Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В рамках учреждений Министерства образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений, учреждений интернатного типа. К числу новых учреждений системы Министерства образования, формирующихся в последние годы, относятся центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые оказывают методическую помощь психологам, социальным педагогам, учителям общеобразовательных школ, а также оказывают комплексную медико-психолого-педагогическую помощь семье и детям. В системе Минобразования функционирует также сеть пенитенциарных специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, куда направляются дети и подростки с девиантным поведением по решению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Социально-педагогические функции выполняют система профтехобразования, сеть учреждений поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития), учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, специалисты по организации детского и молодежного движения.

Школа – одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. Введение ставки социального педагога в школе определяется ст. 55 Федерального закона РФ «Об образовании». На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально педагогической деятельности в образовательном учреждении:

– способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества; развивать процесс опережающей социализации, т. знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;

– способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;

– участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе:

– использует методы анализа, консультирования, лечения и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу;

– тесно сотрудничает с учителями, школьными психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто проявляет понимание и интерес к его работе;

– оказывает всестороннюю помощь отдельным ученикам (воспитанникам) и группам, используя методы групповой педагогики, работает с учительским коллективом;

– воздействует на позитивное изменение социального поля в школе.

Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации социальный педагог:

– осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);

– изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;

– выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

– выступает посредником между обучающимся (воспитанником, ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

– определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);

– организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

– способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

– содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

– осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также топавшим в экстремальные ситуации.

График работы социального педагога утверждается руководителем образовательного учреждения. При составлении графика считывается время, затраченное на выполнение служебных обязанностей вне учреждения образования. Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты специалиста решаются в соответствии с действующим законодательством.

В учреждениях интернатного типа социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службами занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.

В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) социальный педагог осуществляет связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющими) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.

Во многих современных образовательных учреждениях создаются социальные службы, призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников (воспитанников) и их родителей, педагогического коллектива, представителей общественных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся (воспитанников) и оказания квалифицированной и своевременной социальной поддержки и помощи. Социальная служба должна выполнять следующие функции:

– выступать поручителем, обеспечивать социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;

– охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд;

– создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;

– оказывать помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;

– налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать психическому насилию над личностью;

– изучать общественное мнение в школьном коллективе;

– организовывать социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;

– организовывать работу школьного телефона доверия;

– способствовать здоровому образу жизни членов коллектива.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы образования – необходимое, постоянно развивающееся и совершенствующееся направление педагогической деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участников педагогического процесса.

Поможем в ✍️ написании учебной работы

Особенности профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях дополнительного и специального образования

Ключевыми понятиями в изучении данной темы являются дополнительное и специальное образования.

Учреждение дополнительного образования – это особая сфера образования, официально обозначенная в Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании» от 10. 1992. о определённые как образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за

Существуют следующие виды учреждений дополнительного образования, которые отличаются рядом специфических особенностей на качественном и количественном уровне: городское, окружное, долговременное, временное, профильное, многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, Дворец, Дом творчества, станция, Центр творчества, студия, школа искусств, клуб, детский лагерь, детский парк.

Но для всех этих учреждений основной деятельностью является образовательная: они создаются с целью реализации образовательных программ дополнительного образования по одному или нескольким видам деятельности; они оказывают образовательные услуги в интересах личности ребенка или взрослого; их работа направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса.

Образовательное учреждение  дополнительного образования является результатом сложного процесса возникновения и саморазвития, ориентированного на конкретные условия и учитывающего интересы и потребности конкретных детей и взрослых.

Виды дополнительного образования детей переживают период становления, постоянно совершенствуются и направлены на индивидуальное творчество личности. Проведя анализ дополнительного образования можно сделать вывод, что современные виды дополнительного образования состоят из трех областей:

–   территориальной сети факультетов дополнительного образования;

– кадров, включающих работников, профессионалов системы дополнительного образования,

– содержания образования, состоящего из авторских программ отдельных педагогов.

Основным предназначением образовательного учреждения дополнительного образования детей является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основными задачами деятельности учреждений дополнительного образования детей являются следующие:

– обеспечение необходимых условий для личностного развития личности;

– Укрепление здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

– адаптация детей  к жизни в обществе;

– формирование общей культуры детей и молодёжи;

– удовлетворение потребности детей и молодёжи в занятиях физической культурой и спортом;

– организация содержательного досуга детей и молодёжи.

Функции учреждений дополнительного образования:

– Образовательная функция закреплена в Законе РФ «Об образовании» в 1992 году, который трактует образование как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся достижением определенных образовательных уровней.

Наиболее характерные особенности образовательной функции в системе дополнительного образования заключаются в том, что она не связана с определенным регламентом, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих учащихся в процессе дополнительного образования; обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных образовательных потребностей и интересов, запросов и предпочтений учащихся; опирается на более широкий (чем в других учебных заведениях) арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений; продолжает, дополняет и углубляет информацию и знания, полученные в других учебных заведениях.

·  Воспитательная функция учреждений дополнительного образования детей заключается в обеспечении целенаправленного влияния всех структурных подразделений учреждения на поведение и деятельность обучающихся. При организации воспитательной работы необходимо ориентироваться на реальные процессы развития личности ребенка и учитывать необходимость превращения его в субъект социального развития общественных отношений. Воспитательная функция строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности, и реализуется на каждом учебном занятии и массовом мероприятии.

·  Социокультурная функция отражает цели и задачи учреждения дополнительного образования в области культуры и досуга, определяет пути и методы ее реализации в конкретном учреждении, тесно взаимодействует с другими функциями, решает ряд социальных вопросов и реализуется обучающимися в их свободное время, когда они получают эмоциональную разгрузку, восстанавливают физические и духовные силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, чтобы в последующем плодотворно овладевать знаниями и познавать жизнь.

·  Функция социализации чрезвычайно значима, так как в процессе социализации обучающийся приобретает качества, необходимые ему для жизни в обществе, овладевает деятельностью, общением, усваивает нормы поведения и социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, активно воспроизводит систему социальных связей.

·  Функция социальной защиты учреждений дополнительного образования детей реализуется в системе мероприятий, обеспечивающих удовлетворение потребностей, поддерживающих жизнедеятельность учащегося. Эта функция основывается на совокупности следующих гарантий (которые предоставляет детям для нормального развития и существования учреждение дополнительного образования) – бесплатность образовательных, досуговых, информационных услуг, бесплатное обеспечение отдыха детей в каникулярный период, организация допрофессиональной подготовки.

·  Функция социальной адаптации сегодня приобретает особую значимость, так как чрезвычайно важно подготовить детей к новой реальности, к вступлению в жизнь в новых социально – экономических условиях. Причем готовить – не значит приспосабливать их к включению в отношения, а значит обучить их выполнять социально значимое дело, воспитать человека, способного к социальному творчеству. Тесно связана с предыдущей профориентационная функция, которая характеризуется тем, что в ходе проведения занятий у обучающихся формируется устойчивый интерес к социально значимым видам деятельности, который в ходе занятий закрепляется выработкой умений и навыков операциональных действий в сфере определенных профессий.

Специальное образование – международный термин, принятый для обозначения образовательных учреждений, предназначенных для лиц, отличающихся от обычных                                               учащихся. Это люди с физическими недостатками или отстающие         в   умственном развитии, а также люди с экстраординарными умственными способностями. Контингент специального образования – это лица, нуждающиеся в особой помощи и поддержке, в особых условиях                                                                                     обучения.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения обеспечивают обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество. В научном отношении деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений относится к ведению специальной педагогики.

Виды учреждений специального образования:

· специальные дошкольные учреждения;

· специальные общеобразовательные школы (школы – интернаты);

· вспомогательные школы (школы – интернаты);

· центры коррекционно – развивающего обучения и реабилитации;

· иные специальные учреждения образования.

Социальный педагог в своей профессиональной деятельности в учреждениях дополнительного и специального образования опираться на такие нормативно – правовые акты:

Декларация прав ребенка, провозглашающая, что «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7); Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государства – участники признают право ребенка на образование» (статья 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, цивилизациям, отличным от его собственной, окружающей природе; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе (статья 29);

·  Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Что касается системы дополнительного образования, то право граждан на дополнительное образование, государственную политику и  отношения в области дополнительного образования обеспечивают, определяют и регулируют основные Федеральные законы.

Содержание дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей следующих видов: дворцы; центры (дома); станции; школы; клубы; студии; детские оздоровительно – образовательные лагеря и др. (статья 10). Оно направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими принципами (статья 13): свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ; многообразие дополнительных образовательных программ; непрерывность дополнительного образования; преемственность дополнительных образовательных программ; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей; творческое сотрудничество педагогических работников и детей; сохранение физического и психического здоровья детей.

К документам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, относится Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, которое отражает основные функции, задачи, права и обязанности учреждения дополнительного образования, организацию его деятельности и управления, определяет участников образовательного процесса, затрагивает имущественные вопросы. Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования имеет свой Устав. Он определяет: предмет, цели, виды деятельности; организацию образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество и финансовое обеспечение деятельности учреждения; организацию деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников образовательного учреждения; порядок комплектации персонала; реорганизацию, изменение типа, ликвидацию учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2. 1251–03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ.

Что касается специального образования, то социальный педагог может следовать таким нормативно – правовым актам:

· Деонтологический кодекс. Принят в Страсбурге 21. 1990 г. Включает 4 документа: основные обязанности психотерапевта; обязанности психотерапевта по отношению к пациенту; информация психотерапевта своим коллегам, другим профессионалам в области здоровья и учебным заведениям; применение деонтологического кодекса.

· Федеральный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»

· Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 124 – Ф3 от 24. 98 (в ред. от 20. 2000 г.

· Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» 181 – ФЗ от 24. 1995 г. (в ред. от 27. 2000 г. 78 – ДВ).

· Семейный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной думой 08. 1995 г.

· Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании 3185 – 1 от 02. 1992 (в ред. от 21. 1998 г.

· Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

· 120 – ФЗ от 24. 1999 г. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приложение к приказу Минобразования России от 11. 2002 N 393).

· Письмо МО РФ от 27. 2003 г. 28 – 51 – 513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.

Деятельность социального педагога в учреждениях дополнительного образования заключается в оказании следующей помощи ребенку:

· социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

· привлечение социально-правовой помощи, направленной на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;

· содействие социально-реабилитационной помощи, направленной на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;

· привлечение социально-бытовая помощи, направленной на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска;

· привлечение социально-экономической помощи, направленной на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов;

· привлечение медико-социальной помощи, направленной на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска;

· социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;

Основные направления деятельности социального педагога в учреждениях дополнительного и специального  образования. Любая деятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет), объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функций (какие при этом функции выполняются), средств (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).

Объектом, деятельности социального педагога  в учреждении специального образования являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом – ДЦП, умственно отсталые и др. Все эти дети требуют особой заботы общества.

Основные цели деятельности социального педагога в

специальных (коррекционных) учреждениях: создание благоприятных условий для развития личности ребёнка (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального развития); оказание ребёнку комплексной помощи в социальном адаптировании и социальном интегрировании; защита ребёнка в его жизненном пространстве; оказание помощи в профопределении и постинтернатной адаптации выпускников.

В разделе диагностико-прогностической работы социальный педагог совместно с практическим психологом изучают возрастные и личностные особенности детей, выявляет факторы, мешающие индивидуальному и социальному развитию ребенка, вырабатывают коррекционные комплексные планы развития личности с учетом индивидуальных особенностей.

Суть коррекционно-образователъного и социокультурного направления представляется как обеспечение помощи в тех ситуациях, когда социальные, национальные, культурные и другие барьеры затрудняют процесс обучения. Здесь уместна консультативная работа с педагогическим коллективом, особенно с молодыми, начинающими работу учителями и воспитателями. Особый раздел деятельности — влияние на содержание активных форм досуга и трудовой занятости вне учебного процесса. В процессе реализации функционально-организационного направления социальный педагог выполняет посреднические функции, являясь связующим звеном между учащимися, с одной стороны, и администрацией, педагогами, социальными службами вне школы — с другой. В части организационных вопросов он оказывает помощь администрации школы и семьям в профориентации, трудоустройстве подростков. Прежде чем принять решение о профиле трудового обучения, школой должен быть проведен глубокий социальный анализ, изучена перспектива наличия рабочих мест, видов труда и специальностей бывших выпускников, стаж работы и причина смены мест работы и т. Такой социологический анализ может быть проведен под руководством социального педагога. В деятельности социального педагога следует выделить профилактическое направление.

Сочетая навыки межличностного общения и знания множества социальных факторов, воздействующих на учеников и школу, социальный педагог должен уметь предотвращать и улаживать возможные конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, предупреждать социальную изолированность детей-сирот, планомерно осуществлять профилактику правонарушений с разными возрастными группами учащихся.

Правовой раздел является важным участком деятельности социального педагога, т. здесь соединяются задачи правового просвещения учащихся и педагогов интерната, а также представительства интересов воспитанников от имени школы в органах милиции и суда. В обязанности социального педагога входит работа по сбору информации и накоплению документов юридического статуса ребенка: розыск родителей, родственников, оформление опекунства, своевременная подготовка документов для получения жилья выпускниками, его подбор и т. Служба социально-педагогической помощи в коррекционных учреждениях должна строиться на основе следующих принципов: объективность в работе, коммуникативность, независимость в принятии принципиальных решений, индивидуальный подход, — принципов, пронизанных идеей гуманизма, ценности человеческой личности.

Составить схему «Функции социального педагога в специальных учреждениях образования».

Подготовить доклад на темы:

– «Специфика деятельности социального педагога в условиях дополнительного образовательного учреждения».

– «Специфика деятельности социального педагога в условиях специального образовательного учреждения»

Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение (3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения.

Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть.

Литература для самостоятельной подготовки темы №4:

Социальная педагогика: Учебник для бакалавров Под ред. докт. пед. наук И. Липского, докт. пед. наук Л. Сикорской. – М. :Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. -280с

Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учебное пособиеЛ. Карцева. -2 изд. : Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»,2012. -224 с.

Педагогика дополнительного образования

Студенты изучают педагогику, дидактику, методику преподавания, возрастную и педагогическую психологию. Они знакомятся с основами законодательства в области образования, брака и семьи, охраны материнства и детства. Их учат планировать учебную работу — организовывать деятельность учеников по усвоению учебного материала на уроках и в самостоятельной работе, проводить работу с родителями учеников. Кроме того, они знают, как оказывать первую медицинскую помощь, умеют ориентироваться в возрастных, индивидуальных и интеллектуальных проблемах детей младшего школьного возраста.

Педагоги дополнительного образования работают в государственных, частных и специализированных детских садах и школах, в клубах, кружках и центрах развития. В их обязанности входит развитие детей с помощью игр, рисования, изготовления поделок, танцев, конкурсов. Они организуют детский досуг, участвуют в прогулках. Выступая для малышей в роли воспитателя, специальные педагоги прививают им навыки общения и поведения в социальной среде. Часто они организуют выставки, экскурсии и утренники.

Обучение: на базе 9 классов (срок обучения 3 г. 10 мес. ), на базе 11 классов (срок обучения 2 г. 10 мес

Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная

  • Колледжей
  • Проходной балл
  • Бюджетных мест

Колледжи по специальности

Кубанский государственный университет сегодня — это признанный в стране и мире крупный образовательный и научный комплекс. В 2002 году Кубанский госуниверситет награжден Российско-Швейцарским бизнес-клубом золотой медалью за безупречную деловую репутацию, а в 2004 и 2005 годах вошел в сотню лучших вузов России и отмечен золотой медалью «Европейское качество».

Новосибирский государственный технический университет

Лаборатории технических факультетов укомплектованы современными станками, контрольно-измерительным оборудованием, промышленными роботами. К услугам студентов — самая крупная в городе вузовская библиотека с богатым фондом учебной, художественной, научной литературы и периодики.

Вуз в рейтингах

  • 42 в России
  • 9 в России
  • 22 в России

Пермский профессионально-педагогический колледж

Пермский профессионально-педагогический колледж – одно из старейших учебных заведений, ведущее подготовку педагогов различных направлений для образовательных учреждений края. Колледж также готовит специалистов по программам начального профессионального образования – повар, парикмахер, мастер отделочных и строительных работ.

Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга

История Педагогического колледжа № 4 началась в 1938 году с открытия первого Ленинградского педагогического училища. За срок более 70 лет в стенах колледжа было подготовлено более 16 тысяч квалифицированных кадров. Подготовка кадров в Педагогическом колледже № 4 ведется по следующим направлениям: «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Специальное дошкольное образование», «Педагогика дополнительного образования”.

Педагогический колледж № 1 им. Некрасова

Некрасовский колледж ведет свою историю с 1872 года. В 1923 году на базе второго Петроградского высшего педагогического института имени Н. Некрасова был создан техникум. Теперь это колледж, он и сегодня следует традициям петербургского образования и готовит квалифицированных преподавателей.

Сущность и структура социально-педагогической деятельности

Социально-педагогическая деятельность носит адресный характер, так как она всегда направлена на определенного ребенка и решение его проблем, возникающих во время социализации и интеграции в социум. Решение проблем осуществляется посредством всестороннего изучения личности ребенка, а также среды, которая его окружает. На основании данного исследования социальный педагог составляет индивидуальную программу социальной помощи ребенку, реализуемой в рамках определенного промежутка времени, в течение которого происходит решение проблемы.

Кроме адресности, социально-педагогическая деятельность имеет процессный характер, так как ее результат не достигается одномоментно, а требует определенного времени.

Основными источниками развития социально-педагогической деятельности являются те противоречия, которые возникают между потребностями ребенка и интересами окружающего его социума.

Социально-педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, имеет конкретную структуру, представленную следующими компонентами:

  • Конкретные цели и задачи организуемой деятельности.
  • Выявление объекта и субъекта.
  • Определение и наполнения содержания.
  • Подбор основных технологий и методов работы.
  • Определение формы организуемой деятельности.
  • Реализация составленного плана деятельности.
  • Осуществление при необходимости корректировки деятельности.
  • Осуществление анализа полученных результатов.

Основной формой реализации социально-педагогической деятельности является профилактическая, реабилитационная и коррекционно-развивающая работа, а также организованная педагогически целесообразно жизнедеятельность подопечных.

Основными принципами социально-педагогической деятельности являются:

  • Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
  • Опираться на положительные стороны личности ребенка.
  • Учет объективности подхода к детям, сохранение конфиденциальности полученной от ребенка информации.

Социально-педагогическая роль системы дополнительного образования

Система дополнительного образования имеет важное значение в развитии подрастающего поколения. Она не только ориентирована на дополнительное обучение учащихся по различным направлениям, но и наделена обширным воспитательным потенциалом.

Дополнительное образование возникло не случайно. Его появление стало итогом социального развития общества. Оно является социально востребованным.

Дополнительное образование выполняет следующие функции:

  • Воспитывающая;
  • Проф-ориентационная;
  • Развивающая;
  • Социально-педагогическая;
  • Профилактическая;
  • Оздоровительная.

Помимо перечисленных имеются и иные функции дополнительного обучения, но они не такие значимые и масштабные.

Дополнительное образование наделено огромными социальными возможностями. Воспитание подрастающего поколения и его развитие является приоритетным направлением образовательной политики государства. Система дополнительного образования располагает всеми возможностями для создания необходимых условий для индивидуального подхода к воспитанию, обучению и развитию детей, реализации индивидуального потенциала учащихся, облегчение процесса прохождения ими социальной адаптации и формирование свойств личности, обеспечивающих их продуктивное социальное взаимодействие и готовность к социальной деятельности, различной профессиональной направленности.

Система дополнительного образования имеет важное развивающее значения для людей с ограниченными возможностями. Они помогает им реабилитироваться в социальной среде, проводит профилактику развития асоциального поведения, выполняет психотерапевтическую помощь в социальной адаптации к различным условиям обучения, социальной жизнедеятельности, требованиям и правилам образовательной системы.

Благодаря дополнительному образования, люди, имеющие разнородные отклонения в развитии, находят свое место в социуме, приспосабливаются к нормальной жизнедеятельности в нем (или же происходит смягчение процесса социальной изоляции индивида с ограниченными возможностями).

Дополнительное образование реализуется на всех уровнях обучения и имеет образовательные программы для детей всех возрастов и различных возможностей.

Социальное значение системы дополнительного образования для обычных детей сводится к следующему:

  • Помогает в развитии навыков социального поведения и социального взаимодействия;
  • Развивает личность с учетом ее личностных потребностей, особенностей и стремлений;
  • Формирует привычку рационального и целесообразного использования досуга;
  • Развивает навыки формирования межличностных социально-психологических взаимоотношений.

Программы дополнительного образования ориентированы на развитие социально значимых свойств личности и ее ключевых компетенций.

Социально-педагогическая работа в учреждениях дополнительного образования

Педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования строится по иной схеме, отличающей работу заведений общего образования. Педагогическое взаимодействие с детьми строится по иным принципам и нормам.

Основными видами социально-педагогической работы в заведениях дополнительного образования являются следующие:

  • Разнородная предметно-практическая деятельность, носящая либо массовый, либо групповой характер. Сюда относятся разнообразные праздники, соревнования, конкурсы. Они требуют от детей активизации своих умений и стремления к участию в коллективной деятельности, ориентированной на результат. Это открывает возможности испытания своих сил, стимулирует детей к саморазвитию и совершенствованию своих умений, помогает детям самоутвердиться, получить похвалу и одобрение. Такая деятельность носит эпизодический характер.
  • Творческие объединения детей, занятия в которых носят регулярный, систематический характер. Сюда относятся различные творческие кружки, спортивные секции. Они принимают всех желающих, независимо от наличия у них конкретных способностей и степени их развития. Они помогают в развитии творческих задатков детей, удовлетворяют потребности и желания в занятиях той или иной творческой деятельностью.
  • Занятия для одаренных детей. Сюда относятся научные сообщества и конференции, проведение экспедиций, брейн-рингов. Они требуют от детей расширенных знаний и навыков в конкретной области. В свою очередь, они расширяя их теоретические знания и практические навыки ребенка. Кроме того, такая деятельность имеет социальную направленность. Дети учатся выполнению действий, являющихся полезными для общества, а также несению ответственности за ее качественное исполнение. Это помогает развить у ребенка самоуважение к своей личности и самоактуализирует его деятельность.

Направления социально-педагогической работы системы дополнительного образования

Основными направлениями социально-педагогической деятельности системы дополнительного образования являются следующие:

  • Оказание воспитания подрастающего поколения. Система дополнительного образования ориентирована на развитие ребенка в социальном, нравственном, эстетическом, физическом, интеллектуальном направлении. Оно предполагает развитие социальных навыков и психических процессов организма ребенка, а также способствует совершенствованию его духовных качеств.
  • Создание в социальной сфере отношений гуманистической направленности. Дополнительное образование стремится к оздоровлению окружающей среды: природы и общества, ее продуктивному и полезному преобразованию, созданию условий для гармоничного развития всех членов социума.
  • Удовлетворение потребностей и стремлений ребенка, а также разрешение его социальных проблем, сглаживание сложностей социальной адаптации, профилактика социальной дезадаптации.

Деятельность в учреждениях дополнительного характера строится на основе принципа добровольности. Это означает, что ребенок может попробовать себя в той или иной деятельности и поменять ее, если она окажется для него неинтересной. Это помогает детям найти то занятие, которое реально им интересно и, к которому имеются склонности.

Требования к слушателям

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  • диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании;
  • документ, удостоверяющий личность и гражданство;
  • справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости);
  • свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости);
  • СНИЛС – необходим для добавления документа об образовании в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»’
  • документы принимаются в электронном виде (скан или фото хорошего качества) в форматах: JPEG, JPG, PNG, doc, docx, pdf.

Посмотреть диплом
Посмотреть учебный план
Ознакомьтесь с отзывами

«Социальный педагог. Организация воспитательного процесса в образовательных организациях» с присвоением квалификации «Социальный педагог»

№пп

Наименование дисциплин

Общая трудоемкость, в акад. часах

Работа обучающегося в СДО 

Формы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Лекции 

Тестирование 

Практические занятия 

1

Правовое регулирование и нормативные правовые акты, регулирующие социально-педагогическую деятельность

56

36

2

18

З

2

Введение в должность. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»

56

36

2

18

З

3

 

Теория и технологии обучения и воспитания

48

28 

2

18

ДЗ

4

Основы психологии

48

28

2

18

ДЗ

5

Социальная педагогика, ее сущность и содержание

48

28

2

18

ДЗ

6

Планирование и организация социально-педагогической деятельности

48

28

2

18

ДЗ

7

Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации

74

54

2

18

З

8

Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у обучающихся

48

28

2

18

З

9

Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся

48

28

2

18

З

10

Оказание первой помощи

56

36

2

18

ДЗ

Итоговая аттестация

10

     

Итоговый междисциплинарный экзамен

ИТОГО

540

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Очень актуальная тематика программы обучения, необходимая в повседневной работе педагога. Получила на лекциях качественный разбор сложных вопросов и дельные практические советы. Благодарю.

Голикова Надежда Васильевна, г. Ставрополь

Очень признательна преподавателям и организаторам обучения за удобный формат и возможность получения диплома, повышения профессионализма. Спасибо вам!

Исмагилова Дания Рашидовна, г. Сипай

Спасибо за обучение актуальной специальности. Нюансы социальной работы нужно знать всем педагогам, т. мы каждый день сталкиваемся с необходимостью этой работы. И конечно, диплом о прохождении обучения очень нужен.

Карпухина Роза Михайловна, г. Пенза

Загрузить ещё.

Должностные обязанности. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). Изучает особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия их жизни. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей). Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми) актуальные события современности. Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся (воспитанников, детей). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т. ; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки “Образование и педагогика”, “Социальная педагогика” без предъявления требований к стажу работы.

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Социальный педагог – специалист, работающий с детьми, которые нуждаются в психологической и юридической поддержке, а также в патронате. Профессия придется по душе людям, которые обладают высоким уровнем эмпатии. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

  • Краткое описание
  • Особенности профессии
  • Плюсы и минусы профессииПлюсыМинусы
  • Плюсы
  • Минусы
  • Важные личные качества
  • Обучение на социального педагогаКурсыВузы
  • Курсы
  • Вузы
  • Лучшие вузы для социальных педагогов
  • Место работы
  • Заработная плата
  • Профессиональные знания
  • Примеры компаний с вакансиями социального педагога

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Особенности профессии

Многие дети подвергаются домашнему насилию и травле, они пребывают в состоянии постоянного стресса, проживают в ужасающих условиях, не получают полноценное питание, необходимый набор вещей и т. Эти ребята в перспективе могут страдать от поведенческих нарушений, что влечет за собой рост детской преступности. Всестороннюю помощь им оказывают представители органов социальной защиты населения.

Социальный педагог – один из таких специалистов, деятельность которого в первую очередь направлена на психологическую реабилитацию и юридическую помощь. Он общается с ребенком, определяет фронт работ и разрабатывает план мероприятий, направленных на:

  • психологическую стабилизацию;
  • развитие навыков, необходимых для жизни в социуме;
  • корректирование поведенческих проблем;
  • выявление талантов;
  • защиту прав и свобод;
  • организацию культурно-досуговой деятельности;
  • обеспечение медицинской помощи в случае необходимости;
  • профориентацию, позволяющую его подопечным найти свое призвание;
  • трудоустройство.

Социальные педагоги умеют завоевывать расположение, подбирать слова и методы, которые помогают добраться до сути любой проблемы. Они применяют тестирование, анималотерапию, арт-терапию, психолого-педагогическую коррекцию и т. Социальные педагоги сталкиваются с приступами агрессии, отрицанием, угрозами. В сфере их интересов находятся дети с ограниченными возможностями, сироты, ребята из неблагополучных семей, жертвы буллинга или те, кто попал в сложную ситуацию.

Важные личные качества

Социальные педагоги должны любить детей! Также для этой профессии важны:

  • высокий уровень эмпатии,
  • терпеливость,
  • общительность,
  • способность быстро принимать решения,
  • эмоциональная стабильность,
  • самоорганизованность.

Специалисты обладают хорошо поставленной речью, активностью, порядочностью, настойчивостью, развитой интуицией и природной тактичностью.

Обучение на социального педагога

Необходимо окончить колледж или вуз, выбрав специальность, связанную с педагогикой. В высших учебных учреждения открыты следующие направления подготовки:

  • «Психолого-педагогическое образование» (код: 44.04.02);
  • «Организация работы с молодежью» (код: 39.03.03);
  • «Социальная работа» (код: 39.03.02) и другие.

Можно пройти профессиональную переподготовку (на базе ВО или СПО). Выпускники профильных образовательных учреждений быстро трудоустраиваются, что связано с текучестью кадров в рассматриваемой сфере.

Место работы

Социальные педагоги трудятся в образовательных учреждениях, школах-интернатах, коррекционных, семейных и образовательных центрах, благотворительных организациях. Могут занять вакансию в организации, оказывающей помощь женщинам и детям, которые попали в кризисную ситуацию.

Заработная плата

Сфера характеризуется низкими заработными платами, ведь размер оклада в государственном учреждении может составлять 15-20 тыс. руб. По мере приобретения опыта ставка может возрастать, но все зависит от непосредственного места работы и личных достижений специалиста.

В отличие от учителей школ и преподавателей вузов, педагоги дополнительного образования не могут давать ученикам объемные домашние задания — иначе у учащихся просто не останется времени на основную учебу и на отдых. Нужно соблюдать баланс между навыками, которые оттачивает ученик, и временем, которое он тратит

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *