ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (с двумя профилями подготовки) (Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)) (44.03.05.) (очно)

Образовательная деятельность в МБУ «ЦППМСП» г. Перми осуществляется, как дополнительный вид деятельности на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности № 4448 от 09. 2015г. (Дополнительное образование: дополнительное профессиональное образование, дополнительное образование детей и взрослых).

В Центре реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, обучение по дополнительным общеразвивающим программам для детей и взрослых не осуществляется.

Информация о численности обучающихся по реализуемым программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

Информация о численности обучающихся по дополнительных профессиональным программам здесь.

Информация о реализуемых программах дополнительного профессионального образования:

в сфере педагогической деятельности:
• изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы;
• организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям;
• организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными;
• осуществление профессионального самообразования и личностного роста;

в сфере культурно-просветительской деятельности:
• изучение и формирование культурных потребностей обучающихся;
• повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;
• проектирование и реализация комплексных просветительских программ, ориентированных на потребности различных социальных групп, с учетом региональной и демографической специфики.

Категория слушателей: Учителя технологии и педагогические работники общеобразовательных организаций, реализующие адаптированные программы в инклюзивном образовании; руководители и заместители руководителей по УР и ВР; учителя трудового обучения специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов для детей с ОВЗ

В результате обучения по программе слушатели:

ознакомятся с нормативно-правовой базой в области организации современного трудового обучения предметной области “Технология” в ОУ, реализующих адаптированные основные образовательные программы (АООП) для детей с ОВЗ;

ознакомятся со специальными ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и для детей с интеллектуальными нарушениями: структурой, содержанием, условиями реализации и организацией образовательной деятельности по АООП, классификацией образовательных программ для детей с ОВЗ, особенностью структуры и содержания АООП и специальной индивидуальной программы развития (СИПР);

ознакомятся с современными требованиями к профессионально-трудовой подготовке учащихся с ОВЗ (в т. и с интеллектуальными нарушениями) и имеющимися профилями трудового обучения в соответствии с региональными социально-экономическими потребностями;

освоят проектирование рабочих программ с учётом специфики обучающихся и проектирование контрольно-измерительных материалов для детей различных категорий ОВЗ (в т. с интеллектуальными нарушениями);

ознакомятся с условиями реализации адаптированных программ трудового обучения обучающихся с ОВЗ на базе образовательного учреждения;

освоят формы проектирования инфраструктуры ОО для детей разных категорий ОВЗ (в том числе и детей-инвалидов) с учётом специальных потребностей в организации рабочих (учебных) мест предметной области “Технология”.

Елена Болдырева
Педагогический мониторинг и диагностика воспитательного процесса в дополнительном образовании

Руководителю важно выстроить систему мониторинга с учетом трех равнозначных задач:обучение,воспитание и развитие. Кахдая прграмма ДО должна отражать данные задачи.

Реализуя задачи,она разворачивается в различных направлениях,согласно которым выстраивается система диагностики.

К методике обучения танцам предьявляют три основных требования,которые следует учитывать,оценивая достигнутые результаты. Это планирование,выступление и анализ/оценка.

два фактора-фактор исполнения и фактор обучения вовлекает учеников в длительный взаимосвязанный прцесс,включающий эти требования.

Планирование способствует формированию навыков сфокусированного и сосредоточенного мышления,необходимого для четкого выступления. Потребность в нем возникает как перед выступлением,так и в прцессе выступления,а на последующие выступления влияет планирование,учитывающее индивидуальные или групповые реакции детей на успех или неуспех танцевальной деятельности.

Если стандарты планирования достаточно высоки, то об этом свидетельствуют следуюющие факторы:

а)предворительное обдумывание и мысленное воспроизведение движений,приносящих желаемый результат;

б)оригинальность и разнообразие-родукт индивидуального творческого мышления ребенка;

в)бескорыстное,тактичное распределение прстранства;

г)проявление положительных личных качеств,такие как энтузиазм,сосредоточенность и искренняя увлеченность;

д)четкое понимание поставленной задачи;

е)одобрительные отклики на выступление.

Выступление-самый важный элемент. Наглядная природа танцевального воспитания позволяет без труда наблюдать и оценивать достижения учеников.

Если стандарты,исходя из которых строится выступление,достаточно высоки, то об этом свидетельствуют следующие факторы:

в)оригинальность и разнообразие;

г)последовательность,способствующая повторению и

д)способность адаптироваться,очень быстро вносить необходи-

е)экономное расходование сил,создающее впечатление”легкос-

Анализ и оценка помогают ученикам и педагогу осуществлять планирование,подготовку,адоптацию и совершенствование будущих выступлений.

Если стандарты,оценивающие исполнение,достаточно высоки, то ученики способны:

а)внимательно следить за выступлением и отмечать его ключевые моменты;

б)делать ободряющие,полезные замечания относительно выступления;

в)сравнивать выступления двух или большего числа исполнителей;

д)предлагать способы,с поиощью которых можно былобы улучшитькачество исполнения.

Образец контрольного листа для уроков танцев позволяет педагогу и ученикам подтвердить,что они ознокомлены с установленными требованиями и стремятся к их реализации. Основное внимание при этом необходимо сфокусировать на характере обучения.

Чтобы попытаться определить,каков пргресс достигнутый тем или другим учеником,танцквальная деятельность должна быть целесообразной и оброзовательной,активизируюющей танцевальные и умственные способности,а также включать элементы игры.

Оценку,в наиболее кратком изложении, надо прводить по следуюющим четырем направлениям:

Планирование;исполнение и улучшение его качества;

обьединение движений;сравнительный анализ и оценка.

Планирование-тщательно продуманный,хорошо организованный и отчетливо представляемый себе прцесс выполнения двигательных действий-является основой успешного выступления. Ученик должен четко понимать поставленную задачу;предварительно обдумывать и мысленно”воспроизводить”движения,обеспечивающие желаемый результат;оригинальность и разнообразие;искреннее уважение к другим с соблюдением необходимой дистанции;готовность усердно трудиться,чтобы оаладеть этими движениями и совершенствовать их.

Исполнение,улучшение его и акцентирование”физического”элемента в танцевальном воспитании,является самым важным из четырех направлений. Наглядная природа танца позволяет во время исполнения отдельного фрагмента танца сделать сделать заметным улучшение и оценить его. Если стандарты,исходя из которых строиться выступление, достаточно высоки то об этом свидетельствуют:точная,контролируемая,четкая работа;выполняемые с сохранением правильной осанки многосторонние движения;искренний интузиазм участия;и возникающее впечатление уверенной и выполняемой почти без усилий работы. сравнительный анализ и оценка того,что было испытано на собственном опыте или увидено и запомнено,помогает педагогу и детям находить новые идеи для дальнейшего планирования и совершенствования своих выступлений. Если стандарты,сходя из которых призводится оценка,достаточно высоки,то ученики способны узнавать различные движения,которые выполнялись;выделять их основные характеры особенности;делать замечания точности и успешности работы;предлагать способы,с помммошью которых эта работа может бытьб усовершенствованна;давать самооцеку и действовать,исходя из собственных и чужих замечаний,чтобы улучшать саое выступление.

Диагностика может прводиться в форме ненавязчивого опроса:

Понравилось ли вам занятие?

Что запомнилось больше всего?

Какая игра показалась наиболее интересной?

Улучшилось ли ваше настроение?

Ребята описывают то,что было сделано не только ими но и другими детьми;рассказывают о том,что им понравилось;а затем на практике применяют свои выводы.

В качестве диагностики могут быть применены и методы художественной терапии. Дети с большим удовольствием участвуют в рисуночных тестах. Рисование затрагивает сферы созна,помогает переработать внутренние чувства и ощущение и перевести их в образы,которые легче понять и проанализировать. “Изобразительный продукт в диагностическом процессе-это отражение индивидуально-психологических свойств автора рисунка,его мироощущение,характера,самооценки”(Л. Лебедева). Для выявления особенности отношения ребенка к группе и восприятия им своего места в этой группе может быть использован различный тест”Я и группа”.

Для оределения эмоцианального состояния ребенка по окончании занятия можно попросить закрыть глаза и ответить на вопрос:”Какого цвета твое настроение?”или нарисовать свое настроение. Ребенок может описать свою картину,придумать ей название,поделиться впечатлениями,котрые возникли в процессе изобразительной деятельности.

Тест”Мое отношение к танцу”

Быстро и незадумываясь ответьте:что такое танец?

Закройте глаза и представьте себе танец.

Что означает для тебя танец?

В каких красках ты его себе представляешь?

Какое место он занимает в твоей жизни?

Какие ассоциации возникают в прцессе его рисования?

Главное в этом тесте не столько результаты диагностики,а сам мыслительный процесс, который помогает осознать:

Роль танца в твоей жизни;

Твое место в мире танца;

В результате прводимых тестов и их обсуждений которые проводятся на уроках,ученики приходят к выводу,что регулярные занятия полезны для них. Они улучшают внешность и самочувствие. Они способствуют общению и помогают ощущать себя свободным,уверенным,сильныи и здоровым.

Направление подготовки: 44. 01 Педагогическое образование

Направленность (профиль): Дошкольное образование

Программа направлена на подготовку специалистов, компетентных в сфере работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Получение многопрофильной подготовки востребовано не только работодателями в системах образования государственных и частных организаций, но и согласуется с требованиями профессиональных и образовательных стандартов качества образования, с ожиданиями на образовательные услуги потенциальных заказчиков, родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста. Выпускник может занимать должности воспитателя, старшего воспитателя, педагога дополнительного образования и др.

Длительность обучения: очная форма – 4 года, заочная форма – 5 лет. Программа имеет государственную аккредитацию.

Цель программы – подготовка выпускника к педагогической деятельности в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей дошкольного возраста.

Что я буду изучать?
Психолого-педагогическая и методическая подготовка будущих специалистов осуществляется в рамках следующих основных модулей:

  • «Мировоззренческий»: студенты изучают историю (историю России, всеобщую историю), культурологию, нормативно-правовые и этические основы профессиональной деятельности, философию, экономику образования и др.
  • «Коммуникативный»: русский язык и культура речи, иностранный язык, информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • «Здоровьесберегающий»: безопасность жизнедеятельности, физическая культура и спорт, возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена, основы медицинских знаний и здорового образа жизни и др.
  • «Психолого-педагогический»: педагогика, психология, основы специальной педагогики и психологии, основы инклюзивного образования.
  • «Методический»: основы вожатской деятельности, методика обучения и воспитания (по профилю: дошкольное образование), современные средства оценивания результатов обучения, мобильное обучение и электронные технологии в образовании, проектирование и разработка основных и дополнительных образовательных программ.
  • «Предметно-содержательный»: спецкурс по курсовой работе (по педагогике и психологии дошкольного образования), спецкурс по курсовой работе (по теории и методике дошкольного образования), управление дошкольным образованием, современные образовательные технологии в дошкольном образовании, методология психолого-педагогических исследований, моделирование дошкольных образовательных программ, методическая работа в дошкольной образовательной организации, теории и технологии профессионального образования и саморазвития, практикум по решению педагогических задач в профессиональной деятельности воспитателя, основы профессиональной культуры самовыражения педагога дошкольной организации, детская практическая психология, музыка, танец и основы сценического мастерства в дошкольном образовании, психология семьи и семейного воспитания, теория и методика игры, взаимодействие детского сада и семьи в образовании дошкольников, ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой, подготовка детей к школе в дошкольной образовательной организации, психолого-педагогическая диагностика детей.
  • «Вариативный компонент в дошкольном образовании»: фольклор для детей раннего и дошкольного возраста, служба ранней помощи в дошкольной образовательной организации, лингвистика детской речи, образование дошкольников в группах кратковременного пребывания, воспитательная работа в детском оздоровительном учреждении, организация деятельности ДОО в летний период, здоровьеориентированные технологии в дошкольной образовательной организации, основы педагогических коммуникаций в дошкольной образовательной организации, личностно-рефлексивный тренинг для педагогов дошкольного образования, экологическое воспитание дошкольников, образовательная среда дошкольной образовательной организации, социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста, эстетическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации, поликультурное образование в ДОО, практикум по обучению конструированию и рисованию детей в дошкольной образовательной организации, развитие детского изобразительного творчества в дошкольной образовательной организации, дополнительное образование детей дошкольного возраста, воспитание и обучение детей раннего возраста, инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации, основы фандрайзинговой деятельности в ДОО/
  • «Теории и методики обучения и воспитания детей дошкольного возраста»: теория и методика развития речи детей дошкольного возраста, теория и методика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, методика художественного развития детей дошкольного возраста, теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста, теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.Основная образовательная программа кроме основных и дополнительных дисциплин включает в себя различные виды практик и научно-исследовательскую деятельность, что позволяет обучающимся принимать участие в конференциях, семинарах, публиковать статьи и получать именные стипендии и гранты.
  • Высокий уровень подготовки. В процессе обучения используются современные методики и технологии, в том числе современные системы оценивания, компьютерные технологии и технологии самоконтроля «Портфолио». Также магистранты могут параллельно обучаться по дополнительным образовательным программам.
  • Сильный преподавательский состав. Среди преподавателей – доктора и кандидаты наук, выдающиеся практики, авторы учебных пособий, применяемых в образовательных учреждениях.
  • Практика. Для прохождения практики заключены договоры более чем с 30 государственными и негосударственными организациями г. Новосибирска и Новосибирской области, что дает возможность студентам участвовать в реализации широкого спектра задач профессионального развития, а также определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения.
  • Активная научно-исследовательская работа. Научно-исследовательской работе отводится весомая часть обучения. Бакалавры в полной мере используют все ресурсы университета, принимают участие как в семинарах, конференциях, организуемых университетом, так и в международных конференциях в Италии, Чехии, Венгрии и других странах, активно публикуются.
  • Современный учебный корпус. Образовательный процесс осуществляется с использованием современного оборудования. В образовательном процессе широко используются мультимедийные технологии, Интернет-ресурсы, сетевые библиотечные ресурсы. Библиотечный фонд полностью обеспечивает студентов основной литературой по всем дисциплинам. Студенты имеют доступ к электронно-библиотечным системам.

Где я буду работать?
Выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность в сферах дошкольного и дополнительного образования, социальной сфере, культуре. Выпускники программы могут работать в должности воспитателя, старшего воспитателя, педагога-организатора, педагога дополнительного образования и др.

В дополнительном образовании

Вся работа педагога осуществляется в процессе взаимодействия с обучающимися. От умения педагога добиваться при взаимодействии с обучающимися качества образования в значительной степени зависит успешность решения стоящих перед ним задач.

Если мы говорим о необходимости развивать личностные достижения обучающихся, то без знания методики диагностирования образовательного процесса здесь не обойтись.

Педагогу для организации образовательного процесса необходимо изучить особенности характера, интересы и увлечения своих воспитанников, их взаимоотношения с родителями, сверстниками. В этом помогают различные диагностические исследования. Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую компетентность педагога и становится условием его профессионального роста и мастерства. Анализ результатов диагностики позволит педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.

Диагностика в дополнительном образовании

Диагностика в дополнительном образовании выполняет важную роль. Она даёт возможность создавать более благоприятные условия для развития интересов ребёнка, темпов, уровня, объёма восприятия и усвоения необходимого материала. Использование диагностики позволяет не только спрогнозировать дальнейший ход обучения, но и сделать его более интересным для детей, повысить качественный уровень обучения, заинтересовать обучающихся и активизировать их работу.

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, так как органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка.

Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным общеразвивающим программам. В идеале для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.

Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.

Цель диагностики – управление личностным ростом ребенка.

Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:

психотерапевтическую: различные диагностические технологии (рисунок, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;

коррекционную: исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;

развивающую: в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения личной активности.

Этапы педагогической диагностики:

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения начальной и промежуточной диагностики обучающихся.

Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка

Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.

– прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;

– выбор уровня сложности программы, темпа обучения;

– оценку дидактической и методической подготовленности.

– индивидуальная беседа;

– анкетирование.

Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенка, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.

– оценка правильности выбора технологии и методики;

– корректировка организации и содержания учебного процесса.

Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами

В начале учебного года рекомендуется составить календарный план по диагностике на весь учебный год

Основные методы педагогической диагностики

Важным профессиональным качеством педагога является умелое использование разнообразных диагностических методов личностного роста ребёнка. Эти методы могут быть прямыми и косвенными:

к прямым методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная беседа, тесты и т

к косвенным методам относится наблюдение,

Анкета как метод педагогической диагностики широко применяется при изучении и оценки результатов образовательного процесса. Для составления анкеты надо знать возрастные особенности учащихся, их опыт. Иногда проводится анонимное анкетирование, где учащиеся убеждены, что авторство каждого не будет установлено, за любой ответ не придется отвечать. Это направлено на получение более объективных данных с помощью анкет.

Индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа с учеником предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации.

Умело проведѐнная обучающая беседа с 5элементами проблемного изложения обладает большой диагностической ценностью. Для еѐ усиления необходимо заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа ответов учащихся.

Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин “тест” происходит от английского test -испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт. Тестирование –наиболее подходящая измерительная технология –самая эффективная в ситуациях массового оценивания учебных достижений.

Существует три этапа тестирования:

– выбор теста;

– его проведение;

– подсчёт баллов с последующей интерпретацией результатов.

План создания тестов:

– определение набора знаний и умений, которые необходимо проверить

с помощью теста;

– подбор заданий, которые позволяют определить наличие изучаемых ЗУНов;

– экспериментальная проверка теста.

Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа.

Тесты должны быть:

-относительно краткосрочными, т. не требовать больших затрат времени;

-однозначными, т. не допускать произвольного толкования тестового задания;

-стандартными, т. пригодными для широкого практического использования.

Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов:

-оно сочетается с воздействием на ребёнка, с его воспитанием (фиксируется прежде всего реакция обучающего на различные воспитательные влияния);

-наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей

-в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в течение

длительного срока, поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности ученика;

-наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам показателей:

личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребѐнка под влиянием занятий в данном творческом объединении, студии, секции) 2. учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения общеразвивающей программы)

Работая с диагностическими методиками, нужно придерживаться следующих правил:

Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам объединения.

  • Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо обучающихся.
  • По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в объединении.
  • Необходимость педагогической диагностики должна обучающимся разъясняться.
  • Формы представления результатов диагностики

К числу эффективных технологий относится мониторинг. Мониторинг в УДОД является механизмом отслеживания эффективности практики сотрудничества педагога и ребенка по освоению им общеразвивающей программы и осознанию личностного роста.

Как врач ведет историю болезни пациента, так и педагог должен вести историю развития ребенка.

Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся:

-дневник педагогических наблюдений;

-зачетные и личные учебные книжки.

Рассмотрим некоторые формы, применяемые педагогами дополнительного образования в своей практической деятельности.

–самая распространенная форма, рекомендуемая психологами, при работе с обучающимися младших школьников. Для оценки работы обучающихся можно использовать следующие цвета:

-красный – работает самостоятельно, в быстром режиме;

-желтый -выполняет задания, соблюдая все требования;

-зеленый-выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки;

-синий -постоянно обращается к помощи педагога и детей;

-фиолетовый -слабо справляется с заданием.

Табель развития.

Чаще всего используется для информирования родителей и включает следующие разделы: число пропущенных занятий, прилежность в выполнении заданий, успевание или отставание, недостатки обучающегося, требующие особого внимания

Диаграмма и график успеваемости

На основании данных диагностики выстраивается график, диаграмма, изображающая при помощи кривых и столбиков количественные показатели состояния чего-нибудь. Каждый столбик имитирует влияние отдельного фактора, сила (интенсивность) действия которого в данный момент отмечается точкой. Интенсивность влияния можно оценить в процентах (100% -максимальный показатель), при помощи пяти или даже трехбалльной шкалы низкая, средняя, высокая.

Круговая диагностическая карта.

Хорошую информативность обеспечивает круговая диагностическая карта. Это круг, разделенный радиусами на столько частей, сколько диагностируемых параметров. На радиусах откладываются критерии оценки – минимальная (низкий уровень) в центре, максимальная (высокий уровень) на дуге окружности.

Круглый, приятный глазу профиль сигнализирует –все в порядке. Количество диагностируемых факторов обусловливаются потребностями и возможностями

Папка достижений.

Заводится в объединении на каждого ребенка. В нее складываются все работы учащегося: от самых первых, пусть еще неумелых, до работ последних дней занятий. Это своего рода история развития мастерства ребенка, которая позволяет педагогу проследить динамику его творческих способностей, найти индивидуальный подход к ребенку, приспособиться к его особенностям.

Творческие программы.

Такую “программу” получает каждый ребенок в начале учебного года. На ней изображены все изделия, которые ему предстоит сделать в течение года в рамках учебной программы. По мере их изготовления, ребенок закрашивает изображение изделий в своей программе. Если ребенок выполняет самостоятельную, внепрограммную работу, он дорисовывает в программе изображение этого изделия.

-Фамилия, имя ребенка, дата рождения, наименование объединения, фамилияруководителя, дата начала и окончания обучения.

–данные диагностики, успехи, достижения в смотрах, выставках, соревнованиях.

Условия проведения диагностики

Успешное проведение диагностики возможно при выполнении следующих условий:

  • Четко определить цель диагностики.
  • В соответствии с целью определить объекты диагностики.
  • В соответствии с выделенными объектами подобрать систему конкретных методик.
  • Определить условия их использования применительно к конкретному случаю. Как правило, диагностика должна проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
  • Выделить направления анализа получаемых данных.
  • Изучать развитие всех обучающихся без исключения (желательно).
  • Проводить диагностику систематически по каждому из параметров развития обучающихся (в случае невозможности проведения диагностики какого-либо обучающегося, например из-за болезни или по другим причинам, провести ее в самое ближайшее время в максимально приближенных условиях, ни в коем случае не пропуская).
  • Исследовать каждого обучающегося на протяжении всех лет его обучения (желательно).

Учесть, что результаты диагностики и возможности ребенка могут не совпадать с диагностической нормой. Различные методики – лишь предварительная ориентировка в уровне развития.

  • У детей, выявленных к отставанию, опережению в развитии или соответствию своему возрасту по тем или иным параметрам, определить индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для развития каждого.
  • В ходе диагностики выявлять не только актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учитывать возможную “зону ближайшего развития”.
  • Корректировать недостатки, опираясь на достоинства обучающегося.

Основные правила проведения диагностики

Необходимо установить контакт между педагогом и ребенком (детьми). Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность обеспечивают взаимопонимание.

Обследование проводится 15 -30 минут (в зависимости от возраста и задач исследования). Испытуемые должны быть поставлены в одинаковые условия.

Следует принимать ребенка таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.

Необходимо хорошо продумать диагностическое обследование, точно запомнить инструкцию, подготовить наглядный материал (если он необходим), продумать его расположение, подготовить протоколы-бланки.

Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.

Завершается диагностика тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффектную программу образовательного процесса.

Проблема оценки качества образования в учреждении дополнительного образования детей остается актуальной на сегодняшний день. Педагоги находятся в постоянном поиске содержания и структуры критериев, параметров и показателей качества образования обучающихся в зависимости от направленности общеобразовательной программы.

Каргина З. Об диагностики воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2003, No 4

Методические разработки, презентации и конспекты

Образец заполнения карты результативности на I квалификационную категорию.

“Педагогические технологии в дополнительном образовании детей”

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою? К.

Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования

Обобщение педагогического опыта по теме “Развитие личностного самоопределения учащихся 5-9 классов”.

Самоанализ педагогической деятельности педагога дополнительного образования Батоцыренова П.

Самоанализ педагогической деятельности педагога дополнительного образования.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, по.

«Модульная система реализации метода педагогической поддержки в дополнительном образовании»

В данной статье представлена разработка  модели инновационного образовательно – воспитательного процесса, реализация которого позволяет  решать проблему уровня мотивации учебных, творческих.

В данной работе представлены педагогические технологии чаще всего применяемые педагогами  дополнительного образования.

Диагностика в работе педагога дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

«Центр детского творчества»

Диагностика в работе педагога дополнительного

педагог – организатор

высшей квалификационной категории

Мартынова И.

Трехгорный, 2020 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (с двумя профилями подготовки) (Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)) (44.03.05.) (очно)

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании

многогранной личности ребенка, в его образовании, в ранней

профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей

многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно по сравнению с общим

В своем обращении к Федеральному собранию 04. 14 г. Президент

России В. Путин отметил следующее:

«Каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие

по душе. В этой связи недопустимо свертывание системы внешкольного

дополнительного образования. Центры художественного, технического,

музыкального творчества – это огромный ресурс гармоничного развития

Система дополнительного образования детей переживает период

становления. Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет

дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов.

В связи с этим, дополнительное образование наделено правами

самостоятельного определения своей деятельности, исходя из интересов

детей. Необходимо также определить оценки качества дополнительного

образования, которые должны удовлетворять требования общества, запросы

и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего

формирования и развития личности ребенка.

Актуальность оценки качества обусловлена процессом государственной

аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования, когда

дается «внешняя» оценка результатов деятельности учреждений. Вопрос

поиска форм и методов диагностики образовательного процесса, их

фиксации и документального представления также актуален, поскольку

связан с процессом аттестации педагогических работников.

Цель диагностики – управление личностным ростом ребенка.

Принципы педагогической диагностики

Системность. Изучение ребёнка должно вестись не эпизодически, а в

соответствии с определённым планом работы.

Последовательность и преемственность. Необходим

последовательный переход от одних этапов, критериев и форм и

методов диагностики к другим по мере развития, обучения и

воспитания личности.

Доступность диагностических методик. Необходим такой подбор

методик, вопросов и заданий, которые были бы рассчитаны на

реальный уровень развития учеников.

Активизация учащихся. Активизация ребят во время педагогической

диагностики позволяет обучать их самодиагностике, развить их

способность к самонаблюдению и самоанализу.

Прогностичность. Принцип прогностичности проявляется в учёте

тенденции естественного развития личности учеников с точки зрения

необходимости их поддерживать или изменять.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (с двумя профилями подготовки) (Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)) (44.03.05.) (очно)

Функции педагогической диагностики

Выявление уровня подготовки учащихся.

Определение степени реализации образовательной программы.

Отслеживание динамики развития каждого обучающегося.

Целесообразная организация образовательного процесса.

Подбор индивидуального образовательного маршрута

Организация и проведение педагогической диагностики включает в себя

несколько этапов.

Подготовительный: подготовка анкет, вопросников, схем, описания

параметров, таблиц показателей.

Организационный: определение и обсуждение механизма проведения

Обработка данных и их анализ.

Оформление результатов диагностики.

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем

проведения начальной, промежуточной и итоговой диагностики учащихся

начале учебного года рекомендуется составить календарный план по

диагностике на весь учебный год.

Начальная диагностика проводится в течение двух недель с начала

изучения образовательной программы.

Её цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных

Прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе.

Выбор уровня сложности программы, темпа обучения.

Оценка дидактической и методической подготовленности.

Промежуточная диагностика проводится после изучения каждого раздела

образовательной программы или по мере необходимости.

Её цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция

образовательного процесса в направлении усиления его развивающей

Оценка правильности выбора технологии и методики.

Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии

оценки разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и

методистом ОУ.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (с двумя профилями подготовки) (Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)) (44.03.05.) (очно)

Итоговая диагностика проводится в конце изучения образовательной

Цель: подведение итогов освоения образовательной программы.

анализ результатов обучения;

анализ действий педагога.

Методы проведения итоговой диагностики:

выставка работ и т.

Успешное проведение диагностики возможно при выполнении следующих

Четко определить цель диагностики.

В соответствии с целью определить объекты диагностики.

В соответствии с выделенными объектами подобрать систему

конкретных методик.

Определить условия их использования применительно к конкретному

случаю. Как правило, диагностика должна проводиться в естественных

условиях учебно-воспитательного процесса.

Выделить направления анализа получаемых данных.

Изучать развитие всех учащихся без исключения (желательно).

Проводить диагностику систематически по каждому из параметров

развития учащихся (в случае невозможности проведения диагностики

какого-либо учащегося, например из-за болезни или по другим

причинам, провести ее в самое ближайшее время в максимально

приближенных условиях, ни в коем случае не пропуская).

Исследовать каждого учащегося на протяжении всех лет его обучения

Изучать личность учащегося комплексно, то есть охватывать все

основные стороны развития учащихся.

Определить реальные достижения учащегося с учетом его возраста,

генетической предрасположенности, условий жизни и особенностей

Учесть, что результаты диагностики и возможности ребенка могут не

совпадать с диагностической нормой. Различные методики – лишь

Оценивать результаты диагностики того или иного учащегося путем их

сопоставления с результатами предыдущих диагностических проверок

того же учащегося, отслеживая характер и величину его продвижения в

развитии. Оценивать усилия самого учащегося в учебной деятельности

и самовоспитании.

У детей, выявленных к отставанию, опережению в развитии или

соответствию своему возрасту по тем или иным параметрам,

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (с двумя профилями подготовки) (Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)) (44.03.05.) (очно)

определить индивидуальные особенности и наметить оптимальные

условия для развития каждого.

В ходе диагностики выявлять не только актуальный уровень развития

той или иной индивидуальной особенности, но и учитывать

возможную «зону ближайшего развития».

Корректировать недостатки, опираясь на достоинства учащегося.

Важным профессиональным качеством педагога является умелое

использование разнообразных диагностических методов личностного роста

ребёнка. Эти методы могут быть прямыми и косвенными: к прямым

методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная

беседа, тесты и т. ; к косвенным методам относится наблюдение.

Рассмотрим основные методы педагогической диагностики.

Метод, при использовании которого ученик отвечает на ряд задаваемых

ему вопросов. Вопросы, задаваемые педагогом, могут корректироваться в

процессе исследования в зависимости от ситуации.

Устный опрос (наблюдение за поведением и реакциями ученика);

Письменный опрос позволяет охватить большее количество учеников за

сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма этого

вида вопроса – анкета.

Свободный опрос разновидность письменного и устного опроса, при

котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. При этом

можно гибко менять тактику и содержание исследования.

Стандартизированный опрос предполагает четко выстроенную структуру

опросника, каждый вопрос имеет свое место, что позволяет, не отклонятся от

плана и намеченных шагов в исследовании.

Многие выдающиеся ученые признавали главным источником получения

научных фактов – наблюдение.

Наблюдение за поведением учащихся в разных видах деятельности дает

педагогам возможность увидеть конкретную картину проявления развития

детей, предоставляет много интересных фактов, которые отражают жизнь

ученика в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является

исходным и основным в педагогической диагностике, поскольку он

применяется постоянно, в то время как другие методы – лишь периодически.

Постановка цели.

Выбор объекта и ситуации наблюдения.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (с двумя профилями подготовки) (Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)) (44.03.05.) (очно)

Сохранение естественных условий.

Регистрация (фиксация) результатов.

Процедура наблюдения бывает различной:

Активное наблюдение – педагог активно сотрудничает с учеником,

либо активно участвует в деятельности группы.

Пассивное наблюдение – педагог может оставаться в позиции

постороннего человека и наблюдать со стороны.

Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если

речь идет о деятельности ученика, то надо заранее составить вопросник.

Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями

Педагог должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при

наблюдении и предупреждать их.

Достоинства метода наблюдения

Богатство собираемых сведений.

Сохранена естественность условий деятельности учащихся.

Допустимое использование разнообразных технических средств.

Необязательно получение предварительного согласия ученика.

Недостатки метода наблюдения

-Его предубеждение (искажения восприятия тем больше, чем сильнее

педагог стремится подтвердить свою гипотезу).

-Усталость педагога (в результате чего педагог перестает замечать

важные изменения, делает ошибки при записях).

вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в

Умело проведённая обучающая беседа с элементами проблемного изложения

обладает большой диагностической ценностью. Для её усиления необходимо

вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа

Достоинства метода беседы:

Активизирует учащихся.

Развивает их память и речь.

Делает открытыми знания учащихся.

Имеет большую воспитательную силу.

Является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

Требует много времени.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (с двумя профилями подготовки) (Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)) (44.03.05.) (очно)

Содержит элемент риска (ученик может дать неправильный ответ,

который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их

Необходим запас знаний.

Анкета- это опросный лист для получения ответов на заранее

составленную систему вопросов.

Открытые (ученик сам формулирует ответы на поставленные

вопросы) и закрытые (ученик из предложенных ответов выбирает

наиболее подходящий).

Письменные и устные.

Анонимные (без указания имени и фамилии) и именные.

Непосредственные (информацию о себе дает непосредственно ученик)

и опосредованные (получение информации о личности от других лиц).

Количественные (ответы в анкете даются в виде числа) и качественные

(ответы выражаются в виде слова).

Требования к составлению анкет:

Вопросы должны быть четкие.

Интерес к вопросам должен постепенно возрастать.

Сложность вопроса должна соответствовать уровню развития ученика.

Наличие взаимоконтролирующих вопросов.

Необходимо включать вопросы типа «почему».

В закрытых анкетах должны быть предусмотрены все варианты

ответов. (Приложение 1)

Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате которого

делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин «тест» означает

Выбор теста.

Его проведение.

Относительно краткосрочными, т. не требовать больших затрат

Стандартными, т. пригодными для широкого практического

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования

предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и

навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся.

Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам

ребёнка под влиянием занятий в данном творческом объединении,

учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные

знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения

образовательной программы). (Приложение 2)

Таким образом, для изучения личности учащегося можно использовать

разные методы диагностики.

Выбирая тот или иной способ работы с учеником, нужно иметь в виду

достоинства и возможные недостатки используемых методов. Это позволит

грамотно комбинировать их в работе, дополняя и проверяя полученные

результаты. Учитывая то, что ни один из методов не может дать абсолютно

точной, полной и надежной информации педагог должен владеть широким

исследовательским инструментом.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (с двумя профилями подготовки) (Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)) (44.03.05.) (очно)

Анкеты для кружковцев

Учебный год занятий в нашем объединении заканчивается. И нам не

безразлично, как ты его провел. Твое мнение поможет в дальнейшем сделать

занятия в кружке более интересными, плодотворными для тебя и твоих

друзей. Заполни, пожалуйста, анкету. Для этого внимательно прочти

предложения, а потом закончи их.

Там, где предложено несколько вариантов ответов, нужно подчеркнуть

только те, которые в большей степени соответствуют тебе.

Надеемся на твои искренние ответы:

Сколько времени ты занимаешься в объединении?

А) первый год Б) второй год В) третий год

Чем ты руководствовался при выборе кружка?

А) советом родителей Б) советом друзей В) собственными интересами Г) это был

В объединении ты занимался чтобы:

А) весело провести время Б) найти себе друзей В) развивать свои способности Г)

заниматься любимым делом Д) научиться чему-нибудь полезному Е) узнать,

на что ты способен.

Какое мероприятие в объединении понравилось больше

Если бы ты был руководителем объединения, то ты

Твоя оценка за работу нашему объединению (по десятибалльной

Ты записался в наше объединение.

Мы хотим, чтобы тебе было здесь хорошо. И для начала просим заполнить

анкету. Для этого нужно внимательно прочитать предложения, а потом

закончить их.

Там где предложено несколько вариантов ответов, нужно подчеркнуть те,

х пунктов.

Отвечать нужно искренне.

Я хочу заниматься в объединении, чтобы:

А) Научится чему-нибудь полезному.

Б) Найти себе друзей.

В) Развить свои способности.

Г) Заниматься любимым делом.

Д) Узнать, на что я способен.

Е) Весело провести время.

Дома, в свободное время мне больше всего нравится

Для меня в объединении важнее

Когда я думаю, о предстоящих занятиях в объединении, я испытываю

А) Радости.

Б) Скуки.

В) Тревоги.

Г) Нетерпение (скорей бы закончились занятия).

Д) Что еще? Напиши_______________________________________________

Мне бы хотелось, чтобы в кружке всегда

Больше всего я боюсь,

Я мечтаю о том,

Кем ты хочешь работать, когда

А) Советом родителей.

Б) Советом друзей.

В) Советом учителей.

Г) Собственными интересами.

Д) Это был случайный выбор.

Если бы ты был руководителей объединения,

Тест (методика незаконченного предложения)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (с двумя профилями подготовки) (Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)) (44.03.05.) (очно)

Список используемой литературы

• Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании

• Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04. 2014

«Послание Президента РФ Федеральному Собранию»

• Шаршакова Л. Педагогическая диагностика образовательного

процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного

образования — СПб. : ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского)

творчества «У Вознесенского моста», 2013. — 52 с.

• Меркулова Е. Педагогическая диагностика в деятельности педагога

• Бабичева Т. Школа педагогического мастерства по теме “Устный

опрос как один из методов педагогического контроля” предполагает

работу педагогического коллектива в группах.

• Лаптеева Е. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (с двумя профилями подготовки) (Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)) (44.03.05.) (очно)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *