Профессиональные взгляды педагога дополнительного образования

МБУ ДО «Центр детского юношеского технического творчества «Меридиан»

РОЛЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Теслевич Алевтина Ивановна,

педагог дополнительного образования,

руководитель учебного объединения

«Основы журналистского мастерства и литературного творчества»

ДИА Центра «Меридиан»

г. Новокузнецк, 2020 год.

  • Роль педагога дополнительного образования
  • в становлении личности учащихся.
  • Роль педагога дополнительного образования в становлении ребенка
  • Значение дополнительного образования в творческом развитии личности ребенка
  • Современные педагогические технологии в учреждениях дополнительного образования детей

Современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть жизни.

Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Педагог должен «вести ребенка по жизни»: обучать, воспитывать, направлять духовное и телесное развитие, влияние которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Показывает формы, такой работы, когда взаимодействие учителя с учениками идет на информационном уровне. В деятельности педагога важно широко применять методы диалога и дискуссии, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения, включать детей в процесс.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина России (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).

В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом.

Педагогическая наука рассматривает влияние образования на творческое развитие личности как одну из центральных проблем. С.Т.Шацкий, П.П.Блонский и другие педагоги отмечали важность единства обучения и воспитания в образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и потребностей ребенка.

Одной из приоритетных задач педагогической науки в настоящее время является изучение качественно новых отношений между личностью и обществом, поиск наиболее оптимальных путей воспитания, обучения, творческого развития детей.

Дополнительное образование, не являясь частью системы общего, выступает как сфера неформального образования (по терминологии ЮНЕСКО), цель которого — помочь адаптироваться ребенку в жизни. Это есть самодостаточное образование ( Федеральный закон об образовании Российской Федерации от 1 сентября 2013 года).

Дополнительное образование — это творческое образование, которое мотивирует личность к познанию, через разнообразие видов деятельности. Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободой смены вида деятельности. Именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы детей, помочь снизить негативные последствия незанятости детей во внеурочное время, рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям.

Критериями эффективности деятельности педагога в развитии личности и познавательных возможностей учащегося выступают: организация активной деятельности учащегося в учебно-воспитательном процессе;

  • формирование мотива предстоящей деятельности;
  • использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
  • обучение учащихся различным способам переработки информации;
  • опора на сильные стороны учащегося;
  • опора на самостоятельность и самодеятельность учащегося.

2. Роль педагога дополнительного образования в становлении ребенка

Реализация личностно-ориентированного обучения выдвигает ряд требований к педагогу: высокого профессионализма, психолого-педагогической компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, авансируя его успех, давая возможность к развитию, безоговорочно верить в ребенка и, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, осуществлять педагогический процесс, опираясь на сильные стороны каждого ученика.

Педагог, реализующий личностно-ориентированный подход, должен быть готов создать для учащегося возможность занимать активную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал, а познавать мир, вступать с ним в диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном, как на окончательной истине.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, умственной активности, а также потребности личности в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество — есть особое состояние, которое свойственно одухотворенной личности, каковой и является педагог дополнительного образования. Чтобы ребенок раскрыл свой творческий потенциал, важно педагогу м направить его способности в нужное русло.

Развитие личности – активный саморегулирующий процесс, самодвижение от низших – к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его личностном развитии.

Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Он занимается ею до тех пор с увлечением и упорством, пока не освоит ее настолько, что ценность этого вида деятельности будет исчерпана. Нужен новый, более сложный вид деятельности, и найти его помогают детям взрослые.

Это и определяет успех личностного развития. Педагог дополнительного образования может прилагать много сил и труда, но его вклад в развитие личности ребенка будет минимальным, если он не сумеет включить детей в самостоятельную результативную деятельность.

Усложнение, введение новых видов деятельности, развитие требований к ребенку, расширение круга его самостоятельных действий – все обеспечивает продвижение вперед в его становлении. При этом важно видеть ростки нового в психике ребенка и, учитывая их, своевременно вносить коррективы в работу с ним, не оставаться на уровне прежних отношений, исчерпавших свои возможности приемов. Если ребенку, стоящему на пороге нового этапа становления жизненных сил, предлагать прежние виды деятельности, это остановит его развитие. Если же в силу каких – либо неблагоприятных обстоятельств переключить ребенка на виды деятельности, соответствующие более низкому уровню развития, чем тот, который уже достигнут это приведет к деградации, спаду развития, интеллектуальному, эмоциональному обеднению личности. Эффективно вести воспитательную работу можно, лишь строя ее таким образом, чтобы она максимально содействовала развитию личности. Её расцвет – это цель, результат, к которому устремлен воспитатель. Нацеленность на максимальное развитие жизненных сил, способностей детей побуждает строить работу с ними более продуманно, постоянно внося в нее элементы нового.

Итак, наша задача, как педагога дополнительного образования, заключается в том, чтобы показать воспитанникам «другую картину мира», с ее многообразием выбора, многоликостью красок, огромной палитрой мыслей и чувств, прекрасными людьми, наконец, которым не безразлична судьба и становление маленького гражданина. При организации обучения, педагог должен учитывать мотивацию, предвидеть влияние деятельности на направленность личности ученика, учитывать противоречие, которое содержится в самой деятельности учения. Если учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены с учетом мотивационной сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию – к становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности. Правильно организованное воспитание неотделимо от естественного течения жизнедеятельности человека.

Личность характеризуется мерой ответственности перед другими людьми, ответственностью за выполняемую деятельность. А это значит, что педагог должен систематически формировать у детей ответственное отношение к выполняемой ими деятельности. Но ответственное выполнение деятельности предполагает не только положительную мотивацию у ребенка – желание что – то сделать, но и умение реализовать имеющиеся намерения, и помощником здесь должна стать семья, которая будет «работать» в тандеме педагог – родители. Умело выстраивая отношения с ними, правильный педагог найдет тот самый «ключик», который «откроет сердце и душу» ребенка и будет вести его за собой, увлекая в красочный мир открытий, свершений, интересных находок .

Роль педагога в формировании личности ученика очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог, воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение педагога-наставника- максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.

3. Значение дополнительного образования в творческом развитии личности ребёнка.

В современном образовании происходят значительные преобразования, меняются не только отдельные его стороны, но и общие концептуальные подходы. Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребенка выступает интеграция основного и дополнительного образования, реализация личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подходов, способных сыграть в жизни ребенка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, определении жизненного пути (Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, И.А.Зимняя, В.А.Караковский, В.М.Коротов, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, А.В.Петровский, В.А. Петровский, И.С.Якиманская, Е.А.Ямбург и другие).

Необходимо подчеркнуть, что эта взаимосвязь способна решать стратегические задачи современного образования:

  • обеспечивать непрерывность образования;
  • развивать в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;
  • осуществлять программы социально-психологической адаптации;
  • развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности и творческой активности ребенка.

Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Будучи связана с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга. Педагог должен обладать определенным типом мышления, что объясняется характером его деятельности. Особенностью педагогической профессии является ее двойственность: с одной стороны педагог должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития, с другой стороны, он должен в полной мере владеть предметом своей специализации. Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с обучающими, далее – передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, а так же выявление целей и концентрация детей на их достижение. Так, в профессии педагога дополнительного образования детей, умение общаться становится профессионально необходимым качеством.

В процессе развития педагогической профессии, у нее обозначились две социальные функции: адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с приспособлением человеческой личности к полноценному функционированию в сложившемся социуме. Содержание адаптивного воспитания человека зависит от времени и различных политических и общественных состояний. Гуманистическая направлена на гармоничное, полноценное развитие человека с учетом его индивидуальных особенностей, с позиции гуманистической направленности, педагог является хранителем человеческой личности, как величайшей ценности, остающейся неизменной при любых условиях. Обе эти функции должны реализовываться в комплексе, каждая из них играет важную роль в формировании личности.

Коллективный характер педагогической профессии имеет свои особенности. В отличие от других профессий, подразумевающих работу с людьми, педагог должен не только руководить и управлять, но так же сотрудничать. То есть конечный результат работы педагога зависит не только от его действий, но и от воздействий на ученика или ученический коллектив других педагогов, родителей, товарищей и множества окружающих факторов. Для организации активного и целенаправленного функционирования ученического коллектива требуется много усилий и педагогический опыт.

Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Доля творчества в работе педагога определяет его вклад собственных возможностей, способностей и усилий в свою деятельность.

Педагогическое творчество имеет обширную область применения и охватывает такие стороны педагогической деятельности, как планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. Опыт исследований в этой области показывает, что наибольшее творчество проявляют педагоги опытные, имеющие большое количество накопленной информации для исследований, анализа и выработки на основе этого нестандартных решений. Существуют некоторые наиболее общие правила эвристического поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач. Творчество педагога может проявляться не только в процессе реализации учебно-воспитательного процесса, но так же в собственном развитии и улучшении личных и профессиональных качеств. Только у педагога, относящегося к работе творчески, обучающиеся будут творческими саморазвивающимися личностями.

Деятельность педагога направлена на проектирование, конструирование учебного процесса и его осуществление. Исходя из того, что общепедагогические умения являются основой частных, специальных умений, а специальные, специфические умения являются особенным отражением интегральных, опираясь на структуру деятельности учителя, определены следующие умения (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин, М.Л.Фрумкин, А.И.Щербаков и др.):

– гностические (умения расширять свои знания, изучать опыт коллег, анализировать собственный опыт или исследование учащихся, учебного процесса и результатов педагогической деятельности);

– конструктивно-проектировочные (умения, связанные с анализом собственной деятельности и проектированием учебно-воспитательного процесса);

– организаторские (умения организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями);

– коммуникативные (умения, необходимые для взаимодействия и воздействия в динамике педагогического процесса и являющиеся условием обеспечения передачи информации в процессе педагогического общения);

– прикладные (умения, определяемые художественными, спортивными и иными способностями учителя, а также требованиями педагогической работы (пение, хореография, спорт и т.д.)).

Можно заметить, что представленные компоненты не только взаимосвязаны, но иногда и достаточно сильно пересекаются. Все компоненты педагогической деятельности образуют целостную динамическую структуру, в которой «одни компоненты, являясь стержневыми, играют ведущую роль, другие – второстепенную, подчиненную. Н.В.Кузьмина и А.И.Щербаков установили, что в деятельности учителя-мастера при ведущей роли одного или нескольких компонентов гармонически сочетаются все ее компоненты.

4. Новые информационные технологии обучения в дополнительном образовании детей

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». В принципе, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение, преобразование. Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:

  • проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
  • основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
  • монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Цели новых информационных технологий:

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  • Подготовка личности «информационного общества».
  • Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.
  • Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения новых информационных технологий:

  • Обучение – это общение ребенка с компьютером.
  • Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
  • Диалоговый характер обучения.
  • Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
  • Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект.
  • Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
  • Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
  • Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения.

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

-разбудить активность детей;

-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

-подвести эту деятельность к процессу творчества;

-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий – дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.

Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:

  • применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
  • проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
  • научить детей новым методам работы;
  • оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

5. Заключительная часть

Хорошо бы, на мой взгляд, внедрить в практику обучения педагогов дополнительного образования, психологическое обучение, которое помогло бы более правильнее выстраивать отношения с воспитанниками, коллегами, родителями.

Постоянное творческое профессионально-личностное самовоспитание поможет педагогу развить в себе необходимые качества и умения для того, чтобы овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, создать ту самую Творческую Мастерскую, где Главным Творцом будет Ребенок!

6. Список литературы:

1. Анисимов О.С. Учебная и педагогическая деятельность в активных формах обучения. – М., 1989.

2. Безрукова В. Образовательные технологии: ориентиры для выбора.// Директор школы. – № 8. – 1999

3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991

4. Варыхалов А.Ю. Компьютерные технологии в дополнительном образовании. История, тенденции, проблемы. /Путь к ребенку: вверх по ступеням Мастерства. – Санкт-Петербург, 2001.

5. Гузеев В.В. От методик к образовательной технологии. // Народное образование. – 1998. – № 7

7. Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. – М., 2006

8. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

9. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003

10. Михайлова Н.И., Юсфин С.М. Педагогика поддержки.- М., 2002.

11. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. 2-е изд., исправл. – М.: Новое знание, 2001.

12. Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. – М.: Народное образование, 2000.

13. Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. – М.: Народное образование, 2001.

14. Селевко Г.К., Селевка А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. – М.: Народное образование, 2001.

15. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и тренинги/перевод с нем. – М.: Генезис, 2003.

16. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. – М.: Класс, 1999.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *