Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях – Учительская газета

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях – Учительская газета

Образование

Квалификация: бакалавр социальной работы по направлению «Социальная работа»

Квалификационная категория: высшая

Курсы повышения квалификации:

  • ООО “Центр инновационного образования и воспитания” по программе повышения квалификации “Основы обеспечения информационной безопасности детей”, 2020, 2021
  • КПК в ООО “Центр инновационного образования и воспитания” по программе повышения квалификации “Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к образовательным организациям согласно СП 2.4.3648-20”, 2021

В этом разделе пока ничего нет

Галерея

Кузбасский региональный институт развития профессионального образования

Деканат:+7 (3842) 31-20-97

Приемная:+7 (3842) 31-09-72

Разработка сетевых образовательных программ является приоритетным, но в то же время, недостаточно проработанным и вызывающим много вопросов направлением обновления содержания дополнительного образования детей. В статье подробно рассматриваются характеристики сетевых образовательных программ, модели организации сетевого взаимодействия и вопросы формирования некоторых разделов (в том числе, учебного плана). Статья может быть использована в практике работы методистов и педагогов дополнительного образования детей образовательных организаций, так как поможет им разрабатывать сетевые программы, корректировать и обновлять содержание и методики дополнительного образования.

Буйлова,старший методист ГБПОУ «Воробьевы горы», главный редактор журнала «Про-ДОД», ведущий эксперт Научно-методического центра развития образовательных систем, Почетный работник общего образования,кандидат педагогических наук, доцент

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образовательных программ.

Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разработать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

Нормативно-правовое регулирование сетевого взаимодействия

Федеральный закон № 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» (глава 2, статья 15) определяет нормативную основу сетевого взаимодействия в образовании:

  • образовательные программы могут реализовываться как самостоятельно, так и в формате сетевого взаимодействия (ст. 13, п.1).
  • сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций (ст.15);
  • в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (ст.15).

ФЗ 273 (ст. 15) определил особенности сетевой формы реализации образовательных программ:

  • новая инфраструктура: ресурсы нескольких организаций (образовательные, материально-технические, кадровые);
  • новое учебно-методическое обеспечение;
  • новые взаимоотношения: взаимодействие организаций разной ведомственной подчиненности; удаленный характер субъектов образовательного сотрудничества, расширение возможностей для общения, мобильность (передвижение) обучающихся.
  • новые кадры: реализуют программы специально подготовленные кадры.

Провозглашенный в Концепции развития дополнительного образования детей (от 04. 2014 г. № 1726-р) принцип «программоориентированности», обозначил роль программы как базового элемента и задал потенциал многообразия дополнительных общеразвивающих программ (традиционных, модульных, разноуровневых, интегрированных, комплексных и др. ), которые могут реализовываться в сетевой форме, используя такие преимущества дополнительного образования, как свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям.

  • развитие сетевой формы реализации образовательных программ с возможностью зачета освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ при обучении по основным образовательным программам и формирование индивидуальных учебных планов обучающихся (п.1.3.);
  • создание условий для самостоятельного построения обучающимися индивидуального учебного плана и возможности непрерывного образования путем выстраивания образовательных связей на разных уровнях образования, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ (п.2.2. – г.);
  • разработка методик, содержащих механизмы выявления и внедрения лучших практик использования сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ (п. 3.6. – ж);
  • участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (п. 3.9. – ж).

Роль сетевого взаимодействия в современной системе образования.

  • позволяет решать образовательные задачи, которые ранее не могла решить отдельная образовательная организация, а также генерирует новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, обмен образовательными результатами, средства профессионального роста);
  • предполагает ориентацию на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в процессе совместной деятельности и с использованием ресурсов этих организаций;
  • содержит огромный потенциал для повышения качества, доступности и результативности дополнительного образования.
  • является сложным процессом взаимоотношений нескольких субъектов, поэтому в практике такого сотрудничества существуют различные формы организации сетевого взаимодействия, состав нормативных документов и форм сетевых договоров.

Модели и формы сетевого взаимодействия для реализации дополнительных общеразвивающих программ

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях – Учительская газета

Рис. Традиционная и сетевая формы реализации программ.

Условно все многообразие организационных форм сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур можно объединить в следующие группы:

1) формы «социального партнерства», предусматривающего «вертикальные» связи между участниками сетевого взаимодействия, когда субъектами сетевого взаимодействия выступают общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего), предприятия и организации экономической и социальной сферы) (Рис.

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях – Учительская газета

Рис. Вертикальная модель сетевого взаимодействия

2) формы «горизонтальной сети» (когда партнерами сетевого взаимодействия выступают несколько образовательных учреждений). Наиболее распространенный тип «горизонтальной сети» – муниципальная сеть (система сетевого взаимодействия образовательных учреждений одного муниципального образования) (Рис.

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях – Учительская газета

Рис. Горизонтальная модель сетевого взаимодействия

«Горизонтальные сети» могут различаться по типу организации.

Кустовая модель предполагает наличие лидера, ядра. Модель, предполагающая группировку сети школ и организаций дополнительного образования детей вокруг одного более мощного образовательного учреждения – учебного ресурсного центра (Рис

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях – Учительская газета

Рис. Кустовая модель сетевого взаимодействия

Смешанная модель, в которой участниками сети являются разные по содержанию деятельности, а иногда и по ведомственной принадлежности, и по организационной форме образовательные и «не образовательные» организации, у которых есть общие цели, интересы и идеи для реализации (Рис.

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях – Учительская газета

Рис. Смешанная модель сетевого взаимодействия

Типовые модели реализации образовательных программ в сетевой форме

Две или несколько организаций, которые имеют лицензию на образовательную деятельность, на основании договора о сетевом взаимодействии и регламента о разработке совместной образовательной программы осуществляют подготовку к разработке, разработку и реализацию совместной дополнительной программы. Такие программы могут быть разноуровневыми или модульными.

При этом, каждая из образовательных организаций будет реализовывать и, следовательно, отвечать за результат освоения обучающимися определенного уровня или конкретного модуля совместно разработанной образовательной программы. В практике такой способ сетевого взаимодействия называется моделью совместной реализации дополнительных общеобразовательных программ (рис 6

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях – Учительская газета

Рис. Модель совместной реализации образовательных программ

Типовая модель № 2. «Сетевое взаимодействие с образовательной организацией, не реализующей дополнительные образовательные программы».

Образовательная организация может реализовывать любые типовые модели дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: (традиционные, разноуровневые, модульные) и использовать при этом ресурсы организаций, которые не имеют лицензию на образовательную деятельность, но являются ресурсными организациями, так как на основании договоров о сетевом взаимодействии и об аренде/безвозмездном пользовании, предоставляют свои ресурсы, необходимые для реализации ДОП. В лицензии на образовательную деятельность первой организации при этом указываются адреса ресурсных организаций (Рис. 7,8).

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях – Учительская газета

Рис. Сетевое взаимодействие образовательных организаций

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях – Учительская газета

Рис. Модель сетевой реализации образовательной программы

Содержание дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме.

Модернизация содержания дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме предусматривает проектирование и внедрение программ в соответствии со следующими положениями:

  • свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
  • соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
  • разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
  • модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
  • творческий и продуктивный характер образовательных программ;
  • открытый и сетевой характер реализации.

В рамках разрабатываемых программ рекомендуется учитывать современные тенденции развития науки, техники, техносферы, биосферы и т. и консультироваться с ведущими специалистами профильных направлений.

Особенности проектирования дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме (Рис.

Обучение детей осуществляется по разработанным в кооперации с сетевыми партнерами дополнительным общеразвивающим программам, также допускается использование разработанных организацией дополнительного образования программ, но с учетом их корректировки под используемые помещения и объекты.

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях – Учительская газета

Рис. Модель дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой в сетевой форме

Характеристики дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме:

  • направленность на создание образовательного пространства, востребованного социумом;
  • предоставление возможности обучения по индивидуальным образовательным траекториям;
  • направленность на допрофессиональное образование и профессиональный выбор;
  • организация широкой практики за пределами образовательной организации;
  • широкие возможности для организации и погружения учащихся в разнообразные профессиональные пробы;
  • направленность на решение задачи успешной социализации обучающихся, освоения ими современных социальных практик.

Программа, реализуемая в сетевой форме, чаще решает междисциплинарные задачи и состоит из нескольких взаимосвязанных модулей. Модули реализуют «участники» сети, взаимоотношения и обязанности которых устанавливаются в локальных нормативных актах и в соответствующем Договоре, так как основой таких программ является готовность и потребность в совместной деятельности разных организаций для достижения «объединяющей» междисциплинарной цели реализации программы.

При проектировании модульных дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме, выделяются проектировочные циклы:

  • разработка общего замысла программы – определение целей, содержания, модульной структуры (перечня модулей) и определение сетевых партнеров;
  • разработка и согласование инвариантного модуля модуль-погружение);
  • разработка учебных модулей как основных единиц программы – их количество, распределение между организациями, а также разработка структуры модуля, предъявляемая в учебных элементах.

Каждая сторона определяет приоритеты в программе и несет ответственность за общий конечный результат, что является необходимым условием.

Особенности реализации дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме

  • все программы строятся гибко, в виде набора модулей, на основе анализа запросов детей, родителей и общественности в определенных умениях и навыках, с возможностью дополнения и корректировки по мере необходимости;
  • основное содержание программ ориентировано на потребности заказчиков и на реальные виды деятельности, выраженные в конкретных заявках и пожеланиях;
  • методы обучения преимущественно ориентированы на практическую деятельность учащихся, в первую очередь, в рамках осваиваемых компетенций, роль педагога – организовать процесс обучения и обеспечить постоянную поддержку по ходу выполнения учащимися практических работ и заданий;
  • оценка результатов обучения заключается в освоении определенных знаний умений и навыков, обеспечивающих выполнение работ по заданному виду деятельности;
  • важным представляется выработка механизма зачета образовательной организацией результатов по дополнительным общеразвивающим программам в рамках сетевого взаимодействия;
  • реализация таких программ должна предусматривать использование дистанционных технологий.

Анализ реализации модульных программ в сетевой форме позволяет назвать обязательные условия:

  • сеть создается для достижения общего результата посредством объединения ресурсов, но при этом результат у каждого участника сетевого взаимодействия будет свой;
  • при сетевом взаимодействии и при реализации программ в сетевой форме устанавливаются многосторонние связи между всеми участникам в рамках общей совместной деятельности: организации реализуют определённые модули программы, используют свои ресурсы, но при этом обмениваются ресурсами дополняя друг друга и усиливая содержательную и методическую составляющую дополнительной образовательной программы;
  • каждый педагог, участвующий в реализации программы в сетевой форме, должен обладать определенными компетенциями для реализации модуля;
  • необходимым условием реализации программ в сетевой форме является готовность ее участника к использованию своего ресурса для достижения общих целей, естественно, параллельно с реализацией собственных задач: все участники модульной программы, реализуемой в сетевой форме, должны предоставить беспрепятственный доступ к своему модулю другим участникам.

Оформление дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой в сетевой форме.

К дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым в сетевой форме, применяются все нормативно-правовые требования, установленные к этому виду программ. Сетевая программа включает части, предусмотренные образовательными программами различных видов, уровней и (или) направленностей.

Таким образом, структура сетевой дополнительной общеразвивающей программы и структура отдельного модуля формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» (Приказ 196, п. 5) и включают: основные характеристики программы, организационно-педагогические условия ее реализации и формы аттестации.

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях – Учительская газета

Рис. Примерная структура дополнительной общеразвивающей программы

В заключение подчеркнем, что вопросы сетевого взаимодействия организаций в системе дополнительного образования – актуальный ресурс развития отечественного образования на современном этапе, который необходимо осваивать, рассматривая сетевое взаимодействие как современную высокоэффективную технологию, которая позволяет образовательным организациям не только функционировать, но и динамично развиваться, обеспечивая качественное решение сложных вопросов в сфере дополнительного образования. Настоящий аспект становится предметом особого внимания, прежде всего, со стороны государства, что зафиксировано в ряде нормативных документов, определяющих суть этой формы реализации образовательных программ и режим регулирования отношений в условиях сетевого взаимодействия.

  • Макаренко С.Н. Сетевая форма реализации образовательных программ // Рецензируемый научный журнал «Тенденции развития науки и образования». Апрель 2019. №49, Часть 2 Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2019. С. 8-10.
  • Приказ Минпросвещения РФ № 391 от 5 августа 2020 г. «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
  • Попова И.Н. Актуальные проблемы проектирования общеразвивающих программ дополнительного образования детей нового поколения. // Внешкольник. № 3 (183). 2018. С. 12-17.
  • Сетевая форма реализации образовательных программ не является обязательной и применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это является целесообразным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.