Профессиональный портрет педагога дополнительного образования

Каким должен быть современный педагог

Эссе преподавателя МАУ ДО «Колтушская школа искусств»

Оглядываясь назад, я с огромным трепетом в душе и благодарностью вспоминаю своих первых педагогов, которые были и до сих пор остаются для меня личностями с большой буквы «Л». Идя, а, точнее спеша на очередной урок по специальности, я испытывала невероятный восторг и нетерпение от того, что мне предстоит узнать, услышать, сыграть. Особенно я замирала, когда преподаватель играла выбранные для меня произведения. Для меня они казались самыми лучшими, красивыми, неповторимыми.

Сейчас я сама педагог по классу фортепиано. В моем классе 12 учащихся. У меня нет «любимчиков», я никогда не делю своих учеников на «способных» и «неспособных», для меня они все равны. Детей невозможно обмануть, они все чувствуют и знают. Им передаются самые тонкие грани настроения педагога, порой даже мысли. А педагог, в свою очередь, улавливает расположение и самочувствие детей и направляет урок в нужное русло.

Итак, я постепенно перехожу к портрету или образу современного педагога дополнительного образования. Главная задача такого педагога, я считаю, чтобы ребенок не захотел уходить с урока. Что для этого нужно? Какими чертами характера, профессиональными и душевными качествами должен обладать современный учитель?

Прежде всего, педагог должен любить и понимать детей. Необходимо, на мой взгляд,  помнить, какими мы были в детстве, чаще ставить себя на место того или иного ученика. Нужно быть в меру требовательным, учитывая особенности и возможности каждого ребенка.

Чтобы зажечь в сердцах детей любовь к музыке, педагог должен сам любить дело, которым занимается. Важно постоянно совершенствоваться в выбранной профессии: принимать участие во всевозможных семинарах, мастер – классах, конференциях, проходить курсы повышения квалификации, выступать на школьных концертах, конкурсах, устраивать классные концерты, в том числе и выездные. Благодаря этому педагог будет интересен сам себе, своим ученикам и  их родителям.

Здесь, я думаю, необходимо сказать о большом объеме работы, которую следует проводить с родителями. Ведь, как показывает практика, ученики относятся к своему учителю так, как его видят и воспринимают их родители. Поэтому, педагог всегда открыто должен идти на контакт, своевременно решать возникающие в процессе обучения спорные вопросы, быть спокойным, доброжелательным и в то же время, твердо отстаивать свои позиции.

Конечно, на сегодняшний день у детей много соблазнов. Это и просмотр телевизора, компьютерные игры, интернет и т. д. И главная задача педагога – найти такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали не только содержательными и грамотно выстроенными, но и увлекательными, разнообразными, запоминающимися. Только тогда можно рассчитывать на сохранение интереса к музыке в дальнейшем.

Большую роль, на мой взгляд, играет выбранная для конкретного ученика

программа для исполнения. Нужно обязательно прислушиваться к ребенку, учитывать его вкусы и предпочтения, удовлетворять его потребности сыграть ту или иную понравившуюся музыку. А так же побуждать к концертным и конкурсным выступлениям, но ни в коем случае не давить и не настаивать, если ребенку по каким – либо причинам это трудно.

На эту тему можно говорить бесконечно, и здесь я, конечно, обрисовала далеко не полный портрет современного педагога дополнительного образования. Но,  мне кажется, что, уже обладая всеми вышеперечисленными качествами и умениями, педагог может вполне гармонично реализовать себя в выбранной профессии и подарить радость от общения с музыкой и, в целом, с искусством всем людям, с которыми сведет его судьба.

Дети – это цветы жизни, наше будущее поколение. Смотря в их глаза, хочется сделать для них мир ярче и добрее, окружит их заботой, поделиться своей теплотой и любовью. Поэтому я и решила, стать педагогом.

Оценить 1249 0

Портрет современного педагога дошкольного образования.

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

Сказано – сделано. Поступила в педагогический институт. За время учебы и педагогических практик , лишь утверждалась в том, что сделала правильный выбор своей профессии.

Что значит быть воспитателем?

Это значит любить, понимать и чувствовать ребенка, принимать его таким, каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка – быть самим собой.

У меня прекрасная профессия – дарить свою Любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю её в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству.

Профессия воспитатель – это не только профессия – это призвание. Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА тебя! Людей, которые носят это гордое звание, объединяет одно – они с радостью отдают своё сердце детям и не мыслят свою жизнь без этого!

Так возникает вопрос, каким должен быть воспитатель?

Одним из самых главных качеств, необходимых для работы в детском саду, я считаю любовь к детям. Как педагог, работающий в дошкольном учреждении, могу сказать, что намного важнее уметь находить общий язык с детьми, уметь понимать потребности, интересы и проблемы ребенка. Воспитатель должен суметь понимать ребенка в любой ситуации, сделать так, чтобы малыш с удовольствием ходил в детский сад и ничего не боялся. Воспитатель, это человек, который должен хотеть и уметь заботится о детях, любить детей. Работа педагога требует очень больших душевных затрат, терпения, желания научить ребенка и передать ему знания об окружающем мире.

Задача современного воспитателя – воспитать личность творческую, коммуникабельную, развить индивидуальные способности каждого ребенка. Для этого воспитатель должен быть сам личностью образованной, творческой, неординарной. Он должен много уметь и знать, чтобы дети ему верили, чтобы захотели всему научиться. Занятия с детьми должны быть целенаправленны на успех, на интерес, на познание. Педагог должен постоянно совершенствоваться, учиться, уметь идти в ногу со временем.

Так же педагог должен обладать педагогическим тактом, уметь общаться не только с детьми, но и с родителями. Воспитатель должен общаться с родителями, прислушиваться к их мнению, находить разрешение конфликтам. Воспитатель – это сложная и ответственная профессия. Здесь много требований и от родителей.

Для того, чтобы выстроить доверительные отношения с родителями, необходимо завоевать их уважение, доверие, расположить их к себе. Нужно стать авторитетным педагогом в их глазах. Завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей и родителей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности. Авторитет педагога – это важнейшее средство, как в воспитательном процессе, так и во взаимоотношениях с родителями. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства как профессия педагога.

По моему мнению, современный педагог дошкольного образования – это человек широкого кругозора, обладающий необходимыми знаниями в области педагогики, психологии, методики, компьютерных технологий, хорошо разбирающийся в проблемах воспитания и обучения детей, способный проявлять инициативность, самостоятельность в постоянно меняющихся педагогических ситуациях и креативность в организации образовательного процесса.

В конце хочу добавить, что воспитатель не должен ни при каких обстоятельствах не допускать грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку или родителям, так же к коллегам.

Воспитатель – это человек – добрый, чуткий, с большим сердцем, морально устойчивый, коммуникабельный; педагог – образованный, умный, обладающий современными методиками, личность – творческая, неординарная

Социально-педагогический портрет педагога дополнительного образования:

Профессионально значимые качества:

• умение создавать, созидать новое;

• способность противостоять сложившимся традициям и взгля­дам;

• умение видеть перспективы изучаемого объекта;

• способность принимать и преломлять любые идеи;

• принятие других такими, какие они есть;

• терпимое отношение к ошибкам;

• стремление к сотрудничеству;

• искренность с собой и другими;

• конструктивное, аналитическое и творческое мышление;

• речь ясная и аргументированная;

• умение поддерживать беседу;

• учитывание особенностей области познания;

• достаточный словарный запас;

• широкий круг чтения;

Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное об­разование обучающихся (воспитанников), развивает их разнообраз­ную творческую деятельность. Комплектует состав кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения. Обеспечивает педагоги­чески обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обуче­ния), исходя из психофизиологической целесообразности. Обеспечи­вает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников). Уча­ствует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обу­чающихся. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, спо­собствует их развитию, формированию устойчивых профессиональ­ных интересов и склонностей. Поддерживает одаренных и талантли­вых обучающихся (воспитанников), в том числе детей, имеющих от­клонения в развитии. Организует участие детей в массовых меро­приятиях. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожар­ной защиты. Участвует в деятельности методических объединений и в других формах методической работы. Повышает свою профессио­нальную квалификацию.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Рос­сийской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, ги­гиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), основы их творческой деятельности: методику поиска и поддержки талантов; содержание, методику и организацию науч­но-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздорови­тельно-спортивной, досуговой деятельности, отдыха и развлечений; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциа­ций; нормы и правила охраны труда, техники безопасности и проти­вопожарной защиты”.

Требования, предъявляемые к педагогам дополнительного об­разования, как видно, предполагают непрерывное самообразование и регулярное повышение их квалификации.

В настоящее время на всех уровнях, от общегосударственного до городского, осуществляется такое повышение квалификации. На уровне страны – в Академии повышения квалификации работников образова­ния, на уровне регионов, республик, областей в республиканских, обла­стных институтах повышения квалификации, на уровне города – в го­родском институте повышения квалификации.

Процедура аттестации педагогических кадров заключается в том, что ежегодно каждый педагогический работник имеет право по­дать заявление в аттестационную комиссию с указанием категории, на которую он претендует, и обосновать это результатами своего труда.

В зависимости от категории, указанной в заявлении, аттестацию будут проводить эксперты и комиссии разных уровней в соответствии с положением, принятым в регионе. Срок действия решения аттеста­ционной комиссии – 5 лет. Специалист имеет право на досрочную аттестацию в установленном порядке.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите основные должностные обязанности педагога дополнительного образования.

2. Раскройте взаимосвязь между мотивацией и стилем педагогической деятельности педагога дополнительного образования.

3. Какое значение играет творчество педагога дополнительного образования в востребованности данного образования?

4. Профессионализм как основа деятельности педагога дополнительного образования.

5. Раскройте особенности деятельности педагога дополнительного об­разования в системе повышения квалификации кадров.

6. В чем заключаются особенности деятельности педагогиче­ского коллектива учреждений дополнительного образования?

1. Выберете правильный ответ.

2. Выберете правильный ответ.

Неотъемлемый компонент базового образования; фактор добровольности по отношению к обязательности базового; фактор развития, наполнения, совершенствования, дополнения базо­вого образования в течение всего жизненного пути личности – это:

а) Определение образования;

б) Дополнительное образование;

в) Цель образования;

г) Методика образования.

3. Соотнесите пути психолого-педагогической подготовки преподавателей негуманитарных профи­лей начальной, средней и высшей профессиональной школы с их содержанием:

4. Выберете правильный ответ.

Какая из приведенных ниже моделей соответствует четырехуровневой модели обучения иностранному языку:

а) «начальная школа – средняя школа – старшая школа – вуз”;

б) «детский сад – начальная школа – средняя школа – старшая школа”;

в) «средняя школа – старшая школа – цен­тр дополнительного образования – вуз”.

5. Соотнесите типы учреждений дополнительного образования с уровнями и видами дополнительного образования:

6. Соотнесите уровни административного (территори­ального) деления города:

7. Выберете правильный ответ.

“Педагогический работник, в задачи которого входит обучение и воспитание учащихся с учетом спе­цифики преподаваемого предмета, формирование общей культуры лич­ности, социализации, осознанного выбора и освоение профессиональ­ных программ” – это:

8. Выберете правильный ответ.

К лицам, осуществляющим образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми, относятся:

б) педагоги дополни­тельного образования детей и педагоги-организаторы;

в) администрация, управленцы;

г) специалисты профильных направлений.

9. Выберете правильные ответы.

К профессионально значимым качествам педагога дополнительного образования относятся:

а) умение создавать, созидать новое;

б) широкий круг чтения;

в) способность противостоять сложившимся традициям и взгля­дам;

г) социальная совесть;

д) умение видеть перспективы изучаемого объекта;

е) способность принимать и преломлять любые идеи.

10. Согласны ли Вы с данным утверждением?

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Профессиональный портрет педагога дополнительного образования

Яхимович Анастасия Викторовна работает в должности педагога дополнительного образования с 01 сентября 2016 г. За 4 года работы в качестве педагога дополнительного образования зарекомендовала себя грамотным, эрудированным, творчески работающим педагогом.

Анастасия Викторовна имеет высокий уровень научно-теоретической подготовки в области современной педагогики и психологии, методики обучения и воспитания, эффективного педагогического опыта, владеет системой современных педагогических методов и технологий, методами рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности.

Яхимович А.В. в полном объёме выполняет свои функциональные обязанности, строго соблюдает правила внутреннего распорядка.

Ведущая идея данных программ — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации, а также развитие мелкой моторики и ручной умелости. Программы ориентированы не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные формы и методы работы: объяснительно-иллюстративный метод и сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися, беседы, выставки, виртуальные экскурсии. Занятия строятся таким образом, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам. Программы способствуют расширению и углублению знаний учащихся по истории развития декоративно-прикладного творчества Беларуси и других стран, формированию умений и навыков по направлениям деятельности, развитию фантазии, образного, ассоциативного и логического мышления, творческой активности и самостоятельности, а также воспитанию трудолюбия, творческой инициативы, отзывчивости на художественный вымысел, бережного отношения к культуре.

На занятиях объединений по интересам педагог дополнительного образования создаёт условия для эффективного обучения и воспитания учащихся: чётко продумывает цель и задачи; создаёт атмосферу взаимного уважения, доверия; осуществляет мотивационную и коррекционную деятельность.

Применение педагогом современных методов обучения и воспитания в сочетании с традиционными приёмами способствует максимальному погружению членов объединения по интересам в процесс творческой работы. С целью развития творческих способностей педагог использует активные методы, приёмы и формы обучения.

Анастасия Викторовна взаимодействует с классными руководителями, педагогами-предметниками, родителями учащихся, СППС, общественными организациями.

Педагог всегда доброжелательна, отзывчива. Принимает активное участие в общественной жизни школы. Отличается высокой исполнительской дисциплиной, ответственностью, уважительным отношением к людям.

Учитель является ключевой фигурой, определяющей реформу образования. Однако у учителя, преподавателя системы начального и среднего профессионального образования, множество проблем, особенностей, потребностей, о которых мало кто знает. От этого зависит дальнейшая модернизация образования, развитие всей системы образования.

И.И. Соколова, директор Института педагогического образования РАО, доктор педагогических наук, профессор.

Учитель является ключевой фигурой, определяющей реформу образования. Однако достаточно ли мы знаем о реальных проблемах, особенностях, потребностях современного учителя, преподавателя системы начального и среднего профессионального образования, о его готовности или неготовности к осуществлению реформ, адекватно ли оцениваем риски? От этого зависит, сможем ли мы помочь учителю в его ответственном, сложном, требующем высочайшего профессионализма труде и, в конечном счете, успех всей образовательной реформы. Для ответа на этот вопрос необходимы исследования, и результаты одного из них, проведенного коллективом Института педагогического образования РАО (ИПО РАО), хотелось бы кратко представить*.

По мнению самих педагогов, обществу и государству их профессия и труд в последние десятилетия реформ были мало интересны (на это указывают соответственно 39,0 % и 43,0 % респондентов). В исследованиях выявлены также неудовлетворенность оплатой труда, финансированием школы и уровнем социального обеспечения педагогов.

Наше исследование позволило выделить три типа личности современных педагогов. Педагоги первого типа тяготеют к узкому коммуникативно-ролевому взаимодействию с обучающимися. Базовыми компонентами его личности выступают коммуникабельность, требовательность и определенная отстраненность в отношениях с подростками. При этом за исследуемый период у них исчезли качества, выражавшие их уважительное отношение к обучающимся.

Педагогов второго типа отличают следующие качества: юмор и доброта в отношениях с обучающимся, открытость и требовательность, но на основе уважения личности обучающихся.

Так, большая часть педагогов (48%) отметили, что будут плодотворно трудиться, как и ранее (см. Диаграмма 1).

Профессиональный портрет педагога дополнительного образования

Были выявлены и факторы, препятствующие продуктивной профессиональной деятельности педагогов. Наибольшую значимость в нашем исследовании у педагогов имел фактор отсутствия должного технического обеспечения учебного процесса, поскольку творческие успехи связываются с возможностью использовать достижения информатизации в учебном процессе. Для эффективного использования ИКТ в обучении необходимо компьютерное оборудование рабочего места педагога, но, например, 20% из опрошенных не имеют возможности готовиться к занятиям (нет доступа к средствам ИКТ) ни на своем рабочем месте, ни дома.

Учителя также подняли вопрос о необходимости поддержки и помощи молодому учителю, введении института наставничества. В связи с этим требуется возрождение или укрепление в школе методической службы. Отмечается насущная необходимость института интернатуры для начинающих учителей.

“Профессионализм педагога дополнительного образования”.

“Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости. Профессионализм педагога – это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа.”

Если попытаться определить наиболее важные факторы, влияющие на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования, то таким фактором будет профессионализм педагога: только рядом с мастером может вырасти другой мастер, а воспитать личность может только другая личность, кроме того, лишь у мастера можно научиться мастерству.

Поэтому профессионализм педагога – основа для формирования и развития личности ребенка.

В чем же заключается профессионализация? Подходов к определению этого понятия много.

На мой взгляд, интересна точка зрения тех специалистов,   которые   рассматривают   профессионализацию   как   целостный непрерывный процесс становления личности специалиста. Процесс профессионализации — это одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешаются специфические противоречия, присущие социализации в целом.

С момента выбора профессии ведущим противоречием профессионализации становится степень соответствия между личностью и профессией, что является главным условием высокого профессионального мастерства любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого. Не зря говорят, что нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом.

Процесс профессионализации проходит несколько стадий, – отмечает Фомина Л.В.(г. Ярославль) – где осуществляется взаимное согласование выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении человека к выполнению им профессиональной деятельности может свидетельствовать тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в деятельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносятся изменения в саму деятельность. Только в этом случае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Тем самым можно говорить не только о прямой зависимости способностей и деятельности, но и обратной, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изменения».

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности и профессионализма.

Н.Д. Левитов выделяет некоторые особенности личности, необходимые для выполнения им профессиональной деятельности:

1) Способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества.

2) Знания и навыки, необходимые для работы. Это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт.

3) Склонность и желание работать, к чему относятся такие качества как воля, мотивация. При этом следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное влияние как на познавательные процессы, так и наличность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Кроме этого следует учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, высокое развитие которых свидетельствует о большом профессионализме работника. Н.Д. Левитов выделяет следующие:

Здесь имеется в виду такая безвредность, при которой нет истощения сил, т.е. человек восстанавливает свою работоспособность после отдыха.

Фомина Л.В. отмечает, что «важным является и наличие у специалиста позитивной самооценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке работника со стороны коллег.

Критериями того, что человек считает себя профессионалом, может служить степень зависимости от внешнего признания его профессионализма (публичные благодарности, признание руководителей, грамоты, чтобы все приветствовали и т.п.).

Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм».

Высокая экспертная оценка, безусловно, является показателем профессионализма человека. Критериями этого может быть занятие у этого специалиста детей сотрудников, приход детей или взрослых по рекомендации коллег, консультации коллег по профилю специалиста. Частота обращений к работнику по проблематике, связанной с его профессиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.

Немаловажную роль играет способность специалиста адаптироваться к неблагоприятным условиям деятельности, а также его социализированность в целом. Поскольку высокий интеллект может остаться только потенциальной возможностью человека, если личностные качества не позволяют применять этот интеллект. Например, человек может обладать высоким уровнем развития способностей, но конфликтные особенности личности не позволяют ей эффективно реализоваться. К конфликтным особенностям относятся постоянное подсчитывание кто сколько времени отработал, кто сколько получил за это, претензии в очередности получения социальных благ, стремление установить очередность в отношении каких-либо мероприятий. Это так называемые спорщики, которые скорее реализуют во вне свое внутреннее напряжение, нежели действительно пытаются предлагать решение проблемы. Их личная позиция чаше всего бывает пассивного характера, т.е. дальше возмущения дело не идет.

Психологами установлено, что удовлетворенность трудом активно влияет на эффективность профессиональной деятельности, а именно: чем выше удовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности, тем выше эффективность труда человека. Следовательно, от человека всегда всем недовольного, возмущающегося и критикующего, ожидать высокого профессионализма не приходится.

При этом человек относит себя к категории удовлетворенных или неудовлетворенных деятельностью, используя систему личностных критериев (то есть это вещь субъективная). Строгость этих критериев зависит от уровня притязаний личности. При прочих равных условиях удовлетворенность трудом будет: выше, чем ниже уровень притязаний.

Здесь мы опять возвращаемся к тому внутреннему состоянию и ощущению себя как профессионала и личности. Внешнее поведение и состояние полностью зависит от внутреннего и им регулируется. Поэтому очень важно уметь сохранять и поддерживать здоровое психическое состояние, тем более что деятельность педагога подвержена довольно сильным стрессовым нагрузкам. Об исключительной пластичности нашей нервной системы И.Л. Павлов писал, что она в высочайшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Но для того, чтобы это все происходило, необходимо в этом направлении предпринимать какие-то действия. С.Белканов пишет, что 5-10 минутная тренировка центральной нервной системы должна стать для педагога делом привычным, как утренняя гимнастика. Каким образом можно регулировать свое психическое состояние?

1) Саморегуляция эмоциональных состояний может осуществляться через внешнее проявление эмоций. Эмоциональное напряжение пойдет на убыль, если внимание человека переключается от причины эмоции на их проявление — выражение лица, позу и т.д. Обозначение эмоционального состояния словами и разговор о том, как оно протекает, также способствует снижению напряжения.

А вот разговор о причине появления состояния только усиливают эмоциональные переживания.

2) Умение управлять своей мимикой. Это и расслабление мышц лица, и мимическая гимнастика перед зеркалом, и простое делание «рож» перед зеркалом.

3) Управление тонусом скелетной мускулатуры. Сюда относятся медитативные техники, тренинговые упражнения на расслабление мускулатуры, занятия спортом.

4) Управление темпом психических процессов. Сейчас разработан и довольно эффективен комплекс дыхательных упражнений; лучше, конечно, заниматься этим группе и под руководством тренера, однако можно и самостоятельно «продышать» психическое напряжение.

Наличие в арсенале человека быстрых и медленных темпов движения также способствует регуляции психического состояния и поддержанию психического здоровья. При волнении лучше выбирать медленный темп движения и высказывания. Не следует откладывать сегодняшние дела на завтра.

5) Необходимо создавать ситуации для психической разрядки. Это могут быть игры, прогулки, физические нагрузки, хобби — все, что может помочь восстановить душевное состояние.

Таким образом, профессионализм педагога, являясь важным фактором развития личности ребенка, должен обязательно сочетаться с его физическим и психическим здоровьем.

Профессиональный портрет педагога дополнительного образования – проблема внешкольной педагогики. Профессиональные и человеческие качества педагога-внешкольника в отсутствии науки «внешкольная педагогика» являлись и продолжают являться критерием эмпирики, ориентирами для подрастающих поколений человеческой доброты, тем магнитным полем, вокруг которого концентрируются и сохраняются многие годы детская любознательность, интерес к науке, творчеству, желание «делать себя с него».

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества №1»

(МАОУ ДОД «ДДТ №1»)

652150, Кемеровская обл., г.Мариинск, ул.Ленина,8

Разработка методического совета                                                       “Педагог дополнительного образования – профессионал.            Какой он?”

Наталья Николаевна, методист

Эти слова поэта полностью относятся к удивительной профессии – педагог дополнительного образования. “Труд, творчество, талант” – три важных понятия, неразрывно связанных с профессией педагога-мастера. Каждый педагог дополнительного образования выбирает свою дорогу к Мастерству: кто – то начинает ее с красного диплома в педагогическом институте или колледже, кто-то по зову сердца и складу ума, особому чувству долга или ответственности за проблемы детства приходит в дополнительное образование со своей уникальной профессией – “Успехом творчества” и постигает педагогику через самообразование. Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж. Далее следует вкус к жизни, умение общаться с людьми.

Методический совет на тему

“Педагог дополнительного образования – профессионал, какой он?”

  • Выявить представление педагогов “Дома детского творчества №1” о понятии “педагог-профессионал” и согласовать их в коллективе.
  • На основе выявленных представлений педагогов составить обобщенный качественный “портрет” современного педагога-профессионала и сравнить его с “портретом”, который сформулирован в нормативных документах.

Сформулированные цели затрагивают один из важных вопросов:

В ходе методического совета каждый педагог имеет возможность высказать свое мнение, обосновать его, услышать одобрение или несогласие с ним коллег.

Одним из ведущих факторов, влияющих на результативность учебного процесса в нашем учреждении дополнительного образования, является не столько желание администрации учреждения и ее обоснованная управленческая деятельность, сколько педагогически грамотная, слаженная и целенаправленная работа педагогического коллектива, каждый член которого осознает свое профессиональное мастерство и, как следствие, свой профессиональный долг.

Образно говоря, наше учреждение можно представить в виде дерева, которое растет на общественной почве и дает ему свои плоды. Каждое объединение – отдельная ветвь на стволе этого дерева. А каждый листик – это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева – морально-психологические качества личности учащихся.

Хороший педагог в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих. Организационная культура нашего учреждения в целом создает необходимые условия для того, чтобы ее выпускники были подобны плодам из хорошего сада, в котором работает умный садовник.

Задача первого этапа методсовета: “Составить профессиональный портрет современного педагога дополнительного образования”.

Попробуем составить портрет в ходе деловой проективной игры  (время работы 5 – 6 минут).

Для удобства и скорости работы на этом этапе каждому участнику педагогического совета ранее была предложена анкета для самостоятельного заполнения, которая включает следующие вопросы: что должен знать и уметь педагог, качества личности педагога, мнение о современном педагоге дополнительного образования.

Задача второго этапа: в ходе коллективного обсуждения выявить представления педагогов о понятии «педагог-профессионал».

Руководитель группы, пользуясь своим плакатом, обосновывает позицию группы, объясняя, почему то или иное качество, свойство, значение должны быть присущи педагогу-профессионалу. Остальные участники педсовета могут задавать вопросы, выступать в качестве оппонентов. В сводной таблице (таблица 1) фиксируются позиции, которые одобрены большинством педагогов

Уважаемые коллеги, обратите ваше внимание на таблицу, которая составлена на основании требований к профессиональному труду педагогов, представленных в нормативных документах по аттестации педагогов дополнительного образования, с целью: выявить, насколько наш “коллективный портрет” педагога-профессионала соответствует “нормативному”.

Наши знания о самих себе поверхностны, что может быть помехой в определении.

  • Для успешной деятельности необходимо переосмыслить свои представления о себе как о профессионале;
  • Следует четко знать квалификационные требования, которые предъявляются к педагогу в ходе аттестации;

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

  • быть чутким и доброжелательным;
  • понимать потребности и интересы детей;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • обладать широким кругом интересов и умений;
  • быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
  • обладать чувством юмора;
  • располагать творческим потенциалом;
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Любому педагогу важно уметь регулировать свое психо-эмоциональное состояние. В овладении своим эмоциональным миром большую помощь могут оказать автогенная тренировка, медитация, тренинги. Я предлагаю вам зачитать несколько педагогических настроев.

(каждый участник методсовета получает педагогические настрои, затем каждая группа зачитывает по одному настрою)

Настрой на учебное занятие.

Сейчас я должен быстро настроиться на предстоящее занятие. Мысленным взором я охватываю всех детей, находящихся в кабинете. Я хорошо чувствую атмосферу и настроение моих детей. Я могу видеть их всех вместе и каждого по отдельности и знаю, что надо сказать каждому. Я четко представляю себе план занятия и что я должен на нем сегодня делать. Я готов к непредвиденным ситуациям, и у меня есть на них некоторый резерв времени. Во время занятия я буду обязательно выкраивать несколько секунд времени для передышки и расслабления от делового напряжения. Я внутренне собран и освещен улыбкой.

Настрой на проверку.

Сегодня ко мне на занятие придут проверяющие. Для меня это не очень приятно, как не приятно бывает всегда, когда тебя кто-то контролирует. Я знаю свой материал хорошо, план занятия я держу в голове. Мне нечего волноваться. Я собран и спокоен.

Если же я почувствую, что от присутствия проверяющего начинаю терять самообладание, я тут же надвину на него матовый стеклянный колпак, с тем чтобы не видеть и не замечать его. Так что вперед, к победе!

Настрой на серьезный разговор.

Сейчас мне предстоит трудный и важный разговор. От его исхода зависит успех моего дела, которому я служу. Я сосредотачиваюсь, собираюсь с мыслями, активизирую все свои внутренние возможности и весь свой профессиональный опыт.

Я готов к неожиданным вопросам и знаю, как надо на них ответить. Как хороший боксер я могу держать удар.

Все свои сильные аргументы я отчетливо вижу и держу в голове. Я готов пустить их в ход и знаю, как и когда это нужно сделать. Я верю в свои силы и возможности. Я знаю, я верю, я все преодолею.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

  • способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;
  • знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;
  • склонность и желание работать, иначе — воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессионализме работника. Это необходимая скорость работы, точность работы, безвредность работы для психофизиологического состояния организма человека, когда нет истощения сил и человек восстанавливает свою работоспособность после отдыха.

Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т.д. Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм. Высокая экспертная оценка является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег по профилю специалиста. Частота обращений к работнику по проблематике, связанной с его профессиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.

Немаловажную роль играет способность специалиста адаптироваться к неблагоприятным условиям деятельности, а также его социализированность в целом. Развитый интеллект может остаться только потенциальной возможностью человека, если личностные качества не позволяют его применять.

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности .

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • работа в методических объединениях, творческих группах;
  • освоение новых педагогических технологий;
  • различные формы педагогической поддержки;
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  • обобщение собственного педагогического опыта;

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

  • педагогическая направленность – важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;
  • педагогическое целеполагание – умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;
  • педагогическое мышление – овладение системой средств решения педагогических задач;
  • педагогическая рефлексия – способность педагога к самоанализу;
  • педагогический такт – отношение к ребёнку как главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу дополнительного образования является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность педагога  – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//Вопросы психологии, 1987, № 4.

Ярошевский М. Г. Идеи Б. М. Теплова о переживании как феномене культуры. // Вопросы психологии, 1997, № 4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *