Профессиональные качества педагогов дополнительного образования и педагогическая культура педагогов дополнительного образования

Если посмотреть
на программу развития профессионального
потенциала учителя, то здесь на первый
план выдвигается интегральное качество

педагогическое мастерство. Определений
педагогического мастерства столько,
сколько есть желающих высказаться по
этому поводу. Например, есть мнение, что
это сплав интуиции и знаний, подлинно
научного, авторитетного руководства,
способного преодолевать педагогические
трудности, и дара чувствовать состояние
детской души, тонкого и бережного
прикосновения к личности ребенка,
внутренний мир которого нежен и хрупок,
а также мудрости и творческой дерзости,
способности к научному анализу и
фантазии, воображению. Поражает то, что
в каждом определении подчеркивается
какая-то новая изюминка, проявляется
неведомая грань многообразного умения,
именуемого мастерством.

Мастерство –
высокое и постоянно совершенствуемое
искусство воспитания и обучения,
доступное каждому педагогу, работающему
по призванию и любящему детей. Учитель

мастер своего дела –
специалист высокой культуры, глубоко
знающий свой предмет, хорошо знакомый
с соответствующими отраслями науки или
искусства, практически разбирающийся
в вопросах общей и особенно детской
психологии, в совершенстве владеющий
методикой обучения и воспитания.

Педагогическое
мастерство, выражая высокий уровень
развития педагогической деятельности,
владения педагогической технологией,
в то же время выражает и личность
преподавателя в целом, его опыт,
гражданскую и профессиональную позицию.
Мастерство
учителя –
синтез личностно-деловых качеств и
свойств личности, определяющих высокую
эффективность педагогического процесса.

В педагогической
теории исторически сложились два подхода
к пониманию мастерства учителя. Первый
связан с пониманием методов практического
труда, второй базируется на утверждении,
что личности педагога, а не методу
принадлежит ведущая роль в воспитании.
Но поскольку метод неотделим от его
личности, то никакого противопоставления
тут нет, разница лишь в том, под каким
углом зрения рассматривается мастерство

как метод через личность, его реализующую,
или через личность учителя, реализующего
метод.

Чтобы овладеть
мастерством, надо знать законы и принципы
воспитания, его слагаемые, уметь в
совершенстве пользоваться эффективными
технологиями учебно-воспитательного
процесса, правильно выбирать их для
каждой конкретной ситуации, диагностировать,
прогнозировать и проектировать процесс
заданного уровня и качества.

«Все в нашем
педагогическом деле, –
пишет профессор Ю.П. Азаров, –
в конечном счете решает мастерство. Но
каким трудным и долгим обычно для
учителей бывает путь к мастерству».

Существует мнение,
что подлинным мастером-учителем может
стать лишь талантливый человек с
определенным наследственным
предрасположением. Учителем надо
родиться. Есть и другие утверждения:
массовая профессия не может стать
привилегией особенно одаренных. Почти
все люди наделены самой природой
качествами преподавателя. Задача состоит
в том, чтобы научить педагогическому
мастерству.

«Разве мы можем
полагаться на случайное распределение
талантов? Сколько у нас таких особенно
талантливых воспитателей? –
спрашивал А.С. Макаренко. –
И почему должен страдать ребенок, который
попал к неталантливому педагогу? И можем
ли мы строить воспитание в расчете на
талант? Нет. Нужно говорить только о
мастерстве, т.е. о действительном знании
воспитательного процесса, о воспитательном
умении. Я на опыте пришел к убеждению,
что решает вопрос мастерство, основанное
на умении, на квалификации».

Исследуя различные
аспекты психологии труда учителя, Н.В.
Кузьмина утверждает, что по-настоящему
талантливых учителей не более 12%, основная
масса –
это мастера, сумевшие хорошо овладеть
приемами обучения и воспитания и
добивающиеся благодаря этому эффективности
в работе.

Мастерство учителя
выражается, прежде всего, в умении так
организовывать учебный процесс, чтобы
при всех, даже самых неблагоприятных
условиях добиваться нужного уровня
воспитанности, развития и знаний
учащихся. Настоящий учитель всегда
найдет нестандартный ответ на любой
вопрос, сумеет по-особому подойти к
ученику, зажечь мысль, взволновать его.
Такой учитель глубоко знает свой предмет,
перспективы развития той науки, основы
которой преподает, он знает современную
литературу, новости культуры, спорта,
умеет проанализировать международные
события, он постоянный читатель популярных
журналов, которые любят его воспитанники.
Но одних знаний мало. Учитель может
знать и любить предмет, но не владеть
умением донести свои знания до учащихся.

Итак, учитель-мастер
должен в совершенстве владеть современными
методами преподавания.

Можно ли этому
научиться? Опыт многих учителей-мастеров
показывает, что большинство может
овладеть основными современными приемами
обучения. Путь к этому нелегок, требует
напряженной систематической работы,
постоянного самообразования, изучения
специальной литературы, внедрения в
собственную практику новых методов
преподавания, самоанализа. Конечно,
нельзя механически перенимать опыт
коллег.

Искусство учителя
особенно проявляется в умении учить на
уроках, добиваться от учеников усвоения
программного материала именно на уроке.
Для него домашнее задание –
способ углубления, закрепления, расширения
знаний. Секрет успеха опытных учителей
состоит в умении управлять деятельностью
учащихся, умело дирижировать всем
процессом образования, управлять работой
учеников, развивая их умение активно
овладевать материалом.

Еще одним важным
показателем мастерства является умение
активизировать обучаемых, развивать
их способности, самостоятельность,
пытливость. Учитель должен обладать
даром заставлять думать на уроке,
используя разнообразные методы для
активизации процесса обучения.

Следующая составная
часть педагогического мастерства –
умение эффективно проводить воспитательную
работу в процессе обучения, формировать
у школьников высокую нравственность,
чувство патриотизма, трудолюбие,
самостоятельность.

Учитель, не владеющий
мастерством, как бы навязывает знания,
не требуя рассуждения. Учитель-мастер
умеет сделать корень познания не горьким,
а сладким, найти путь к выработке
положительных эмоций в самом процессе
обучения, используя смену методов
работы, эмоциональность, активность,
интересные примеры, остроумные замечания
и т.п. Нельзя повторяться, нужно находить
новые оригинальные способы, что будет
способствовать росту симпатии к учителю,
поможет выработать устойчивый, постоянный
интерес к предмету.

Суть педагогического
мастерства –
своеобразный сплав личной культуры,
знаний и кругозора учителя, его
всесторонней теоретической подготовки
с совершенным овладением приемами
обучения и воспитания, педагогической
техникой и передовым опытом.

Одним из важнейших
признаков педагогического мастерства
является высокий уровень педагогической
техники учителя. Учитель-мастер, владея
всем арсеналом педагогических средств,
выбирает из них наиболее экономные и
эффективные, обеспечивающие достижение
запроектированных с оптимальными
усилиями.

Педагогическая
техника –
комплекс знаний, умений, навыков,
необходимых педагогу для того, чтобы
эффективно применять на практике
избираемые им методы педагогического
воздействия как на отдельных воспитанников,
так и на детский коллектив в целом.
Владение педагогической техникой
является составной частью мастерства,
требует глубоких специальных знаний
по педагогике и психологии и особой
практической подготовки.

Прежде всего,
учитель должен владеть искусством
общения с детьми –
выбирать нужный тон и стиль, т.е. должен
иметь индивидуальный подход к обучаемым.
В отношении с детьми необходимы простота
и естественность. Нельзя говорить с
учащимися, сбиваясь на искусственный
тон назидательности, панибратства.

Составной элемент
педагогической техники –
умение воспитателя управлять своим
вниманием и вниманием учащихся. Педагог
постоянно имеет дело с большой группой
детей, со значительным количеством
выполняемых ими операций, и все это не
должно уходить из-под его контроля.
Очень важно для учителя и умение по
внешним признакам поведения обучаемого
определять его душевное состояние. Его
необходимо учитывать при выборе
педагогических приемов, так как он
составляет основу педагогического
такта и занимает важнейшее место в
педагогической деятельности.

Нельзя не сказать
и о чувстве темпа в педагогических
действиях. Одна из причин многих ошибок
состоит в том, что учителя плохо
соразмеряют темп действий, решений: они
или спешат, или опаздывают, а это в любом
случае снижает эффективность воздействия.

Большую группу
умений и навыков педагогической техники
составляют приемы выразительного показа
воспитателем определенных чувств,
своего субъективного отношения к тем
или иным действиям обучаемых или
проявлениям ими моральных качеств.
Учитель не должен оставаться равнодушным.
Он радуется хорошим поступкам своих
воспитанников, огорчается плохим. Его
переживания всегда воспринимаются как
самая реальная оценка их действий. В
этом смысле мастерство учителя в какой-то
мере сродни мастерству актера. Его
обращение может быть просьбой, осуждением,
ободрением, приказом, и всегда «играет»
одну и ту же роль –
самого себя и преследует этим только
одну цель –
правильно влиять на воспитанников.
А.С. Макаренко
утверждал, что «ученики простят своим
учителям и строгость, и сухость, и даже
придирчивость, но не простят плохого
знания дела».

Педагогическая
биография учителя индивидуальна. Не
каждый и не сразу становится мастером.
У некоторых на это уходят многие годы,
и, к сожалению, они так и остаются в
разряде посредственных.

Чтобы стать
мастером, преобразователем, творцом,
учителю необходимо овладеть закономерностями
и механизмами педагогического процесса.
Это позволяет ему педагогически мыслить
и действовать, т.е. самостоятельно
анализировать педагогические явления,
расчленять их на составные элементы,
осмысливать каждую часть в связи с
целым, находить в теории обучения и
воспитания идеи, выводы, принципы,
адекватные логике рассматриваемого
явления; правильно диагностировать
явление –
определять к какой категории
психолого-педагогических понятий оно
относится; находить основную педагогическую
задачу (проблему) и способы ее оптимального
решения.

Профессиональное
мастерство приходит к тому учителю,
который опирается в своей деятельности
на научную теорию. Естественно, что при
этом он встречается с рядом трудностей.
Во-первых, научная теория –
упорядоченная совокупность общих
законов, принципов и правил, а практика
всегда конкретна и ситуативна. Применение
теории на практике требует некоторых
навыков теоретического мышления,
которыми учитель нередко не располагает.
Во-вторых, педагогическая деятельность

целостный процесс, опирающийся на синтез
знаний (по философии, педагогике,
психологии, методике и др.), тогда как
знания учителя зачастую как бы разложены
«по полочкам», т.е. не доведены до уровня
обобщенных умений, необходимых для
управления педагогическим процессом.
Это приводит к тому, что они часто
овладевают педагогическими умениями
не под влиянием теории, а независимо от
нее, на основе житейских, обыденных
представлений о педагогической
деятельности.

Педагогика много
веков развивалась преимущественно как
наука нормативная и представляла собой
собрание полезных рекомендаций и правил
воспитания и обучения. Одни из них
касаются элементарных приемов работы
и не нуждаются в теоретическом обосновании,
другие вытекают из закономерностей
педагогического процесса и конкретизируются
по мере развития теории и практики.
Нормативы независимо от их характера

традиционные и инструктивные, условные
и безусловные, эмпирические и рациональные

прикладная часть педагогики. Во многих
случаях без знания нормативных положений
трудно решить даже несложную педагогическую
задачу. Нельзя требовать, чтобы каждый
шаг педагогической деятельности был
творческим, неповторимым и всегда новым.
Однако столь же велик может быть и вред
педагогических нормативов. Рецептурность,
косность, шаблон, неприязнь к педагогической
теории, догматизм мышления, ориентация
на методические установки свыше,
непонимание чужого положительного
опыта –
вот далеко не полный перечень недостатков,
источником которых является усвоение
нормативов без знания диалектической
природы педагогического процесса.

Обобщенные в теории
знания о структуре педагогической
деятельности исключают неправомерные
решения, позволяют действовать без
лишних затрат энергии, изнурительных
проб и ошибок. В деятельности учителя,
как в фокусе, сходятся все нити, идущие
от педагогической науки, реализуются
в конечном счете все добываемые ею
знания. По мнению В.А. Сухомлинского,
открытие, сделанное учеными, когда оно
оживает в человеческих взаимоотношениях,
в живом порыве мыслей и эмоций, предстает
перед учителем как сложная задача,
решать которую можно многими способами,
и в выборе способа, воплощении теоретических
истин в живые человеческие мысли и
эмоции как раз и состоит творческий
труд учителя.

Сохраняет свою
актуальность мысль К.Д. Ушинского о том,
что факты воспитания не дают опытности.
Они должны произвести впечатление на
воспитателя, классифицироваться в нем
по своим характерологическим особенностям,
обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта
мысль, а не сам факт, сделается правилом
воспитательной деятельности педагога.

Педагогическое
мастерство складывается из специальных
знаний, а также умений, навыков и привычек,
в которых реализуется совершенное
владение основными приемами того или
иного вида деятельности. Какие бы частные
задачи ни решал учитель, он всегда
организатор, наставник и мастер
педагогического воздействия. Исходя
из этого, его мастерство можно разделить
на элементы: мастерство организатора
коллективной и индивидуальной деятельности
детей; мастерство убеждения, передачи
знаний и формирования опыта деятельности;
мастерство владения педагогической
техникой. В реальной деятельности эти
виды мастерства тесно связаны,
переплетаются и взаимно усиливают друг
друга.

Владение основами
педагогической техники –
необходимое условие вооружения
технологией. А.С. Макаренко писал, что
сделался настоящим мастером только
тогда, когда научился говорить «иди
сюда» с 15-20 оттенками, когда научился
показывать 20 нюансов в постановке лица,
фигуры, голоса. И тогда он не боялся, что
кто-то к нему не пойдет и не почувствует
того, что нужно. Из этого признания
выдающегося педагога очевидно, что
особое место в ряду умений и навыков
педагогической техники занимает развитие
речи учителя как одного из важнейших
воспитательных средств.

Необходимая в
деятельности учителя культура речи –
четкая дикция, «поставленный голос»,
правильное дыхание и разумное использование
в речи мимики и жестикуляции. «Не может
быть хорошим воспитатель, –
писал А.С. Макаренко, –
который не владеет мимикой, который не
может придать своему лицу необходимого
выражения или сдержать свое настроение.
Воспитатель должен уметь организовывать,
ходить, шутить, быть веселым, сердитым.
Воспитатель должен себя так вести, чтобы
каждое его движение воспитывало, и
всегда должен знать, что он хочет в
данный момент и чего не хочет».

Если все многообразие
умений и навыков педагогической техники
свести в группы, то структура этого
важного компонента мастерства учителя
может быть выражена речевыми умениями,
мимической и пантомимической
выразительностью, управлением своими
психическими состояниями и поддержанием
эмоционально-творческого напряжения,
актерско-режиссерскими умениями,
позволяющими влиять не только на ум, но
и на чувства воспитанников, передавать
им опыт эмоционально-ценностного
отношения к миру.

Особенности умений
и навыков педагогической техники состоят
в том, что они проявляются только при
непосредственном взаимодействии с
детьми, всегда носят ярко выраженный
индивидуально-личностный характер и
существенно зависят от возраста, пола,
темперамента и характера педагога, его
здоровья и анатомо-физиологических
особенностей. Через эти умения наиболее
полно раскрываются воспитанникам
нравственные и эстетические позиции
учителя.

Мастерство, по
мнению опытных учителей, начинается,
как это ни странно, с педагогических
мелочей.

Сложно, не имея
должного педагогического опыта, избежать
многих ошибок. Может, именно поэтому,
что к ним-то как раз и не готовятся. Разве
придет в голову при подготовке к уроку,
а тем более к первому, думать о чем-то,
кроме того материала, который нужно
донести до учащихся.

Все начинается с
«мелочей» –
и самые большие достижения, и самые
большие педагогические промахи. «Чем
мы моложе, тем больше уверены в себе»,

подмечено верно и очень давно. Это в
равной мере относится и к молодым
учителям. Нередко они стремятся списать
свои промахи на счет самих детей,
родителей, школы. И, кажется, речь идет
действительно о каких-то пустяках.
«Подумаешь, отпустила класс с урока
пораньше», –
говорит молодая учительница на замечания
завуча. «Подумаешь, не убрали дежурные
класс после уроков», –
оправдывается начинающий классный
руководитель перед администратором.
«Какая мелочь!» –
возмущается учительница на замечание
директора по поводу того, что удалила
с урока трех учеников, которые мешали
заниматься.

Педагогические
«мелочи» имеют одну очень важную
тенденцию –
перерастать в крупные неприятности,
если их
не анализировать,
не извлекать из них урока.

К разряду таких
мелочей неопытные педагоги относят,
например, использование замечания
учащимся. Тем не менее, сущность данного
педагогического явления значительно
глубже, серьезнее. Попробуем разобраться
в этом. Итак, чтобы избежать явных ошибок
на пути к мастерству, учителю необходимо
знать условия эффективного использования
замечаний в учебно-воспитательном
процессе. Здесь уместно вспомнить
народную мудрость: «Слово –
не воробей, вылетит –
не поймаешь».

Одним из средств
педагогического воздействия является
хорошо продуманное, выраженное в
тактичной форме замечание учителя.
Начинающие не всегда хорошо представляют
себе, в каких случаях нужно его применять.
Порой замечания приводят к ненужному
обострению отношений, конфликтной
ситуации. Воспитательный результат
любого воздействия во многом зависит
от воспитанности учащихся и педагогического
мастерства учителя –
он должен не только знать, что требовать,
но и уметь требовать.

В педагогической
практике применяется два вида замечаний:
как требование, предъявляемое педагогом
детям, и как мера наказания. Первое
вызвано необходимостью включить
школьников в работу, поддержать и
закрепить их положительные действия,
затормозить ненужные и неправильные.
Не всегда в этих случаях нужна категоричная
форма требования. Оно может быть
предъявлено и в мягкой форме –
благожелательной просьбе, рекомендации.

Замечание как мера
наказания применяется к ученикам,
нарушающим дисциплину. Оно оказывает
воспитательное воздействие лишь в том
случае, если ребенок осознает его
справедливость. Делая замечания, учитель
должен быть уверен в том, что ученик
правильно воспримет его и оно даст
желаемый результат.

Замечание ребенку
нужно делать в том случае, если его
нельзя избежать. Учитель-мастер не
злоупотребляет замечаниями, а используют
другие приемы, мобилизующие класс:
выразительный взгляд, паузу, жест и т.п.
Если замечание высказано нечетко, без
мотивации, у детей создается неправильное
представление об отношении к ним учителя.
В результате класс не только не поддержит
его требования, а, наоборот, выступит в
защиту нарушителя.

В замечании могут
быть отражены предстоящие позитивные
изменения в поведении ученика, нужно
порицать поведение, а не самого ученика.
Недопустимы замечания, высказанные в
обидной форме. Опытные учителя часто
используют анонимную форму обращения
ко всему классу, применяют замечания в
форме задания, поручения, предупреждения,
когда оно предъявлено в мягкой, не
оскорбительной форме и даже с добродушной
иронией. В каждом конкретном случае
учитель должен найти подходящую форму
замечания, которая позволит решить
ситуацию.

Никто в жизни не
застрахован от ошибок, в том числе и
учитель, особенно начинающий. Но каждая
ошибка, особенно педагогическая, довольно
дорого обходится как самому учителю,
так и школьнику. Вот почему необходимо
делать должные выводы из ошибок как
своих, так и чужих, поэтому следует чаще
бывать на уроках и внеклассных мероприятиях
других учителей, анализируя их успехи
и неудачи. Следует внимательно
прислушиваться к их замечаниям, принимать
с благодарностью, уметь признавать свои
ошибки и воспринимать замечания без
обиды, ведь они сделаны для вашего же
блага. Без этого не может быть и речи о
росте педагогического мастерства
учителя.

Самообразование – шаг вперед в профессиональном развитии педагога дополнительного образования

Подсамообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

планируется, управляется и контролируется самим человеком;

необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала ».

Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи, познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог допобразования должен знать не только свой предмет творчества и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

На современном этапе развитие образовательного учреждения, совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Конечно же, уровень подготовки должен постоянно повышаться — прохождение курсовой подготовки, участие в семинарах, практикумах, конкурсах, но вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. В системе подготовки учителя важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления педагога, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно подтолкнуть педагога дополнительного образования к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?

Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

необходимость поиска и анализа новой информации;

желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);

соответствие современным требованиям;

интерес к делу.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):

в рамках курсовой подготовки в ИПКРО

с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа:

работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)

проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений

4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

средств массовой информации,

вычислительной и оргтехники,

осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности

формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования педагог дополнительного образования обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования педагога дополнительного образования:

повышение качества преподавания предмета;

разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

повышение престижа образовательного учреждения.

В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы.

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Электронный педагогический словарь.

Пед.мастерство
– профессиональные ЗУН, пед. техника,
мастерство педагога в управлении собой
культура речи педагога, мастерство
педагога в управлении обр.процессом.

Способы
оценки: конкурсы пед.мастерства, конкурсы
авторских программ, творческих работ
педагогов и организаторов.

Стиль деятельности педагога дополнительного образования

Стиль
деятельности
— устойчивая система способов, приемов,
методов, проявляющаяся в разных условиях
ее существования. Он зависит от
специфических особенностей самой
деятельности, и от индивидуально-психологических
черт субъекта. Т.е. это по сути индивидуальный
стиль.

Ядро
индивидуального стиля деятельности
— психологические особенности человека,
содействующие или противодействующие
успешному процессу деятельности.

Стиль
деятельности педагога ДО
— характер проявления и удовлетворения
потребности в саморазвитии, в создании
индивидуально-творческой педагогической
модели, это способ внесения личностного
начала в образовательный процесс. Важным
аспектом является мотив.

Виды
стилей педагогического руководства:

  • Авторитарный
    — педагог самостоятельно решает все
    вопросы жизнедеятельности группы.
  • Попустительский
    — самоотстранение педагога от
    ответственности.
  • Демократический
    — педагог ориентирован на развитие
    активности обучающихся, привлечение
    каждого к принятию решений общих задач;
    деятельность группы осуществляется
    на осуществляется на принципах реального
    сорудничества, взаимной поддержки.

Характеристики
стилей педагога ДО:

1.
Взаимопонимание и удовлетворенность
всех субъектов образовательного процесса
сложившимися взаимоотношениями,
обсуловленными доброжелательностью
друг к другу.

2.
Преобладание позитивного, оптимистического
настроения у всех участников
образовательного процесса как следствие
участия в совместной интересной для
всех деятельности.

3.
Продуктивность взаимодействий в процессе
инновационого обучения.

4.
Личность педагога, его авторитет в
творческой образовательной среде.

5.
Участие всех субъектов образовательного
процесса в его управлении, основанное
на организации гуманистических отношений,
реализуемых в процессе совместной
деятельности педагога и детей.

Виды
стилей педагога ДО с точки зрения влияния
характера:

  • Эмоционально-импровизированный,
    педагог ориентируется на процесс
    образовательной деятельности; логично,
    но порой монологично преподнося новый
    материал. В учениках его интересуют
    репродуктивные способности и их
    усиление.
  • Эмоционально-методичный
    стиль, педагог ориентируется на процесс
    и результат образовательного процесса,
    его адекватное проектирование. Черты:
    высокая оперативность, открытость,
    мобильность в работе, стремление
    заинтересовать детей.
  • Рассуждающе-импровизированный
    и Рассуждающе-методичный, слабое
    увлечение методической изобретательностью,
    но ориентирован на процесс и результат
    образ-ной деят-ти. Второй стиль более
    упорядочен, управляем, организован.

1.
Осуществляет дополнительное образование
обучающихся (воспитанников), развивает
их разнообразную творческую деятельность.

2.
Комплектует состав обучающихся
(воспитанников) кружка, секции, студии,
клубного и другого детского объединения
и принимает меры по сохранению их в
течение срока обучения.

3.
Обеспечивает педагогически обоснованный
выбор форм, средств и методов работы
(обучения) исходя из психофизиологической
целесообразности.

4.
Обеспечивает соблюдение прав и свобод
обучающихся (воспитанников).

5.
Участвует в разработке и реализации
образовательных программ, несет
ответственность за качество их выполнения,
жизнь и здоровье обучающихся
(воспитанников).

6.
Составляет планы и программы занятий,
обеспечивает их выполнение.

7.
Выявляет творческие способности
обучающихся (воспитанников), способствует
их развитию, формированию устойчивых
профессиональных интересов и склонностей.

8.
Поддерживает одаренных и талантливых
обучающихся (воспитанников), в т.ч. детей,
имеющих отклонения в развитии.

9.
Организует участие обучающихся
(воспитанников) в массовых мероприятиях.

10.
Оказывает консультативную помощь
родителям (лицам, их заменяющим), а также
педагогическим работникам в пределах
своей компетенции.

11.
Обеспечивает при проведении занятий
соблюдение правил и норм охраны труда,
техники безопасности и противопожарной
защиты.

12.
Участвует в деятельности методических
объединений и других формах методической
работы.

13.
Повышает свою профессиональную
квалификацию.

ДОд
– единый
целенаправленный процесс, объединяющий
воспитание, обучение и развитие личности.

Педагог
ДОд —
организует
социально-педагогическую деятельность
в рамках дополнительной образовательной
программы; осуществляет разнообразную
творческую деятельность обучающихся,
формирует умения и навыки, ведет
индвидуальную с учетом личностных и
возрастных особенностей, способствует
их развитию.

Педагогическое
мастерство (по
Н. Н.Тарасевич) –
комплекс
свойств личности, обеспечивающий высокий
уровень самоорганизации профессиональной
деятельности.

К
таким важным свойствам относятся:

Все
эти четыре элемента в системе
педагогического мастерства взаимосвязаны,
им свойственно саморазвитие,
а не только рост под воздействием внешних
условий. Основой саморазвития
педагогического мастерства выступает
сплав знаний и направленности личности;
важным условием его успешности –
способности; средством, придающим
целостность,
связанность направленности и
результативности, – умения в области
педагогической техники.

Несмотря
на определенные различия в рассмотренных
подходах, в них подчеркивается, что в
структуре педагогического мастерства
в целом выражается личность
и деятельность педагога.

Педагогическое
мастерство
– это самоорганизующаяся система в
структуре личности, где системообразующим
фактором выступает гуманистическая
направленность, позволяющая целесообразно,
с требованиями общества, выстроить
педагогический процесс.

Фундаментом
развития профессионального мастерства
педагога, дающим ему глубину,
основательность, осмысленность действий,
выступает профессиональное
знание.
Направленность и профессиональное
знание составляют тот остов, «скелет»
высокого уровня профессионализма в
деятельности, который и обеспечивает
целостность самоорганизующейся системы.

Педагогические
способности
– дрожжи мастерства, обеспечивающие
скорость его совершенствования.
Педагогическая
техника,
опирающаяся на знания и способности,
позволяет все средства воздействия
увязать с целью, тем самым гармонизируя
структуру педагогической деятельности.

В
мастерстве педагога можно выделить
четыре относительно самостоятельные
части:

  • мастерство
    организатора коллективной и индивидуальной
    деятельности детей;
  • мастерство
    передачи знаний и формирования опыта
    деятельности
  • мастерство
    владения педагогической техникой.

В
реальной педагогической деятельности
эти виды мастерства тесно связаны,
переплетаются и взаимно усиливают друг
друга.

Педагог
ДОд —
организует социально-педагогическую
деятельность в рамках дополнительной
образовательной программы; осуществляет
разнообразную творческую деятельность
обучающихся, формирует умения и навыки,
ведет индвидуальную с учетом личностных
и возрастных особенностей, способствует
их развитию.

Профессиональные качества педагогов дополнительного образования и педагогическая культура педагогов дополнительного образования

Профессиональные качества педагогов дополнительного образования и педагогическая культура педагогов дополнительного образования

Профессиональные качества педагогов дополнительного образования и педагогическая культура педагогов дополнительного образования

Профессиональные качества педагогов дополнительного образования и педагогическая культура педагогов дополнительного образования

Профессиональные качества педагогов дополнительного образования и педагогическая культура педагогов дополнительного образования

Профессиональные качества педагогов дополнительного образования и педагогическая культура педагогов дополнительного образования

Профессиональные качества педагогов дополнительного образования и педагогическая культура педагогов дополнительного образования

Профессиональные качества педагогов дополнительного образования и педагогическая культура педагогов дополнительного образования

Педагогическое мастерство педагога дополнительного образования детей

ДОд – единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

Педагог ДОд — организует социально-педагогическую деятельность в рамках дополнительной образовательной программы; осуществляет разнообразную творческую деятельность обучающихся, формирует умения и навыки, ведет индвидуальную с учетом личностных и возрастных особенностей, способствует их развитию.

Педагогическое мастерство ( по Н. Н.Тарасевич) – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

К таким важным свойствам относятся:

  • гуманистическая направленность деятельности преподавателя,
  • его профессиональные знания,
  • педагогические способности и
  • педагогическая техника.

Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий. Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав знаний и направленности личности; важным условием его успешности – способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности, – умения в области педагогической техники.

Несмотря на определенные различия в рассмотренных подходах, в них подчеркивается, что в структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога.

Способы оценки: конкурсы пед.мастерства, конкурсы авторских программ, творческих работ педагогов и организаторов.

Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс.

Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот остов, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы.

Педагогические способности – дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности.

В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части:

1. мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;

2. мастерство убеждения;

3. мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности

4. мастерство владения педагогической техникой.

В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.

41. Стиль деятельности педагога дополнительного образования: структура, функции стиля деятельности

Стиль деятельности — устойчивая система способов, приемов, методов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Он зависит от специфических особенностей самой деятельности, и от индивидуально-психологических черт субъекта. Т.е. это по сути индивидуальный стиль.

Ядро индивидуального стиля деятельности — психологические особенности человека, содействующие или противодействующие успешному процессу деятельности.

Стиль деятельности педагога ДО — характер проявления и удовлетворения потребности в саморазвитии, в создании индивидуально-творческой педагогической модели, это способ внесения личностного начала в образовательный процесс. Важным аспектом является мотив.

Функции стиля деятельности:

  • инструментальная
  • системообразующая
  • компенсаторная
  • интегративная

Виды стилей педагогического руководства:

· Авторитарный — педагог самостоятельно решает все вопросы жизнедеятельности группы.

· Попустительский — самоотстранение педагога от ответственности.

· Демократический — педагог ориентирован на развитие активности обучающихся, привлечение каждого к принятию решений общих задач; деятельность группы осуществляется на осуществляется на принципах реального сорудничества, взаимной поддержки.

Характеристики стилей педагога ДО:

1. Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса сложившимися взаимоотношениями, обсуловленными доброжелательностью друг к другу.

2. Преобладание позитивного, оптимистического настроения у всех участников образовательного процесса как следствие участия в совместной интересной для всех деятельности.

3. Продуктивность взаимодействий в процессе инновационого обучения.

4. Личность педагога, его авторитет в творческой образовательной среде.

5. Участие всех субъектов образовательного процесса в его управлении, основанное на организации гуманистических отношений, реализуемых в процессе совместной деятельности педагога и детей.

Виды стилей педагога ДО с точки зрения влияния характера:

1. Эмоционально-импровизированный, педагог ориентируется на процесс образовательной деятельности; логично, но порой монологично преподнося новый материал. В учениках его интересуют репродуктивные способности и их усиление.

2. Эмоционально-методичный стиль, педагог ориентируется на процесс и результат образовательного процесса, его адекватное проектирование. Черты: высокая оперативность, открытость, мобильность в работе, стремление заинтересовать детей.

3. Рассуждающе-импровизированный и Рассуждающе-методичный, слабое увлечение методической изобретательностью, но ориентирован на процесс и результат образ-ной деят-ти. Второй стиль более упорядочен, управляем, организован.

Обязанности педагога ДО:

1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развивает их разнообразную творческую деятельность.

2. Комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.

3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности.

4. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников).

5. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников).

6. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.

7. Выявляет творческие способности обучающихся (воспитанников), способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

8. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в т.ч. детей, имеющих отклонения в развитии.

9. Организует участие обучающихся (воспитанников) в массовых мероприятиях.

10. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.

11. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

12. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

13. Повышает свою профессиональную квалификацию.

Типы, виды учреждений дополнительного образования детей, содержание их деятельности.

Учреждение ДО детей – юридическое лицо, существующее в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством РФ для некоммерческих организаций, деятельность которого регламентируется учредительными документами и локальными актами, соответствующими законодательству РФ об образовании.

УДОД — общественный институт воспитания, представляющий собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых.

УДОД — элемент системы образования, тип образовательного учреждения РФ цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация ДО программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Содержание деятельности УДОД — реализация программ ДОд, профессиональной подготовки; содействие воспитанникам в профессиональной ориентации, организация длительного процесса профессиональных проб; организация досуга детей, в т.ч. в каникулярное время; обеспечение уровня и содержания подготовки обучающихся в соответствии с уровнем, направленностью ДОпрограмм, с учетом спроса на Доуслуги; методическая работа по совершенствованию образовательного процесса, оказание помощи педагогическим коллективам в части реализации ДОпрограмм.

ТИПЫ образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные, средне-специальные, средне-профессиональные, высшие, дополнительного образования детей, дополнительного образования, повышения квалификаций;коррекционные.

ТИПЫ УДОД по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

Поиск по сайту:

Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *