

· основные этапы развития психологии и педагогики, содержание современных теоретических концепций, основные научные школы, сведения о жизни выдающихся педагогов и психологов;

· объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

· содержание, принципы, формы, методы педагогической деятельности

· природу психики, основные механизмы ее развития, соотношение сознания и бессознательного;

· методы психолого-педагогического изучения личности и коллектива;

· методы психической регуляции эмоций и поведения;

· способы самоорганизации учебно-познавательной деятельности.

· проектировать собственное саморазвитие;

· анализировать психологические особенности личности (темперамент, характер, способности, направленность), интерпретировать собственное психическое состояние;

· использовать методы психической саморегуляции психических функций в различных условиях жизнедеятельности;

· использовать методы воспитательной работы с производственным персоналом, с собственными детьми;

· самостоятельно приобретать новые знания: находить необходимую информацию, анализировать ее, обрабатывать и выступать перед аудиторией.

Последнее изменение: Среда, 12 Январь 2022, 15:51

Общие основы психолого-педагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования

Анализ литературных источников показал, что психолого- педагогическое сопровождение (ППС) можно рассматривать в нескольких аспектах:

  • – как профессиональную деятельность педагога дополнительного образования, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном развитии ребенка;
  • – как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребенку сделать нравственный самостоятельный выбор при решении им жизненных задач;
  • – как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;
  • – как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога дополнительного образования по обеспечению образовательных и жизненных достижений детей;
  • – как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов дополнительного образования: целевого, содержательного, процессуального и результативного.

Можно выделить три группы целей психолого-

педагогического сопровождения.

Идеальная цель – развитие всех индивидуальных сфер ребенка (мотивационной, когнитивной, эмоциональной, волевой, действеннопрактической, сферы саморегуляции, экзистенциальной).

Идеальная цель конкретизируется в персонифицированной цели – достижение ребенком оптимальных для него жизненных результатов, более высокого уровня образованности и развития индивидуальности.

Процессуальной целью является отражение в педагогических средствах актуальных потребностей ребенка, на основе которых он может успешно решать жизненные и образовательные задачи.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка всегда персонифицировано и направлено на конкретною ребенка, даже если педагог работает с группой.

Субъектами психолого-педагогического сопровождения ребенка в дополнительном образовании являются:

педагог дополнительного образования;

организатор детского объединения;

специалисты учреждений дополнительного образования;

родители и родственники ребенка.

Субъектом психолого-педагогического сопровождения является и сам ребенок, который имеет свой жизненный опыт взаимодействия со взрослыми, другими детьми, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его развития.

ним, заключающуюся в организации взаимодействия с ребенком с учетом «зоны ближайшего развития». Такая позиция характеризуется следующим:

осознанием стратегической цели – формирование способностей, развитие индивидуальных сфер ребенка с опорой на собственные ресурсы;

ситуативные педагогические воздействия подчинены стратегической цели;

вариативность телесных и словесных реакций в ответ на разнообразие детских проявлений, гибкость поведения;

педагогическое и психологическое воздействия выстраиваются на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка;

терпимость и принятие разнообразных форм детского поведения, которое рассматривается как естественная природа ребенка, требующая оформления и организации;

владение знаниями о детской возрастной психологии, о кризисах развития;

действия педагога направлены на поддержание дружеских, партнерских отношений, позволяющих обеспечить ребенку поддержку в становлении самостоятельности;

Прежде всего кратко охарактеризуем целевые функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в любой системе образования, в том числе и в дополнительном образовании.

Целевые функции отражают содержание педагогических задач. Поэтому первой и важнейшей является развивающая функция, реализация которой предполагает оказание целенаправленного влияния на развитие ребенка, его индивидуальной образовательной деятельности. Субъекты социально-педагогического сопровождения, реализуя цели данного процесса, призваны заботиться, прежде всего, о развитии личности, всех сфер индивидуальности ребенка. В этом смысле развивающая функция является основной, гак как соответствует смыслу любой гуманистически направленной педагогической деятельности.

Реализацией развивающей функции является создание педагогами ситуаций развития, которые способствуют появлению новообразований в его личностных качествах и раскрытию его потенциалов, отражающих его индивидуальность. Более подробно о реализации такой функции говорится в разделе 1. этой книги.

Тесно связана с развивающей функцией функция психологопедагогической поддержки.

Психолого-педагогическая поддержка – это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем) (О. Газман).

Необходимо поддержать ребенка в поиске решения проблем, возникших у него в процессе развития, образования и самообразования, а не решать их за него. Реализация функции психолого-педагогической поддержки предполагает опору на наличные силы и потенциальные возможности ребенка, веру педагога в эти возможности.

В процессе реализации такой функции субъекты сопровождения помогают ребенку своевременно выявить его личностную проблему, осознать ее причины и вместе с ним осуществляют поиск вариантов решения проблемы и анализ последствий этих решений на основе имеющегося у ребенка социального опыта (см. подробнее раздел 1. данной книги).

Реализация функции поддержки пересекается с функцией психолого-педагогической помощи.

Под психолого-педагогической помощью понимается реальное содействие ребенку в преодолении возникающих у него трудностей. Это могут быть трудности в выполнении сложной работы, разрешении конфликтной ситуации с педагогом, со сверстниками, родителями, затруднения при выполнении ребенком какого – то поручения, трудности в достижении жизненных и образовательных целей и др.

Реализация данной функции предполагает выявление погребно- сти ребенка в психолого-педагогической помощи, определение меры этой помощи (степени вмешательства), оказания помощи как через действия ребенка, так и через действия педагогов, специалистов, друзей и одноклассников, взрослых.

Помощь может быть предложена (именно предложена, а не навязана) в различных формах: консультации, привлечение опрсделенных лиц для оказания помощи детям, совместная деятельность с ребенком.

Следующей функцией ППС является фасилитация (облегчение) развития и действий ребенка в новых для него ситуациях. У ребенка чаще всего возникают трудности в тех ситуациях, которые являются для него новыми, например, выполнение нового вида работы, освоение более сложной роли (например, консультанта), решение более сложной, чем ранее, задачи, чтобы приблизиться к намеченной образовательной или профессиональной цели. Реализация этой функции ППС обеспечивает адекватный выбор ребенком своих действий в новых, ранее неизвестных ему условиях и предполагает совместный с ребенком анализ новой ситуации, определение его отношений к ней, поиск вместе с ним способов действий и поведения.

Также необходимо говорить о реализации коррекционной функции психолого-педагогического сопровождения развития и индивидуальной образовательной деятельности ребенка. Ее реализация предполагает направленность педагогических действий на определенные изменения в достижениях ребенка, мотивах его поведения и учебной деятельности, существенно влияющих на его поступки и поведение.

Прежде всего, речь идет о детях, потерявших уверенность в себе, имеющих проблемы в знаниях, отклонения в интеллектуальном развитии, отставание в учебе, склонных к девиантному и деликвентному поведению. В этом случае педагоги призваны на основе реализации всех вышеназванных функций скорректировать отношение ребенка к учебе, своим результатам деятельности, жизненным целям и планам, окружающему миру, изменить стереотипные для него нормы поведения, сделать его поступки более осмысленными и самостоятельными и т.

Наряду с общими функциями психолого-педагогического сопровождения ребенка следует выделить специфические, особенно характерные и важные для системы дополнительного образования. В первую очередь к ним относится функция социальной защиты детей.

Социальная защита детства вытекает из обязательства по соблюдению Конвенции о правах ребенка и других законодательных актов международного сообщества, регулирующих положение детей, находящихся в особо трудных условиях, – сирот и инвалидов. Изучение Конвенции о правах ребенка позволило выявить ее положения, которые могут реализовываться в УДО. Это наилучшее обеспечение интересов ребенка, его благополучия (4. 1, ст. З); обеспечение права ребенка на свободу мысли, совести методом, согласующимся с его развивающимися способностями (4. 1, ст. 14); оказание родителям надлежащей помощи в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей (Ч. 1,ст. 18); создание для детей неполноценных в умственном или физическом отношении условий, которые способствовали бы уверенности ребенка в себе и облегчали его активное участие в жизни общества, обеспечивали эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, участию в социальной жизни (4. 1, ст. 23). В УДО могут реализовываться и другие положения Конвенции: развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, дружбы; воспитания уважения к окружающей природе (4. 1, ст. 29); обеспечение права ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (4. 1, ст. З 1); обеспечение права ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, наносить ущерб умственному, физическому, духовному, моральному и социальному развитию (4. 1, ст. 32).

Объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Как в документах, так и на практике первоочередное внимание в отношении реализации социальнопедагогических функций уделяется детям с недостатками физического или психического развития (инвалиды, больные и т. ), поведенчески-

Золотарева А. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.

ми отклонениями (бездомные, правонарушители, попавшие в алкогольную или наркотическую зависимость и т.

Таким образом, сущность функции социальной защиты сопровождения ребенка состоит в создании оптимальных условий для существования и развития ребенка с целью реализации каждым ребенком своего внутреннего потенциала для саморазвития, самоактивизации; организации сотрудничества со средой формирования ребенка (семья и другие общественные институты); обеспечении защиты детей, оказавшихся в особо трудном положении (сироты, инвалиды, из многодетных семей и семей групп риска); организации защиты прав детей.

Содержание социальной защиты, помощи и поддержки детей осуществляется через систему социально-защитных мер:

  • • практических – гарантии приобретения практических умений и навыков, которые помогут в будущей жизни – личной, профессиональной, семейной;
  • • социальных – гарантии освоения условий среды, нахождения вариантов типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия в УДО;
  • • правовых – гарантии защиты прав ребенка, его человеческого достоинства;
  • • психолого-педагогических – гарантии для саморазвития и самоактивизации, защиты детей, оказавшихся в особо трудном положении, – инвалиды, сироты, дети из неполных семей и семей повышенного риска;
  • • экономических – гарантии на экономическую поддержку через участие в учебно-производственной и внебюджетной деятельности УДО;
  • • медико-экологических – гарантии на медицинскую поддержку, оздоровление.

Средства социально-защитной деятельности УДО можно подразделить на следующие:

  • • профилактические – информационно-просветительские, диагностические (психологические, медицинские), организационные (создание условий).
  • • собственно-защитные – социальная защита, правовая защита, экономическая поддержка, психологическая поддержка, медицинская поддержка.

Результат реализации функции социальной защиты психолого-педагогического сопровождения детей в системе ДО можно рассматривать на двух уровнях: субъективном (осознание ребенком собственной безопасности, уверенности, защищенности и комфортности) и объективном (решение реальных социальных проблем детей и педагогов, уменьшение количества детей, нуждающихся в защите).

Следующая специфичная функция психолого-педагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования – функция рекреации и компенсации. Словари дают следующие определения этих терминов.

Сущность функции рекреации и компенсации состоит в том, что педагогом создаются условия для снятия групповых и индивидуальных напряжений, восстановления, возмещения и уравновешивания сил.

Рекреация и компенсация могут реализовываться в следующих видах деятельности: культурно – досуговой (досуговые развлекательные программы), образовательной (перерывы для отдыха, расслабляющие упражнения, беседы), оздоровительной (врачебный контроль с целью восстановления сил, распределение нагрузки), психологической (различные тренинги, консультации).

Средства для этого могут быть пассивные (отдых, непринужденная беседа, расслабляющие тренинги и др. ) и активные (праздники, физкультурные упражнения, развлекательные досуговые программы, психологические тренинги, музыкальные занятия и др.

Результатом реализации данной функции может стать оздоровление детей, снятие групповых напряжений, уменьшение конфликтов.

Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

2-е изд. , испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры

Обложка
Твердая

Гриф
Гриф УМО ВО

ISBN

978-5-534-06162-8

Для работы в условиях инклюзии с детьми, имеющими особые образовательные потребности, педагог должен обладать высокой профессиональной компетентностью, владеть специальными педагогическими технологиями, иметь широкий педагогический инструментарий. В этой книге рассматриваются теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в дополнительном образовании. Показаны особенности педагогической работы с одаренными детьми, с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, детьми с девиантным поведением и детьми-сиротами. В конце каждой главы даны практикум, включающий вопросы для обсуждения и разноуровневые практические задания, а также список рекомендованной литературы. В приложении представлены материалы, отражающие опыт организации дополнительного образования для разных категорий детей.

ОСОБЕННОСТИ КУРСА

  • Интегративный фрагмент, построенный на аналогиях речевого и пространственного моделирования. В перспективе открывает педагогам возможность проведения интегративных занятий у дошкольников по данным направлениям.
  • Сквозная тема дистанта как вариативно возможного в дошкольном образовательном процессе формата: проходит через все «классические по ФГОС» направления («Познавательное развитие» и другие).
  • Демонстрация видеоматериалов (занятия, игра, прогулки) авторами запланирована.
  • Возможность для слушателей задать любое количество вопросов и получить ответы предусмотрена.

ОБ АВТОРАХ И НАПРАВЛЕНИЯХ

Курс 2.1. Психолого-педагогические программы для повышения профессионального мастерства (11 модулей для доп. образования, социальных работников, по работе с приемными детьми, домашних педагогов,преподавателя, педагога по подготовке водителей)

Ольга Леонидовна Соболева,

автор системы оригинальных методик развития дошкольников и младших школьников; руководитель общеобразовательной программы дошкольного образования «Диалог», автор и разработчик парциальной программы «Речевое развитие в дошкольном детстве», руководитель Международной дистанционной школы русского языка («Школа Ольги Соболевой»).

«Актуальные технологии речевого развития дошкольников»

В том числе:

  • Высвобождение речевого ресурса, предупреждение и коррекция речевых проблем
  • Риторический аспект: самовыражение; формирование навыков активного высказывания и общения с аудиторией.
  • Как помочь ребенку стать услышанным
  • От простого к сложному: как помочь ребенку слышать других
  • Развитие языкового чутья: с чего начинать и что делать потом
  • Развитие речи и развитие восприятия, фантазии, воображения
  • Развитие речи и потребности в творчестве. Речевое творчество
  • Обращение к образному ресурсу языка. Формирование естественной (непроизвольной) образности речи у ребенка
  • Формирование нестереотипного, творческого речевого поведения
  • Речевые действия и самоутверждение. («Микстура от серости»)

«Пропедевтика будущей грамотности: системный подход и инструменты»

Как помешать детям читать по слогам. Приемы обучения чтению целыми слова в дошкольном возрасте

«Дошкольная математика в речевой парадигме»

  • «Оречевление» математического содержания. Интегративное поле математического и речевого развития: метаистория
  • Формирование у детей любознательности по отношению к цифрам, числам, количествам, к явлениям, которые отражаются в математических понятиях и представлениях
  • Осознание чисел и количеств как неотъемлемого свойства реального мира
  • Метафорическая геометрия.
  • Формирование восприятия математической задачи как эмоционально значимой для ребенка загадки
  • Развитие математических способностей детей, на этой основе – креативности, потребности в творчестве
  • Развитие абстрактного мышления и пространственного воображения

Курс 2.1. Психолого-педагогические программы для повышения профессионального мастерства (11 модулей для доп. образования, социальных работников, по работе с приемными детьми, домашних педагогов,преподавателя, педагога по подготовке водителей)

Сергей Владимирович Плахотников,

педагог, психолог, Генеральный директор и учредитель компании «БАБАШКИ», заместитель начальника отдела социальных программ ПАО «Татнефть», руководитель проекта «Татнефть и детство. Диалог с будущим», эксперт фонда «Университет детства».

«Пространственное моделирование у дошкольников в групповом помещении и на прогулке»

  • Варианты и формы пространственного моделирования в условиях детского сада.
  • Тема абрисов. (Абрисы – деревянные шаблоны для создания уникальных персонажей в режиссерской игре, интегрированные в конструктор для пространственного моделирования как в среду.)
  • Создание героев и персонажей в процессе пространственного моделирования. Игра с абрисами.
  • Абрис и социальные навыки.
  • Режиссерская игра и ее основные характеристики. Как помогать детям развивать сюжет режиссерской игры? Как абрисы влияют на пространство, которое создают дети?
  • Место абрисов в различных формах пространственного моделирования
  • Новый образовательный формат прогулки в детском саду: пространственное моделирование в среде ростового конструктора

Курс 2.1. Психолого-педагогические программы для повышения профессионального мастерства (11 модулей для доп. образования, социальных работников, по работе с приемными детьми, домашних педагогов,преподавателя, педагога по подготовке водителей)

Елена Анатольевна Аккуратова,

эксперт в области театральной педагогики, разработчик социо-игровой технологии (дошкольники и младшие школьники), руководитель программы развития профессиональных компетенций в региональном проекте «Детские сады г. Альметьевска: высокое качество образовательной среды через развитие открытого профессионального взаимодействия педагогов».

«Социо-игровая педагогическая технология. Театр и театральная педагогика»

  • Социо-игровой стиль ведения занятий. Смена лидерской позиции педагога на помогающую, наблюдающую, угадывающую
  • Обучение через взаимодействие (коммуникацию) детей друг с другом
  • Педагогические приемы и техники, позволяющие сохранить детскую любознательность и помочь становлению у детей таких качеств, как коммуникабельность, самостоятельность, инициативность

Курс 2.1. Психолого-педагогические программы для повышения профессионального мастерства (11 модулей для доп. образования, социальных работников, по работе с приемными детьми, домашних педагогов,преподавателя, педагога по подготовке водителей)

Сергей Владимирович Реутский,

основатель Школы Диалога с препятствием, создатель методик «Физкультура про другое», «3D-физкультура», «Зарядки с родителями». Методист по физической культуре. Автор книг «Физкультура про другое», «Физкультурные комплексы, растущие вместе с детьми», «Шпаргалки по зверобатике»(г. Москва)

Курс 2.1. Психолого-педагогические программы для повышения профессионального мастерства (11 модулей для доп. образования, социальных работников, по работе с приемными детьми, домашних педагогов,преподавателя, педагога по подготовке водителей)

Евгений Наилевич Парежев,

тренер-разработчик «Школы диалога с препятствием», учитель 3D-физкультуры в ОАНО «Новая школа» (г. Москва)

Курс 2.1. Психолого-педагогические программы для повышения профессионального мастерства (11 модулей для доп. образования, социальных работников, по работе с приемными детьми, домашних педагогов,преподавателя, педагога по подготовке водителей)

Роман Геннадьевич Раух,

методист ООО «БАБАШКИ», специалист в сфере развития детей через движение, методист и тренер-разработчик в Школе диалога с препятствием. Занимается проектированием развивающих сред в образовательных учреждениях. Имеет опыт работы с детьми с ОВЗ.

  • Роль движения, игры, детской дружбы в становлении и развитии личностных качеств дошкольников
  • Деятельность ребенка в сложноорганизованном пространстве физкультурного комплекса Сергея Реутского: развитие физических качеств, способности к саморегуляции, умения рассчитывать свои силы, планировать деятельность, эффективно решать поставленные задачи в команде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *