Логика педагогического исследования *

Каждая специальность и профессия по-своему уникальна. Она предполагает не только работу в определенной области, но и проведение различных экспериментов и исследований, нацеленных на совершенствование действующих правил и методик, решение актуальных проблем.

В педагогике есть масса инструментов и приемов, при помощи которых автор может организовать научную деятельность. Сегодня мы расскажем о логике педагогического исследования и особенностях его проведения.

Особенности педагогического исследования

Педагогическое исследование представляет собой уникальный процесс, призванный установить новые знания и навыки в области педагогики и усовершенствовать действующие правила, методики и принципы.

Логика педагогического исследования *

Проведение педагогического исследования

Существует масса разновидностей педагогических исследований:

  • Фундаментальные: такие работы не имеют четкой цели. Они призваны изучить текущие методики, понять принцип их действия и возможности совершенствования с учетом новых технологий и пр. В большинстве случаев они носят теоретический характер.
  • Прикладные: они позволяют получить такие результаты, которые в дальнейшем смогут улучшить деятельность педагогов, усовершенствовать текущие принципы и правила преподавания, будут использованы в реальности.
  • Научно-исследовательские: здесь автор создает нечто новое, занимается разработкой новых приемов и методов воспитания, обучения и становления специалистов.

В основе педагогического исследования лежат ключевые характеристики: проблема и гипотеза, тема, цель и задачи, положения, подлежащие защите.

Важно, чтобы научная работа соответствовала общепринятым принципам, среди которых особое внимание уделяется логичности и последовательности.

Логика педагогического исследования

Любая научно-исследовательская деятельность должна быть грамотно спланирована. Все действия автора должны быть четкими, последовательными. Именно в этом и проявляется логика педагогического исследования, под которой понимают основные этапы выполнения научной работы:

Логика педагогического исследования *

Этапы проведения педагогического исследования

Этап №1. Определение темы и ее обоснование.

Здесь исследователю предстоит определиться, в каком направлении ему следует двигаться, что его интересует. Важно разобраться в педагогической среде, определить актуальную проблему, а затем, отталкиваясь от нее, сформулировать: цель, задачи, тему, определить объект и предмет исследования, методологию и информационную базу, выделить гипотезу.

Этап №2. Постановка гипотезы.

Для начала следует ознакомиться с трудами других ученых по данной и смежной теме, чтобы понять: какие меры предпринимались ранее, к чему они привели, что осталось нерешенным, как изменилась проблема с течением времени, развитием прогресса, воспитания и особенностей в развитии детей и пр. На основе указанных данных автору предстоит грамотно сформулировать свое предположение и идею, которую он будет проверять, доказывать или опровергать на протяжении всего проекта.

Этап №3. Утверждение основных методов и инструментов исследования.

В ходе проведения педагогического исследования автор должен применять не только общенаучные методы, но и узкие. В частности, в целях получения достоверных и обоснованных данных (доказательств), ему придется провести эксперимент или наблюдение, определить порядок действий (с чего начать, как и что получать, анализировать, на что ориентироваться и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Логика педагогического исследования *

Этап №4. Организация и проведение констатирующего эксперимента.

Данный этап призван определить текущее положение дел, оценить проблему «изнутри»: как проявляется проблема, какие трудности встретились на пути к ее решению, как можно ее решить и что для этого нужно сделать и пр. Здесь же происходит планирование всех действий: что, где, когда и как будет проходить и т.

Этап №5. Разработка научного или практического решения.

Фактически на этой стадии исследователь должен провести преобразующий и контрольный эксперимент, в результате которого он получит доказательства собственной правоты или неправоты. Здесь он проверяет действие собственной гипотезы, фиксирует полученные результаты и анализирует их, делая окончательный вывод.

Этап №6. Оформление полученных результатов научной деятельности и выработка рекомендаций.

Автору предстоит грамотно оформить педагогическое исследование, а также отметить возможность применения полученных результатов. Особый акцент необходимо сделать на значимости научной работы и темы, апробации результатов, прогнозных данных относительно их применения в науке и жизни.

Таким образом, логику педагогического исследования можно свести к четырем стадиям: теоретическая (сбор необходимых знаний и сведений по теме), методическая (планирование практической части, определение методов и инструментов исследования), экспериментальная (проведение мероприятия с целью сбора доказательной базы), аналитическая (анализ полученных результатов, разработка рекомендаций). У каждого этапа есть своя цель, которая позволяет автору усовершенствовать текущий педагогический механизм.

Выполнить педагогическое исследование посильно не каждому. Здесь требуется не только ум и сноровка, умение работать с информацией, но и навыки по работе с детьми разных возрастов. Исследователю необходимо собрать максимум достоверных и актуальных доказательств, проверить и проанализировать их. Если возникают проблемы при выполнении научной работы по педагогике, Вы можете смело обратиться за помощью к специалистам ОЦ Дисхелп.

Характеристика педагогического исследования в динамике как процесса перехода от незнания к знанию. Рассмотрение последовательности этапов научного познания. Изучение проблемы управления и педагогизации окружающей среды. Объекты педагогической диагностики.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Рассматривая педагогическое исследование в динамике, как процесс перехода от незнания к знанию, воспользуемся некоторыми общими категориями, в первую очередь главными из тех, которыми характеризуется любая деятельность: цель, средства, результат. Кроме того, понадобятся понятия общенаучного уровня: эмпирическое описание, теоретическая модель (общее представление об избранном объекте исследования), нормативная модель (общее представление о том, что нужно делать с объектом, чтобы максимально приблизить его к научно обоснованному представлению о нем) и проект (конкретные нормы деятельности, рекомендации для учителя, составителя учебников и т. Пользуясь этой терминологией, рассмотрим основные этапы и процедуры, характеризующие логику педагогического исследования.

Любое движение начинается с постановки цели. Цель – это представление о результате. Ставя перед собой цель, человек представляет себе, какой результат он намерен получить, каким будет этот результат. Чтобы получить реальный результат, необходимо применить определенные средства. Для исследователя это методы и процедуры научного познания. Намечая логику своего исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, направленных на получение промежуточных результатов. Эти задачи в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать для достижения цели. Разработка логики, воплощающей стратегию поиска, – сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему процессу исследования, ибо характер, последовательность шагов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями. В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов.

Логику педагогического исследования можно представить как последовательность этапов научного познания в данной области.

Составляется эмпирическое описание. В нем отражаются знания о фактах эффективности и неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают школьники при изучении учебных материалов, об успешности или неуспешности работы отдельных учителей или педагогических коллективов и т.

На основе знаний из области философии, педагогики, психологии и других наук создается теоретическое представление об избранном для исследования объекте (теоретическая модель 1). После этого мысленно создается конкретное представление о нем (теоретическая модель 2).

Исследователь переходит к созданию нормативных моделей, воплощающих знание о том, какими должны быть преобразованные участки педагогической действительности, усовершенствованная педагогическая деятельность и (в общем виде) что нужно сделать для того, чтобы эту деятельность улучшить.

Итогом всей работы является проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и рекомендации для использования на практике.

Данная логика отражена, например, в системе задач, ведущих к достижению цели, обозначенной в исследовании Е. Бережновой: выявить условия формирования методологической культуры студентов и определить способы их создания в процессе преподавания педагогики. Это следующие задачи.

Выявить состояние проблемы формирования методологической культуры будущего педагога в теории и на практике.

Раскрыть содержание понятия «методологическая культура» и охарактеризовать ее состояние у сегодняшних выпускников педвуза.

В целом эти две задачи соответствуют этапу эмпирического описания. При этом определение содержания понятия «методологическая культура» служит одним из источников построения теоретической модели.

Разработать представление об условиях формирования методологической культуры студентов педагогических вузов.

Это представление – теоретическое. Иными словами, речь идет о построении теоретической модели существования и действия факторов, способствующих овладению методологической культурой.

В ходе опытно-экспериментальной работы определить пути создания этих условий.

Это задача построения нормативной модели, т. общего представления о том, что нужно сделать для того, чтобы в процессе преподавания педагогики данные условия проявились в реальности.

Разработать методику формирования методологической культуры у будущих учителей и предложить рекомендации для преподавателей педагогических вузов.

Выполнение этой задачи завершается построением проекта деятельности преподавателей педагогических вузов, направленной на формирование у студентов методологической культуры.

В педагогических дисциплинах, непосредственно не связанных с практикой (сравнительная педагогика, история педагогики), в эту логику потребуется внести коррективы в зависимости от конкретного наполнения и степени опосредования теоретических и нормативных представлений. Логика каждого исследования специфична и своеобразна.

Этапы педагогического исследования

Любое педагогическое исследование состоит из следующих этапов.

Идея эксперимента.

Диагностический этап (объекты педагогической диагностики; формулирование проблемы, темы; актуальные проблемы эксперимента).

Прогностический этап (цели и задачи эксперимента; гипотезы эксперимента; составление плана-программы эксперимента).

Организационно-подготовительный этап (выбор объектов (и субъектов) эксперимента; выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте; методическое обеспечение эксперимента; организационное обеспечение эксперимента).

Практический этап (констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты; параллельный и перекрестный эксперименты).

Обобщающий этап (алгоритм подведения итогов эксперимента).

Внедренческий этап.

Идея эксперимента. Эксперимент зарождается в виде задумки, догадки, предположения о возможности улучшения педагогической практики. Часто его идея состоит в том, что педагог выдвигает новую комбинацию известных приемов и способов, которая должна привести к определенному желаемому результату. В этом случае эксперимент представляет собой просто этап внедрения идей педагогики, проверку и приспособление методических рекомендаций новаторов к конкретным социально-педагогическим условиям. Для других учителей, методистов, руководителей идеи педагогики являются исходной позицией для творческого усовершенствования, модернизации практики. Наконец, идея эксперимента может основываться на собственных авторских находках и решениях педагога.

Однако задумка, догадка, идея, как бы хороши они ни были, еще не определяют исхода эксперимента. К желаемому результату ведут сложные и тернистые пути практического осуществления задуманных идей.

Диагностический этап. Объекты педагогической диагностики. Необходимость эксперимента возникает на почве анализа и осмысливания хода и результатов работы отдельного учителя, руководителя или всего педагогического коллектива – диагностирования педагогической действительности. Основными объектами педагогической диагностики являются: педагогизация научный познание диагностика

* личность школьника (интересы, способности, уровень знаний, умений и навыков, уровень воспитанности и др

* качества школьных коллективов (классных, клубных, общественно-политических, неформальных объединений);

* мастерство учителей, воспитателей, руководителей;

* содержание, методы, организационные формы и средства обучения;

* отдельные направления воспитательного процесса: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое; передовой педагогический опыт.

Диагностированию подвергается также общественное мнение: образ мыслей и отношение к учебе учащихся, воспитанников, суждение о школе родителей, производственников, общественных кругов.

В результате диагностирования идеи эксперимента приобретают конкретные формы, выявляются проблемы.

Формулирование проблемы, темы. Сущность проблемы заключается в противоречиях между какими-либо компонентами, сторонами педагогического процесса, чаще всего – между результатом и средствами его получения. Однако, для того чтобы сформулировать проблему, недостаточно только обнаружить такое пpoтивоpeчиe, необходимо проникнуть вглубь явления, понять, что о нем известно, а что не известно. Проблема представляет собой вопрос, ответ на который должен дать эксперимент – наиболее надежный и верный путь решения педагогических проблем.

Проблема эксперимента формулируется в виде тезиса, содержащего вопрос общепедагогического уровня, но безотносительно к конкретным условиям осуществления учебно-воспитательного процесса.

Конкретный эксперимент не может дать общего ответа на вопрос, он вычленяет из проблемы какую-то часть, соотнося ее с реальным участком учебно-воспитательного процесса (с предметом и объектом исследования).

В формулировке темы эксперимента отражается, в чем будет состоять экспериментальное воздействие и на что оно будет направлено.

Тема, таким образом, определяет границы поиска в данной проблеме.

Актуальными проблемами эксперимента являются следующие.

Проблемы развития личности

Проблемы коллективного воспитания

Проблемы управления и педагогизации окружающей среды

Прогностический этап эксперимента представляет собой предположительное нахождение путей решения выдвинутых проблем, разработку целей и задач, построение гипотез и конструирование плана-программы эксперимента.

Цели и задачи эксперимента. Целью называется идеальный образ желаемого результата; в неявном виде она содержится уже в постановке проблемы и темы. Главной целью эксперимента является решение намеченной проблемы, а дополнительные, сопутствующие цели возникают в силу системности педагогического процесса, по принципу «дерева целей»; их постановка (и достижение) зависит от возможностей экспериментатора и условий эксперимента.

Задача – это цель, заданная в конкретной ситуации. При осмысливании общей цели экспериментатор начинает видеть ее возможное воплощение в конкретных педагогических усовершенствованиях, достижениях. В приложении к обстановке класса, школы, тому или иному предмету рождаются и формируются задачи экспериментальной работы.

Гипотезы эксперимента. Гипотезой в науке называют предположение о cущecтвoвании связей и закономерностей в окружающем мире. По Ф. Энгельсу, гипотеза является формой развития науки. В педагогическом эксперименте гипотеза – это предложение о возможном пути решения проблемы, способе достижения поставленной цели, средствах, с помощью которых может быть достигнут желаемый результат педагогического процесса.

Гипотезы могут иметь описательный, объяснительный характер, но в условиях массового педагогического поиска более всего распространены сравнительные и конструктивные гипотезы. Сравнительная гипотеза содержит предположение о сравнительной эффективности содержания средств, методов и форм организации и управления педагогическим процессом. Конструктивная гипотеза имеет такую структуру: если применять такие-то и такие-то новые или изменить применяемые содержание или методы так-то и так-то, то можно ожидать, что будет обеспечено более сознательное и прочное овладение знаниями и умениями, деятельность детей примет такое-то направление, будут достигнуты такие-то сдвиги в их развитии.

Гипотеза выступает руководящей основой, определяет содержание и характер деятельности участников эксперимента.

Составление плана-программы эксперимента. Планирование – это проекция человеческой деятельности в будущее для достижения поставленной цели. Результатом планирования является план – управленческое решение задачи достижения поставленной цели. План (программа) эксперимента представляет собой систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения.

Тщательно разработанный план педагогического эксперимента служит залогом его успешного проведения: он позволяет всесторонне осмыслить эксперимент, заранее предусмотреть объем работы, избежать ошибок, придает эксперименту ритмичность на всех этапах его проведения.

При разработке плана эксперимента четкое отражение должны найти следующие вопросы:

– в чем будет заключаться эксперимент, какие именно педагогические воздействия, способы решения задач и т. будут подвергаться проверке и в каких вариантах;

– какие параметры (свойства, характеристики, признаки) педагогического процесса будут выбраны для описания экспериментальных воздействий и их следствий; – как будут отслеживаться выбранные параметры; – какие методы получения и обработки информации будут применяться;

– как будет обеспечено отграничение действия проверяемого приема обучения (воспитания) от совокупности приемов, как будет достигнуто уравнивание всех прочих условий (факторов);

– какое время потребуется для проведения эксперимента; – какова будет логическая схема эксперимента, с чем будет сопоставляться результат, достигнутый в экспериментальной группе;

– как будет оформляться и оцениваться результат эксперимента.

В план диагностического этапа включается изучение авторами эксперимента литературных источников, ознакомление с опытом передовиков, логический анализ основных понятий проблемы, на основе чего будет окончательно разработана методика эксперимента.

В плане прогностического этапа намечается уточнение всех гипотез, формулировок, целей и задач предстоящей работы, предвидимых ее результатов.

План организационно-подготовительного этапа составляется в подробном позиционном виде с указанием сроков и исполнителей. В нем должны быть учтены следующие позиции: 1) вопросы согласования эксперимента; 2) подбор и необходимая коррекция (уравнивание) объектов эксперимента; 3) подготовка методического обеспечения; 4) подготовка исследовательского инструментария, размножение методических материалов; 5) проведение при необходимости разведывательного эксперимента.

Практический этап отражается в плане указанием основных моментов и сроков контролирующего, формирующего и констатирующего экспериментов, особенностей логической схемы эксперимента. Планируются способы (методы) получения информации о ходе педагогического процесса и его результатах (проведение срезовых контрольных работ, анкет, тестов и т.

Далее следует совокупность мероприятий обобщающего этапа, связанных с обработкой и анализом полученных данных, подведением результатов эксперимента (формы отчетности), выработкой практических рекомендаций. Наконец, можно указать и предвидимое внедрение.

Общая схема плана эксперимента

Гриф учреждения.

Отметка об утверждении и согласовании.

План проведения педагогического эксперимента.

Тема эксперимента.

Сроки эксперимента.

Руководитель (консультант, куратор).

Общая характеристика эксперимента.

Проблема и тема (с кратким обоснованием).

Объект экспериментирования (где, с чем и с кем проводится эксперимент).

Гипотеза(ы) эксперимента.

Намечаемые виды и методы экспериментирования.

Перечень мероприятий по этапам.

1) изучение литературы по проблеме;

2) ознакомление с передовым опытом.

1) уточнение формулировок проблемы, темы, целей, задач, гипотез;

2) организационно-подготовительный этап;

3) мероприятия по согласованию и утверждению эксперимента;

4) подбор объектов экспериментирования;

5) подготовка методических материалов;

6) подготовка исследовательского инструментария;

7) проведение разведывательного эксперимента.

1) мероприятия констатирующего эксперимента;

2) содержание и сроки формирующего эксперимента (мероприятия, темы, программа);

3) мероприятия контролирующего эксперимента.

1) обработка полученных данных;

2) анализ данных и получение выводов;

3) написание отчетных материалов (указать формы отчетности).

1) выступления – отчеты о результатах;

2) применение в практике.

Алгоритм подведения итогов эксперимента. Многообразие экспериментальных материалов требует упорядочения и системы в их анализе. Можно рекомендовать следующий общий алгоритм обсуждений и интерпретации полученных данных.

Первый шаг. Распределение и сопоставление полученных данных с запланированной моделью эксперимента, выяснение соответствия между ними. Составление вспомогательных схем: а) цели, задачи, гипотезы – прогноз их выполнения; б) данные о начальном состоянии, промежуточных и конечном состояниях объектов; в) запланированные программы обработки – наличие материалов для них; г) дополнительные данные (о воздействиях, условиях). Оценивание имеющегося материала в сопоставлении с целями и задачами, его подготовка к последующей обработке.

Второй шаг. Обработка первичной информации по заданным программам: классификации, группировки, перевод качественных данных в количественные, получение вторичных данных с помощью вычисления статистических характеристик объектов.

Третий шаг. Представление полученных вторичных данных в разнообразных формах (таблицы, схемы, графики). Обсуждение их возможной интерпретации.

Четвертый шаг. Установление причинно-следственных связей между имеющимися данными. Определение достоверности обнаруженных сходства и различия результатов.

Пятый шаг. Определение справедливости выдвинутых гипотез. Формулирование выводов, выделение среди них частных и общих, новых по отношению к известным в науке и практике, и таких, которые только уточняют, дополняют известное. Анализ выполнения целей и задач эксперимента (отдельно выделяются нерешенные вопросы, формулируются проблемы для дальнейшего исследования).

Шестой шаг. Оформление результатов: составление и написание отчета об эксперименте, разработка рекомендаций для внедрения на практике.

Внедренческий этап. Далеко не всякие выводы и рекомендации могут быть применены в практике даже одной конкретной школы. Прежде всего oни должны быть совместимы с учебно-воспитательным процессом во всей его комплексности: по характеристикам учителей, учащихся, классов, материальным возможностям и т.

Внедрение требует неторопливой работы в ненавязчивой форме. Для успешного внедрения тех или иных рекомендаций необходимо прежде всего возбудить к ним интерес учителей. Этой цели служат семинары по обмену опытом, открытые занятия, коллективные обсуждения.

Немалые трудности при внедрении представляет создание определенных материальных условий: подготовка учебно-методических материалов, наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО).

Размещено на Allbest

НОВИНКИ. Педагогические науки

RinaБиблиотекарьСообщения: 72Зарегистрирован: 12 янв 2011, 15:45

В пособии изложены основные вопросы теории и практики гендерной педагогики. Цель пособия — дать знания, необходимые для реализации гендерного подхода в образовании. Для студентов факультетов дошкольного образования вузов, а также педагогов-практиков, аспирантов и преподавателей.

Сообщение

Rina » 06 дек 2021, 09:09

В настоящее время высшая школа сталкивается с рядом вызовов, влекущих за собой трансформацию образовательного процесса и профессиональной составляющей личности преподавателя и студента. Эти процессы, требующие системного осмысления, описаны в данном учебнике. Часть книги затрагивает особенности андрагогики. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для преподавателей вузов, вынужденных выступать в роли исследователей, проектных консультантов, дизайнеров педагогического процесса, преподавателей в поликультурной студенческой аудитории, создателей образовательных онлайн-продуктов. Книга может быть интересной работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, студентам педагогических специальностей и аспирантам.

Сообщение

Rina » 07 дек 2021, 08:58

В курсе «Педагогика творчества: развитие одаренности в системе дополнительного образования» освещены история, предмет, задачи, методы, принципы, формы выявления и сопровождения одаренных обучающихся в условиях дополнительного образования. Рассмотрены проблемы взаимодействия педагога и одаренных обучающихся. Показаны технологии развития творческих возможностей личности обучающегося при использовании личностно-деятельностного подхода в дополнительном образовании. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Курс полезен учителям общеобразовательных организаций, преподавателям среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, а также студентам — бакалаврам, магистрантам и аспирантам психолого-педагогического направления, широкому кругу педагогического сообщества.

Сообщение

Rina » 10 дек 2021, 08:53

В пособии дается общая информация по психологическим особенностям дошкольников и специфике дошкольной педагогики. Приводится обзор по классическим системам воспитания (от Фребеля и Монтессори) и по современным (конец ХХ — начало XXI вв. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям, а также для сотрудников дошкольных образовательных учреждений.

Сообщение

Rina » 13 дек 2021, 08:38

Учебное пособие раскрывает воспитательное значение коллективных занятий по изобразительной деятельности. В нем представлены формы организации коллективных занятий и предлагаемые для коллективных занятий темы. В книге содержится большой практический материал: описание коллективных занятий, конспекты, рисунки изделий или их частей, предлагаемых для создания с детьми. Авторы надеются, что им удастся хотя бы частично восполнить имеющийся в методической литературе пробел и помочь педагогам в формировании нравственно-эстетических качеств личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Сообщение

Rina » 13 дек 2021, 08:49

Курс посвящен воспитанию и обучению детей на первых этапах общего образования. Автор описывает основы педагогики начального образования и рассказывает о педагогических технологиях развивающего начального образования. Освещаются социально-исторические условия развития младшего школьника и новые компетенции педагога, педагогика начального образования как наука, методы исследования в педагогике начального образования, основные педагогические подходы и концепции и особенности их реализации в начальном образовании, современная система непрерывного образования детей младшего школьного и дошкольного возраста, образовательный стандарт начального общего образования, образовательная среда начальной школы как условие реализации основной образовательной программы начального общего образования. Рассматриваются реализация задач развития ребенка в современном начальном образовании, развитие коллективного субъекта учебной деятельности в начальном образовании, оценивание образовательных достижений младшего школьника в развивающем образовании, учебные проекты в развивающем начальном образовании, технологии организации исследовательской и творческой деятельности младшего школьника. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов и преподавателей педагогических вузов, а также всех интересующихся вопросами воспитания и обучения детей.

Сообщение

Rina » 22 дек 2021, 08:40

Учебное пособие «Педагогика. Практикум» предназначается для активизации учебного процесса по дисциплинам педагогического цикла. Материал структурирован по изучаемым разделам и может быть использован как на аудиторных занятиях, так и в процессе самостоятельной работы и подготовки к рубежным и контрольным мероприятиям. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Пособие рекомендовано для бакалавров и магистрантов педагогических и психологических направлений подготовки, обучающихся на непедагогических специальностях, изучающих дисциплины педагогического цикла, а также всех заинтересованных в формировании педагогических компетенций и комфортного общения.

Сообщение

Rina » 12 янв 2022, 13:33

В материалах международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии в современном мире: проблемы и инновации» представлены статьи ученых, преподавателей вузов, учителей, магистрантов, студентов, практических работников по различным актуальным проблемам совершенствования образования. Ответственность за аутентичность и точность цитат, имен, названий и иных сведений, а также за соблюдение законодательства об интеллектуальной собственности несут авторы публикуемых материалов.

Последний раз редактировалось Rina 25 янв 2022, 10:37, всего редактировалось 1 раз.

Сообщение

Rina » 12 янв 2022, 13:39

Пособие содержит практические разработки, касающиеся способов решения задач, с которыми сталкивается учитель, классный руководитель. Материалы пособия будут полезны также учителям английского языка в части организации урочной и внеурочной деятельности. Адресовано студентам педагогических вузов, учителям и составлено по актуальным материалам дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки ГАОУ ВО МГПУ для действующих и будущих классных руководителей «Психолог детского коллектива». Материалы представлены в форме эссе, таблиц, слайдов, содержат выводы и конкретные предложения по улучшению образовательного процесса, основанные на теоретической подготовке и реальной педагогической практике.

Сообщение

Rina » 20 янв 2022, 09:33

Предлагаемое поурочное планирование коррекции нарушений обозначения мягкости согласных на письме разработано автором на основе опыта работы и анализа ошибок, допускаемых учениками второго, третьего и четвертого классов. В пособии содержится в общей сложности 50 уроков, которые выстроены в определенной системе. В пособии описывается работа по коррекции нарушений обозначения твердости и мягкости согласных как при помощи гласных букв, так и при помощи мягкого знака. Особенно будут полезны для работы с детьми темы занятий:
• дифференциация твердого и мягкого согласного в сочетании с различными гласными («Ох и непорядки в Мишкиной тетрадке»);
• дифференциация мягкого знака — показателя мягкости согласных и мягкого разделительного («Машенька и Марьюшка»);
• звукобуквенный анализ слов с разделительным твердым знаком («Сели и съели»). Пособие адресовано логопедам-практикам, работающим с учащимися начальной школы.

Сообщение

Rina » 20 янв 2022, 09:37

Цели пособия — кратко описать методы исправления нарушений различения звуков, с успехом применяющиеся на практике вне зависимости от специфики механизмов нарушений, и предложить дидактические материалы. Дидактические материалы представляют собой списки слов, двустишия с этими словами и картинки, названия которых включают взятые для различения согласные звуки. Пособие направлено на исправление нарушений различения звуков в устной и письменной речи и адресовано практическим логопедам, учителям-дефектологам, студентам факультетов специальной (коррекционной) педагогики, а также родителям детей с нарушениями речи.

Сообщение

Rina » 20 янв 2022, 09:41

В пособии кратко и понятно изложены лекции по соответствующему разделу методики начального обучения русскому языку. В лекциях много интересного практического материала для студентов и учителей начальных классов, который поможет им при составлении конспектов уроков и проведении работы по развитию речи детей. Пособие может быть использовано родителями младших школьников для организации индивидуальной дополнительной работы с детьми. Текст изложен простым, понятным любому читателю языком, не требующим специальных пояснений и уточнений.

Сообщение

Rina » 20 янв 2022, 09:47

В пособии рассмотрены подходы к организации проектной деятельности учащихся в 10–11 классах. Авторы показывают, как учащимся старшей школы перейти от групповой проектной работы к индивидуальному исследованию, спланировать индивидуальный исследовательский проект, описать его цели, задачи, результаты, сформулировать и доказать или опровергнуть гипотезу, осуществить основные этапы реализации проекта, получить планируемый продукт проектной деятельности. Цель пособия — представить технологию организации проектной деятельности, рассмотреть конкретные примеры организации проектной деятельности в старшей школе в соответствии с требованиями ФГОС, поэтому в книгу включены описания конкретных проектов. Издание адресовано учителям общеобразовательных школ, педагогам системы дополнительного профессионального образования и преподавателям высшей школы, методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, руководителям образовательных учреждений. Пособие имеет электронное приложение с дополнительными иллюстративными материалами и методическими разработками.

Сообщение

Rina » 01 фев 2022, 10:49

Основная цель учебника — помочь студентам пополнить теоретические и практические знания по курсу «Специальная педагогика». Логика изложенного материала определена целями и задачами подготовки специальных педагогов и отражена в отобранном авторами материале из многообразия педагогических исследований и учебников по специальной и социальной педагогике. Обучение по данному учебнику строится по классической схеме изложения материала с последующим закреплением с помощью вопросов и заданий для самоконтроля. Вопросы и задания в конце каждого раздела, изучение рекомендуемой литературы помогут сформировать специальные навыки и умения, необходимые специальному педагогу.

Сообщение

Rina » 01 фев 2022, 11:07

Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. Данное учебное пособие является вводным курсом в коррекционную педагогику. В нем объединены данные дефектологии, детской патопсихологии и нейропсихологии, раскрыты психофизиологические механизмы аномального развития детей, показаны закономерности системогенеза вторичных нарушений, являющиеся основными в нарушенном развитии, а также особенности обучения и воспитания детей. В пособии рассматриваются основные этапы и принципы построения психологического обследования детей с нарушениями развития.

Педагогическое исследование представляет собой особый научно-исследовательский процесс, призванный улучшить систему образования усовершенствовать существующие методики обучения, повысить качество образования на всех ступенях (от ДОУ и школы до СУЗов и ВУЗов).

Каждое научное изыскание обязательно должно быть спланировано, продуманно. Важно чтобы все действия и решения были логичными и последовательными.

Педагогическое исследование обладает рядом специфических черт.

Во-первых, объектом исследования выступают результаты учащихся, поведение или отношения индивидов, задействованных в педагогическом процессе. Практически 90% педагогических научных изысканий призваны решить актуальные проблемы системы образования, педагогики и психологии.

Логика педагогического исследования *

Из чего состоит педагогическое исследование?

Во-вторых, в педагогическом исследовании возможно использование как общенаучных, так и специфических методов. Для сбора информации и проверки гипотезы обязательно проведение эксперимента.

В-третьих, педагогические исследования напрямую затрагивают жизнь учащихся и педагогов. Они устанавливают способы взаимодействия преподавателей и школьников/студентов, методы обучения, достоинства и недостатки каждого способа освоения программы, образовательные стандарты и т.

Педагогическое исследование призвано привнести новшества в образовательную среду, улучшить ее отдельные элементы и стороны.

Последовательность проведения педагогического исследования

Педагогическое исследование представляет собой тщательно спланированное мероприятие. Чаще всего оно носит лабораторный характер, когда организатор учитывает максимум факторов, регулирует условия проведения, вмешивается в образовательный процесс, проверяя действие выдвинутой идеи.

Логика педагогического исследования *

Основные этапы программы педагогического исследования

В программе педагогического исследования выделяют два основных этапа: методологический и процедурный.

Методологическая стадия предполагает планирование исследования: определение цели, задач, формулирование гипотезы, конкретизацию объекта и предмета, методов изучения и решения проблемы. На данном этапе целесообразно провести предварительный сбор информации, изучить существующие методы решения проблемы, их пробелы.

Процедурная стадия предназначена для проведения эксперимента и сбора доказательной базы, проверки гипотезы. Здесь организатор научного изыскания должен провести конкретные действия: наблюдение за испытуемыми, внедрение новой методики или иного мероприятия. Все полученные в ходе процедурной стадии результаты должны быть моментально зафиксированы, а в дальнейшем проанализированы.

Данная категория призвана упорядочить все действия исследователя. Логика педагогического исследования предполагает, что организатор осуществляет все мероприятия в строгой последовательности. Притом каждое из реализованных действий привносит свои особенности, условия и изменения. Все запланированные сценарии должны быть логичными, следовать одно за другим.

Логика педагогического исследования строится по следующему алгоритму:

Логика педагогического исследования *

В чем логика педагогического исследования

На этом этапе автор научного изыскания должен определиться с темой, выделить интересующую его и в то же время актуальную проблему, ознакомиться с популярными и действующими методиками, теоретическими аспектами, а затем выдвинуть собственное предположение-решение.

Логика педагогического исследования *

Основные этапы подготовки педагогического исследования

В ходе «подготовки» необходимо обосновать выбранную тему, подчеркнуть проблему исследования и необходимость ее решения.

Здесь автор научной работы должен ознакомиться с существующими принципами и теориями, а затем провести собственный эксперимент для подтверждения или опровержения выдвинутой им гипотезы. Важно, чтобы ход исследования был подробно расписан, а все полученные информационные данные приложены к работе в полном объеме.

Здесь организаторы чаще всего прибегают к практическим (эмпирическим) методикам исследования: наблюдение, эксперимент, опрос, математическое моделирование, статистическая обработка материалов и пр. В некоторых случаях возможно привлечение сторонних экспертов. Например, социальный педагог, психолог и пр. Важно собрать максимально полную теоретическую и практическую базу.

Данный этап предполагает анализ полученных результатов, сравнение с действующими стандартами, подведение итогов относительно проверки гипотезы, а также разработка рекомендаций.

Здесь исследователю важно описать ход научного изыскания, отметить наиболее важные моменты, указывающие на истинность или ложность его идеи.

Педагогическое исследование может носить, как практический, так и теоретический характер. Организатору необходимо тщательно разобраться в изучаемой теме, проблеме и предложить радикальные меры по ее решению, оптимизации образовательного процесса или научной мысли. Все мероприятия в дальнейшем формируются в отдельный проект, который подлежит защите и публикации в виде монографии, диссертации и пр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *