ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Конкурс проводится при поддержке Евразийской ассоциации университетов (ЕАУ) и Ассоциации развития педагогического образования (АРПО).

Сроки проведения Конкурса: с 1 февраля по 29 апреля 2022 года.

Цель Конкурса – популяризация профессиональных сайтов педагогических и многопрофильных образовательных организаций высшего образования России и государств-участников СНГ, привлечения внимания государственных, общественных и бизнес организаций к деятельности учреждений системы непрерывного педагогического образования.

Подробности об условиях участия и порядке проведения Конкурса размещены в Положении о Конкурсе.

До 1 марта 2022 года открыта электронная регистрация участников конкурса по ссылке:

Поддержка Конкурса и консультации для участников:

Категория слушателей: Учителя истории и обществознания образовательных учреждений, руководители методических объединений учителей истории и обществознания Колыванского района

Базовым элементом в модернизации школьного социально-гуманитарного образования является обновление Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и осознание положений предметных концепций. Стандарты второго поколения главной целью определяют развитие самостоятельных действий, в том числе по получению, обработке и практическому применению новых знаний. В этой связи учебные предметы «История» и «Обществознание» являются одними из базовых в формировании мировоззренческой и просоциальной позиции школьников.

Данная программа повышения квалификации предусматривает подготовку педагогов к восприятию и осмыслению основных теоретических и методологических тенденций развития обязательных предметов «История» и «Обществознание» в условиях ФГОС общего образования. В рамках курса предполагается проведение практико-ориентированных занятий, направленных на освоение методических навыков формирования и диагностики метапредметных результатов обучения в рамках учебных предметов «История» и «Обществознание». В программу включен модуль «Профилактика деструктивных форм девиантного поведения обучающихся (аддиктивного, суицидального, делинквентного, в том числе связанного с распространением идеологии терроризма и экстремизма)».

В 2019 году Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников был создан в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование». С 2020 года ЦНППМ функционирует в рамках федерального проекта «Современная школа».

За время существования Центра свой уровень профессионального мастерства на его базе повысили свыше 900 педагогических работников общего, дополнительного и профессионального образования.

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на базе НГЛУ им. Добролюбова предоставляет педагогическим работникам и управленческим кадрам следующие профессиональные возможности:
— получение независимой оценки своего уровня владения профессиональными и надпрофессиональными компетенциями;
— диагностика профессиональных дефицитов, которые затрудняют работу учителя в современных условиях;
— разработка индивидуального уникального образовательного трека для дальнейшего профессионального развития;
— овладение инновационными образовательными технологиями и навыками их применения;
— комплексное методическое сопровождение педагогического работника в процессе прохождения индивидуального образовательного маршрута;
— участие в педагогических стажировках, в том числе международных;
— овладение инструментами управления образовательными организациями;
—  участие в сетевом профессиональном сообществе.

ЦНППМ сегодня – это:

1500+ учителей, вовлеченных в национальную систему профессионального роста;

900+ учителей, прошедших повышение квалификации;

75+ образовательных организаций-партнеров и международных стажировочных площадок;

64+ коворкингов, нетворкингов и воркшопов для учителей и педагогов иностранных языков и гуманитарных дисциплин;

42+ модульных образовательных программ на выбор, в том числе программы повышения квалификации, имеющие статус международной профессионально-общественной аккредитации;

3+ сетевых профессиональных сообществ;

ЦНППМ является частью Федеральной инновационной площадки по разработке, апробации и внедрению инновационных аутентичных методик подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, а также создание единого информационно-коммуникационного пространства с актуальной базой материалов, цифровым конструктором по моделированию научно-методических продуктов для соизучения нескольких иностранных языков, площадкой для взаимодействия профессионального сообщества региона.

Отличительная особенность образовательной деятельности ЦНППМ состоит в специфической диагностике профессиональных дефицитов, по итогам которой для каждого слушателя предлагается индивидуальный образовательный маршрут по совершенствованию своих профессиональных знаний, умений и навыков.

Официальный сайт центра teach. lunn

Информацию о наших сотрудниках и экспертах можно найти здесь.

Главная (lunn. ru)

Поледнее обновление: 12. 2021

Ответственный за информацию: Леонова Анастасия Сергеевна

Участники вебинара Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 21 июня обсудили вопросы, связанные с развитием высшего педагогического образования и деятельностью педагогических вузов, которые являются неотъемлемым элементом единой системы непрерывного профессионального развития педагогов.

«Задача формирования непрерывного педагогического образования, обеспечения последовательности и преемственности всех этапов профессионального становления учителя – это задача национальной повестки самого высокого уровня», – подчеркнул в своем выступлении проректор Академии Минпросвещения России Хож-Ахмед Халадов.

Сегодня Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров объединяет профессионалов из педагогических вузов, институтов развития образования, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических кадров, региональных и муниципальных методических служб. Федеральным координатором системы выступает Академия Минпросвещения России.

В прошлом году в 20 субъектах РФ на базе вузов был создан 21 научно-методический центр сопровождения педагогических работников, и уже сегодня можно изучить и обсудить конкретные результаты их работы и планы по созданию научно-методическими центрами продуктов, интересных для всей системы.

В своем выступлении президент Академии Минпросвещения России Исаак Калина особо остановился на значимости подготовки высококвалифицированных учителей физики. Он отметил, что одной из важнейших задач государства в ближайшей перспективе является достижение технологического суверенитета как базового условия для решения многих задач экономики, обеспечения безопасности, создания условий для достойной жизни граждан. «Достижение такого суверенитета возможно только при массовой качественной подготовке кадров технологического профиля самых разных уровней: ученых, конструкторов, инженеров, техников, рабочих. Было бы ошибкой считать, что подготовка таких кадров начинается в колледже, вузе. Она, конечно же, начинается в школе и в междисциплинарных кружках технологического профиля», – отметил Исаак Калина.

Особую роль в профориентации учеников играют учителя, поэтому практика педагогической магистратуры для выпускников естественно-научных и технологических специальностей должна серьезно расшириться, в этом случае станет возможным быстро обеспечить школы учителями физики нужного уровня. Поэтому нужно развивать бюджетное направление для обучения в педагогических вузах выпускников естественно-научных и технологических специалитетов.

В свою очередь, директор департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Алексей Благинин отметил: «Технологический суверенитет является одним из ключевых вопросов национальной безопасности и государственной целью развития до 2035 года. В связи с этим планируется создание рабочей группы по развитию технологического направления в педагогических вузах, а также проведение отдельного трека в рамках образовательного интенсива для команд развития университетов, который пройдет в сентябре этого года». Также Алексей Благинин предложил продолжить обсуждение этой темы, выйти на конкретные решения и уже в новом учебном году сделать первые шаги для развития естественно-научного и технологического бакалавриата и специалитета в педвузах.

Начальник Управления взаимодействия с педагогическими вузами Академии Минпросвещения России Инна Головина представила текущие результаты работы научно-методических центров сопровождения педагогов, функционирующих на базе вузов. Ключевой задачей центров является развитие системы непрерывного педагогического образования за счет проведения прикладных научных исследований, тиражирования образовательных практик, трансфера научных достижений и передовых педагогических технологий. Центры осуществляют деятельность по более чем 30 направлениям, актуальным для всей системы. Менее чем за полгода центры провели серьезную работу по тиражированию научных исследований, консультированию работников методических служб муниципального и федерального уровней.

Академия Минпросвещения России как федеральный координатор уделяет особое внимание вопросам взаимодействия научно-методических центров с другими субъектами Единой федеральной системы при формировании тематики исследовательских проектов, проведении экспертизы инновационного содержания и технологий образования, организации и проведении научно-образовательных и просветительских мероприятий. В результате все субъекты получают возможность использовать ресурсы и научный потенциал научно-методических центров для решения актуальных задач, включая разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ, индивидуальное сопровождение профессионального развития каждого педагога.

Развитию экспертного сообщества будет способствовать и создаваемая Единая цифровая экосистема дополнительного профессионального образования – навигатор научно-методических разработок. Наполнение портала контентом и его экспертиза – совместная задача всех субъектов Единой федеральной системы. Портал «Аннотированный каталог научно-методических разработок» будет содержать практико-ориентированный и рецензированный контент, размещенный в открытом доступе, для использования ИРО, ЦНППМ и другими субъектами при разработке программ дополнительного профессионального педагогического образования.

В этом году запланировано создание научно-методическими центрами базового контента для «Аннотированного каталога научно-методических разработок», который будет включать более двух тысяч разработок по 20 тематикам для использования при разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования и индивидуального сопровождения педагогов.

Также на вебинаре «Вектор образования» рассказали о возможностях, которые предоставляют ведущие российские педагогические вузы – Московский педагогический государственный университет, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования, Тульский государственный педагогический университет им. Толстого.

Полная видеозапись вебинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» от 21 июня 2022 года доступна по ссылке.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

КонсультантПлюс: примечание.

С 01. 2023 ст. 75 дополняется ч. 6 (ФЗ от 30. 2021 N 127-ФЗ). будущую редакцию.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, – в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, – в области кадастровой деятельности;

3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, – в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;

3 введен Федеральным законом от 29. 2018 N 271-ФЗ)

4) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, – в области противодействия коррупции;

4 введен Федеральным законом от 06. 2020 N 9-ФЗ)

5) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, – в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям;

5 введен Федеральным законом от 06. 2020 N 9-ФЗ)

6) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, – в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I – IV классов опасности;

6 введен Федеральным законом от 06. 2020 N 9-ФЗ)

7) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной национальной политики, – в области государственной национальной политики Российской Федерации (для государственных и муниципальных служащих);

7 введен Федеральным законом от 06. 2020 N 9-ФЗ)

8) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, – в области пожарной безопасности.

8 введен Федеральным законом от 11. 2021 N 170-ФЗ)

(часть 7 в ред. Федерального закона от 30. 2015 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Утратил силу. – Федеральный закон от 06. 2020 N 9-ФЗ.

Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

(в ред. Федерального закона от 26. 2019 N 232-ФЗ)

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

В настоящих методических рекомендациях применяются следующие основные понятия.

Дефицит профессиональных компетенций – отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, различные затруднения в реализации трудовых функций.

Диагностика профессиональных компетенций – комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками и управленческими кадрами профессиональными компетенциями.

Дополнительная профессиональная программа – программа повышения квалификации или программа профессиональной переподготовки (далее – программа ДПП).

Единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования – элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров. Портал консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к повышению квалификации и переподготовке педагогических работников и управленческих кадров, развитию их профессиональных компетенций.

Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческие кадров – совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в повышении квалификации, переподготовке, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов, а также использования стажировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества.

Индивидуальный образовательный маршрут – комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогический и управленческий контекст образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования федерального и регионального уровней.

Куратор индивидуальных образовательных маршрутов (куратор) – штатный или внештатный сотрудник Центра, оказывающий адресную методическую поддержку педагогическим работникам и управленческим кадрам в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов; владеющий знаниями о современных педагогических и управленческих технологиях, методах, методиках и приемах преподавания учебных предметов, формирования метапредметных компетенций у обучающихся; владеющий навыками формирования и использования системы методического обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров по направлениям деятельности Центра.

Национальная система профессионального роста педагогических работников – система государственных и общественных институтов, обеспечивающих непрерывное профессиональное (педагогическое) образование и профессиональное развитие педагогических работников с учетом анализа дефицитов их профессиональных компетенций.

Педагогический коллектив – коллектив педагогических работников одной образовательной организации, который в своей деятельности руководствуется едиными целью и задачами по воспитанию и обучению, понимает и принимает приоритетные направления развития современного российского образования, несет ответственность за качество образования обучающихся.

Педагогический работник (педагог) – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Профессиональное мастерство педагогического работника – комплекс профессиональных компетенций педагогического работника, подтвержденный достижением высокого уровня результатов профессиональной педагогической деятельности.

Профессиональные компетенции педагогических работников и управленческих кадров – совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и профессиональной позиции, необходимых для успешной профессиональной (педагогической и управленческой) деятельности.

Сетевая форма реализации программ ДПП – реализация программ ДПП с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную и иную деятельность, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и иных видов учебной, воспитательной и развивающей деятельности, предусмотренных соответствующей программой ДПП.

Стажировка педагогических работников и управленческих кадров – форма освоения программ ДПП, предполагающая обучение педагогических работников и управленческих кадров в процессе трудовой деятельности.

Тьютор Центра – штатный или внештатный сотрудник Центра, обеспечивающий персональное сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в процессе повышения их квалификации и педагогического мастерства (освоения содержания программ ДПП) при реализации индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных дефицитов профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающий содержательное адресное сопровождение образовательного процесса, работающий по направлениям педагогической деятельности во взаимосвязи с кураторами индивидуальных образовательных маршрутов и авторами осваиваемых программ ДПП.

Управленческие кадры – физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее исполнительного органа. К управленческим кадрам в данных методических рекомендациях относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования (федеральный реестр) – инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования, созданный в целях повышения качества дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров посредством определения требований к программам ДПП, обеспечения широкого доступа к качественным программам ДПП, отвечающим современным задачам системы образования, в том числе повышению результатов участия российских обучающихся в международных исследованиях, и диссеминации эффективного опыта субъектов Российской Федерации в этой области.

Библиографическое описание

Современный учитель сегодня постоянно в поисках активных инновационных технологий, чтобы подготовить своих учеников и сделать их конкурентоспособными в быстро меняющимся мире. Непрерывное профессиональное обучение известная истина и актуальна сегодня. Педагогу уже через пять лет необходимо повышение квалификации, так как уровень его профессиональной компетентности должен значительно превышать то базовое образование, полученное в педагогических вузах.

Образование — непрерывный процесс, направленный на воспитание интеллектуального нравственного культурного развития и профессиональной компетенции членов общества. Создание необходимых условий для формирования и развития личности на основе национальных и общечеловеческий ценностей — главная задача образования. Государство гарантирует приоритетные направления в развитии системы образования ориентируясь на уровень развитых стран. Непрерывное образование должно всегда быть приоритетным направлением в деятельности педагога. Система повышения квалификации является гибкой структурой образования педагогов, быстро реагирующей на изменения в педагогических подходах. Обеспечивается и обновляется профессиональная методическая поддержка и практическое сопровождение педагогических инноваций. В этой связи возникает необходимость обеспечения инновационными формами, средствами, методами. Осуществляется обновление методологических знаний. А система повышения квалификации создает условия для самореализации педагога, развитию его ключевых компетенций. Именно на их формирование должно быть ориентировано педагогическое образование. Поэтому профессиональная подготовка педагогов должна быть не точечной, а системной. Иными словами, педагогов нецелесообразно готовить к текущей ситуации в школьной системе. Система повышения квалификации является «мостом» непрерывного образования. Это необходимое связующее звено между образовательной практикой и наукой и педагогическим образованием. Возрастают требования в качественном отношении, подготовка ориентирована на развитие профессиональных компетентностей учителя. Говоря о степени владения компетентностью, мы подразумеваем профессионализм, мастерство, квалификация, но ведущим компонентом потенциала личности является все-таки — компетентностный подход. Задача- сформировать в сознании учителя установку на непрерывное образование вне зависимости от возраста, что дает возможность увеличить продолжительность активной профессиональной деятельности. только постоянное самосовершенствование дает возможность каждому человеку полнее реализовать природные наклонности и таланты в той или иной сфере. Чередуя труд и процесс самосовершенствования учителя становятся эффективными в профессиональной деятельности. Необходимо конструировать формы повышения профессиональной компетентности, которые раскрывают связь методологии с опытом педагога. а непрерывное образование для педагога должно быть устремленность в будущее — на решение проблем развития общества с использованием перспективных профессиональных знаний.

Непрерывное образование или «обучение в течение всей жизни» ориентирует процесс обучения на использование методического потенциала, развитие самостоятельности путем исследовательской деятельности. Все инновационные подходы превращают обучение в модель общения в реальном творческом процессе, предполагающим активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Непременным требованием к образовательным системам становиться умение учить учиться, а человеку — потребность учиться на протяжении всего жизненного цикла. Приходит формула «образование через всю жизнь» и отход от «образование на всю жизнь».

Действенной формой повышения квалификации является проблемное обучение. Сегодня уделяют особое внимание интерактивным методам обучения. Творческие или проблемные группы создаются для определенной профессиональной проблемы. Результатом может быть продукт- методические рекомендации, структура рабочей программы, дидактический материал, план мероприятия, семинара, консалтинга. На каждом занятии с использованием интерактивных методов обучения в системе повышения квалификации нужно определить цель своей деятельности. Формами занятий могут быть семинары, лекции-беседы, семинары-практикумы, а также посещение занятий с выездом в общеобразовательные школы. Практическая значимость познается только в практической деятельности учителя. Методическая поддержка осуществляется посредством передачи педагогическим работникам достижений городской, областной, республиканской практики. Такой опыт предоставляет возможность формировать свою индивидуальную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется не только для профессионального, но и личностного роста учителя.

Таким образом институты повышения квалификации располагает возможностью вести систематическое наблюдение за профессиональным ростом педагога и выявлять методически сопровождать зарождающиеся в опыте педагогов элементы новизны. Так, как собирая педагогов с разных регионов способствует распространению опыта, организует обмен новыми идеями, методическими находками. Опять же соответствуя запросам времени институты повышения квалификации ведут совместные проекты, исследовательскую деятельность. Ведь остается проблемы и малокомплектных школ, и инклюзивное образование.

Концептуальное видение развития непрерывного образования можно представить на уровнях:

‒ на уровне личности- это профессиональная самореализация, самосовершенствование, развитие функциональной грамотности

‒ на уровне общества- формирование социально- активных к реалиям стремительно развивающегося мира

‒ на уровне государства- подготовка квалифицированных специалистов, способных влиять на социально-экономический уровень развития страны, через конкурентоспособных выпускников.

Для осуществления непрерывного образования призвана впитать принципы:

‒ охват образованием всей активной жизни человека

‒ осуществление интеграции социума и изучаемыми предметами

‒ осуществление обучения во взаимодействии семьи, социальных групп, ориентация на качество и гибкость методик обучения

‒ совершенствование умения учиться, развитие мотивации, повышенная скорость приобретения знаний и умений

Таким образом система повышения квалификации предоставляет возможность педагогу формировать индивидуальную траекторию и получить профессиональную подготовку, которая потребуется для дальнейшего роста. Постоянное развитие самой системы позволит обеспечить восприимчивость образования к внешним запросам образование, что несомненно скажется на рынке труда.

  • Москвич Ю. Н. Образование на пути к новым берегам: курс на сотворение человека нового мира. Психологическая наука и практика образования: современные тенденции: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2008. 124 с.
  • Москвич Ю. Н. Ключевые проблемы создания массового про-инновационного образования. Наука, образование, инновации: тезисы выступлений I Всероссийской конференции 10–12 ноября 2008 года / сост. А. И. Ракитов, А. Э. Анисимова, В. М. Кондратьев, М. Н. Русецкая. М.: МГПУ, 2008. С. 222–224.
  • Стратегическая психология глобализации: психология человеческого капитала: учеб.пособие / под науч. ред. д-ра психол. наук, проф. А. И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006. 512 c.
  • Юрьев А. И., Коновалова М. А. Психология постчеловека // Чеснокова Т. Ю. Постчеловек. От неандертальца до киборга. М.: Алгоритм, 2008. 368 с.

Основные термины (генерируются автоматически): непрерывное образование, система повышения квалификации, индивидуальная траектория, институт повышения квалификации, интерактивный метод обучения, исследовательская деятельность, педагог, педагогическое образование, профессиональная компетентность, профессиональная подготовка.

Календарь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

ПНВТСРЧТПТСБВС

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел “Поиск по всем документам”.

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Аннотация

Национальные стратегические документы определяют главную цель системы образования – обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования и вхождения Российской Федерации в число ведущих стран по качеству образования. Важнейшим элементом образовательной системы является педагог, который должен обладать ключевыми профессиональными компетенциями, владеть актуальными образовательными технологиями и быть активным участником развития системы образования. В этой связи системе дополнительного профессионального образования в регионе уделяется повышенное внимание. Особый подход в данной системе используется в работе с педагогами интернатных учреждений. В статье рассматривается понятие профессиональная компетентность в системе дополнительного профессионального образования. Уточняются особенности совершенствования профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования. Представлены основные направления совершенствования профессиональной компетентности педагога учреждения интернатного типа.

профессиональная компетентность, дополнительное профессиональное образование, самообразование, интернатное учреждение, профессиональные дефициты, professional competence, additional professional education, self-education, residential institution, professional deficits.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Панасенкова М. 1, Скорик Е. 2, *

1, 2 Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации
и переподготовки работников образования, Ставрополь, Россия

Ключевые слова: профессиональная компетентность, дополнительное профессиональное образование, самообразование, интернатное учреждение, профессиональные дефициты.

IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHING STAFF OF BOARDING SCHOOLS
IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Panasenkova M. 1, Skorik E. 2, *

1, 2 Stavropol Regional Institute for the Development of Education, Advanced Training and Retraining
of Education Workers, Stavropol, Russia

National strategic documents define the main goal of the education system – to ensure the global competitiveness of domestic education and the entry of the Russian Federation among the leading countries in terms of education quality. The most important element of the educational system is a teacher who must possess key professional competencies, possess relevant educational technologies and be an active participant in the development of the education system. In this regard, increased attention is paid to the system of additional vocational education in the region. A special approach in this system is used to work with teachers of boarding schools. The article discusses the concept of professional competence in the system of additional professional education. The peculiarities of improving the professional competence of a teacher in the system of additional professional education are clarified. The main directions of improving the professional competence of a teacher of a residential institution are presented.

Keywords: professional competence, additional professional education, self-education, residential institution, professional deficits.

Сегодня особое значение придается способности всех членов общества обучаться на протяжении всей жизни, овладевая, зачастую, абсолютно новыми знаниями и умениями в самые кратчайшие сроки. Особенно это касается педагогов, требования к которому прописаны в профессиональном стандарте.

Одним из условий реализации профессионального стандарта педагога выступает организация современной системы дополнительного профессионального образования для педагогических работников, но не в привычном нам понимании обновления профессиональных умений и знаний, а расширение нового профессионального пространства педагогических работников как показателя их профессиональной компетентности.

Профессиональное становление, в контексте расширения обновленного профессионального пространства, демонстрирует себя в способности педагогических работников к рефлексии своего профессионального уровня, к выявлению, формулированию и решению новых педагогических задач разного уровня мотивации, в совершенствовании педагогических компетенций, а также в самообразовании.

На современном этапе развития системы образования процесс совершенствования профессиональной компетентности педагогов интернатных учреждений в условиях дополнительного профессионального образования является фундаментальным базовым компонентом получения знаний и умений в профессиональной сфере.

Поэтому необходимо организовать такое пространство, которое будет направлено на развитие компетентности педагогических работников интернатных учреждений в условиях дополнительного профессионального образования.

Самым действенным фактором сохранения и развития потенциала образовательного пространства, адаптации к динамично меняющимся условиям остается профессиональная компетентность педагога, которая понимается как формирование своевременного реагирования к различным вызовам, развитие творческой индивидуальности, адаптивности в постоянно меняющейся образовательной среде.

Проведенный анализ показывает, что в представленных интерпретациях наблюдается разнообразие и разноплановость термина «компетентность», что свидетельствует о сложности и многогранности этого понятия.

Происходящие изменения в системе образования, указывают на необходимость повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников, т. их профессиональной компетентности. Сегодня становится очевидным, что современному педагогу важно и необходимо постоянно совершенствовать уровень своей профессиональной компетентности, который продолжается весь период осуществляемой трудовой деятельности.

Одним из условий совершенствования педагогом профессиональной компетентности является система дополнительного профессионального образования, суть которой определяется в опережающей подготовке педагогов, т. своевременное предоставлении им актуальной информации.

Современная система дополнительного профессионального образования призвана выполнять ряд таких важных функций, как:

– компенсаторная, т. восполнение пробелов в базовом (профессиональном) образовании;

– адаптивная, предполагающая оперативную подготовку и переподготовку человека к изменяющимся условиям деятельности и общества;

– инновационная – совершенствование знаний и умений;

– развивающая – формирование педагогической направленности личности;

– ориентационная – осуществление самообразования в межкурсовой период.

В краевом институте развития образования создана система по организации работы с педагогическими работниками учреждений интернатного типа. Особая роль отводится разработке программ по повышению квалификации педагогических работников интернатных учреждений. За последние годы разработаны и реализованы более шести программ повышения квалификации для данной категории слушателей, объем которых составляет от 72 до 108 часов.

Изучение опыта педагогических работников интернатных учреждений и его распространение – одна из ведущих форм повышения профессиональных навыков. В краевом институте развития образования стало традицией использовать мастер-классы лучших педагогов в регионе, а также стажировки в рамках курсовых мероприятий. Кроме того, регулярно организуются научные и практические конференции, съезды, семинары, в ходе которых педагоги края делятся собственным опытом.

Эффективность подготовки педагогических работников в рамках курсовых мероприятий отслеживается с помощью диагностических карт, направленных в первую очередь на выявление имеющихся профессиональных дефицитов, а также итоговых опросников. Самоанализ помогает педагогам проектировать пути становления профессиональной компетентности в новом качестве и на более высоком уровне.

– выстраивание личностной траектории в профессиональном развитии педагогов, с учетом изучения сформированных компетенций;

– повышение компетентности педагогов на основе вскрытых профессиональных дефицитов;

– предоставление педагогам методических материалов;

– организация стажировок.

Практический опыт указывает на то, что пребывание педагогов на обучающих курсах существенно не решает проблемы приобретения ими новых компетенций. Совершенствование педагогами профессиональной компетентности заключается в первую очередь осознанной и целенаправленной деятельностью, личной и профессиональной самореализацией, а также саморазвитием.

Нами разработана модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов интернатных учреждений в условиях института повышения квалификации (см. рисунок 1).

ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Рис. 1 – Модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов интернатных учреждений

Таким образом, совершенствование профессиональной компетентности педагогов интернатных учреждений в системе дополнительного профессионального образования представляет собой органическую взаимосвязь различных вариантов обучения: в рамка курсовых мероприятий и в межкурсовой период (самообразование, участие в сетевых профессиональных сообществах и др.

Конфликт интересов

Не указан. Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  • Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 2004. – 176с.
  • Большой словарь иностранных слов в русском языке: 20000 слов и словосочетаний. – М.: ЮНВЕС, 2004. – 784с.
  • Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. – М., 2004. – 381 с.
  • Змеёв С.И. Технология обучения взрослых: учеб. Пособие / С.И. Змеёв. — М.: Академия, 2002. -128с.
  • МитинаЛ.М. Профессиональнаядеятельность и здоровье педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Л.М. Митина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
  • Морев, Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.А.Морева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2008. – 432 с.
  • Психология: словарь : А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1984. – 212 с.
  • Повышение квалификации педагогических кадров (теория и практика). – М.: Изд. Акад. повыш. квалиф. и переподг. раб. обр., 2004. – 73 с
  • Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года №Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров».

Список литературы на английском языке / References in English

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *