Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Оценка результативности образовательного процесса

Неважно, насколько медленно ты идешь, если ты не останавливаешься

Результат образовательного процесса в ОДОД следует рассматривать, как объективные изменения, проявляющиеся на уровнях:

  • личности ребенка и педагога;
  • системы отношений;
  • “продуктов” педагогической деятельности и деятельности ребенка в образовательном процессе.

Результативность образовательного процесса в ОДОД

Личность ребенка и педагога

“Продукты” педагогической деятельности

“Продукты” деятельности ребенка

На сегодняшний день в дополнительном образовании отсутствуют единые образовательные стандарты, что влечет за собой определенные трудности в разработке системы выявления достижений, обучающихся и оценки результативности образовательного процесса. Тем не менее, мониторинг достижений, обучающихся как личных, так и коллективных является важной составляющей образовательного процесс в ОДОД. При разработке диагностических методик педагоги дополнительного образования ОДОД «Исток» учитывают специфику объединения, возраст, индивидуальные особенности, формы и содержание деятельности обучающихся.

Система оценки результативности образовательных результатов в ОДОД ГБОУ СОШ №312 включает в себя:

  • Универсальные диагностические материалы, разработанные педагогами ОДОД;
  • Диагностические материалы, показывающие специфику направленности объединений ОДОД;
  • Разнообразные формы анкетирования обучающихся;
  • Книжки учета личностных достижений;
  • Разрядные книжки спортсменов;
  • Листки самоанализа обучающихся.

В соответствии с положением о текущем и итоговом контроле, регулярно проводятся зачеты, открытые занятия и внутренние соревнования для выявления оценки результативности образовательного процесса

13 октября 2021 г. 12:00

В 2021-2022 учебном году уже ставшие традиционными методические мероприятия будут организованы по новой схеме. Методисты учреждений дополнительного образования города Костромы сформулировали свои предложения на семинары по актуальным методическим темам, занятия для молодых педагогов, а также – запрос на проблемную тему, вопрос, на который они сами хотели бы получить ответ. Среди методических тем: «Траектории социального партнерства в дополнительном образовании», «Формирование компетенций как показатель освоения дополнительной общеобразовательной программы», «Инновационные формы организации досуга обучающихся» и т. В октябре коллег приглашает на свои мероприятия «Детский морской центр».

План методических мероприятий учреждений дополнительного образования г. Костромы на 2021-2022 учебный год прилагается:

Организатор
Название семинара
Категория темы семинара
(методическая, проблемная,
для молодых педагогов)
Дата проведения

Октябрь

«Детский морской центр»
Воспитательный потенциал системы дополнительного образования: возможности и варианты (ведущий спикер: к. , доцент Л. Уварова)
Для молодых педагогов
14 октября, 11:30

«Детский морской центр»
Траектории социального партнерства в дополнительном образовании (ведущий спикер: старший методист Е. Смирнов)
Методическая
21 октября, 11:30

«Детский морской центр»
Музейная педагогика и краеведение в дополнительном образовании: от опыта прошлого к делам настоящего (ведущие спикеры: старший методист Е. Смирнов; к. , зав. кафедрой КОИРО Н. Пигалева)
Методическая
Дата уточняется

Ноябрь

ДДТ «Жемчужина»
Уровень формирования компетенций как показатель освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Проблемная. Методический семинар
17. 2021

ДДТ «Жемчужина»
Навыки организации и распределения времени в учебном процессе (как один из вопросов в рамках большой темы подготовки педагога к занятиям)
Для молодых педагогов
Дата уточняется

ДДТ «Жемчужина»
Совершенствование системы взаимодействия учреждений дополнительного образования муниципального и регионального уровней. Проблемная. Методическуий семинар. Дата уточняется

Декабрь

«ЭКОсфера»
Семинар «Педагогическая мастерская. Система подготовки участников к конкурсам исследовательских и проектных работ»
для молодых специалистов
Дата уточняется

Январь

ДЮЦ «АРС»
Инновационные формы организации досуга учащихся УДО
методическая
Январь 2022

ДЮЦ «АРС»
Дефицит кадров в дополнительном образовании детей. Возможные пути решения проблемы. проблемная
Январь 2022

ДЮЦ «АРС»
“О наставники наши и менторы!” Учимся писать педагогическое эссе
лаборатория творчества для молодых
Январь 2022

Февраль

ДЮЦ «Ровесник»
Лаборатория “Наставничество, как механизм адаптации молодого педагога. Опыт ДЮЦ “Ровесник”
для молодых педагогов
Февраль 2022

ДЮЦ «Ровесник»
Митап “Организация деятельности разновозрастных отрядов, как место самореализации педагогов учреждения”
методическая
Февраль 2022

ДЮЦ «Ровесник»
“Современный тезаурус игрового пространства учреждения”
проблемная
Февраль 2022

«ЭКОсфера»
Мастер класс «Постановка практических опытов и организация наблюдений за природными объектами в рамках образовательной деятельности»
методическая
Февраль 2022

Март

ЦДТ “Ипатьевская слобода”
Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях дополнительного образования. Опыт работы ЦДТ “Ипатьевская слобода”
методическая
март 2022

ЦДТ “Ипатьевская слобода”
Психологический тренинг с элементами арттерапии “Мир вокруг меня”. для молодых специалистов
март 2022

ЦДТ “Ипатьевская слобода”
Рабочее время педагога дополнительного образования
проблемная тема
март 2022

ДЮЦ “Заволжье”
Контроль за процессом и результативностью работы с одаренными детьми
для молодых специалистов
март 2022

Апрель

ЦВР “Беркут”
“Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ”. Для молодых педагогоа
Апрель 2022

ЦВР “Беркут”
“Способы педагогической диагностики деятельности детского объединения и педагога дополнительного образования”
методическая
Апрель 2022

ЦВР “Беркут”
“Организация и методическое сопровождение аттестации педагогов учреждений дополнительного образования”
проблемная
Апрель 2022

ДДТ Жемчужина
Реабилитация творчеством детей с ОВЗ: острое недоразвитие речи. ( Проект сетевого взаимодействия ДДТ “Жемчужина и Ценрта развития ребенка ДС № 67)
Методический семинар
Апрель 2022

Май

ЦТР «Академия»
Разработка программ нового поколения (в рамках программы создания новых мест в дополнительном образовании)
методическая
Май 2022

ЦТР «Академия»
Организация платных образовательных услуг
проблемная
Май 2022

ЦТР «Академия»
Содержание современного дополнительного образования. Актуальные тренды
для молодых специалистов
Май 2022

Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании  дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.

Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:

  • составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
  • анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
  • работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
  • тестирование программы на фокус-группе;
  • внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.

Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории. Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

  • «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
  • «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
  • «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
  • «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;

Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:

  • партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
  • индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;

В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования  Института можно привести три программы. Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»

  • образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
  • проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
  • внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
  • Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
  • Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
  • Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С.,  Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология:  учебно-методическое пособие для  студентов  направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
  • Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).

В дополнительном образовании

Вся работа педагога осуществляется в процессе взаимодействия с обучающимися. От умения педагога добиваться при взаимодействии с обучающимися качества образования в значительной степени зависит успешность решения стоящих перед ним задач.

Если мы говорим о необходимости развивать личностные достижения обучающихся, то без знания методики диагностирования образовательного процесса здесь не обойтись.

Педагогу для организации образовательного процесса необходимо изучить особенности характера, интересы и увлечения своих воспитанников, их взаимоотношения с родителями, сверстниками. В этом помогают различные диагностические исследования. Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую компетентность педагога и становится условием его профессионального роста и мастерства. Анализ результатов диагностики позволит педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.

Диагностика в дополнительном образовании

Диагностика в дополнительном образовании выполняет важную роль. Она даёт возможность создавать более благоприятные условия для развития интересов ребёнка, темпов, уровня, объёма восприятия и усвоения необходимого материала. Использование диагностики позволяет не только спрогнозировать дальнейший ход обучения, но и сделать его более интересным для детей, повысить качественный уровень обучения, заинтересовать обучающихся и активизировать их работу.

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, так как органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка.

Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным общеразвивающим программам. В идеале для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.

Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.

Цель диагностики – управление личностным ростом ребенка.

Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:

психотерапевтическую: различные диагностические технологии (рисунок, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;

коррекционную: исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;

развивающую: в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения личной активности.

Этапы педагогической диагностики:

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения начальной и промежуточной диагностики обучающихся.

Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка

Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.

– прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;

– выбор уровня сложности программы, темпа обучения;

– оценку дидактической и методической подготовленности.

– индивидуальная беседа;

– анкетирование.

Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенка, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.

– оценка правильности выбора технологии и методики;

– корректировка организации и содержания учебного процесса.

Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами

В начале учебного года рекомендуется составить календарный план по диагностике на весь учебный год

Основные методы педагогической диагностики

Важным профессиональным качеством педагога является умелое использование разнообразных диагностических методов личностного роста ребёнка. Эти методы могут быть прямыми и косвенными:

к прямым методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная беседа, тесты и т

к косвенным методам относится наблюдение,

Анкета как метод педагогической диагностики широко применяется при изучении и оценки результатов образовательного процесса. Для составления анкеты надо знать возрастные особенности учащихся, их опыт. Иногда проводится анонимное анкетирование, где учащиеся убеждены, что авторство каждого не будет установлено, за любой ответ не придется отвечать. Это направлено на получение более объективных данных с помощью анкет.

Индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа с учеником предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации.

Умело проведѐнная обучающая беседа с 5элементами проблемного изложения обладает большой диагностической ценностью. Для еѐ усиления необходимо заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа ответов учащихся.

Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин “тест” происходит от английского test -испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт. Тестирование –наиболее подходящая измерительная технология –самая эффективная в ситуациях массового оценивания учебных достижений.

Существует три этапа тестирования:

– выбор теста;

– его проведение;

– подсчёт баллов с последующей интерпретацией результатов.

План создания тестов:

– определение набора знаний и умений, которые необходимо проверить

с помощью теста;

– подбор заданий, которые позволяют определить наличие изучаемых ЗУНов;

– экспериментальная проверка теста.

Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа.

Тесты должны быть:

-относительно краткосрочными, т. не требовать больших затрат времени;

-однозначными, т. не допускать произвольного толкования тестового задания;

-стандартными, т. пригодными для широкого практического использования.

Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов:

-оно сочетается с воздействием на ребёнка, с его воспитанием (фиксируется прежде всего реакция обучающего на различные воспитательные влияния);

-наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей

-в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в течение

длительного срока, поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности ученика;

-наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам показателей:

личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребѐнка под влиянием занятий в данном творческом объединении, студии, секции) 2. учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения общеразвивающей программы)

Работая с диагностическими методиками, нужно придерживаться следующих правил:

Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам объединения.

  • Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо обучающихся.
  • По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в объединении.
  • Необходимость педагогической диагностики должна обучающимся разъясняться.
  • Формы представления результатов диагностики

К числу эффективных технологий относится мониторинг. Мониторинг в УДОД является механизмом отслеживания эффективности практики сотрудничества педагога и ребенка по освоению им общеразвивающей программы и осознанию личностного роста.

Как врач ведет историю болезни пациента, так и педагог должен вести историю развития ребенка.

Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся:

-дневник педагогических наблюдений;

-зачетные и личные учебные книжки.

Рассмотрим некоторые формы, применяемые педагогами дополнительного образования в своей практической деятельности.

–самая распространенная форма, рекомендуемая психологами, при работе с обучающимися младших школьников. Для оценки работы обучающихся можно использовать следующие цвета:

-красный – работает самостоятельно, в быстром режиме;

-желтый -выполняет задания, соблюдая все требования;

-зеленый-выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки;

-синий -постоянно обращается к помощи педагога и детей;

-фиолетовый -слабо справляется с заданием.

Табель развития.

Чаще всего используется для информирования родителей и включает следующие разделы: число пропущенных занятий, прилежность в выполнении заданий, успевание или отставание, недостатки обучающегося, требующие особого внимания

Диаграмма и график успеваемости

На основании данных диагностики выстраивается график, диаграмма, изображающая при помощи кривых и столбиков количественные показатели состояния чего-нибудь. Каждый столбик имитирует влияние отдельного фактора, сила (интенсивность) действия которого в данный момент отмечается точкой. Интенсивность влияния можно оценить в процентах (100% -максимальный показатель), при помощи пяти или даже трехбалльной шкалы низкая, средняя, высокая.

Круговая диагностическая карта.

Хорошую информативность обеспечивает круговая диагностическая карта. Это круг, разделенный радиусами на столько частей, сколько диагностируемых параметров. На радиусах откладываются критерии оценки – минимальная (низкий уровень) в центре, максимальная (высокий уровень) на дуге окружности.

Круглый, приятный глазу профиль сигнализирует –все в порядке. Количество диагностируемых факторов обусловливаются потребностями и возможностями

Папка достижений.

Заводится в объединении на каждого ребенка. В нее складываются все работы учащегося: от самых первых, пусть еще неумелых, до работ последних дней занятий. Это своего рода история развития мастерства ребенка, которая позволяет педагогу проследить динамику его творческих способностей, найти индивидуальный подход к ребенку, приспособиться к его особенностям.

Творческие программы.

Такую “программу” получает каждый ребенок в начале учебного года. На ней изображены все изделия, которые ему предстоит сделать в течение года в рамках учебной программы. По мере их изготовления, ребенок закрашивает изображение изделий в своей программе. Если ребенок выполняет самостоятельную, внепрограммную работу, он дорисовывает в программе изображение этого изделия.

-Фамилия, имя ребенка, дата рождения, наименование объединения, фамилияруководителя, дата начала и окончания обучения.

–данные диагностики, успехи, достижения в смотрах, выставках, соревнованиях.

Условия проведения диагностики

Успешное проведение диагностики возможно при выполнении следующих условий:

  • Четко определить цель диагностики.
  • В соответствии с целью определить объекты диагностики.
  • В соответствии с выделенными объектами подобрать систему конкретных методик.
  • Определить условия их использования применительно к конкретному случаю. Как правило, диагностика должна проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
  • Выделить направления анализа получаемых данных.
  • Изучать развитие всех обучающихся без исключения (желательно).
  • Проводить диагностику систематически по каждому из параметров развития обучающихся (в случае невозможности проведения диагностики какого-либо обучающегося, например из-за болезни или по другим причинам, провести ее в самое ближайшее время в максимально приближенных условиях, ни в коем случае не пропуская).
  • Исследовать каждого обучающегося на протяжении всех лет его обучения (желательно).

Учесть, что результаты диагностики и возможности ребенка могут не совпадать с диагностической нормой. Различные методики – лишь предварительная ориентировка в уровне развития.

  • У детей, выявленных к отставанию, опережению в развитии или соответствию своему возрасту по тем или иным параметрам, определить индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для развития каждого.
  • В ходе диагностики выявлять не только актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учитывать возможную “зону ближайшего развития”.
  • Корректировать недостатки, опираясь на достоинства обучающегося.

Основные правила проведения диагностики

Необходимо установить контакт между педагогом и ребенком (детьми). Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность обеспечивают взаимопонимание.

Обследование проводится 15 -30 минут (в зависимости от возраста и задач исследования). Испытуемые должны быть поставлены в одинаковые условия.

Следует принимать ребенка таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.

Необходимо хорошо продумать диагностическое обследование, точно запомнить инструкцию, подготовить наглядный материал (если он необходим), продумать его расположение, подготовить протоколы-бланки.

Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.

Завершается диагностика тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффектную программу образовательного процесса.

Проблема оценки качества образования в учреждении дополнительного образования детей остается актуальной на сегодняшний день. Педагоги находятся в постоянном поиске содержания и структуры критериев, параметров и показателей качества образования обучающихся в зависимости от направленности общеобразовательной программы.

Каргина З. Об диагностики воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2003, No 4

Диагностика в работе педагога дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

«Центр детского творчества»

Диагностика в работе педагога дополнительного

педагог – организатор

высшей квалификационной категории

Мартынова И.

Трехгорный, 2020 г.

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании

многогранной личности ребенка, в его образовании, в ранней

профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей

многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно по сравнению с общим

В своем обращении к Федеральному собранию 04. 14 г. Президент

России В. Путин отметил следующее:

«Каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие

по душе. В этой связи недопустимо свертывание системы внешкольного

дополнительного образования. Центры художественного, технического,

музыкального творчества – это огромный ресурс гармоничного развития

Система дополнительного образования детей переживает период

становления. Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет

дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов.

В связи с этим, дополнительное образование наделено правами

самостоятельного определения своей деятельности, исходя из интересов

детей. Необходимо также определить оценки качества дополнительного

образования, которые должны удовлетворять требования общества, запросы

и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего

формирования и развития личности ребенка.

Актуальность оценки качества обусловлена процессом государственной

аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования, когда

дается «внешняя» оценка результатов деятельности учреждений. Вопрос

поиска форм и методов диагностики образовательного процесса, их

фиксации и документального представления также актуален, поскольку

связан с процессом аттестации педагогических работников.

Цель диагностики – управление личностным ростом ребенка.

Принципы педагогической диагностики

Системность. Изучение ребёнка должно вестись не эпизодически, а в

соответствии с определённым планом работы.

Последовательность и преемственность. Необходим

последовательный переход от одних этапов, критериев и форм и

методов диагностики к другим по мере развития, обучения и

воспитания личности.

Доступность диагностических методик. Необходим такой подбор

методик, вопросов и заданий, которые были бы рассчитаны на

реальный уровень развития учеников.

Активизация учащихся. Активизация ребят во время педагогической

диагностики позволяет обучать их самодиагностике, развить их

способность к самонаблюдению и самоанализу.

Прогностичность. Принцип прогностичности проявляется в учёте

тенденции естественного развития личности учеников с точки зрения

необходимости их поддерживать или изменять.

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Функции педагогической диагностики

Выявление уровня подготовки учащихся.

Определение степени реализации образовательной программы.

Отслеживание динамики развития каждого обучающегося.

Целесообразная организация образовательного процесса.

Подбор индивидуального образовательного маршрута

Организация и проведение педагогической диагностики включает в себя

несколько этапов.

Подготовительный: подготовка анкет, вопросников, схем, описания

параметров, таблиц показателей.

Организационный: определение и обсуждение механизма проведения

Обработка данных и их анализ.

Оформление результатов диагностики.

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем

проведения начальной, промежуточной и итоговой диагностики учащихся

начале учебного года рекомендуется составить календарный план по

диагностике на весь учебный год.

Начальная диагностика проводится в течение двух недель с начала

изучения образовательной программы.

Её цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных

Прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе.

Выбор уровня сложности программы, темпа обучения.

Оценка дидактической и методической подготовленности.

Промежуточная диагностика проводится после изучения каждого раздела

образовательной программы или по мере необходимости.

Её цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция

образовательного процесса в направлении усиления его развивающей

Оценка правильности выбора технологии и методики.

Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии

оценки разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и

методистом ОУ.

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Итоговая диагностика проводится в конце изучения образовательной

Цель: подведение итогов освоения образовательной программы.

анализ результатов обучения;

анализ действий педагога.

Методы проведения итоговой диагностики:

выставка работ и т.

Успешное проведение диагностики возможно при выполнении следующих

Четко определить цель диагностики.

В соответствии с целью определить объекты диагностики.

В соответствии с выделенными объектами подобрать систему

конкретных методик.

Определить условия их использования применительно к конкретному

случаю. Как правило, диагностика должна проводиться в естественных

условиях учебно-воспитательного процесса.

Выделить направления анализа получаемых данных.

Изучать развитие всех учащихся без исключения (желательно).

Проводить диагностику систематически по каждому из параметров

развития учащихся (в случае невозможности проведения диагностики

какого-либо учащегося, например из-за болезни или по другим

причинам, провести ее в самое ближайшее время в максимально

приближенных условиях, ни в коем случае не пропуская).

Исследовать каждого учащегося на протяжении всех лет его обучения

Изучать личность учащегося комплексно, то есть охватывать все

основные стороны развития учащихся.

Определить реальные достижения учащегося с учетом его возраста,

генетической предрасположенности, условий жизни и особенностей

Учесть, что результаты диагностики и возможности ребенка могут не

совпадать с диагностической нормой. Различные методики – лишь

Оценивать результаты диагностики того или иного учащегося путем их

сопоставления с результатами предыдущих диагностических проверок

того же учащегося, отслеживая характер и величину его продвижения в

развитии. Оценивать усилия самого учащегося в учебной деятельности

и самовоспитании.

У детей, выявленных к отставанию, опережению в развитии или

соответствию своему возрасту по тем или иным параметрам,

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

определить индивидуальные особенности и наметить оптимальные

условия для развития каждого.

В ходе диагностики выявлять не только актуальный уровень развития

той или иной индивидуальной особенности, но и учитывать

возможную «зону ближайшего развития».

Корректировать недостатки, опираясь на достоинства учащегося.

Важным профессиональным качеством педагога является умелое

использование разнообразных диагностических методов личностного роста

ребёнка. Эти методы могут быть прямыми и косвенными: к прямым

методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная

беседа, тесты и т. ; к косвенным методам относится наблюдение.

Рассмотрим основные методы педагогической диагностики.

Метод, при использовании которого ученик отвечает на ряд задаваемых

ему вопросов. Вопросы, задаваемые педагогом, могут корректироваться в

процессе исследования в зависимости от ситуации.

Устный опрос (наблюдение за поведением и реакциями ученика);

Письменный опрос позволяет охватить большее количество учеников за

сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма этого

вида вопроса – анкета.

Свободный опрос разновидность письменного и устного опроса, при

котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. При этом

можно гибко менять тактику и содержание исследования.

Стандартизированный опрос предполагает четко выстроенную структуру

опросника, каждый вопрос имеет свое место, что позволяет, не отклонятся от

плана и намеченных шагов в исследовании.

Многие выдающиеся ученые признавали главным источником получения

научных фактов – наблюдение.

Наблюдение за поведением учащихся в разных видах деятельности дает

педагогам возможность увидеть конкретную картину проявления развития

детей, предоставляет много интересных фактов, которые отражают жизнь

ученика в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является

исходным и основным в педагогической диагностике, поскольку он

применяется постоянно, в то время как другие методы – лишь периодически.

Постановка цели.

Выбор объекта и ситуации наблюдения.

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Сохранение естественных условий.

Регистрация (фиксация) результатов.

Процедура наблюдения бывает различной:

Активное наблюдение – педагог активно сотрудничает с учеником,

либо активно участвует в деятельности группы.

Пассивное наблюдение – педагог может оставаться в позиции

постороннего человека и наблюдать со стороны.

Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если

речь идет о деятельности ученика, то надо заранее составить вопросник.

Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями

Педагог должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при

наблюдении и предупреждать их.

Достоинства метода наблюдения

Богатство собираемых сведений.

Сохранена естественность условий деятельности учащихся.

Допустимое использование разнообразных технических средств.

Необязательно получение предварительного согласия ученика.

Недостатки метода наблюдения

-Его предубеждение (искажения восприятия тем больше, чем сильнее

педагог стремится подтвердить свою гипотезу).

-Усталость педагога (в результате чего педагог перестает замечать

важные изменения, делает ошибки при записях).

вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в

Умело проведённая обучающая беседа с элементами проблемного изложения

обладает большой диагностической ценностью. Для её усиления необходимо

вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа

Достоинства метода беседы:

Активизирует учащихся.

Развивает их память и речь.

Делает открытыми знания учащихся.

Имеет большую воспитательную силу.

Является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

Требует много времени.

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Содержит элемент риска (ученик может дать неправильный ответ,

который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их

Необходим запас знаний.

Анкета- это опросный лист для получения ответов на заранее

составленную систему вопросов.

Открытые (ученик сам формулирует ответы на поставленные

вопросы) и закрытые (ученик из предложенных ответов выбирает

наиболее подходящий).

Письменные и устные.

Анонимные (без указания имени и фамилии) и именные.

Непосредственные (информацию о себе дает непосредственно ученик)

и опосредованные (получение информации о личности от других лиц).

Количественные (ответы в анкете даются в виде числа) и качественные

(ответы выражаются в виде слова).

Требования к составлению анкет:

Вопросы должны быть четкие.

Интерес к вопросам должен постепенно возрастать.

Сложность вопроса должна соответствовать уровню развития ученика.

Наличие взаимоконтролирующих вопросов.

Необходимо включать вопросы типа «почему».

В закрытых анкетах должны быть предусмотрены все варианты

ответов. (Приложение 1)

Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате которого

делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин «тест» означает

Выбор теста.

Его проведение.

Относительно краткосрочными, т. не требовать больших затрат

Стандартными, т. пригодными для широкого практического

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования

предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и

навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся.

Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам

ребёнка под влиянием занятий в данном творческом объединении,

учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные

знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения

образовательной программы). (Приложение 2)

Таким образом, для изучения личности учащегося можно использовать

разные методы диагностики.

Выбирая тот или иной способ работы с учеником, нужно иметь в виду

достоинства и возможные недостатки используемых методов. Это позволит

грамотно комбинировать их в работе, дополняя и проверяя полученные

результаты. Учитывая то, что ни один из методов не может дать абсолютно

точной, полной и надежной информации педагог должен владеть широким

исследовательским инструментом.

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Анкеты для кружковцев

Учебный год занятий в нашем объединении заканчивается. И нам не

безразлично, как ты его провел. Твое мнение поможет в дальнейшем сделать

занятия в кружке более интересными, плодотворными для тебя и твоих

друзей. Заполни, пожалуйста, анкету. Для этого внимательно прочти

предложения, а потом закончи их.

Там, где предложено несколько вариантов ответов, нужно подчеркнуть

только те, которые в большей степени соответствуют тебе.

Надеемся на твои искренние ответы:

Сколько времени ты занимаешься в объединении?

А) первый год Б) второй год В) третий год

Чем ты руководствовался при выборе кружка?

А) советом родителей Б) советом друзей В) собственными интересами Г) это был

В объединении ты занимался чтобы:

А) весело провести время Б) найти себе друзей В) развивать свои способности Г)

заниматься любимым делом Д) научиться чему-нибудь полезному Е) узнать,

на что ты способен.

Какое мероприятие в объединении понравилось больше

Если бы ты был руководителем объединения, то ты

Твоя оценка за работу нашему объединению (по десятибалльной

Ты записался в наше объединение.

Мы хотим, чтобы тебе было здесь хорошо. И для начала просим заполнить

анкету. Для этого нужно внимательно прочитать предложения, а потом

закончить их.

Там где предложено несколько вариантов ответов, нужно подчеркнуть те,

х пунктов.

Отвечать нужно искренне.

Я хочу заниматься в объединении, чтобы:

А) Научится чему-нибудь полезному.

Б) Найти себе друзей.

В) Развить свои способности.

Г) Заниматься любимым делом.

Д) Узнать, на что я способен.

Е) Весело провести время.

Дома, в свободное время мне больше всего нравится

Для меня в объединении важнее

Когда я думаю, о предстоящих занятиях в объединении, я испытываю

А) Радости.

Б) Скуки.

В) Тревоги.

Г) Нетерпение (скорей бы закончились занятия).

Д) Что еще? Напиши_______________________________________________

Мне бы хотелось, чтобы в кружке всегда

Больше всего я боюсь,

Я мечтаю о том,

Кем ты хочешь работать, когда

А) Советом родителей.

Б) Советом друзей.

В) Советом учителей.

Г) Собственными интересами.

Д) Это был случайный выбор.

Если бы ты был руководителей объединения,

Тест (методика незаконченного предложения)

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Список используемой литературы

• Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании

• Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04. 2014

«Послание Президента РФ Федеральному Собранию»

• Шаршакова Л. Педагогическая диагностика образовательного

процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного

образования — СПб. : ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского)

творчества «У Вознесенского моста», 2013. — 52 с.

• Меркулова Е. Педагогическая диагностика в деятельности педагога

• Бабичева Т. Школа педагогического мастерства по теме “Устный

опрос как один из методов педагогического контроля” предполагает

работу педагогического коллектива в группах.

• Лаптеева Е. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *