Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 18 с. Харагун

Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся.

«Использование приемов ТРИЗ и развитие творческих способностей в начальной школе»

МОАУ СОШ №17

Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования .

Технология ТРИЗ в сказках

«Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». Дж. Родари

– Прием «Оживление»

– Прием «Сказки наизнанку»

– Прием «Что потом?»

– Прием противоречия элемента

ТРИЗ- на разных этапах уроков

1. НАЧАЛО УРОКА

Нестандартный вход в урок

2. Актуализация знаний

«Я беру тебя с собой»

У: Я не беру тебя с собой.

– Я беру апельсин.

– Я беру медузу.

У: Я беру тебя с собой.

– А я беру с собой мокрицу.

Сколько будет 8 и 4: 11 или 10 ?

Что растет не березе – яблоки или груши?

Слово “часы” – пишется как “чесы” или “чисы”?

Кто быстрее плавает – утенок или цыпленок?

Слагаемое – сумма = множители – ?

Роза – цветок = кислород -?

Береза – дерево = стихотворение – ?

Песня – композитор = самолет – ?

Прямоугольник – плоскость = куб – ?

3. Изучение нового материала

– Найди цитату которая не принадлежит А.Куприну.

-«Через два часа он сидит в зверинце, в первом ряду, и смотрит, как звери ,по приказанию хозяина, выделывают разные штуки..»

-«Все бы ещё можно жить на свете, если бы не трусость негодная..»

– Ёж смотался в клубок.

– Я уже ездил на самолёте.

– Мы готовились встречать пернатых птиц.

– Речка замёрзла льдом.

– Меня пробудил мой папа.

4. Обсуждение и решение проблем

«Хорошо – плохо»

Приём “Создай паспорт”

Приём “Морфологический ящик”

5. Решение учебных задач

на математике – геометрических фигур, математических величин;

на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов..

окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;

литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.

6. Контроль знаний, обратная связь

-я научился составлять план текста

-я разобрался в такой-то теме

-я наконец-то запомнил, чем предлог отличается от приставки и т.д.

1. Алыпшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития твор­ческого воображения //Шанс на приключение /Сост. А. Б. Селюцкий. — Петрозаводск, 1991.

3. Афанасьев С, Коморин С. 100 творческих конкурсов. — Кострома: ИМЦ, 1995.

4. Без лица в личине/Сост. Л. М. Сукач — Гомель: ИПП «Сож», 1993.

5. Белобрыкина О. А. Речь и общение: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1998.

6. Беннет С, Беннет Р. Играем ожидая /Пер. с англ. — М.: ТКО ACT, 1996.

7. Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить /Пер. с англ.—Минск: Попурри, 1998.

8. Винокурова К К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

9. Волина В. В. Веселая грамматика. — М.: Знание, 1995.

10. Вуджек Т. Тренировка ума (упражнения для развития повышенного ин­теллекта). — СПб.: Питер Пресс, 1996.

11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слово «смекалка» незаслуженно нами забыто, хотя мы все ей пользуемся (а лучше бы ещё чаще). И даже критическое мышление не может стать ему полноценной заменой. Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.

Как появилась ТРИЗ-педагогика

Система появилась в середине XX века, и поначалу она даже не была связана с педагогикой. В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы, чаще всего используемые изобретателями. Таких приёмов оказалось около сорока, и все они вместе с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ) легли в основу ТРИЗ.

За это время она обзавелась новыми алгоритмами, и уже к началу 80-х её стали брать за основу методики преподавания в экспериментальных классах и школах. Цель ТРИЗ-педагогики — развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.

Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе

Альтшуллер выяснил, что любая техническая проблема приводит к ситуации, в которой оказывается всякий изобретатель: момент, когда решение ещё не найдено, а вариантов вокруг много. Метод проб и ошибок — ненадёжный и энергоёмкий способ, который при этом не гарантирует отличный результат. Учёный пришёл к выводу, что самое эффективное решение достигается при помощи уже имеющихся ресурсов, то есть в процессе решения задачи нужно отсечь всё лишнее, тогда ответ станет очевидным.

Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе

Генрих Саулович Альтшуллер, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

ТРИЗ-педагогика имеет мало общего с классической и развивающей. Во-первых, здесь нет оценок и единственно правильного ответа: дети должны рассуждать, размышлять, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи. Во-вторых, для того, чтобы приступить к основам ТРИЗ-педагогики, ребёнок совсем не обязательно должен уметь читать, писать и считать: заниматься с малышом можно с того момента, как он становится способен отличить игру от реальности, то есть примерно с 2,5-3 лет.

Методы ТРИЗ

В процессе решения ТРИЗ-задач используется сразу несколько подходов:

  • метод мозгового штурма,
  • синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях),
  • морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения),
  • метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) и так далее.

Эксперты уверяют: для того, чтобы заниматься с ребёнком в семье по этой методике, никакого специального образования не нужно. Достаточно просто разделять основные принципы ТРИЗ-педагогики и подходить к задаче творчески, сохраняя любопытство и допуская возможность любых, пусть и не самых стандартных решений.

Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе

Стать ТРИЗ-педагогом можно и без педагогического образования: сертификаты выдаются после курса обучения, которое проводит международная ассоциация «Образование для новой эры». При этом организация предупреждает о том, что не выдаёт сертификаты государственного образца России и не может гарантировать, что они будут учитываться при приёме на работу.

Пример из жизни

Сами того не зная, мы ежедневно решаем множество ТРИЗ-задачи. Планируя день, опаздывая на работу или забыв дома важные документы, мы ищем простые и эффективные способы устранить возникшие проблемы. Решение порой не лежит на поверхности, но чем больше смелкки мы проявим в процессе, тем сильнее будет удовлетворение от результата.

То же самое происходит с детьми: поиск и изобретение вариантов решения задачи пробуждает в них азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией. Так как нет единственно верного ответа, то это исключает и необходимость в оценке. Дети занимаются с удовольствием, без страха ошибиться или высказать неправильное мнение.

Сюжеты для ТРИЗ-задач повсюду: как включить свет в комнате, если выключатель находится слишком высоко? Чем раскатать тесто, если дома нет скалки? Как приготовить пирог, когда кончилась мука и почти не осталось сахара? Решать такие задачи можно ежедневно и не только за столом, но и на прогулке, по дороге в детсад или школу.

Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе

Особенно актуальны становятся методы ТРИЗ сегодня, когда каждый день мы вынуждены пропускать через себя гигабайты разнородной информации. Умение ориентироваться в ней, систематизировать и вычленять главное — то, чему мы можем научиться сами и научить наших детей. Как утверждают некоторые современные исследователи, именно эти навыки будут востребованы и нужны для жизни уже в самое ближайшее время.

Метод Поллианны

Да-да, ту самую восторженную девочку из книги Элинор Портер можно назвать родоначальницей ТРИЗ-подхода. Ведь для того, чтобы находить в любой неприятной ситуации повод для радости, нужны смекалка и воображение.

С утра идёт дождь, и долгожданная прогулка откладывается? Это печально, но есть и свои плюсы: можно остаться дома, позвать друзей и поиграть в настольные игры! Сломался карандаш и нет точилки? Да, теперь им не порисуешь, но можно достать краски, которые давно ждут своего часа на полке! Ежедневная игра в «хорошо-плохо» может стать отличной тренировкой в развитии стрессоустойчивости и позитивного взгляда на мир. Кроме того, она знакомит детей с понятием «противоречие», учит выстраивать логические цепочки и находить причинно-следственные связи.

Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе

Игр с элементами ТРИЗ очень много, и всё, что потребуется — немного фантазии и готовность отбросить условности. Например, в игре «Маша-растеряша» ведущий каждый раз не может найти предмет, который ему очень нужен именно в этих обстоятельствах: надо порезать хлеб, но нет ножа; хочется пить, но воды в чайнике не осталось; есть желание порисовать, но кончилась бумага. В каждой ситуации дети предлагают своё решение, и за самый оригинальный ответ ведущий выдаёт участнику значок или наклейку. Побеждает тот, кто к концу игры наберёт больше всего наклеек.

Пример ТРИЗ-задачи. От «морской болезни» страдают не только люди, путешествующие по морю, но и космонавты. Лекарства эффективны и в космосе, но усваиваются организмом несколько иначе, чем на воде, поэтому принимать их нужно часто и небольшими порциями. Как сделать так, чтобы космонавтам не приходилось регулярно отвлекаться на приём лекарства, учитывая, что большая доза препарата будет слишком вредна для организма?

Вариант решения. Нужно, чтобы при минимуме действий препарат поступал в организм и при этом усваивался поэтапно. Для этого учёные изобрели специальный пластырь, избавляющий от симптомов морской болезни: активное вещество проникает в организм через кожу, и дозировка при этом не нарушена.

Что ещё можно почитать про ТРИЗ

1. Михаил и Зоя Шустерман «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребёнке творца» — интерпретация всем известной сказки, которую можно и нужно не просто читать, но и анализировать текст, попутно прорешивая задачи на смекалку и сообразительность.

2. Юрий Тамберг «Как научить ребёнка думать» — книга для родителей о том, как развить и поддержать детскую любознательность и почему творческое развитие важно так же, как воля и дисциплина.

3. Геннадий Иванов «Денис-изобретатель» – пятиклассник Денис решает изобретательские задачи: например, как поймать улетевший воздушный шарик или сделать так, чтобы окно закрылось само, когда начнётся дождь. Книга помогает формировать у детей образное и системное мышление.

4. Владимир Богат «Большие открытия маленького львёнка» — всю книгу львёнок сталкивается с разными задачами, которые помогает ему решить находчивая черепаха. Вместе с ними дети придумают, как достать кокос с высокой пальмы, где укрыться от дождя в пустыне и как перебраться с одного берега реки на другой, когда нет лодки.

5. Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» — сказки, к которым нужно самим придумать, чем они закончатся.

6. Анатолий Гин «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить» — книга для родителей, в которой собраны основные методы и приёмы ТРИЗ-педагогики, а в конце можно найти задачи для детей.

Мастер-класс «Приемы ТРИЗ-технологии в начальной школе» (слайд 1)

Цель мастер-класса: раскрыть суть приемов ТРИЗ-технологии.

Ожидаемый результат: осознание педагогической аудиторией эффективности использования приемов ТРИЗ-технологии.

Оформление:  компьютерная презентация.

Продолжительность: 15 минут.

Ход мастер класса

1. Вступительная часть (1 минута).

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе. Надеюсь, что эта встреча будет для всех полезной и продуктивной. Цель моего мастер-класса: раскрыть суть приемов ТРИЗ-технологии. (слайд 2)

2. Теоретическая часть с показом презентации (6 минут).

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации к учению на разных уроках эффективно я использую методы технологии ТРИЗ. (слайд 4) ТРИЗ-технология – это педагогическое направление, целью которого является обучение навыкам решения творческих задач. ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач, которая учит «раскрывать сознание»; это наука избавления от стереотипов. Идея создания программы ТРИЗ принадлежит Г. С. Альтшуллеру. (слайд 5) Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926 – 24.09.1998) (псевдоним – Генрих Альтов) – известный ученый, изобретатель, писатель.

Цель ТРИЗ (слайд 6) – формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги, это – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к урокам (слайд 7):

  • возрастает познавательная активность и интерес;
  • детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными;
  • у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию;
  • речь становится гораздо более образной и логичной;

Методику ТРИЗ можно назвать школой творчества, её девиз — творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

Познакомимся с некоторыми приемами ТРИЗ-педагогики (слайд 8), которые и позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, превратить ученика не в объект обучения, а в субъект этого обучения, позволить ему творить и фантазировать, позволяет сформировать творческое мышление, без которого человек не сможет достойно существовать в будущем обществе, не сможет чутко реагировать на быстро изменяющиеся обстоятельства нашего общества.

  • Метод фокальных объектов
  • Методика сочинений по картине
  • Модель «Системный лифт»
  • Механизм решения изобретательных задач
  • Метод системного оператора
  • Модель «Создай паспорт»
  • Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков
  • Модель «Элемент – имя признака – значение признака»

3. Практическая часть (7 минут).

1) Прием «Да-нет» (слайд 9)

Использование приема «Да-Нет» (метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет») для формирования темы урока или повторения пройденного материала на уроке математики. (слайд 10)

– Я загадала название геометрической фигуры. Она есть среди фигур на слайде. Отгадав её, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только «да» или «нет».

Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе

Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе

Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе

2) Приём « Причина – Факт – Следствие». (слайд 11)

Цель приёма: учить определять причинно – следственную связь, осуществлять мини-исследование. Для решения логической цепочки предлагается только один из её компонентов. Учащиеся подбирают к заданному факту причину (или причины) и определяют его последствия или к названной причине ищут факт и вытекающее из него следствие.

Пример использования приёма (слайд 12)

3) Приём «Хорошо – плохо» (слайд 13) Цель приёма: активизировать мыслительную деятельность обучающихся на уроке, сформировать представления о том, как устроено противоречие. Приём формирует познавательные умения: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Пример использования приёма на уроке окружающего мира по теме «Погода».

4) Алгоритм сочинения загадок (слайд 14)

Загадка о расческе. Что это: как забор, но нельзя перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растет?

5) Приём «Рюкзак» (без слайда)

Цель приёма: учить обучающихся понимать и фиксировать свои продвижения в учебе.

Данный приём чаще используется на уроках после изучения большого раздела.

Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания, умения по данной теме).

4. Рефлексия. Выводы. (1 минута). (слайды 15-17)

Мастер-класс подошел к концу. Я думаю, что все поняли суть использования приемов ТРИЗ. Главная привлекательность использования приемов ТРИЗ заключается в том, что все они интересны для ученика, формируют познавательную активность, развивают все операции мышления, все виды универсальных учебных действий. Они помогают находить варианты решения проблемной ситуации, проводить рефлексию пройденного материала, развивать творческое и логическое мышление, проводить оценивание своей работы. (слайды 18-19)

  • Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. // Шанс на приключение. /сост. Селюцкий А.Б. – Петрозаводск, 1991. с. 88
  • Дидактические игры для развития творческого воображения детей/ сост. Никашин А.И. – Ростов-на-Дону, 1991 с. 23-47
  • Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. //Познание: инф. – метод. сборник для учителей и учащихся, выпуск 5. – Рига, 1993. с. 102-106
  • Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста.// «Педагогика + ТРИЗ»: сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП «Сож», 1997. с. 12-13
  • Страунинг А.М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. – Обнинск, 1995. с. 55-60

Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе

В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, для решения которых нужны новые подходы. Возросла потребность общества в людях, не только имеющих глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению сложных задач. Отечественная педагогика отреагировала на запрос общества. В школах наряду с традиционным обучением начали внедряться новые педагогические технологии творческой ориентации.

Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования. В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

•  методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);

•  методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);

•  воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Внедрение ТРИЗ-РТВ-технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи.

•  формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;

•  развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощу щения, что они могут справиться с решением любой задачи.

•  повышение уровня общей образованности учащихся;

•  формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

•  умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

•  целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.

•  развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

•  развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

•  развитие пространственного мышления;

•  развитие речи;

•  умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

•  развитие творческого воображения.

В начальной школе используются в основном приемы и методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся. Наша школа шесть лет работает по ТРИЗ-РТВ-технологии с использованием следующих методов:

  • системный оператор;
  • типовые приемы фантазирования;
  • кольца Луллия;
  • морфологический анализ («волшебная дорожка»);
  • дихотомия (сужение поля поиска);
  • методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).

Начиная работать по ТРИЗ-РТВ- технологии, мы ставили перед собой цели развивать внимание, воображение, логическое мышление учащихся.

Приведем примеры использования методов и приемов ТРИЗ-РТВ-техно логии на разных уроках.

Систематизация объектов осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». Минимальная модель – девять экранов:

6 Курица в курятнике

3 С мамой- курицей

5 Скорлупа, белок, желток

2 Части тела птенца

8 Части тела птицы

Окно № 1 – сам объект и его функция (система). Окно № 2 – части объекта (подсистема). Окно № 3 – окружение объекта (надсистема). Окно № 4 – прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы). Окно № 5 – части объекта в прошлом. Окно № 6 – место его функционирования в прошлом. Окно № 7 – перспективы развития объекта (будущее системы). Окно № 8 – части объекта в будущем. Окно № 9 – место объекта в будущем.

Например: «Окружающий мир», 1-й класс, тема «Домашние животные». Вопросы: 1. Кто это? 2. Из каких частей состоит тело? 3. Где живет? 4. Что надо объекту, чтобы он рос? Ка ким теперь он стал? Чем отличается от прошлого объекта? 5. Из каких частей стало состоять тело? 6. Где теперь основное место обитания? Сделайте вывод, что необходимо для жизни цыпленку.

Типовые приемы фантазирования можно результативно использовать на уроках математики. Например:

  • Волшебник Путаница перепутал числа от 1 до 10. Помогите ему расста ить их в порядке возрастания.
  • Волшебник Переноса времени предлагает вам задачу: Владику 5 лет, он ходит в детский сад. Приходит волшебник и переносит его на 3 года вперед. Сколько лет будет Владику и что он будет делать?
  • Помогите волшебнику Остановки времени решить задачу: Роме 5 лет, а его другу Мише 7 лет. Пришел волшебник и остановил время для Миши, а на Рому его волшебство не подействовало. Прошло 2 года. Сколько сейчас лет Роме? Сколько лет Мише?

При работе над составом числа используем образ волшебника Дроби-Объединяй. Например: «Волшебник раздробил число 80 на круглые десятки. Назови их». Или: «Помоги объединить два треугольника, чтобы получился квадрат».

Развитию творческого воображения помогают кольца Луллия. Устройство представляет собой 2-3 картонных круга на стержне, разделенные на сектора. На круге сверху крепится стрел ка. Например: урок математики в 1-м классе. Цель: закрепить знания геометрических фигур, обнаружить их наличие в объектах окружающего мира, развивать творческое воображение. На большом круге в секторах расположены картинки с изображением реальных объектов. На малом круге -геометрические фигуры. Стрелка указала на дом и круг – дети должны ответить на вопрос: что может быть круглого в доме? Или: когда дом может быть круглым?

Морфологический анализ способствует развитию подвижности мышления, формированию умения находить множество вариантов решения проблемы. Начинать работу следует с «волшебной дорожки», по которой путешествует «герой». «Герой» – это цифра; если у нее хорошее настроение, обводим ее красным цветом. Это число увеличивается, когда встречается с другими числами. Если настроение у цифры плохое, обводим ее синим цветом – это число вычитается или на него делим.

Дихотомия. Линейная «да – нет». Сужение поля поиска путем деления каждого полученного объекта пополам. Цель приема: закрепить понятия «до», «после», «между», «перед». Учитель вкладывает в демонстрационную ленту числа от 0 до 100 (десятки):

Загадываем одно из чисел и предлагаем детям отгадать его с помощью вопросов и ответов «да» и «нет». Например: это число 50? Нет. Это число от 50 до 100? Нет. Это число меньше, чем 50? Да. Это число 20? Нет. Это число больше, чем 20? Да. Это число между 20 и 40? Да. Это число 30? Да.

Лимерики. Это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться. Например:

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Составление загадок. При составление загадок используем модель

Кто такой же?

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:

Кто такая же?

Нарядная, как барышня

Сверкающая, как звезда.

Привлекающая внимание, но не модница.

Ответ: новогодняя елка.

Составление метафор. Метафора создается путем переноса свойств одного объекта на другой и основана на скрытом сравнении. Например: составим метафору про морковь. Работаем ~ по алгоритму: Что? Морковь.

  • Какая? Красивая.
  • Кто такая же? Принцесса.
  • Где? В огороде.
  • В каком? В веселом огороде.
  • Какого? Веселого огорода.

Что получилось? Принцесса веселого огорода. Составим предложение: Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке.

Составление творческих рассказов по картине с точки зрения какого-либо объекта.

Используем модель работы с картиной как целостной системой.

1. Выделение объектов.

2.  Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.

3.  Представление объектов с точки зрения восприятия их различными анализаторами.

4. Описание изображенного средствами символической аналогии.

5.  Представление объектов в рамках времени их существования.

6.  Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.

В качестве примера приведем сочинение ученицы 3-го класса.

Я плюшевый мишка. Меня положили в блестящий мешок Деда Мороза.

Около меня много игрушек: заводная машинка, железная дорога, кукла Кристина, курносая белка, любопытный Буратино.

Дед Мороз спешит в детский сад «Улыб ка». Он сидит в санях и машет рукой всем прохожим. Я слышу, как визжат восторженные дети. Мой нос чувствует запах елки и праздничного пирога. Лапой я задел за водную машинку, и колеса у нее быстро закрутились. Меня достали из мешка, и я увидел сверкающую елку, радостные лица людей. Достался я голубоглазой принцессе. Девочка обрадовалась и весело засмеялась. Она назвала меня Винни-Пухом.

Погасли огни на елке. Принцесса пришла домой и поставила меня на полку к игрушкам. Я быстро подружился с ними. Как жаль, что праздник быстро кончился.

Ученик, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеет и сам хочет учиться. Ребенок характеризуется высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, у него ярко выраженное творческое мышление.

Несмотря на то, что некоторые учащиеся уже были знакомы с приемами и методами работы ТРИЗ-РТВ-технологии, в ходе внедрения возникли  трудности, которые заключались в сложности освоения детьми терминологии, отсутствии специальных часов в учебном плане, недостаточной разработанности учебно-методической базы, но часть данных проблем решаема. Например, знакомство с ТРИЗ-РТВ- технологией шло через кружковую, внеклассную работу и интеграцию предметов.

Использование ТРИЗ-РТВ-технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно – диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.

  • Глазунова МЛ. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗ-педагогики //Педагогика. – 2002. – № 6.
  • Зиновкина М. К знаниям через твор ество // Учитель. – 1999. – № 5.
  • Курышев ВЛ. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. -2003. – № 4.
  • Ширяева ВЛ. Теория сильного мышления – учебный курс по ТРИЗ для старшеклассников // Школьные технологии. -2001. -№3.
  • Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. – № 5.

Просмотр содержимого документа

«Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе »

Учитель начальных класов: Политова О.Н.

В начальных классах обучающимся постоянно приходится ориентироваться в потоке разнообразной информации. Объем учебного материала, необходимый для получения знаний предполагает наличие высокого уровня развития познавательных процессов младшего школьника. Поэтому, одной из важнейших задач учителей начальных классов является создание таких условий обучения, при которых ребенок получает возможность научиться самостоятельно, критически и творчески мыслить.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. По нашему мнению, развитие мыслительной деятельности младших школьников – это актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

На уроках я часто использую  технологию ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) является инструментом по практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать творческие задачи.

Основателем ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер. Технология Альтшуллера в течение многих лет использовалась в работе с детьми на станциях юных техников. В настоящее время приемы и методы технической ТРИЗ с успехом используются в детских садах и школах для развития у детей изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как неопределённых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.

Использование ТРИЗ помогает детям:

  • развивать речь, внимание, логическое мышление, память;
  • активизировать творческую познавательную деятельность;
  • вызывать интерес к учебному процессу;
  • воспитывать умение общаться в группах, в парах;
  • находчивости, сообразительности, умению преодолевать трудности;
  • развивать креативность через использование приёмов ТРИЗ и РКМ.

Привлекательность ТРИЗ, заключается в том, что в ней практически отсутствуют готовые варианты поиска решения, а основное внимание уделено на осознание операций мышления.

Изучив весь набор тренингов, представленный в электронной книге «Мастерская знаний», я выбрала для себя несколько игр, которые, на мой  взгляд, подходят для решения указанных задач. Планируя уроки, я выбирала подходящую игру и подбирала к ней учебный материал. Ниже описаны наиболее популярные игры в нашем классе и примеры их применения на уроках.

Игра «Да – Нет» (Окружающий мир, 3 класс).

Перед учениками «лента времени», на которой расположены исторические события от 988г. до 1991г, о которых мы говорили в течение года. Вам надо за минимальное количество вопросов отгадать задуманное мною историческое событие (например, Куликовская битва)

Классификационная «Да-Нет» (Русский язык, 1 класс).

Дети записали словарные слова: пенал, класс, русский, машина, Москва, Россия, язык.

Учитель: Я загадала одно из этих слов. Вы можете задавать любые вопросы, на которые я могу ответить «Да» или «Нет».

Дети: Это слово называет предмет?

Дети: Это слово- имя собственное?

Дети: В этом слове два слога? И т.д.

Игра «Мои друзья».

Каждый ребёнок получает один или несколько объектов из изучаемой группы (например, объекты из копилки слов, собранных по определенному признаку),  учитель называет, по какому признаку он собирает друзей. Дети, в чьих объектах есть указанный признак, подбегают учителю со своими карточками, все остальные дети выступают в роли контролёров. В процессе игры дети учатся определять объект по наличию у него заданного значения признака, проверять, что объект обладает заданным значением признака.

Математика, 1 класс.

У детей на столах карточки с выражениями (10 – 7, 3 + 4, 6 + 1, 9 – 6 и т.д.)

– Мои друзья те ребята, у кого 1 слагаемое больше 2

– Мои друзья те ребята, у кого разность больше 5 и т.д.

Русский язык, 1 класс.

Дети работают в парах. Придумывают и записывают слова на листах по заданию учителя, потом проводится проверка.

– Мои друзья те ребята, слова которых начинаются с мягкого звука р.

– Мои друзья те ребята, слова которых начинаются с твёрдого звука р.

– Мои друзья те ребята, в словах которых два слога.

– Мои друзья те ребята, в словах которых ударение падает на первый слог.

– Мои друзья те ребята, в словах которых есть непарный мягкий согласный и т.д.

Игра «Теремок» (автор игры – Мурашковска И.Н.).

Каждый ребёнок играет роль какого-либо объекта. По очереди дети заселяют теремок. Нового «героя» в  теремок пускают только в том случае, если он указал, чем похож на последнего, вошедшего в теремок «героя». Нельзя повторять ранее названные признаки. В процессе игры дети учатся сравнивать объекты. У детей накапливается информация о признаках объектов в конкретных областях знаний.

Русский язык, 2 класс.

Учитель: Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. И живёт в теремке слово «кричать». На доске слова: крик, крикливый, мычать, жить, бегун.

Ученик стучится в теремок, называя любую запись, которая есть на доске, и говорит, чем они похожи с объектами из теремка. После этого заселяется в дом.

Дети: Я слово «крикливый», пусти меня к себе жить.

Учитель: А чем ты на меня похоже?

Дети: Я твой родственник, у меня такой же корень, как у тебя. И т.д.

Дети становятся в круг. Учитель бросает мяч и называет любое слово (существительное). Ученик возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч следующему ученику. И т.д.

Пример: Облако – белое – вата – мягкая – трава – гладкая – бумага – лёгкая – задача – длинная – верёвка – мокрая – земля – грязная – одежда – дорогая – ваза – стеклянная.

Описанные игры  – лишь пример того, как можно на основе некоторых приемов ТРИЗ-технологии  использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления, обучения приёмам прикладной диалектики.  Кроме того, элементы этих приёмов можно использовать на уроках литературного чтения, музыки, русского языка, рисования и т. д. Такой подход к обучению повышает интерес ученика, его самосознание, формирует творческие способности, уверенность в себе и в своих силах.

Уроки с использованием приёмов и методик Триз-технологии несут в себе большой воспитательный потенциал, так как ведётся анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения.
Методики Триз – идеальный инструментарий для проблемного, развивающего обучения. Они увлекательны и результативны. Умения и навыки не передаются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы детей с информацией. Хочется отметить их универсальность. Эти приёмы можно использовать практически на всех этапах работы на уроке при разборе любого литературного произведения. Рассмотрим некоторые примеры приемов, которые успешно используются в моей педагогической практике на уроках литературного чтения. Курс литературного чтения является фундаментом для дальнейшего образования учащихся, а уроки литературного чтения являются ключевыми в формировании читательской компетентности.

Уже в букварный период идет активная работа над развитием речи и обогащением словарного запаса детей. С первым литературным жанром с которым знакомятся дети- это сказки. Русских народные и авторские сказок, многие из которых детям уже известны. И одним из первых приёмов методики-ТРИЗ является работа со сказками. Например, приемы фантазирования в работе со сказками

«Свойства наоборот» – героям знакомой сказки приписываются прямо противоположные свойства (волк из «Красной шапочки» стал маленьким и добрым,  «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая»);

«Задом наперёд» – попробовать рассказать сказку не с начала, а с конца;

«Из моей жизни» – сочинение сказки о себе («Один день из моей жизни» – обычная история становится сказочной, если взрослые и дети «меняются»  обязанностями, поступками и мыслями);

Приём « Паспорт литературного героя» очень помогает оживить урок. Детям нравится выполнять эту работу. Ученики начальной школы любят фантазировать, и потому часто на уроках мы изображаем героев произведений, и наделяем характеристиками, указываем их «Адрес проживания» и составляем «Паспорт».

Вот какой паспорт у нас получила Ворона из басни «Ворона и Лисица».

– А.И. Крылов.

– басня « Ворона и Лисица».

– чёрная, имеет крылья, большой клюв.

– в лесу

Если в произведении встречаются несколько главных персонажей, тогда можно работать группами и составить разные паспорта. После выполнения работы тут же детям предлагается ответить на вопрос – какую черту характера данного героя ты бы хотел иметь (не иметь) у себя и почему? Такой вопрос побуждает детей понимать, каким должен быть (не должен быть) человек. При использовании этого приёма развиваются коммуникативные способности детей и их личностные качества.   Раскадровка» используется при составлении плана к художественному произведению и помогает учащимся понять логику сюжета.

: Готовые кадры перепутаны по последовательности или часть пропущена. Учащиеся восстанавливают пропущенные кадры и дорисовывают их:

– Перед вами кадры сказки «Репка» Какой эпизод пропустил художник. Расскажите о нём. Дорисуйте недостающий кадр.

Слайд № 11  При чтении сказки или рассказа дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схематичное изображение событий, происходящих в сказке или рассказе. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета. Перечисляя события, изображённые в «мультике», дети усваивают план пересказа. Позднее можно предложить назвать каждый кадр одним предложением. Это уже будет план произведения.По содержанию текста рисуются кадры («мультфильм»), то есть это схематичное изображение событий, изменение места действия, изменение ситуации для героя.

уткам не надо было покушать, то они не спустились бы в болото.

они не спустились в болото, то лягушка не заинтересовалась бы, куда они летят.

лягушка не была такой любопытной, то она не высунула бы из-под коряги свою голову.

лягушка не была такой смелой, то она не вступила бы в разговор с утками.

лягушка не была такой толстой, то утки непременно бы её съели.

утки не рассказали лягушке о юге, то она не пришла бы в такой восторг, и не захотела бы туда отправиться.

лягушка не была хвастлива, то она долетела

бы вероятно до юга.

лягушка не упала в болото, то она не смогла бы

Широкое применение технологии ТРИЗ и РКМ на уроках в начальных классах дают положительные результаты. Дети становятся более раскрепощенными, вдумчивыми, не боятся высказывать и отстаивать собственное мнение. Они учатся рассуждать, доказывать, предлагать оригинальные идеи. У ребят закладываются умения совместной работы в группах. Проявляется чувство ответственности каждого за конечный результат. Активно раскрываются творческие способности. У ребёнка происходит формирование инициативной позиции, улучшается самооценка и самоуважение. Все выше перечисленное воспитывает успешных, активных, творчески мыслящих людей, затребованных современным обществом.

Использование технологии ТРИЗ позволило достичь  следующих результатов:

  • Изменить отношение детей к урокам чтения, русского языка, окружающего мира.
  • Повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения).
  • Развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
  • Изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца).
  • Мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру).
  • Создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
  • Повысить мыслительную деятельность учащихся начальной школы.

Список использованной литературы

1.Гин С. Использование опыта ТРИЗ-педагогики в процессе формирования креативности младших школьников.

  • И.Н. Мурашковска «Картинка без запинки»
  • И.Н. Мурашковска «Игры для занятия ТРИЗ с детьми младшего возраста»
  • И.Н. Мурашковска «Камо грядеши. ТРИЗ – педагогика»
  • А.А. Нестеренко «Мастерская знаний» (электронная книга)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *