Психолого-педагогические технологии в системе дополнительного образования

Общество выбирает «цифру»

Виртуальные классы, интерактивные устройства, VR и другие технологии повышают успеваемость, способствуют любознательности и в целом гармонизируют процесс обучения. Об этом говорит мировая статистика. По данным BuiltIn, 92 процента учителей положительно оценивают влияние технологий на образование. По версии Project Tomorrow, 59 процентов учащихся средней школы уверены, что цифровые образовательные инструменты повысили их результаты.

Семьи не остаются в стороне. В сентябре 2021 года ВЦИОМ представил данные опроса россиян, согласно которому 46 процентов родителей согласны, что использование цифровых технологий положительно влияет на качество обучения.

К сожалению, пока лишь 10 процентов школ могут похвастаться высокой оснащенностью. И это мировая, а не российская статистика: даже в прогрессивной Европе в некоторых регионах оснащены всего 35 процентов школ. Но есть технологии, без которых представить современное образование становится все труднее.

Интерактивные устройства

Интерактивные устройства — это техника, которая позволяет пользователю взаимодействовать с отображаемым материалом с помощью экрана touch screen.

Психолого-педагогические технологии в системе дополнительного образования

Психолого-педагогические технологии в системе дополнительного образования

Психолого-педагогические технологии в системе дополнительного образования

Для каких предметов подходят

Все гуманитарные, точные, естественные науки и творческие классы. На интерактивных устройствах легко работать с орфограммами, решать задачи, путешествовать по разным странам на уроках географии и истории, составлять схемы и таблицы и многое другое.

Как улучшают учебный процесс

Добавляют геймификацию и глубже вовлекают в учебу.

Одновременное воздействие через визуальные, аудиальные и кинестетические каналы повышает эффективность усвоения знаний.

Совместная работа способствует социализации и коммуникации. Позволяет кооперироваться и создавать творческие и научные проекты. Это принципиально важно для развития компетенций будущего.

Стоимость таких устройств разнится от 30 000 до 400 000+ рублей

«Исходя из нашего опыта поставок, сейчас наиболее популярные устройства — это интерактивные панели. В комплекте с мобильной стойкой это самое универсальное решение, которое подходит для решения большинства образовательных задач. Например, все федеральные проекты, которые входят в нацпроект „Образование“, предполагают поставку именно этих устройств».

Голограммы

Голограмма — это объемное изображение, воспроизведенное интерференцией волн.

Голограммы используются в шоу-бизнесе, в современных музеях, на выставочных стендах. Это идеальный способ изучить объект во всех подробностях. Именно это свойство технологии пригодилось в образовании: у учеников формируются в прямом смысле слова «объемные» представления об исследуемом объекте или явлении.

В современном мире голограммы практически полностью перебрались в виртуальность и превратились в «цифровую голографию». Теперь объемные модели рассматривают с помощью очков виртуальной реальности. А практически взаимодействовать с голограммами позволяют специальные высокотехнологичные AR-устройства наподобие HoloLens.

Стоимость голографических устройств разнится от 1000 (очки) и 9000 (3D-проекторы-«вентиляторы») до 350 000 (HoloLens) рублей.

Психолого-педагогические технологии в системе дополнительного образования

Естественнонаучные, история, геометрия — те предметы, в которых особенно важна визуализация объектов.

Повышают вовлеченность тем, что детально визуализируют сложные объекты. Голографические изображения не только позволяют  рассмотреть все в деталях, но и «разобрать» на части. Например, человеческое сердце или самолет. Вау-эффект от использования «прикольного» оборудования на уроке также повышает интерес детей.

В США уже в 2018 году более четверти школ были оснащены VR и AR-гаджетами, включая упомянутые HoloLens. Для России это пока недостижимый показатель. Правда, в 2021 году в вузах появились голографические лекторы, но это пока еще не регулярная практика.

«Рынок образовательных голографических технологий сейчас находится на стадии развития. Кейсов работы с голограммами не так много, а, кроме самих устройств, далеко не всегда получается найти качественный образовательный контент. Чаще всего в России — в кванториумах, центрах дополнительного образования — используют программное обеспечение Robot Virtual Worlds для робототехники и конструктор AR- и VR-проектов EV Toolbox. Этот софт рассчитан на группу до 15 человек. В комплекте с мощными графическими станциями это позволяет детям успешно работать с элементами виртуальной реальности».

VR (виртуальная реальность)

VR — технология создания компьютерных миров, в которые можно погрузиться с помощью иммерсивных устройств (шлемов, перчаток, наушников).

Большинство обучающих VR-программ доступны только для пользователей со знанием английского языка хотя бы на базовом уровне. На русский переведено пока крайне мало.

Оснастить весь класс шлемами виртуальной реальности и провести урок внутри египетских пирамид или Лувра — затея столь же заманчивая, сколь и дорогая. Стоимость таких устройств разнится от 30 000 до 265 000 рублей, не считая программного обеспечения.

Психолого-педагогические технологии в системе дополнительного образования

Для каких предметов подходит

Естественнонаучные, геометрия, техника, медицина, физкультура — здесь важен эффект полного погружения, поэтому можно использовать как для виртуальных лабораторий и научных экспедиций, так и для подвижных занятий. К тому же только VR сегодня позволяет ученикам проводить сложные опыты и эксперименты, которые оффлайн сделать было бы просто нереально ввиду небезопасности.

Как улучшает учебный процесс

По данным исследований, вовлеченность в предмет при использовании VR в полтора-два раза выше, чем при работе с привычными носителями информации (в том числе с видео и инфографикой!). Это и неудивительно, ведь ученик в буквальном смысле погружается в предмет. Вместе с геймификацией это в разы повышает эффективность усвоения материала.

Виртуальная реальность снимает фактор стеснения при работе над заданиями: ребята оказываются «в домике» при использовании индивидуальных приборов. Это помогает отстающим. Помимо креативности и памяти, VR развивает EQ и эмпатию. «Внутри» оживающих картинок школьники активнее сопереживают героям.

«Начать знакомиться с VR можно с простых и очень бюджетных устройств. Например, Google Cardboard — устройство, которое сделано из обычного картона. К нему добавляются специальные линзы, в которые помещается современный смартфон. Изображение с гаджета фокусируется на глазах человека и возникает VR-эффект. Подобное устройство дети могут сами собрать на дополнительных занятиях, а линзы напечатать на 3D-принтере».

Нередко интерактивные решения воспринимаются как ненужные нововведения — бессмысленное развлечение в угоду времени или повышения стоимости «образовательной услуги». Между тем новые форматы — необходимость в мире, где новые поколения становятся практически невосприимчивы к старым носителям информации. Интерактивные технологии увлекают, фиксируют внимание, придают занятиям динамики. И как следствие — повышают эффективность обучения.

  • Виртуальные реакторы и 3D-экскурсии по Парфенону: как VR незаметно изменил традиционное образование
  • Почему стоит подарить своему учителю интерактивную панель?

Партнерский материал

педагог дополнительного образования

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Также вас может заинтересовать

  • Методическое сообщение на тему: “Стабильность как основа концертного выступления”
  • “Волшебный мир музыки”
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
  • Рабочая программа учебной дисциплины “Вокальный ансамбль”
  • Рабочая программа по учебному предмету “КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС”

Психолого-педагогические технологии в системе дополнительного образования

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

К интерактивным технологиям относятся : технология развития критического мышления, технология проведения дискуссий, дебаты, тренинговые технологии , технология – алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)

Интерактивные технологии — это технологии , в которых обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *