ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИЗ ОПЫТА УДО ЭЦДЮТЭ «РОДИНА», МОСКВА

Впервые всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» состоялся в 1998 году и сразу же завоевал большие симпатии у педагогической общественности страны. Конкурс призван  выявлять и поддерживать талантливых педагогов дополнительного образования, их передового педагогического опыта, способствует обновлению содержания воспитания и дополнительного образования детей, повышению профессионального мастерства и престижа труда педагогов. Конкурс «Сердце отдаю детям» – это творческое соревнование. Победителем может стать только сильная личность, человек, способный внутренне собраться и убедительно доказать ценность своего педагогического опыта для системы дополнительного образования детей. Вынося на суд коллег и жюри свои идеи, концепции, педагог получает возможность сравнить свой опыт с результатами других, услышать компетентную оценку собственных наработок, взять на вооружение советы и рекомендации коллег, методистов-практиков, профессионалов, работающих в той же сфере деятельности.

В Куйбышевском районе первой участницей конкурса стала Сафронова Ирина Сергеевна (2000 год), первый (и единственный в Новосибирской области) обладатель хрустального ключа – Синчуков Сергей Викторович (2005 год), педагоги нашего Дома детского творчества.

Участники регионального этапа Всероссийского конкурса

профессионального мастерства работников

сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям- 2021»

Подведены итоги регионального этапа Всероссийского конкурса

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИЗ ОПЫТА УДО ЭЦДЮТЭ «РОДИНА», МОСКВА

Педагог Куйбышевского ДДТ Григорьева Татьяна Сергеевна стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Следопыт»  педагога дополнительного образования Т. Григорьевой (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 1. Исследовательская работа «Правильное питание» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 2. Исследовательская работа «Малая речка Каинка» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 3. Исследовательская работа «Жизнь, отданная детям» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 4. Исследовательская работа «Сортоиспытание моркови столовой агрофирмы «Семко-Юниор» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 5. Исследовательская работа  «Флора и фауна охотничьего хозяйства «Тагановское» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 6. Исследовательская работа «Зеленое кольцо города Куйбышева» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 7. Исследовательская работа  «Леса Куйбышевского района» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 8. Исследовательская работа «Парк имени Ю. Гагарина» (ПОСМОТРЕТЬ)

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Дополнительное образование и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелывоспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолога – педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остается именно педагог, отпрофессионализма, нравственных ценностей, интеллекта, которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается около 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.

Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.

Педагог дополнительного образования определенным образом ограничен в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, в частности, речь идет о методах требования и показания.

В данном случае педагог для управления деятельностью воспитанников устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса.

В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью, обучающийся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе. Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной деятельности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способностей сохранению контингента обучающегося, реализация образовательной программы участвует разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.

Макаренко утверждал, что ученики простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.

Смысл деятельности педагога дополнительного образования детей не в том, чтобы непосредственно воздействовать на ребенка, формируя у него заданный комплект личностных качеств, но организовать самодеятельность ребенка, в которой будет проходить становление «человеческого в человеке», проявление и преобразование его личности.

Трудности, которые обычно испытывают педагоги дополнительного образования в процессе программирования, выражаются в двух аспектах:

а) построение собственного процесса, создание программы;

б) определение содержания и написание текста программы.

Сначала рассмотрим первую группу проблем – трудности процесса.

Самые первые из них возникают уже на этапе формирования замысла программы и связаны с ограниченностью изучения существующего опыта работы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами:

– не во всех учреждениях есть полный комплект типовых программ (изданных под грифом министерства образования), а также необходимое педагогическая узкоспециальная литература;

– многие педагоги не исполняют возможностей научно-педагогических библиотек, хотя имеют на это полное право, являясь работниками сферы образования;

– у большинства педагогов нет опыта работы с педагогической литературой вообще и с авторскими изданиями в частности.

Второй достаточно серьезной проблемой для педагога – практика является отбор содержания и процесс написания текста программы. Большинство педагогов дополнительного образования, будучи прекрасными специалистами в определенном виде деятельности, не имеют, к сожалению, необходимой педагогической подготовки для грамотного изложения содержания образовательной программы. При этом у многих из них наблюдается достаточно разностное отношение к любой критике в адрес их произведения. Применение наглядных средств обучения предъявляет и определение требования к педагогу дополнительного образования.

а) Педагог должен понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала;

в) Педагогу необходимо определить характер использования на занятии чувственных образов как средства развития абстрактного мышления;

К профессионально значимым качествам педагога относится:

– педагогическая направленность – важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношения к профессии;

– педагогические целеполагание – умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

– педагогическая рефлексия – способность педагога к самоанализу.

Каргина З. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М. : Школьная Пресса, 2006 – 96 с

festival- 1 septeber. Ru >articles

Ирина Покалеева
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования для аттестации

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования
Покалеевой Ирины Владимировны
по теме

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано c восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так и не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта разработана и реализуется Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Действующее законодательство РФ в области образования c 2007 года утвердило понятие «духовно – нравственное развитие» в качестве важнейшего приоритета воспитания, непосредственно ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию.

Духовно – нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направленно на формирование ее конструктивных отношений c миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно – нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника. В настоящее время крайне важно, как можно скорее создать нормально функционирующую систему духовно – нравственного воспитания в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

В нашем городе родители, в силу своей занятости, c 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детский сад, поэтому детский сад играет немаловажную роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. В связи с этим было принято решение о введении кружка по духовно-нравственному воспитанию.

Реализация проходила в несколько этапов.

Подготовительная работа включала в себя:

Выступление на родительском собрании;

Получение согласия от родителей на посещение кружка по духовно -нравственному воспитанию;

Анкетирование родителей с целью изучить отношение родителей к данной проблеме.

Для начала мы создали в специально отведенном кабинете предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту детей.

Из различных программ была выбрана программа «Мир прекрасное творение» Л. Гладких

Были составлены перспективный и календарный планы. И так начал свою работу кружок по духовно-нравственному воспитанию.

Актуальноcть опыта. пукг7н

Актуальность опыта обусловлена тем, что в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимную связь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.

Ведущая педагогическая идея.

Как показали исследования психолога А. Леонтьева, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.

Одним из направлений работы нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание детей. Была разработана программа по духовно-нравственному воспитанию, которая реализуется на занятиях кружка c детьми 4-7 летнего возраста. Кружок называется «Мир прекрасное творение».

Главной целью является целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа, развитие его духовного и психического здоровья.

Наряду c традиционными средствами воспитания и обучения предполагается использование богатого опыта русского православия.

Теоретичеcкая база опыта.

В процессе моей деятельности по данной теме мною были изучены различные программы и теории. В Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей». Это актуализирует проблему нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников.

В основу опыта была положена программа «Мир прекрасное творение» Л. Гладких.

Также в своей работе, использую программы: «Социокультурные истоки» И. Кузьмина, «Добрый Мир» Л. Шевченко, «Дорогую добра» Л. Коломийченко, Г. Чугаева, Л. Югова.

Технология опыта

Работа по духовно – нравственному воспитанию направленна на:

Воспитание у ребенка любви к Отечеству

Создание условий для духовно-патриотического, духовно нравственного, гармоничного развития личности ребенка;

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Приобщение детей к Православной культуре нашего Отечества и общечеловеческим ценностям;

Профилактику асоциального поведения;

Интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

Взаимодействие педагога дополнительного образования c семьёй.

Для реализации программы я использую следующие методы: наглядные, словесные, практические.

Наглядные методы: чтения рассказов, экскурсии, наблюдение, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций.

Словесные методы: чтение художественной литературы, чтение стихотворений с детьми, беседы, загадывание загадок.

Практичеcкие методы: организации продуктивной деятельности.

Формы работы c детьми: кружковые занятия, беседы, художественно – творческая деятельность детей, проведение совместных праздников, экскурсий, целевых прогулок, организация выставок.

Особое внимание уделяется работе c родителями:

Проводятся следующие формы работы c родителями:

• Родительские собрания на духовно-нравственные темы

• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары)

• Анкетирование родителей c целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье

• Индивидуальные консультации

• Наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ.

• Совместные праздники

Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:

– ознакомить c представлениями и понятиями о Боге, мироуcтроении и миропорядке.

– дать представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека.

– ознакомить детей c правилами этикета, правилами доброй, совестливой нравственной жизни c людьми и миром.

– содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей c миром природы.

– Формировать духовно-нравственные качества (добродетели,

– воспитывать духовно-нравственные чувства,

– воспитывать навыки доброжелательного и добродетельного поведения,

– воспитывать любовь к семье, к родной природе и к Родине.

– Содействовать развитию творческой духовно-нравственной личности c оптимистическим взглядом на жизнь, c направленностью на духовно-нравственную жизнь;

– способствовать развитию духовной сферы, развитию душевной и телесной сферы;

– содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности.

Результаты опыта.

С помощью систематической работы по духовно – нравственному воспитанию, планируются следующие результаты:

• Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

• Воспитание чувства патриотизма.

• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места и посильное участие в домашних делах.

• Деятельное отношение к труду.

• Ответственность за свои дела и поступки.

• Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

• Субъективно психо – эмоциональное благополучие.

• Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.

Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до начала реализации программы и после – итоговая диагностика, по результатам которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

Главный результат в своей работе вижу в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Трудности при применении данного опыта в духовно-нравственном воспитании могут заключаться в:

-подборке теоретического материала;

– планировании и построении системы занятий c учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

– подборе оборудования и материалов;

– применении методов и приемов работы c детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

– разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Вывод

Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье и детском саду). Духовно-нравственное развитие и воспитание детей должны быть интегрированы в основные виды деятельности: на занятиях, развлечениях и праздниках, работу с родителями. Основной принцип это: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкальное, эстетическое, интеллектуальное воспитание.

И закончу своё работу словами Н. Пирогова: «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Результатом понимания должно стать поведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды».

Лилия Шамшиева
Педагогический опыт «Дополнительное образование в дошкольных учреждениях»

Проработав в детском саду 7 лет, я всегда чувствовала недостаточность использования только основной программы в обучении детей в ДОУ. Поэтому в своей практике я всегда дополнительно занималась, но это происходило не систематично и не целенаправленно. Когда мы вошли в правовое поле Российской Федерации и у нас произошли изменения как в социально экономической жизни, так и в образовательной, то я изучив нормативно-правовую базу, была рада что по определениям Федеральных Государственных Образовательных Стандартов к структуре основной образовательной программы меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях и большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.

Что же такое дополнительное образование? Это вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса – кружковая работа.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Необходимо обратить внимание на два момента:

Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

– образовательную – каждый воспитанник ДОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

– социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

– коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

– воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст. 12 п. 2,4, ст.

• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11. 06 № 06 – 1844. “Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе”.

Первый мой опыт организации кружковой работы был в 2015-2016 учебном году. На основании выше указанной нормативно-правовой базы я составила программу кружковой работы в средней группе «Лучики» по художественно-эстетическому развитию, включив нетрадиционные методы рисования. Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

В 2016-2017 учебном году в старшей группе «Лучики» возникла ситуация заложниками которой стали дети. При приеме детей в детский сад наша группа оказалась разновозрастной и до старшей группы это не составляло труда, так как я в обучении применяю личностно-ориентированный подход. А в 2016-2017 учебном году дети обучаясь по основной программе старшей группы должны были еще и освоить программу подготовительной к школе группы. И вот эта ситуация привела меня к организации кружковой работы по развитию речи и подготовке к обучению грамоте и формированию элементарных математических представлений. Также как и в позапрошлом учебном году на основании нормативно-правовой базы составила две программы кружковой работы – «От звука к букве»

и «Занимательная математика», которые были успешно реализованы.

Основная задача кружка «От звука к букве» это обучение дошкольников элементам грамоты – выполнена :

• Сформировано у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.

• Дети познакомились со звучанием и протяжённостью слова, овладевали способами интонационного выделения звука, называли слова с заданным звуком, усваивали смыслоразличительную функцию звука, выделяли гласные и согласные звуки, знакомились со слогом, со слоговой структурой слова, учились делить слова на слоги.

Это подготовило их к овладению звуковым анализом слов, т. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяли ударение, сравнивали по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучились чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подвело детей к порогу овладения грамотой, заложило основы нового отношения к языку, – сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Основные задачи кружка «Занимательная математика» это обучение дошкольников формированию элементарных математических представлений– выполнена :

• Знают состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;

• Знают предшествующее число, последующее число, соседей числа;

• Знают как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;

• Умеют находить части целого множества и целое по известным частям;

• Умеют считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);

• Умеют называть числа в прямом и обратном порядке до 20;

• Умеют соотносить цифру и количество предметов;

• Умеют составлять и решать задачу на сложение и вычитание;

• Умеют пользоваться цифрами и математическими знаками;

• Умеют различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;

измерять длину предметов;

• Умеют ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

• Умеют определять временные отношения;

• Знают состав чисел первого и второго десятка (из отдельных единиц);

• Знают предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее число, последнее число;

• Знают название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.

В результате обучения у детей воспитывались такие качества, как организованность, дисциплинированность, коллективизм. Развивались умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививался интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

В начале учебного 2016-2017года на родительском собрание я озвучила программные цели и задачи по образовательным областям. В ходе беседы выяснилось, что есть необходимость в организации дополнительного обучения по развитию логического мышления. В сентябре была составлена программа кружка «Развивайка», были приобретены кубики Никитина «Сложи узор», тетради Колесниковой Е. «Я решаю логические задачи» и изготовлены наборы для игры «Танграм»

Цель программы. Развитие у детей элементарного логического мышления используя современные педагогические технологии.

Задачи 1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.

Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством образовательного процесса в детском саду.

Качество дошкольного образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожиданиям и запросам общества; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов.

Дополнительное образование в дошкольных учреждениях даёт возможность выявить и развить творческие способности детей, углубить, расширить и практически применить приобретённые в основной образовательной деятельности знания, умения и навыки.

Кружковая работа даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

Я хочу чтобы кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения.

В статье раскрывается опыт организации методической деятельности в государственном автономном учреждении дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи имени В. Поляничко» через использование активных форм взаимодействия с организациями дополнительного образования Оренбургской области. Материал может быть интересен руководителям и педагогическим работникам системы дополнительного образования.

Пустыльникова,методист высшей квалификационной категории отдел «Центр научно-методического сопровождения «Поиск» АУДО ООДТДМ им. Поляничко, Россия, Оренбург

Кравец, доцент, к. , кафедра управление образованием, ФГБОУ ВО «ОГПУ», Россия, Оренбург

Методическая деятельность государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи имени В. Поляничко» (ГАУДО ООДТДМ имени В. Поляничко), имея системный характер, представляет собой целенаправленную работу по развитию системы дополнительного образования и профессиональному развитию педагогов области. Посредством методической деятельности осваиваются и внедряются в педагогическую практику современные и эффективные приемы и способы обучения, воспитания, повышается уровень педагогической и методической компетентности педагогов, осуществляется накопление и распространение педагогического опыта.

Методическая деятельность ООДТДМ реализуется в соответствии с задачами, потребностями, возможностями развития региона. Рассматривая методическую деятельность в таком ракурсе, необходимо отметить, что её структура и содержание закономерно отражают:

  • стратегические задачи организации, связанные с поиском эффективных путей решения актуальных проблем;
  • согласование мотивов и интересов педагогического коллектива с задачами развития организации;
  • технологическое обеспечение образовательного процесса на высоком качественном уровне в соответствии с требованиями.

С 2021 года ООДТДМ имеет статус Регионального ресурсного центра развития системы дополнительного образования Оренбургской области по художественному и социально-гуманитарному направлениям. Одной из его задач является методическое сопровождение педагогических работников организаций дополнительного образования области по данным направлениям:

  • научно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение обновления нормативно-правового и программно-методического обеспечения образовательной деятельности ООДТДМ и организаций дополнительного образования области;
  • систематизация информационного банка данных и совершенствование системы мониторинга деятельности организаций дополнительного образования области;
  • повышение профессионального мастерства, методической и правовой грамотности педагогических кадров ООДТДМ и организаций дополнительного образования области;
  • разработка и реализация индивидуального маршрута методического сопровождения муниципальных организаций дополнительного образования;
  • координация деятельности педагогических работников ООДТДМ и организаций дополнительного образования области по разработке и апробации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, нормативно-правовому и программно-методическому обеспечению образовательного процесса в организации дополнительного образования.

Данная организация оказывает методическую, экспертную и информационно-аналитическую поддержку организациям дополнительного образования области через подготовку и проведение мероприятий для педагогических работников и их руководителей.

В 2021 году проведено 101 областное методическое мероприятие (вебинары, мастер-классы, практические семинары, совещания, стажерские площадки) с общим охватом – 12080 человек. Тематика проводимых мероприятий определялась с учетом выявленных затруднений педагогических работников области: разработка программно-методической документации и локальной нормативной базы организации; совершенствование форм и методов работы с одарёнными детьми, детьми с ОВЗ; поиск эффективных и современных путей реализации потребностей талантливой молодёжи; организация эффективного учебного занятия и т.

Методическая служба ООДТДМ использовала в своей работе активное внедрение разнообразных информационных технологий для совершенствования процессов обучения, воспитания и диагностики качества образовательных услуг.

Наиболее востребованной в условиях эпидемиологической обстановки информационно-образовательных сред является система видеоконференцсвязи, которая позволяет повысить качество проведения методических мероприятий, оперативно довести необходимую информацию до наибольшего количества педагогических работников организаций дополнительного образования области, значительно увеличить охват участников.

В режиме онлайн методисты и педагоги муниципальных образовательных организаций области (42 территории) обменивались инновационным опытом, расширяли профессиональные знания, знакомились с педагогическими инновациями. Данная технология предоставляет уникальную возможность для укрепления взаимодействия и сотрудничества между специалистами, имеющими потребность в профессиональном развитии, создавая профессионально-ориентированную образовательную среду.

Тематика вебинаров затрагивала различные стороны деятельности системы дополнительного образования, которые вызывают повышенный интерес у целевой аудитории, дают возможность участникам не только получать информацию по определенным вопросам, но и использовать данный материал в своей деятельности. Темы проведенных вебинаров: «Профилактика эмоционального выгорания педагогических кадров»; «Работа классного руководителя с родителями как одно из направлений воспитательной работы»; «Использование метода музыкотерапии на занятиях при обучении игре на музыкальных инструментах»; «Использование мнемотехники в образовательном процессе организаций дополнительного образования»; «Опыт. Впечатления. Возможности» с педагогическими работниками – победителями Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и др.

Из разнообразных форм методической работы в образовательной организации консультирование отличается особенной направленностью воздействия. Педагогический коллектив регионального ресурсного центра ООДТДМ оказывает квалифицированную методическую помощь руководящему звену и педагогическим работникам организаций дополнительного образования области в форме консультаций. Формат данной деятельности очный, дистанционный, с помощью видеоконференцсвязи и электронной почты.

Для данной категории работников ежедневно проводятся тематические консультации, позволяющие глубоко и разносторонне рассмотреть определенный вопрос. Темы консультаций: «Областные конкурсы профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования: порядок и содержание конкурсов, методические рекомендации по подготовке»; «Информационно-методическое обеспечения образовательного процесса»; «Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения»; «Вопрос оформления и сопровождения официального сайта организации с педагогическими работниками организаций дополнительного образования области»; «Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников организаций дополнительного образования области»; «Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий»; «Мониторинговые исследования воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях» и др.

Следующей формой организации методической работы являются организованные методические выезды (посещения) с целью знакомства, изучения деятельности организации дополнительного образования по месту ее нахождения. Данная форма способствует налаживанию личных профессиональных контактов, оказанию методической помощи. В процессе выездных мероприятий, проводится экспресс-мониторинг состояния локальной документации организации и программно-методических материалов; посещаются занятия детских творческих объединений; организовываются методические совещания; определяются маршруты методической помощи.

Для молодых специалистов системы дополнительного образования детей области с целью совершенствования личностного роста ООДТДМ реализует проект «Педагогическая мастерская». Цель проекта: содействие профессиональному становлению и развитию личности педагогов посредством оказания профессиональной помощи в решении педагогических проблем с учетом специфики и особенностей работы, современных принципов и подходов к обновлению содержания дополнительного образования. Содержание деятельности проекта определяется законодательными документами в сфере образования, тенденциями развития педагогической науки и практики, квалификационными характеристиками должностей работников образования и включает в себя два блока – диагностический и образовательный. Кроме того, используются такие формы работы с молодыми педагогическими кадрами как система наставничества, обучение начинающих педагогов.

Только содружество, сотворчество и сотрудничество являются основными стимулами формирования механизмов личностного саморазвития педагогов с достаточным опытом работы и молодых специалистов, повышения и развития их ключевых компетенций.

Современное дополнительное образование предъявляет все новые требования к педагогическим кадрам системы, их профессиональной компетентности. Создание условий для повышения профессионализма педагогов дополнительного образования области всегда было актуальной задачей методической службы ООДТДМ. Конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогических кадров, участие в которых стимулирует к самообразованию, развивает интерес к методическому поиску, инновационной деятельности, творчеству педагогов.

Цель конкурса: создание эффективных условий, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие, творческий и карьерный рост педагогов дополнительного образования детей. Конкурс проводился по восьми номинациям: «Педагог дополнительного образования по художественной направленности»; «Педагог дополнительного образования по технической направленности»; «Педагог дополнительного образования по естественно-научной направленности»; «Педагог дополнительного образования по туристско-краеведческой направленности»; «Педагог дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности»; «Педагог дополнительного образования по социально-гуманитарной направленности»; «Профессиональный дебют»; «Педагог дополнительного образования, работающий с детьми с ОВЗ, с инвалидностью».

В 2021 году в данном конкурсе ООДТДМ представляли два педагога дополнительного образования в номинациях «Педагог дополнительного образования по социально-гуманитарной направленности» (отдел «Центр воспитательной работы и занятости детей в каникулярный период») и номинация «Педагог дополнительного образования по технической направленности» (отдел «Центр информационных технологий»). По результатам конкурса они стали обладателями дипломов лауреата I степени.

Необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования сегодня очевидна, поскольку методическая оснащенность является и условием эффективности, и одним из средств достижения качества деятельности, и ее результатов. Разработка методической продукции организации – один из способов выражения и распространения методических знаний.

Выявление лучших методических материалов, ориентированных на обновление содержания и технологий дополнительного образования является целью межрегионального конкурса методических материалов «Педагогический поиск». Проведение конкурса показало, что педагогические работники организаций дополнительного образования используют в своей работе разнообразные методические материалы различного вида, уровня и предназначения.

Конкурс проводился по следующим номинациям:

  • «Формы и методы организации досуговой деятельности в организациях дополнительного образования»;
  • «Развитие интеллектуальных способностей учащихся в системе дополнительного образования»;
  • «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в системе дополнительного образования»;
  • «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в условиях дополнительного образования»;
  • «Организация работы с детьми-инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья в организациях дополнительного образования»;
  • «Приоритетные направления деятельности ОДО при организации отдыха детей и подростков в каникулярный период»;
  • «Здоровьесбережение и профилактическая работа с несовершеннолетними».

На конкурс принимались следующие виды методической продукции:

  • учебно-методические пособия;
  • методические рекомендации;
  • обобщение педагогического опыта (систематизированное описание какого-либо конкретного педагогического опыта либо организации, либо одного педагогического работника или группы единомышленников в организации дополнительного образования);
  • методические кейсы (комплект методических материалов по определенной тематике, включающий программно-методическое, дидактическое сопровождение образовательного процесса).

Педагогические работники ООДТДМ приняли активное участие в данном конкурсе и были награждены дипломами в номинациях: «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в системе дополнительного образования»; «Организация работы с детьми-инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья в организациях дополнительного образования» и «Приоритетные направления деятельности ОДО при организации отдыха детей и подростков в каникулярный период».

Таким образом, организация методической работы ООДТДМ с использованием разнообразных форм взаимодействия способствует обновлению содержания образования в соответствии с современными требованиями и запросами, повышению профессионального развития педагогических работников, распространению инновационного педагогического опыта в системе дополнительного образования области.

Лапковская С. Подготовка педагогов дополнительного образования к конкурсам профессионального мастерства // Сибирский учитель. 2019. № 6. 64-69.

Прохорова М. Организационно-управленческие условия развития методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Глобальный научный потенциал. 2019. № 6. 66-68.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.