Очерк что человеку дают знания – Напишите очерк проблемного характера на одну из тем. ГДЗ. Упр. 208, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М

В статье вы узнаете о том, что такое очерк, какие ему присущи жанровые особенности, а также о том, как написать проблемный очерк: структура, основная задача, план написания и примеры текстов, выполненных в жанре проблемного очерка.

Очерк – это одна из самых разносторонних и многогранных литературных форм.

В центре проблемного очерка находится изучение некой проблемной ситуации, которую автор раскрывает с разных сторон, в первую очередь, – с социального и морально-этического ракурса.

Прежде, чем приступать к детальному разбору, для начала рассмотрим, а что же такое проблемный очерк (и очерк в целом), и какими жанровыми особенностями он обладает.

Если вас заинтересовал данный жанр и вы хотели бы попробовать написать биографический очерк, тогда прежде, предлагаю вам ознакомиться с ним поближе и узнать:

  • что такое очерк,
  • жанровые особенности и характерные черты очерка,
  • какие виды очерков существуют, и чем они отличаются,
  • какие методы используются при написании биографического очерка,
  • объем и структура краткого биографического очерка,
  • откуда взять информацию для написания очерка и о чем вообще писать.

В современной периодической печати наблюдается достаточно активный рост изданий, специализирующихся на биографической тематике. В качестве примера можно привести такие журналы “биографической” направленности, как: “Биография”, “Имена”, “Интервью”, “Караван историй”, “Коллекция Каравана историй”, “Story”, “Итоги”, “Огонек”, “Русский репортер”.

Популярность биографических очерков будет сохраняться до тех пор, пока у читателя есть интерес к индивидуальности и уникальности отдельного человека.

Что такое очерк

Очерк – это одна из разновидностей рассказа, в которой сочетаются элементы художественной литературы и публицистики.

Это повествовательное произведение небольшого объема, в котором кратко описаны реальные события, факты, люди.

В очерке журналист не просто описывает проблему, событие или личность, основываясь исключительно на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.

Относится очерк к публицистическому стилю речи, а именно к его художественно-публицистическому жанру.

Подробнее о публицистическом жанре читайте в статье “Характерные особенности, черты и основные жанры публицистического стиля речи”.

Такой тип текста относится к особому виду журналистики – к авторской или писательской журналистике, которая считается вершиной журналистского мастерства.

Мастерами и родоначальниками данного жанра считаются: А.М. Горький, А.П. Чехов, Г.И. Успенский, В.Г. Короленко, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г.Н. Бочаров и многие другие.

Как написать проблемный очерк

В проблемном очерке перед автором стоят следующие задачи: выяснить причины возникновения проблемной ситуации, попытаться определить ее дальнейшее развитие и определить возможные пути решения.

Проблемная ситуация не описывается просто в виде набора неких цифр, суждений, фактов, а представляется в тексте как определенная преграда, которую реально существующие люди со своими достоинствами и недостатками, характером, мировоззрением и ценностями пытаются решить.

Очень часто сама проблема возникает на фоне конфликта интересов. И исследуя этот конфликт, автор может добраться до сути проблемной ситуации. Сам процесс наблюдения за конфликтом вызывает эмоции и вовлеченность, как со стороны читателя, так и самого автора очерка. Это и делает очерк “живым” и интересным.

Журналист может приводить в тексте различные параллели, ассоциации и сравнения, иногда даже отступать от основной темы очерка.

Задача автора состоит не столько в передаче читателю уже имеющихся фактов и сведений о проблемной ситуации, сколько предоставление таких фактов, которые автор во время сбора и подготовки информации нашел и выяснил самостоятельно.

Очерк – это повествовательное произведение небольшого объема, в котором кратко описаны реальные события, факты, люди.

Очерк считается одной из разновидностей рассказа, в которой сочетаются элементы художественной литературы и публицистики. Такой тип текста относится к особому виду журналистики – к авторской или писательской журналистике, которая считается вершиной журналистского мастерства.

В очерке журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.

“Очерковость” такого рода текстов выражается в том, что автор стремится к тому, чтобы  очертить портрет и характер героя или отобразить основные моменты и “контуры” проблемной ситуации. Поэтому очень часто сама форма изложения материала достаточно шероховатая, свободная.

Статья “Как написать краткий биографический (портретный) очерк”.

Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Там много и часто люди говорят о счастье, о том, что оно не исчисляется в материальных благах, что его не купишь. Но в чем же истинное счастье человека? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, так как это понятие сугубо индивидуальное. Многие люди считают себя несчастными, аргументирую это тем, что у них нет сбережений, красивой внешности или высокого роста. Важно видеть красоту в повседневной жизни для того, чтобы стать счастливым.

Счастье – состояние души, когда человек радуется жизни, видит красоту в обычных вещах. Счастье в том, чтобы жить.

Возможность увидеть, как встает солнце, как вся комната переливается солнечными бликами, заставляя улыбнуться; чувствовать поддержку близких и родных, на которых ты всегда можешь положиться. Разве этого мало для счастья? Зачастую, те, кто здоровы, родились в полноценной семье и не знали, что такое физическая ограниченность, не ценят того, что имеют. Обычным людям можно многому поучиться у людей с ограниченными возможностями, которые справляются со всеми трудностями и радуются жизни, каждому мгновению. Научиться быть счастливым – задача каждого человека, ведь только так он сможет обрести гармонию в душе. Ценить – счастье, способность, присущая только сильным и развитым личностям. Ошибочным является представление многих людей о том, что если будет много денег, то они будут по истине счастливыми. Не купить за деньги то, что делает человека счастливым, потому что оно бесплатное – забота родителей, дружеская поддержка, истинная и верная любовь. Каждый человек сам кузнец своего счастья и то, каким будет его будущее, его жизнь зависит исключительно от индивида, от его силы воли и духовного развития.

Что значит счастье?Ни один самый умный профессор не сможет дать вам ответ на этот животрепещущий вопрос, ведь на него нет правильного ответа. Все зависит от внутреннего мира, от принципов, от нрава личности, но никак от правильности или не правильности. Счастье не исчисляется в количестве, только в качестве. Если собрать всех людей планеты и задать им этот вопрос, то ответ на него будет звучать по-разному. Это связано с тем, что у каждого человека будет свое понимание и представление счастья. Одни видят его в пополнении кошелька, покупки нового автомобиля или в предметах роскоши.

Другие – в любви, заботе и нежности со стороны близких людей. Для третьих – это здоровье . А что значит счастье для меня?

Счастье – состояние души, это образ жизни, когда ты готов “полюбить весь мир” и хочешь поделиться своим счастьем с другими, сделать их счастливыми. Человек по- настоящему счастлив только тогда, когда выбирает верный жизненный путь и постигает истинные человеческие ценности. Счастливые люди способны видеть красоту даже в самых обыденных вещах. Счастье – это гармония с окружающем миром и самим собой, которую человек может ощутить, только приблизясь к нравственному и духовному идеалу.

Но некоторые люди не понимают и не хотят замечать этого. Они ошибочно ищут его в материальных богатствах, в своих эгоистических желаниях. Но можно иметь и деньги, и власть, и славу, но так и не узнать, что такое счастье. Ведь для счастья мало получать, чтобы быть счастливым человеку нужно уметь жертвовать, сострадать, любить, ценить и заботится о родных и близких ему людях. Счастливого человека видно издалека и мне кажется, что нельзя говорить, что не в деньгах счастье или не во внешности, ведь все разные, и каждый человек имеет право на свое собственное, отличающееся ото всех понимание “счастья”.

Основные виды очерков

Выделяют 4 основных вида очерка:

Портретный или биографический очерк

Предметом данного очерка выступает личность, причем не вымышленная, а взятая из реальной действительности. Основная задача автора состоит в том, чтобы раскрыть внутренний мир героя, его ценности и характер. Простого перечисления фактов из биографии будет недостаточно.

Из названия уже становится понятно, что в центре данного очерка находится изучение какой-то проблемной ситуации. Проблемный очерк можно сравнить со статьей. Как и в статье, очеркист исследует проблему, выясняет причины ее возникновения, дальнейшее развитие и пути решения. Отличие же очерка от статьи состоит в том, что в очерке автор как будто ведет диалог с читателем: делится своими мыслями, исследует конфликтные ситуации, пытается добраться до сути проблемы и осмыслить происходящее. Такое наблюдение за развитием конфликта нередко вызывает переживания и различные эмоции, как у читателей очерка, так и у его автора.

Путевой очерк

Путевой очерк представляет собой описание событий, встреч, происшествий, которые произошли с автором во время его творческого путешествия. Чаще у журналиста уже есть основная идея, а также замысел для будущего очерка и цель командировки, а полученные в поездке впечатления и факты уже “работают” на эту идею. Например: журналист ставит перед собой цель изучить, какие традиции сохранились у людей, проживающих в разных населенных пунктах или же исследует, каким образом государство решает те или иные социальные проблемы в различных городах страны.

Данный вид очерка считается наиболее серьезным и объемным.

Исторический очерк

В таком очерке автор в хронологическом порядке излагает исторические факты и события, связанные с предметом исследования. Анализирует исторические сведения и дает им собственное толкование.

Конечно, человек не должен безразлично относиться к тому, кем он станет (или уже стал) в этой жизни. От того, какую цель он видит перед собой, во многом зависит его будущее, даже если цель так и не будет достигнута до конца. Чем выше наши стремления, тем больший результат мы получаем.

Но престижная работа не должна стоять на первом месте, затмевая собой всё остальное. Жизнь ради карьеры – скучнейшая жизнь, лишённая многих ярких красок из-за постоянной занятости, подрывающая здоровье. Более того, такой образ жизни со временем превращает человека в алчного, безнравственного раба денег, положившего себя на алтарь карьеры. Естественно, это случается не со всеми, и тут многое зависит от того, каков человек и как собирается распорядиться своим богатством.

Но существует громадное количество самых обыкновенных профессий, не приносящих больших доходов. А работа порой бывает муторной, рутинной, неинтересной. Вот тут-то и проявляется характер человека. Не утратил ли он вкус к жизни, не стал ли грубым, раздражительным, вымещая зло на родных и близких, не пристрастился ли к алкоголю, сломленный судьбой, не потерял ли надежду на лучшие времена? Каждый человек может оказаться как наверху, так и внизу, его существование наполнено неожиданными поворотами, подводными камнями. Так что и для человека, и для тех, кто его окружает, важно прежде всего, какой он, способен ли он реализовать себя, поймать удачу за хвост, выстоять в тяжёлых испытаниях, оставшись человеком. Более того, от нашего характера во многом зависит и выбор профессии.

Было бы ошибкой становиться учителем, не любя детей, экономистами, не имея способностей к математике. Чтобы правильно выбрать профессию, нужно сначала изучить себя, выявить свои таланты, наклонности, особенности характера. Только так можно найти дело, которым действительно нравится заниматься. Что может быть лучше, чем просыпаться каждое утро с мыслью, что сейчас отправишься на любимую работу.

Итак, главное, чтобы то, кто ты, соответствовало тому, какой ты.

Светило науки – 19 ответов – 0 раз оказано помощи

Роль природы в жизни чело­веческого общества. Для челове­ка природа – среда жизни и ис­точник
существования. Как би­ологический вид, человек нуждается в определенном составе
и 4 давлении атмосферного воздуха,  чистой природной воде с раство­ренными в
ней солями, растени­ях и животных, земной темпе­ратуре. Оптимальная для чело­века
окружающая среда – это то естественное состояние природы, которое
поддерживается нормаль­но протекающими процессами круговорота веществ и потоков
энергии.
Как биологический вид, чело­век своей
жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые орга­низмы.
Однако это влияние не­сравнимо с тем огромным воз­действием, которое оказывает
человечество на природу благо­даря своему труду. Преобразую­щее влияние
человеческого об­щества на природу неизбежно, оно усиливается по мере разви­тия
общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот.
Вносимые человеком изменения сейчас при­обрели настолько крупные мас­штабы, что
превратились в уг­розу нарушения существующего в природе равновесия и препят­ствие
для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на
приро­ду как на неисчерпаемый источ­ник необходимых для них мате­риальных благ.
Однако, сталки­ваясь с отрицательными послед­ствиями своего воздействия на
природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального
использования и охраны.
Охрана природы – это система научно обоснованных
международ­ных, государственных и общес­твенных мер, направленных на
рациональное использование, вос­производство и охрану природных ресурсов, на
защиту природной среды от загрязнения и разруше­ния в интересах существующих и
будущих поколений людей.
Основная цель охраны приро­ды состоит в создании благопри­ятных
условий для жизни насто­ящих и последующих поколений людей, развития
производства, науки и культуры всех народов, населяющих нашу планету.

Проблемный очерк Что такое счастье? Владимир Будыльников Счастье. Жизнь человека коротка, но, одновременно с этим, бесконечно длинна. Каждый человек хотя бы раз мечтал о счастье и счастливой жизни. Это желание – жить счастливо – прошло с человеком с начала времен.

И вот этот юноша вырос. Он стал президентом крупной компании, получает много денег. Построил огромную виллу с гаражом и с видом на лазурное море, белый песчаный берег и на бесконечное и бесконечно прекрасное небо. Он женился на прекрасной женщине, которая всегда его понимает, любит и поддерживает. У него шестеро маленьких милых детей. И он счастлив. Так ему казалось.

Но однажды, проснувшись ночью через несколько лет после исполнения цели своей жизни, он понял, что обманулся. Он был один. Совсем один. Один во всей вселенной. Его уже не радовали ни работа, ни жена, ни дети. И он решил одеться и уйти. Пойти куда-нибудь. Пойти искать счастья. И он встал. И пошел. Но пошел к детям, накрыл их одеялами, поправил подушки, вернулся, лег в кровать, поцеловал жену и уснул.

С тех пор он часто мечтал. Мечтал о настоящей мечте.

Мне кажется, что эта притча говорит нам, что нельзя мечтать о достижимом, иначе это перестанет быть мечтой, а становится планом на будущее. Целью жизни надо ставить нечто недостижимое, то, что имеет шанс сбыться только благодаря огромному чуду.

В жизни человека очень много радостей: повысили на службе, подняли зарплату, купил дом, нашел свою любовь, женился – это радости, хотя возможно и больше. Радость – это нечто временное. Сегодня повысили – завтра уволят, подняли зарплату – подняли цены, сегодня купил дом – завтра он сгорел, ограбили, надоел, сегодня нашел любовь – завтра скандал, сегодня женился – завтра развод. Радость – это когда хорошо, но обязательно кончится – не сегодня, так завтра. А счастье – вечно. Счастье – то, чего человеку не достичь. По крайней мере, в таком виде, в каком мы привыкли его видеть. Что же такое счастье? Я попытаюсь написать это сухим, “логичным” языком, но это только для того, чтобы пошутить и удлинить мой очерк. “Счастье – некоторое мифическое состояние человека, в котором ему абсолютно хорошо на неопределенный промежуток времени”.

И все-таки, что же такое счастье? Это – нечто бесконечно хорошее, идеально, не поддающееся классификации и подходящее к любому человеку. И вообще, на тему можно дискутировать вечно. Я высказал свою точку зрения и удаляюсь. До свидания, я, может, вернусь к вам и вашему спору.

Принято выделять 3 способа структуризации очерка:

  • Хронологический. Используя данный метод, автор описывает события, явления, жизненные ситуации в их временной последовательности.
  • Логический. Заключается в том, что автор очерка ведет повествование, основываясь на логике причинно-следственных связей. В таком очерке отсутствует строгая временная последовательность, главное – это логика исследования.
  • Смешанный или свободный способ повествования. Такая структура очерка является наиболее популярной в периодической печати, она многогранна и совмещает в себе элементы хронологической и логической структуры.

Художественный и теоретический метод

Процесс написания очерка достаточно трудоемкий. Чтобы написать очерк недостаточно просто выбрать тему, собрать и проанализировать информацию.

Основная задача автора заключается в том, чтобы полученную информацию переосмыслить и преобразовать в особую очерковую форму.

При написании очерка используются два метода:

  • Художественный
  • Теоретический.

Теоретический подход применяется в том случае, когда основным предметом очерка является проблемная ситуация.

А вот если журналисту необходимо написать очерк о заинтересовавшей его личности, тогда применяется художественный метод, который позволяет раскрыть достоинства и недостатки человека, углубиться в его психологию и понять характер героя.

“Степень” художественности очерка может варьироваться в зависимости от его цели: один текст может быть более конкретизированным и документальным, а другой – максимально творческим.

Таким образом, в каждом очерке должны присутствовать и художественное творчество, и факты в различных пропорциях (в зависимости от цели и тематики) .

Часто сам материал для сюжета настолько насыщенный, непредсказуемый и сенсационный, что журналисту остается лишь изложить в очерке всю полученную информацию, не прибегая при этом к дополнительной художественной обработке.

Жанровые особенности очерка и его характерные черты

К жанровым особенностям и характерным чертам очерка можно отнести следующие характеристики:

  • художественная образность;
  • эмоциональная насыщенность;
  • наличие авторского мнения;
  • описываемые события и персонажи взяты из реальной действительности;
  • объединение репортажного и исследовательского (аналитического) начала;
  • в зависимости от темы стиль написания очерка может быть формальным или неформальным (чаще);
  • встречаются сленговые и жаргонные слова;
  • использование фактов, свидетельств, цитат для подтверждения точки зрения автора.

Статья “Как написать информационную заметку в публицистическом стиле: структура заметки, виды и примеры текстов заметок”.

Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Жанровые особенности проблемного очерка

Жанровые особенности, присущие очерку:

  • художественная образность;
  • эмоциональная насыщенность;
  • присутствие элементов публицистического и художественного стиля речи;
  • наличие авторского мнения;
  • описываемые события и персонажи взяты из реальной действительности;
  • актуальность и злободневность исследуемой проблемы;
  • относительная сжатость изложения материала и конкретность;
  • объединение репортажного и исследовательского (аналитического) начала;
  • в зависимости от темы стиль написания очерка может быть формальным или неформальным (чаще);
  • встречаются сленговые и жаргонные слова, применяется специфическая терминология;
  • для подтверждения точки зрения автора используются факты, свидетельства, цитаты, конкретные данные, формулы расчета, наименования и пр.

Наиболее “яркими” стилевыми особенностями очерка являются:

  • Во-первых, это выраженная позиция автора. Все повествование связано с авторским мнением и взглядом на ситуацию. Нередко, автор очерка выступает в роли действующего лица, взаимосвязанного с главным героем.
  • Диалог с читателем. Используя различные стилистические приемы, автор стремится к тому, чтобы вызвать у читателя интерес и эмоционально вовлечь его в сюжет своего очерка, сделав таким образом читателя участником описываемых событий.
  • Документальность. При написании очерка автор, в первую очередь, опирается на факты. Поэтому очень часто в очерке встречаются различные формулы расчета, статистические данные, специфические термины.

Пример краткого биографического очерка

“САМА со СМА. Как девушка с редким генетическим заболеванием меняет свою жизнь и жизнь других

Вике Тарасевич 19 лет. У нее сложное генетическое заболевание — СМА 2 типа. Но девушке внимание к болезни не нравится. И описание такое не понравится. Потому что оно не крутое, а Вика — крутая. В прошлом году она закончила школу с золотой медалью. Поступила в БГУ на заочное обучение на факультет философии и социальных наук. Удаленно начала учебный курс по веб-дизайну в Мичиганском университете США. Добилась, чтобы в ее доме установили нестандартный пандус — вертикальную платформу. А в ноябре зарегистрировала некоммерческую благотворительную организацию — «Связанные добром с Викторией». Чтобы менять не только свою жизнь, но и жизнь других людей с инвалидностью.

ИМЕНА уже писали, что Вика — восьмой ребенок в Беларуси, которому официально поставили диагноз «спинально-мышечная атрофия». При таком заболевании слабеют мышцы. Сначала становится тяжело двигаться, а затем — есть и дышать. 18 лет назад врачи в поликлиниках и реабилитационных центрах не знали, как помочь девочке. Родители по крупицам собирали информацию о болезни, а от отчаяния даже возили Вику к бабкам-целительницам.

Стало легче, когда в семь лет Вику взял под опеку Белорусский детский хоспис. У девочки появился откашливатель, кровать на пульте управления, шезлонг для купания. Постоянно приезжали врачи — консультировали, оказывали паллиативную помощь. Практически каждое лето Вика ездила в лагерь, организованный хосписом.

Чуть позже в жизни Вики появилась организация «Геном» — и снова можно было немного выдохнуть. К девочке постоянно приезжала педиатр Татьяна Шевко, «Геном» помог получить аппарат неинвазивной вентиляции легких.

В детстве Вика с семьей — родителями и старшим братом — жили в небольшом поселке в Волковысском районе, затем переехали в Мачулищи возле Минска, а позже — в Минск. Папа Вики — военный, мама закончила курсы швеи, но по специальности работать не получилось — нужно было ухаживать за девочкой. О своем выборе мама — Марина — вряд ли жалеет. Судя по теплому взгляду на дочку. А еще — по заботливо собранным в папку детским рисункам и вырезкам из газет со статьями о Вике.

Вика решила изменить ситуацию. Сначала просто размышляла, как можно помочь людям с инвалидностью не закрываться в себе и в четырех стенах. Обсуждала варианты с Анастасией Корюкиной — автоволонтером Белорусского хосписа. Девушки познакомились, когда Анастасия подвозила Вику с мамой до хосписа. Потом тесно общались, вместе мечтали и строили планы, как будут помогать людям с тяжелыми диагнозами. А 20 ноября 2020 года оформили благотворительную организацию «Связанные добром с Викторией». Вика — учредитель, Анастасия — директор.

Вика хочет, чтобы ее организация была своего рода клубом, где все подопечные общаются, поддерживают друг друга, предлагают идеи для общих мероприятий. Участники клуба — не только люди с диагнозами, но и их семьи, которым тоже нужна помощь.

Пока Вика с Анастасией взяли шефство над 20 семьями, в которых есть люди с тяжелыми диагнозами — дети и подростки. Девушки организовали несколько мастер-классов для своих подопечных — лепили из глины, делали украшения из бисера. Вместе съездили в музей, а позже — в  хаски-парк, чтобы пообщаться с собаками.

Цель номер один для «Связанные добром с Викторией» — расшевелить людей, вдохновить Викиным примером, помочь найти интересное занятие, не обязательно учебу или работу. В планах у девушек — больше привлекать подопечных к работе организации.

Как вы можете помочь

Дети-невидимки — так с горечью иногда называют сотрудники «Генома» своих подопечных — людей с тяжелыми генетическими заболеваниями. Потому что социальные службы и государственные медучреждения их практически не замечают. Вылечить их нельзя или крайне сложно. Но они живут и часто делают гораздо больше, чем люди, умеющие сидеть, ходить и бегать. Как Вика Тарасевич, которая вопреки диагнозу меняет свою жизнь и жизнь других людей. «Не надо напоминать про мои ограниченные возможности. Меня никто не ограничивает. У меня просто есть повышенные потребности», — говорит Вика.

Заметить таких людей и помочь им можете и вы. Для этого переходите на страницу проектов, выбирайте один или два — и нажимайте кнопку ПОМОЧЬ.”

Как написать краткий биографический очерк

Как мы уже выяснили, предметом портретного или биографического очерка является личность – не придуманный герой, а человек из реальной жизни. И задача автора заключается в том, чтобы на основании имеющихся фактов из биографии создать “портрет” этого человека. Читая очерк, аудитория должна понять:

  • кем является его главный герой,
  • какие у него ценности,
  • что повлияло на его становление, как личности,
  • какие у него достоинства и недостатки,
  • и, в целом, понять его внутренний мир и характер.

Какую информацию включить в биографический очерк

Во-первых, в биографическом очерке следует указать основную информацию об его герое: имя, фамилию, дату и место рождения, происхождение, деятельность и основные достижения. Но это не должно быть похоже на перечисление анкетных данных.

В очерке на первом месте – характер и внутренний мир героя. Поэтому автору необходимо через факты, взятые из биографии героя, раскрыть, например, причины тех или иных его поступков, попытаться понять, как мыслил герой, оказавшись в различных жизненных ситуациях, как он взаимодействовал с другими людьми и т. д.

Как видите, написание очерка – это, в большей степени, творческий процесс.

Очерк – это зеркало нашего социума и его ценностей.

Объем биографического очерка

Так как в данной статье речь идет, в первую очередь, о кратком биографическом очерке, тогда уместно будет сказать о приблизительном его объеме – это около 500 слов (стандартная страница формата А4 с одинарным интервалом).

О чем писать в биографическом очерке

Если при написании “обычного” очерка автор не ограничен в количестве слов, то в случае создания краткого портретного очерка у автора есть определенные рамки.

Поэтому сначала нужно будет изучить всю информацию о заинтересовавшей вас личности, а только потом выбрать самые яркие и примечательные факты, события из жизни героя. В очерке напишите, каким образом данные события повлияли на героя.

Все это поможет вам сделать текст более насыщенным, эмоциональным и запоминающимся для читателя.

Структура краткого биографического очерка

После того, как вся информация собрана, вам следует решить, каким образом структурировать материал:

  • будете рассказывать о герое очерка в хронологическом порядке, то есть описывать явления, события из человеческой жизни в их временной последовательности,
  • или сначала поведаете о самых интересных фактах из его биографии, и только потом обрисуете общую картину жизни героя,
  • или же построите свое повествование на принципе логической последовательности, что характерно для очерка-анализа и очерка-исследования.

В современных портретных очерках используется смешанная структура повествования.

Конечно, самым ценным источником информации для биографического очерка будет его первоисточник – это интервью с героем истории.

Если же такой вариант невозможен, тогда используйте исключительно достоверные, подтвержденные и точные сведения. Это могут быть:

  • личные дневники и письма;
  • автобиография;
  • фото-и кинодокументы, которые имеют отношение к жизни героя и к его окружению;
  • личные вещи;
  • и, конечно, информация из Интернета (но только проверенные, официальные источники).

Самые лучшие биографии получаются тогда, когда журналист лично знаком с тем, чью жизнь описывает, может наблюдать за поведением этого человека, быть свидетелем каких-либо его поступков. Это позволяет обогатить материал авторскими впечатлениями, указать на какие-то тонкие детали во внешности или характере героя, которые могли ускользнуть от других людей. Наблюдение – очень эффективный способ получения информации, но, к сожалению, его удается использовать далеко не всегда. Поэтому источником основных сведений для современных биографий чаще всего становится интервью с героем будущей публикации.

Автор очерка на свое усмотрение отбирает факты из жизни героя, на их основании создает целостный образ героя и дальше предоставляет читателю право самому сделать выводы, составить личное мнение о человеке.

Примеры проблемного очерка

Большинство проблемных очерков достаточно внушительного объема. Так, например, проблемный очерк В. М. Пескова об охране малых рек “Речка моего детства” – это 10 листов печатного текста формата А4.

Поэтому далее в качестве примеров текстов данного жанра будут приведены небольшие отрывки.

Проблемный очерк В. Пескова “Речка моего детства” (отрывок)

“У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких Усманок и даже безымянных речек и ручейков.

Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течет. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на ее берегах, речонка упорно несет свою воду в «общий котел», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. И если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин этому надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, – на малых речках.

Проверим это, к примеру, все той же Усманкой.

Река эта – главный приток Воронежа. Воронеж – река немалая. На ней, как известно, рождался российский флот, на ней вырос большой промышленный город. Но город вот уже несколько лет страдает от жажды.

И скоро мы будем иметь, так сказать еще одно «море». Плотина строится исключительно для того, чтобы задержать воду, ибо река не в силах уже напоить промышленный город. Слов нет – город велик, воды надо много. Но, с другой стороны, и река, по которой когда-то шли на Азов корабли, основательно обмелела. А это следствие того, что главный ее приток и еще какие-то речки и ручейки недодают воду.

В чем я вижу смысл разговора об Усманке? В том, чтобы каждый из нас понял: рек незначительных нет! Надо беречь каждый ключик чистой воды. Это обращение «ко всем» мне кажется важным, потому что многие беды проистекают от наших незнаний, равнодушия и беспечности. Но было бы ошибкой ограничиться только «просветительством» и призывом: беречь!

Судьба воды зависит главным образом от того, как мы хозяйствуем на берегах рек. Всякий соблазн рубить лес, «который поближе», соблазн находить «местную целину» для распашки в водоохранной зоне, осушать без большой на то надобности пойменные озерки и болотца до сей поры нужным образом не пресекался. А именно это требуется, чтобы сохранить на земле воду. Реки надо считать важнейшей государственной ценностью. Только так можно уберечь Радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной чистой воды.“

Комсомольская правда. 1970. 29 ноябряrivers-russia.ru

Проблемные очерки часто встречаются на страницах газеты “Аргументы и Факты”. В качестве примера можно привести работы Вячеслава Костикова и Николая Зятькова.

Вячеслав Васильевич Костиков (род. 24 августа 1940 года, Москва) — российский государственный деятель, дипломат, журналист и писатель.

Николай Иванович Зятько́в (род. 17 июня 1950, Духовщина, Смоленская область) — владелец и президент издательского дома «Наша версия», один из ведущих представителей российских СМИ.

“Производство новых советских песен было поставлено на мощный поток. Чуть ли не каждый день радио выдавало новую. Исходя из пропагандистского понимания, что «песня строить и жить помогает», песни, особенно идеологически правильные, буквально заталкивались в сознание. Регулярно шли передачи «Разучиваем песню». Хорошо помню слова диктора: «А теперь, дорогие радиослушатели, прослушайте эту мелодию в исполнении фагота». Перед войной из репродукторов мощно зазвучали марши.

Строителей коммунизма идеологически выстраивали в одну маршевую колонну, и для этого нужно было бодрящее песенное обеспечение. В найденном на чердаке песеннике я насчитал 35 песен о юных пионерах, 10 песен октябрят, 20 комсомольских и 40 революционных, военных и партизанских. Из мирового песенного наследия составители песенника включили всего четыре, в том числе «Похоронную песню» на музыку Бетховена.

Современная песня всё дальше уходит от национального лада. Молодёжь лучше ориентируется в англосаксонских хитах, чем в русской песне. Русское застолье уже не поёт. Идет глобализация культуры. Процесс естественный, объективный. И всё-таки как-то грустно думать о том, что русская песня, в которой жила душа народа, может исчезнуть совсем.

Как же быть? Хуже всего, если за песенное дело возьмутся наши депутаты. Они таких песенных законов напринимают, что поющие «кощунницы» из Pussy Riot покажутся невинными девами. А вместо советского «Марша энтузиастов» мы получим, пожалуй, «Марш олигархов», «Вальс жуликов и воров», «Балладу о проворовавшемся банкире», «Депутатский перепляс».

Так какие песни нужны новой России? Давайте подумаем вместе.”

Отрывок из “Миллион детей на помойке” Николая Зятькова

“Слова президента, сделавшего ставку на укрепление семьи, увеличение рождаемости, у большинства россиян вызвали внутреннюю поддержку. Что ещё могло бы способствовать решению этих задач, но в силу разных причин не прозвучало в обращении президента? Снижение количества абортов, которые в России делаются каждые 18 секунд.

У нас эта тема как-то стыдливо не обсуждается, считается, что аборт — дело личное. Хотя, если взять цифры, получается страшная картина. По данным Минздравсоцразвития, в 2009 г. было сделано 1 млн 162 аборта. Представьте только: на каждых 100 родившихся — 66,7 аборта! Не будь их, рождаемость выросла бы более чем в 1,5 раза. На фоне того, что многие семьи прикладывают немалые усилия, чтобы иметь детей, что государство строит новейшие центры, а медики спасают ослабленных малышей, каждый год более 1 млн фактически уже состоявшихся после зачатия детских душ и тел выбрасывается на помойку.

Не все знают, что в стране существуют люди, которые зарабатывают на абортном материале. В этой области крутятся огромные деньги (омоложение, лечение, кремы на основе фетального, то есть абортного, материала — роскошь не для бедных). Проблема, конечно, не только в этом. Сколько у нас подростков, которые «неожиданно» становятся беременными из-за своей беспечности, неграмотности, из-за того, что ни родители, ни государство не научили их культуре отношений! Сколько малообеспеченных семей, не имеющих возможности элементарно прокормить и дать образование ещё одному ребёнку!

Анатолий Аграновский “Столкновение” (отрывок)

Анатолий Абрамович Аграновский — известный советский писатель, прозаик, публицист, художник-оформитель и мультипликатор, ретушёр, кинодраматург, журналист, певец.

Так летели они и в ту ночь, отрезанные от мира своей скоростью и причастные ко всей жизни страны, и было все знакомо, покойно, и все они предвидели, помнили, но нельзя уберечься от тупости и равнодушия.

– Коля, держи!

А машинист успел – хочется так думать, – успел, обостренным своим чутьем угадать, что тормозная волна уже прошила состав, понял, что вагоны с людьми не пойдут под откос, и в тот же миг паровоз рухнул набок, и машиниста убило, сварило паром.

Российская газета – Столичный выпуск № 0(4313)

Фото –  freepik.com

План проблемного очерка

Несомненно, автор проблемного очерка сам вправе решить, о чем и как ему писать. Но если данный жанр для вас пока еще до конца непонятен, и вы только начинаете свой журналистский путь, хорошим подспорьем в работе для вас может стать наглядный план очерка.

План проблемного очерка может выглядеть следующим образом:

  • Интерес к проблеме. Автор начинает текст с описания происшествия, которое его побудило к более детальному изучению. Иными словами, рассказывает о том, что произошло.
  • Показывает и доказывает читателю, почему данная ситуация не случайна, а является типичной для нашего общества.
  • Создание интриги. Чем дальше автор погружается в изучение проблемы, тем понятнее становится, что возникшая ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд.
  • Сопричастность к проблеме. Автору необходимо не только заинтересовать читателя, но и вызвать у него соответствующие ответные эмоции и переживания, и самое главное – чувство сопричастности к проблеме.
  • Личные переживания и мысли. Журналист передает читателю свои собственные переживания и свое мнение насчет данной проблемной ситуации. Таким образом, подготавливает читателя к принятию своих доводов и своей точки зрения.
  • Ассоциации, образы, наглядное описание, сравнения, эмоциональный фон. Некоторые элементы текста автор может раскрывать в виде неких образов и сравнений, побуждая читателя к тому, чтобы задействовать свою фантазию и воображение.
  • Связующая мысль. Все факты, о которых идет речь в очерке, должны быть объединены единой целью и смыслом повествования. Иначе, получится каламбур и читатель просто-напросто запутается.
  • Собственный вывод. К концу очерка автор должен подвести читателя к тому, чтобы он сделал для себя выводы.

Схематически проблемный очерк можно изобразить так:

Заключение

Биографический очерк кроме развлекательной и познавательной задачи выполняет еще одну важную функцию – помогает читателям сформировать собственные нравственные ориентиры и моральные ценности.

В очерках о жизни других людей автор показывает примеры того, как можно найти выход из сложной жизненной ситуации, в чем кроется секрет счастья и успеха, в чем заключается смысл жизни, что такое добро и зло, и где та грань, которую переходить нельзя и многое, многое другое.

  • http://cheloveknauka.com/biograficheskiy-ocherk-v-sovremennoy-rossiyskoy-zhurnalnoy-periodike
  • Жанры периодической печати: учебное пособие. Александр Алексеевич Тертычный

Фото на обложке статьи – alamy stock photo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *