Писать по литературе примеры и писать на уроках русского языка и литературыстатью о русском языке

СКРАЙБИНГ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МКОУ Петропавловская СОШ

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность старшего подросткового возраста/ранней юности определяет развитие психологических новообразований личностной и познавательной сферы (Д.Б. Эльконин). Центральным психологическим новообразованием ранней юности становится жизненное, профессиональное и личностное самоопределение, определяющее функциональную роль и место каждого УУД в целостной системе.

Скрайбинг – новое и перспективное направление в работе по визуализации информации. Это уникальный способ привлечь внимание, завоевать аудиторию, обеспечить ее дополнительной информацией и усилить ключевые моменты презентации.

Скрайбинг – новейшая техника презентации (от английского scribe” – набрасывать эскизы или рисунки). Задача скрайб-презентации – донести информацию, сделать ее привлекательной для слушателя и зрителя, помочь лучше ее запомнить и усвоить. С помощью скрайбинга возможно ясно представить идею путем ее визуализации и убедительно донести суть до других.

Технологии скрайбингашироко используется в учебной деятельности школьников: в урочной и внеурочной, – так как она служит формированию метапредметных планируемых результатов.

Технология устного ответа с использованием скрайб-презентации понятна и доступна учащимся. Согласно данной методике выступают два ученика: речь выступающего ученика иллюстрируется “на лету” рисунками фломастером на белой доске (листе бумаги или флипчарте);получается как бы “эффект параллельного следования”, когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. Для совершенствования данной технологии сначала использовались небольшие тексты, затем учащиеся научились планировать свои выступления по своим текстам самостоятельно.

Такой подход продиктован четырьмя этапами процесса визуального мышления: посмотреть, увидеть, вообразить, показать другим. Смотреть – значит собирать сведения и данные и делать первоначальные приблизительные оценки происходящего с целью определить, как реагировать. Иными словами, посмотреть – это собирать и фильтровать информацию. Другая сторона обработки визуальной информации – увидеть. Начав видеть, мы осуществляем отбор данных, заслуживающих более детального осмысления и изучения. Увидеть – отобрать и сгруппировать. После отбора и классификации визуальных образов следует этап – вообразить то, чего нет. После того, как выявлены закономерности и извлечена из них польза, а также определено, как нужно ими управлять, следует донести своё представление до других людей. Для этого необходимо обобщить увиденное, отыскать наилучшую форму представления своих идей, точно отразить картину на бумаге, доске, флипчарте, показать своё видение проблемы, а затем ответить на вопросы своих одноклассников.

Таким образом, технология скрайбинга позволяет в достаточной мере реализовать метапредметное содержание такой предметной области как «Русский язык и литература» согласно ФГОС СОО. В частности, можно говорить о том, что учащиеся–скрайберы уже имеют навыки визуализации, умеют работать со схемами, учатся общаться с аудиторией, совершенствуют свои коммуникативные навыки. В заключение необходимо сказать о том, что специалист по скрайбингу – востребованная профессия на сегодня, так как различные визуальные техники всё чаще используются во многих сферах информационной деятельности.

Современные средства визуализации в процессе формирования творческих способностей школьников на уроках литературы

При подготовке к уроку каждый учитель задает себе вопросы: «Чем увлечь учеников? Как вызвать у них желание учиться?» Современное поколение школьников сформировалось под воздействием компьютерных игр  и всевозможных гаджетов; поэтому для привлечения внимания к учебным дисциплинам, в частности к литературе, целесообразно внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии

Возникновение методической идеи и последующего опыта

  • потенциальной возможностью создания условий для развития творческих способностей каждого ребенка;
  • со сложностью организации всего классного коллектива в процессе анализа художественного текста на уроках литературы;
  • качественной подготовки учащихся ко всем форматам ОГЭ и ЕГЭ по литературе и русскому языку как итоговой проверки сформированности необходимых компетенций школьника.

Поиск путей совершенствования учебного процесса привел к мысли о важности технологии визуализации как способе изучения художественного произведения на уроках литературы, которая может помочь в развитии творческих способностей, творческого воображения, логического и ассоциативного мышления; в осмыслении, анализе, интерпретации, рефлексии литературных знаний.

представить и структурировать основной учебный материал;

дополнить основной материал;

обеспечить логичность в изложении информации;

смоделировать связь между литературным текстом и графическим изображением.

Необходимость систематизации информации в виде таблиц, опорных схем на современном уроке обуславливается тем, что у нынешних обучающихся, живущих в информационном обществе, формируется  «клиповое мышление», т.е. способность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания. Использование на уроке литературы различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным, т. к. позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия информации обучающихся.

Существует много различных современных средств визуализации, но в своей работе в основном я использую следующие: скрайбинг (на уроках литературы в 5-7 классах), ментальные карты (в 7-11 классах), логико-смысловые модели (в 8-11 классах), облака слов, кластер, лента времени (5-11 классы). Все эти средства представлены в буклетах, которые я вам раздала. Поподробнее расскажу о трех из них.

– это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.

Вот несколько приемов использования облака слов на уроках  литературы:

  • задание «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
  • задание «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
  • задание «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
  • задание «Соберите имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких произведений.

Создавать подобные облака очень легко. В этом нам поможет платформа Wordcloud.pro. Нужно сделать три простых шага: 1. выбрать эскиз, 2 добавить слова. 3 оценить результат

(англ. Sсribe — чертить) – создание визуального конспекта, небольших рисунков, которые делают смысл слова учителя-словесника или презентации более понятным. Это донесение сложного смысла в виде простых образов с помощью визуальных метафор. Успех и эффективность скрайбинга объясняются тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык.

Например, результатом работы над анализом рассказа Л.Н. Толстого «После бала» стал вот такой конспект. На нем видно, как изменилось состояние главного героя после бала, как изменилось его отношение к предмету его обожания. Предлагаю вам с помощью скрайбинга составить портрет бабушки из повести М. Горького «Детство». Я читаю, вы стараетесь зафиксировать на листе все детали, которые присутствуют в этом описании. У вас есть карандаши и листы бумаги.

Пользуясь своим визуальным конспектом, учащиеся с легкостью воспроизводят материал урока и пишут сочинения, поскольку конспект успешно заменяет традиционный план.

это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.

Работу начинаем с предварительных заданий.

  • Отмечаем выбранный образ в середине листа бумаги, например,
  • Записываем на отдельном листке всё, что связано с образом темы. Например, « – Болконский, Курагин, Безухов, Друбецкой;  родители, Николай, Петя, Соня, Вера; » и т.д.
  • Разбираем слова-ассоциации, группируем по смыслу.
  • Намечаем структуру карты, подбираем ключевые слова и ключевые предложения к словам-ассоциациям.
  • Отмечаем основной образ, добавляем ветви
  • Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.
  • Оживляем карту рисунками, символами, ключевыми словами, словосочетаниями.

И тогда полнота жизни Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры, обостренная чуткость, внимательность,        искренность в полной мере будут осознаны и приняты десятиклассниками.

– Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к шпаргалкам? Считаете ли вы, что шпаргалка – это плохо? А вы разрешаете своим ученикам пользоваться шпаргалкой? А можете ли вы представить, что шпаргалка открыто используется на уроке, а учитель поощряет её использование? Я предлагаю вам познакомиться с такой «шпаргалкой».

Еще одно современное средство визуализации – это логико-смысловая модель, которая позволяет создавать идеальные шпаргалки по известной формуле: «шпаргалки нет, а ее функция выполняется».

Логико-смысловая модель – это инструмент и продукт профессора Башкирского педагогического университета Валерия Эмануиловича Штейнберга, это многомерная модель для представления знаний, состоящая из двух компонентов:

ЛСМ дает возможность представить большИе объемы учебного материала в виде наглядных и компактных моделей, в которых логическая структура определяется содержанием и порядком расстановки координат и узлов.

В центре системы координат помещают объект исследования (тему урока, название раздела, имя писателя или поэта, проблему).

Затем определяются основные направления темы (координаты)

Из каждой части выбираются ключевые понятия (словосочетания, метафоры), которые и фиксируются в «узловых» точках модели.

При изучении нового материала предлагаю учащимся ЛСМ с заданными координатами, которая может служить планом изучения темы.

На уроке закрепления и развития знаний модель может дорабатываться, уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки учеников  на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Удобно применение ЛСМ на обобщающих уроках литературы, при подготовке к экзаменам и зачетам. В этом случае ЛСМ может служить опорным конспектом. Возможна и самостоятельная разработка логико-смысловых моделей учащимися.

Работа со словом на уроках русского языка и литературы – один из важных этапов при подготовке к ОГЭ.  Детям сложно сформулировать определение слова, подобрать к нему синоним, подобрать литературные аргументы для подтверждения тезиса и т.д. Применение логико-смыслового моделирования позволяет увидеть слово и его структуру целиком.Смысл модели заключается в  сжатии информации и в  выделении логико – смысловых узлов.

Предлагаю создать логико-смысловую модель слова МУЖЕСТВО.  (Приглашение фокус-группы).

Модель строится по следующему алгоритму.

1 шаг – выделить центральное ядро – ключевое слово (мужество).

2 шаг – выделить координаты,

3 шаг – наполнение каждой координаты смыслами, т.е. узлами (по три на каждой координате).

Вы во время работы можете пользоваться словарем и интернетом. Прежде чем приступить к работе в группе, распределим координаты между членами команды.

К1-  толкование слова. Качество личности, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в опасных ситуациях, преодолевать при этом страх и нерешительность; храбрость, присутствие духа в опасности.

К2- синонимы к слову. (, отвага, стойкость

К3- профессии (врач, пожарный)

К4- прилагательные со словом. (несгибаемый, стойкий)

К5- глаголы со словом. (обладать, проявить)

К6-  примеры из жизненного опыта. (Алексей Маресьев, Михаил Девятаев, Леонид Рошаль)

К7- примеры из художественных произведени. (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Петр Гринев, А.С. Пушкин «Дубровский», М. Шолохов «Судьба человека» Андрей  Соколов)

К8- пословицы, афоризмы со словом. Мужество рождается в борьбе. Знай свои силы, но рассчитывай на мужество. Мужество создает победителей

Вам необходимо определить узловые элементы и записать их на листы бумаги.

Затем озвучиваются результаты работы. Выстраивается модель.

Мужество – это качество личности, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в опасных ситуациях, преодолевать при этом страх и нерешительность;   храбрость, присутствие духа в опасности.

Мужество проявляется в е, доблести, отваге и стойкости.

Мужества требуют и профессии, не  связанные с военным делом. Например, профессии врача и пожарного в принципе невозможны без этого качества.

Обладают мужеством и проявляют его люди с несгибаемым, стойким характером.

Вспомним Алексей Маресьева, Михаила Девятаева, детского хирурга Леонида Рошаля, которые проявляли мужество в экстремальных ситуациях.

Немало примеров мужества и в классической литературе. Образы Тараса Бульбы, Андрея Соколова, Петра Гринева неотделимы от понятия «Мужество».

Пословицы гласят: Мужество рождается в борьбе. Знай свои силы, но рассчитывай на мужество. Мужество создает победителей

Логико-смысловая модель  применима не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках. Это метапредметный  способ работы с информацией. Он прост и удобен.

Но есть в использовании современных средств визуализации и определенные  Например, не все дети могут выделять ключевые слова и понятия. Отсутствие элементарной логики способно стать серьезным препятствием в использовании визуализации. Не всегда и не все учащиеся могут свободно фантазировать (не хотят обнародовать свои идеи и направлять творческие возможности на решение различных задач).

Технология обучения на уроках литературы путем использования современных средств визуализации имеет свои преимущества, и может быть эффективной, если использовать её системно и продуманно.

Основным критерием положительной результативности считаю достижения своих учащихся.

Диана Минец, учительница русского языка и литературы из Череповца, получила премию в номинации «Цифровой учитель года», которую ежегодно вручает Mail.ru Group. Диана рассказала «Мелу», как осовременить Некрасова с помощью инфографики и с каких инструментов лучше начать учителям, которые не доверяют цифре.

«Из постоянного оборудования у нас мел, тряпка и доска»

Школа, в которой я сейчас работаю, называется «Женская гуманитарная гимназия». Это небольшая муниципальная школа, примерно на 500 девочек — современная, но не с точки зрения оснащенности (из постоянного оборудования у нас мел, тряпка и доска), а с точки зрения подхода. То есть мы стараемся использовать необычные методы преподавания — например, на уроке я могу рассказать о каком-то произведении, нарисовав его краткое содержание на доске в технике скрайбинга. Это сразу создает иллюзию интерактивности.

Скрайбинг — это очень современный и эффективный формат, который делает любой урок интересным и необычным. Что это такое: например, проходит лекция, среди зрителей сидит художник-скрайбер, который все слушает и сразу визуализирует в графическом редакторе. Это те же опорные конспекты, но оцифрованные и в удобном формате. У меня дети, например, часто делают инфографику или плакаты по классическим литературным произведениям.

Чтобы добавить интересного в эту нелегкую тему, мы рисовали онлайн-карты, плакаты, делали инфографику о том, как жилось крестьянам во второй половине XIX века. Кто-то использовал видеоформат, кто-то — анимацию. И в итоге скучная тема у них вообще по-другому пошла — там открылся такой простор для творчества!

В рамках конкурса «Учитель года России» Mail.ru Group ежегодно награждает отдельной номинацией лучшего «цифрового педагога» за использование информационно-коммуникационных технологий в школе. По данным исследования, проведенного Mail.ru Group и Учи.ру, большинство 84% российских педагогов считают, что преподаватель должен в совершенстве владеть цифровыми технологиями. За последний год 74% учителей стали чаще использовать их в работе, а респондентов стали уделять обучению в этой сфере на 40% больше времени.

«В школе сейчас больше возможностей, чем в вузе»

Я кандидат филологических наук и пришла в школу из вуза. И могу сказать, что сегодняшняя школа гораздо динамичнее университета. В большинстве вузов, к сожалению, по-прежнему сохраняется достаточно консервативная среда: преподавать приходят в основном свои же студенты, нет никакой ротации кадров, нет никакой мобильности, а это очень плохо. А в школе сейчас, как мне кажется, гораздо больше возможностей.

Писать по литературе примеры и писать на уроках русского языка и литературыстатью о русском языке

Самая сложная задача для учителя сегодня — оставаться интересным для детей, потому что нам приходится конкурировать за их внимание с огромным количеством разнообразного контента. Так что просто рассказ у доски, путь даже очень интересный, эту задачу уже не выполняет. Очень важно относиться к своему предмету так, чтобы детям хотелось сразу после звонка не вылететь из класса, а остаться и продолжить разговор, о чем-то спросить, что-то сделать. Всему остальному в профессии педагога можно научиться, а этому нельзя.

«Дистант — это не пересылка заданий в WhatsApp»

Для меня и моих учениц переход на дистант не был особой проблемой: мы использовали многие из дистанционных инструментов и до карантина — интерактивные тренажеры, элементы геймификации. Все это у нас уже было, но в режиме реальных уроков. А когда началась изоляция, мы просто перенесли Nearpod, «Kahoot!», Quizizz и Padlet в формат онлайн видеозвонков и конференций.

Конечно, во всех школах цифровизация образовательных процессов проходила по-разному. В нашем регионе есть школы, где после перехода на дистант все общение учителей и учеников свелось к пересылке заданий в мессенджерах. Но дистант — это не отправка друг другу скриншотов. Должно сохраняться взаимодействие, просто другого типа.

Я работаю со старшими классами, и для них было довольно удобно, что они спят часов до одиннадцати, а в половине двенадцатого у нас начинается занятие. Например, подготовка к ЕГЭ — причем не в рутинном режиме, а в игровом. Когда выполнение тестовых заданий и работа с текстом были доведены ими уже до автоматизма и изрядно наскучили, необычные игровые форматы очень спасали и помогали им вернуть интерес.

«Цифровые инструменты — это яркая упаковка для традиционных уроков»

Конечно, есть учителя, которые прекрасно справляются и без цифровых инструментов. Но современные школьники отличаются тем, что гораздо чаще задают вопросы «А зачем нам математика?», «А литература?», «А как это пригодится нам в жизни?». И цифровая среда — один из вариантов ответа на такие вопросы.

Это что-то вроде яркой привлекательной обертки. Знаете, почему в Японии красиво и с любовью принято упаковывать абсолютно любой подарок? Потому что таким образом они одновременно демонстрируют уважение и к предмету, который дарят, и к человеку, который этот предмет получает.

Я отношусь к цифровым технологиям в образовании как японцы к подаркам

Для меня это современная оболочка, которая необходима, чтобы протянуть мостик между временами, наладить связь между разными предметами и за счет этого увлечь детей. Мы не можем игнорировать тот факт, что новая эпоха уже наступила. И учителям нужно работать по-новому, хотят они этого или нет.

Просто нужно понимать, как использовать разные инструменты на разных этапах урока. Главное — четко сформулировать свои цели и составить грамотный план. А ресурсов — масса. Например, фронтальный опрос можно провести с помощью Padlet — это те же самые стикеры, только онлайн. Детям так даже интереснее, потому что они пишут не на бумажке, как привыкли, а в программе.

Писать по литературе примеры и писать на уроках русского языка и литературыстатью о русском языке

Или банальные тесты. Раздаем детям листочки, они закрашивают квадратики напротив правильных ответов, а потом сами могут проверить их правильность с помощью смартфона, на котором установлено приложение ZipGrade. Это и учителям облегчает работу.

Писать по литературе примеры и писать на уроках русского языка и литературыстатью о русском языке

Так что все зависит от того, понимает ли учитель, зачем тот или иной цифровой инструмент может пригодиться именно ему. Чтобы это не были технологии ради технологий, а чтобы на первом месте был все-таки предмет и желание увлечь им детей.

Лайфхаки для учителей, которые еще не успели освоиться в цифровой среде

1. Следите за повесткой

2. Не нужно бояться. Нужно пробовать

У нас в школе тоже были учителя, которые говорили, что они уже не в том возрасте, чтобы осваивать новые инструменты. А в них между тем нет вообще ничего сложного, главное — все делать постепенно. Например, простейший «Kahoot!» — сделайте тест, попробуйте его пройти, а потом используйте на уроке. Это на самом деле очень просто, главное — попробовать.

3. Задавайте творческие домашние задания

Для нынешнего поколения школьников это очень важно. Задания должны быть не только творческими, но и практико-ориентированными. Не просто написать сочинение — а сделать его в графическом формате, в виде плаката или инфографики. Этот метод можно использовать не только на литературе, но и на физике, и на химии.

Писать по литературе примеры и писать на уроках русского языка и литературыстатью о русском языке

Вот, например, ко Всемирному дню науки, который празднуется 10 ноября, мы делали такой проект: девочки выбрали по одному ученому из разных областей, нашли один интересный факт из их жизни и одно изобретение (понятие, закон) — и все это визуализировали. Потом мы сделали выставку получившихся плакатов — и таким образом закрыли несколько тем и по литературе, и по физике, и по химии, и по биологии — это межпредметность в действии. Такие задания, помимо прочего, помогают учителям работать вместе и вместе осваивать цифровые инструменты.

Результаты поиска

Поиск по запросу: скрайбинг

Элементы скрайбинга на уроках литературы. Ахматова. Портрет-символ.

Скрайбинг (англ. sсribe – чертить) – процесс создания визуального конспекта, рисунка, портрета, схемы. Это донесение сложного смысла в виде простых образов. Скрайбинг помогает структурировать и упорядочить информацию, использовать «образные метафоры».
Оригинальность скрайбинга состоит в творчестве, в визуализации образа в реальном времени в отличие от презентации Power Point.
Скрайбинг даёт возможность составлять наглядную систему образов в художественном произведении. Интересно составлять хронологическую картину биографии писателя, отмечая вехи его творчества.

Элементы скрайбинга на уроках литературы. Образ-символ. По мотивам произведений Н. Гоголя.

Оригинальность скрайбинга состоит в творчестве, в визуализации образа в реальном времени в отличие от презентации Power Point.
Скрайбинг даёт возможность составлять наглядную систему образов в художественном произведении. Интересно составлять хронологическую картину биографии писателя, отмечая основные вехи его жизненного и творческого пути.

Наглядно – иллюстративные материалы к урокам литературы от учеников. Портрет Е. Денисьевой (Тютчевой).

Скрайбинг помогает структурировать и упорядочить информацию, использовать «образные метафоры».
Оригинальность скрайбинга состоит в творчестве, в визуализации образа в реальном времени в отличие от презентации Power Point.
Скрайбинг даёт возможность составлять наглядную систему образов в художественном произведении. Интересно составлять хронологическую картину биографии писателя, отмечая основные вехи его жизненного и творческого пути.

Создание скрайб-презентаций на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной деятельности учащихся

Статья на конкурс «Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»

На уроках для развития познавательной деятельность обучающихся учителя чаще всего используют компьютер и проектор, но далеко не многие знают о всех возможностях данной техники. В большинстве случаев деятельность педагога ограничивается лишь просмотром видеороликов по теме урока или созданием презентации в стандартной программе

Современные школьники живут в мире информационных технологий и владеют техникой превосходно. Многие согласятся с тем, что большее количество времени наши ученики уделяют своим смартфонам. Домашним заданием, связанным с использованием информационных технологий, чаще всего становится создание проекта в виде презентации или видео. Но постепенно дети теряют интерес к данному методу, так как он самый популярный среди учителей.

Необходимо привлечь обучающихся к изучению предмета, соответственно, совместить на уроке «приятное с полезным». Возникает вопрос: как активизировать познавательную деятельность детей с помощью их основных увлечений? Считаю, что ответом может стать создание скрайб-презентаций на уроках любого профиля. Разберемся с основными понятиями представленной технологии.

возник от английского слова «scribe», что значит «создавать эскизы или рисунки». – это способ представления информации. Отсюда следует вывести новое понятие , что означает способ представления информации в виде рисунков или эскизов. Главным преимуществом данного метода считается визуализация информации. – это видеоролик, на котором транслируется рука человека, создающая схемы или иллюстрации, в это время голос за кадром проговаривает теоретические сведения.

Как создается скрайб-презентация? В первую очередь необходимо собрать ту информацию, которую вы хотите представить в своем ролике. Нужно продумать последовательность изложения мыслей, для этого составляется определенный сценарий. Далее продумываются рисунки или схемы, которые способны отразить главные мысли. Последним и ключевым шагом становится запись видеоролика. В момент создания видео рисуются необходимые схемы и иллюстрации, а голос за кадром проговаривает теоретические сведения.

На уроках русского языка и литературы учащиеся сами создают скрайб-презентации. Данный способ я использую при изучении сложных теоретических сведений. Например, на литературе с помощью скрайбинга можно легко запомнить биографию писателя или представить в схемах теорию литературоведения. На русском языке наглядно презентуются основные правила, примерами становится подробный разбор слов, предложений или текста. Для создания ролика понадобится всего лишь телефон с видеокамерой и самый простой редактор. В течение учебного года учащиеся могут легко вернуться к пройденной теме, просмотрев свое видео.

С помощью скрайб-презентации решаются основные задачи ФГОС, а именно развитие самообразования обучающихся, умение самостоятельно находить и перерабатывать информацию.

На уроке класс делится на несколько групп. Можно дать каждой команде свою тему или устроить своеобразный конкурс на лучшее представление информации. Обучающиеся сами находят сведения, учитель в это время является помощником. Между членами группы распределяются обязанности. Например, кто-то занимается только рисунками или записью. Совместно ученики продумывают сценарий и иллюстрации. В процессе переработки информации дети множество раз проговаривают сведения, соответственно, хорошо их запоминают.

На уроках русского языка примеры берутся из учебника, обучающиеся выполняют упражнения. Учителю необходимо проверять достоверность всех сведений. На литературе обучающиеся любят данный вид деятельности для представления биографии писателя. Часто ученики готовятся заранее к такому уроку: приносят распечатанные фотографии с изображением разных периодов жизни писателя, находят интересные схемы в интернете.

Скрайб-презентации помогают обучающимся готовится к итоговой контрольной работе. В течение года ученики любят пересматривать свои видеоролики.

Безусловно, данная методика не подходит для частого использования, потому что она требует задействования нескольких уроков. Тем не менее, создание скрайб-презентации станет выходом для запоминания сложных тем. Я транслирую видео и в других классах, так как такое представление информации детям интересно и познавательно.

Людмила Ивановна СОКОЛОВА, преподаватель ФГКОУ «КызПКУ»

В детстве все немного были скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. Когда стали учиться в школе, столкнулись с проблемой скучных уроков. Время тянулось бесконечно, и скрасить ожидание звонка многим позволяли рисунки на полях или последних страницах тетрадей. Конечно, учительница, заставая нас за этим занятием, была недовольна. Так, наше визуальное начало, присущее всем людям, начинало утрачиваться.

Особенность скрайбинга по сравнению с другими способами донесения сложной информации в том, что он задействует одновременно слуховую, зрительную, моторную память и воображение человека. Когда зарисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, ребенок её не только лучше понимает, но и запоминает. И это особенно важно в условиях нашего региона, где для большинства обучающихся государственный язык не является родным. Визуализированная информация лучше усваивается носителями другого языка.

Скрайбинг бывает нескольких видов: рисованный, аппликационный и компьютерный.

Рисованный скрайбинг часто использую на уроках русского языка при изучении нового материала. Предлагаю ребятам самостоятельно познакомиться с теорией, а затем, поделившись на группы, оформить полученную информацию (формы могут быть разные) опорной схемой или таблицей, написать и иллюстрировать синквейн, изобразить информацию в ассоциативных образах, сочинить и иллюстрировать лингвистическую сказку. Затем один представитель от группы (можно вдвоем) доносит информацию у доски. Например, при изучении в 7 классе темы «Не с причастиями» урок начался с расчерчивания доски на две половины, учащимся было предложено высказать предположение, что будем изучать. Затем учащиеся самостоятельно знакомились с материалом учебника. Кадеты, сидящие на первом варианте, придумывали рассказ и оформление половины доски, озаглавленной «Слитно», второго варианта – «Раздельно», каждый случай написания с «НЕ» должен был иллюстрироваться примерами. Поделившись на группы, кадеты создали свои варианты оформления и подачи материала. В качестве домашнего задания было предложено систематизировать материал на более расширенную тему «Не с разными частями речи» (форму визуализации каждая группа выбирала самостоятельно). В начале следующего урока скрайбер от каждой группы доносил информацию. Лучший вариант оформлялся в тетради для справочных материалов (туда постепенно собирается весь экзаменационный материал).

Скрайбинг аппликационный помогает уроки литературы сделать интереснее, а обсуждаемые темы и проблемы понятнее. При работе над стихотворением учащимся предлагается создать аппликацию, где будут отражены предметы изображения, а цветовая гамма расскажет о настроении в стихотворении. Здесь же осуществляется работа с художественными средствами. Это помогает лучше осмыслить содержание и понять авторскую идею. Иногда кадеты испытывают трудности при заучивании наизусть. В этом случае предлагается нарисовать картинки, которые ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговаривать вслух текст. Возможный вариант: унылая (грустный смайл) пора (желтый лист), очей (глаз) очарованье (смайл восхищения). Кадет сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом.

Помогает активизировать познавательную деятельность и скрайбинг компьютерный. Скрайб-презентация – это видеоролик, в котором транслируется рука человека, создающая схемы или иллюстрации, в это время голос за кадром проговаривает теоретические сведения. Скрайб-презентации можно использовать как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Как создается скрайб-презентация? В первую очередь необходимо собрать ту информацию, которую хотелось бы представить в своем ролике. Нужно продумать последовательность изложения мыслей, для этого составляется определенный сценарий. Далее продумываются рисунки или схемы, которые способны отразить главные мысли. Последним и ключевым шагом становится запись видеоролика. В момент создания видео рисуются необходимые схемы и иллюстрации, а голос за кадром проговаривает теоретические сведения. Например, по принципу скрайб-презентации создаются анимационные фильмы.

Использование скрайб метода помогает учителю решить основные задачи ФГОС, а именно, развивать у обучающихся способность к самообразованию, умение самостоятельно находить и перерабатывать информацию.

1.Майк Роуди. Визуальные заметки. — Манн, Иванов и Фербер, 2016.

Петровский П., Любецкий Н., Кутузова М. Скрайбинг. Объяснить просто. 2016. с.2083.Электронный ресурс: https://vynderkind.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *