Расшифрована телеграмма Департамента дополнительного профессионального образования Минобразования России и Академии Минобразования

В соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 1, ст. 41), пунктом 1 и подпунктом 4.2.8 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343; 2022, N 14, ст. 2257), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНприказом Министерства просвещенияРоссийской Федерацииот 2 августа 2022 г. № 653

Пункт 29 Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 апреля 2022 г. N 243 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 мая 2022 г., регистрационный N 68480).

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» (ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России») является унитарной некоммерческой организацией, созданной для осуществления образовательных, научных и иных функций некоммерческого характера.

Функции и полномочия учредителя Академии осуществляет Министерство просвещения Российской Федерации.

Основными целями деятельности Учреждения являются:

  • удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей общества в профессиональном развитии педагогических и (или) научных работников, обеспечение соответствия их квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды;
  • организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • проведение фундаментальных, прикладных и поисковых научных исследований в целях реализации государственной политики в сфере образования, научной и научно-технической деятельности;
  • распространение знаний среди специалистов и широких групп населения, повышение их образовательного и культурного уровня;
  • комплексное исследование и развитие информационных технологий и телекоммуникаций в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности;
  • развитие и использование перспективных информационных технологий, телекоммуникаций;
  • создание единого научно-технического информационного и телекоммуникационного пространства;
  • создание новых форм развития образования детей и молодежи, направленных на удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном совершенствовании, формирование и развитие их творческих способностей, а также на организацию их свободного времени, обеспечение их адаптации к жизни в обществе, профессиональную адаптацию;
  • осуществление функций федерального координатора деятельности сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в субъектах Российской Федерации;
  • осуществление функций центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

Расшифрована телеграмма Департамента дополнительного профессионального образования Минобразования России и Академии Минобразования

3:19Media is too bigVIEW IN TELEGRAM

Министр просвещения поприветствовал участников IV Всероссийского форума молодых педагогов «Педагог: Профессия. Призвание. Искусство»📍 Он ещё раз напомнил о том, что всё больше выпускников педагогических вузов и колледжей приходят на работу в школы. Педагогическое образование на третьем месте по популярности после медицинского направления и информационных технологий.

«Мы делаем всё для того, чтобы развивалось образование: утвердили единые программы, переходим к единым учебникам, максимально делаем всё для повышения престижа профессии учителя», – отметил Сергей Кравцов.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов выступил на пленарном заседании Форума молодых педагогов в Гатчине

IV Всероссийский форум молодых педагогов «Педагог: Профессия. Призвание. Искусство», объединивший более 200 педагогов в возрасте до 35 лет из 74 субъектов Российской Федерации, прошел в г. Гатчине Ленинградской области 25‒26 апреля 2023 года. На пленарном заседании форума выступил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

«Форум – это событие, которое в Год педагога и наставника имеет особенное значение. С каждым годом все больше молодых выпускников педвузов и колледжей приходит в школы, и это очень отрадно. Форум, прежде всего, – это пространство для диалога, обсуждения стоящих перед вами задач. Мы делаем все для развития образования: утвердили единые программы, переходим к единым учебникам, повышаем престиж профессии учителя. Реализуется целый ряд мер и направлений, которые делают нашу систему образования суверенной, лучшей в мире», – подчеркнул Министр в приветственном слове.

Участников форума поприветствовал Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко: «За вами будущее образования России. Насколько вам будет интересно самосовершенствоваться, развиваться, эволюционировать, настолько и будет развиваться образование. Очень важно, чтобы вы хотели развиваться, чтобы вам было интересно работать, чтобы вам хотелось прийти в школу. Меня радует, что молодой учитель меняется, приходит больше ребят, появляются новые подходы, другой взгляд на профессию».

В панельной дискуссии принял участие директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Алексей Благинин: «Сегодня здесь молодые учителя практически из каждого уголка Российской Федерации, от Херсона до Камчатки, и это значит, что будет честный, профессиональный разговор и совместная интересная работа. Очень надеюсь, что всем миром, все вместе: и мудрые Народные учителя, и амбициозные молодые педагоги – мы построим наш общий дом – Россию и наше общее дело – российскую школу».

В формате открытого микрофона эксперты обсудили наиболее актуальные для молодых педагогов темы: конкурсное движение и социальные сети в развитии молодого учителя; интеграция новых территорий в российское образовательное пространство; диалог молодого педагога и власти с целью реализации проектов в сфере образования; организация работы и дополнительное образование для молодого наставника.

2⃣ Второй день форума был посвящен обмену профессиональным опытом. На базе дошкольных, школьных и средних специальных образовательных организаций г. Гатчины участники форума провели профориентационные мастер-классы для обучающихся «Хочу быть учителем». В ходе мастер-классов молодые педагоги говорили о смысле, важности и ценностях педагогической профессии.

Завершением программы форума стала творческая встреча с Народным учителем России Зоей Георгиевной Найдёновой и торжественный прием от имени Губернатора Ленинградской области.

Всероссийский форум молодых педагогов «Педагог: Профессия. Призвание. Искусство» уже на протяжении четырех лет является центром притяжения активных, талантливых и успешных молодых учителей со всей России, площадкой для обмена передовым профессиональным опытом, выработки прорывных решений для развития системы образования и обсуждения наиболее насущных вопросов.

Новый образовательный VR-фильм Академии Минпросвещения России расскажет о космодроме «Восточный» Семь лет назад, 28 апреля 2016 года, с нового российского космодрома «Восточный» – одного самых масштабных проектов России ХХI века – был произведен первый запуск ракеты, который стал историческим событием для космической отрасли нашей страны. Помимо того, что космодром «Восточный» – это пусковая площадка, это также огромный узел связи, оснащенный самым современным оборудованием для управления космическими полетами.

Новый образовательный фильм Академии Минпросвещения России «Наш космос», созданный по технологии видео 360, позволит российским школьникам совершить виртуальное путешествие на космодром «Восточный» – новую космическую гавань нашей страны.

Специалисты космодрома расскажут ребятам о различных этапах подготовки ракеты к старту, а также о перспективах, которые открыл перед российской космонавтикой ввод нового космодрома. Премьера фильма состоялась в День космонавтики – 12 апреля, и за две недели его посмотрели тысячи школьников в разных регионах нашей страны.

Смотреть фильм можно с помощью интерактивной доски, персонального компьютера, мобильных устройств или VR-очков, в том числе сделанных своими руками.

Образовательный VR-фильм «Наш космос» доступен для просмотра и скачивания на сайте Академии Минпросвещения России в разделе «Образовательные VR/AR-фильмы»

📣 Телеканал «Россия» и Минпросвещения России при информационной поддержке компании VK запускают всероссийский отбор участников нового сезона телешоу «Классная тема!»

🖥 Проект, посвящённый современным учителям, стартовал в 2022 году по поручению Президента России Владимира Путина и призван представить самых ярких современных педагогов и поднять престиж важнейшей профессии будущего.

📢 «В Год педагога и наставника мы во второй раз запускаем яркий телевизионный проект «Классная тема!». Это шоу в прошлом году стало настоящим событием. Оно предоставило возможность педагогам заявить о себе на всю страну и наглядно показать, что любой урок можно провести зрелищно и интересно. Мы вновь приглашаем к участию всех наших дорогих учителей – внимательных, отзывчивых, эрудированных», – отметил министр просвещения Сергей Кравцов.

📥 Подать заявку на участие можно в мини-приложении телешоу «Классная тема!» в соцсети «ВКонтакте» до 20 июня.

🤝 Академия Минпросвещения России подписала соглашение о международном сотрудничестве

Министерство просвещения Российской Федерации и Академия Минпросвещения России принимают участие в международной конференции «Профессиональное развитие руководящих и педагогических кадров в условиях трансформации образования: современные тенденции и методы», которая проходит в Ташкенте.

🏛 Организатором конференции выступает Головной научно-методический центр по организации переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров системы высшего образования при Министерстве высшего и среднего специального образования Узбекистана.

В ходе своего выступления ректор Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин представил основные элементы системы образования нашей страны и ключевые направления развития дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров Российской Федерации.

«В зоне особого внимания – построение эффективной модели межгосударственного взаимодействия в области повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, развитие системы непрерывного сопровождения деятельности учителей. Наша совместная задача – обмен передовым опытом и трансляция эффективных педагогических практик», — подчеркнул Павел Кузьмин.

«Мы очень рады видеть среди участников конференции делегацию из России — наши усилия должны быть направлены в одном направлении, обращены к лучшим практикам добрососедского взаимодействия, открывать возможности для новых проектов» — отметил почетный работник образования, один из основоположников системы подготовки кадров для высшего образования Шамсиддин Шарапович Шарапов.

В рамках визита Академия Минпросвещения России и Головной научно-методический центр по организации переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров системы высшего образования при Министерстве высшего и среднего специального образования Узбекистана заключили соглашение о сотрудничестве.

Подписание меморандума ознаменовало старт сотрудничества в области повышения квалификации педагогов и управленцев высших учебных заведений.

Во встрече, состоявшейся на площадке Центра в Ташкенте, принял участие Директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Алексей Благинин.

В ходе встречи стороны обсудили вопросы реализации совместных программ и проектов, проведения мероприятий и системного обмена опытом и лучшими практиками систем образования Узбекистана и России.

Открыта регистрация на «Цифровой триатлон 2023»

Академия Минпросвещения России приглашает педагогов и руководителей образовательных организаций принять участие в семинаре в дистанционном формате для широкой аудитории по вопросам цифровой грамотности и информационной безопасности «Цифровой триатлон 2023», который пройдет 26 октября 2023 года с 11:00 до 16:00 (МСК).

Мероприятие объединит педагогов, руководителей и экспертов в сфере развития образования из всех регионов России и станет одной из крупнейших площадок по обмену опытом, развитию профессиональных компетенций в сфере цифровой грамотности и презентации эффективных педагогических практик. В ходе онлайн-семинара будут представлены методические разработки и решения по использованию российских цифровых сервисов в урочной и внеурочной деятельности.

«Цифровой триатлон 2023» проводится с целью совершенствования профессионального мастерства педагогов и управленцев в сфере цифровой грамотности и информационной безопасности.

Участников «Цифрового триатлона 2023» ожидает насыщенная программа по трем тематическим направлениям:

«Я учусь» – непрерывное профессиональное развитие, формирование командного мышления, взаимодействие с коллегами.

«Я учу» – использование российских цифровых сервисов в педагогической практике, включая Библиотеку цифрового образовательного контента.

«Я управляю» – цифровая дидактика в работе классного руководителя и управленческой команды школы.

Предусмотрены следующие форматы участия: в качестве слушателя; в рамках заочной и очной сессий; публикация авторских работ в электронном сборнике.

Подробнее об условиях участия можно узнать на официальной странице мероприятия.

По итогам «Цифрового Триатлона 2023» будет издан электронный Сборник научно-методических статей, презентации спикеров Семинара будут опубликованы на сайте Академии Минпросвещения РФ.

Спикеры, авторы научно-методических статей и стендовых сообщений получат сертификаты, соответствующие формату участия.

Расширенный семинар по вопросам цифровой грамотности и информационной безопасности «Цифровой триатлон 2023»

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134), пунктом 1 и подпунктом 4.2.5 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства просвещения Российской Федерации:

от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2018 г., регистрационный N 52831);

от 5 сентября 2019 г. N 470 “О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2019 г., регистрационный N 56617);

от 30 сентября 2020 г. N 533 “О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2020 г., регистрационный N 60590).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28 февраля 2029 года.

Исполняющийобязанности Министра

А.А. Корнеев

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2022 г.

УТВЕРЖДЕНприказом Министерства просвещенияРоссийской Федерацииот 27 июля 2022 г. N 629

Порядокорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее – Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов (далее вместе – обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья).

2. Порядок является обязательным для реализующих дополнительные общеобразовательные программы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также индивидуальных предпринимателей (далее – организации, осуществляющие образовательную деятельность).

3. Действие Порядка не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях1.

4. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки2 устанавливаются Министерством спорта Российской Федерации по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации3.

Особенности организации и осуществления образовательной деятельности, методической деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств устанавливаются Министерством культуры Российской Федерации по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации4.

5. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;

адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

профессиональную ориентацию обучающихся;

выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

6. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки5.

7. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, создает условия для реализации дополнительных общеобразовательных программ, учитывающие законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения6.

8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

9. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее – объединения), а также индивидуально.

10. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность7.

11. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной).

Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.

Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.

12. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения8. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации9.

13. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации10.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут на договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

14. При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации11.

15. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий12.

16. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается13.

17. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

18. Дополнительное образование детей может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном Федеральным законом N 273-ФЗ и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность14.

19. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

20. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность)15 и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам16.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии с Федеральным законом об образовании17 привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется указанными организациями18.

21. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.

22. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.

23. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.

24. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создавать специальные условия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида.

Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья19.

Правила доступности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, определяются порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи20.

25. Образовательная деятельность по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся различных нозологических групп, указанных в пункте 26 Порядка, и быть направлена на решение следующих задач:

оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации);

предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи;

обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе:

с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации;

воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов деятельности;

формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ.

26. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида21.

Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

27. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья организации, осуществляющие образовательную деятельность, по адаптированным дополнительным образовательным программам обеспечивают создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися, в том числе:

а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

размещение в доступных для обучающихся, являющимися слепыми и слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом, и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с номерами и наименованиями помещений, а также справочной информацией о расписании учебных занятий;

доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

звуковые маяки, облегчающие поиск входа в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

выпуск альтернативных форматов печатных материалов по дополнительным общеобразовательным программам (крупный шрифт или аудиофайлы);

контрастную маркировку проступей крайних ступеней в виде противоскользящих полос, а также контрастную маркировку прозрачных полотен дверей, ограждений (перегородок). При реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, организации, осуществляющие образовательную деятельность, край ванны бассейна по всему периметру должны выделять полосой, имеющей контрастную окраску по отношению к цвету обходной дорожки;

применение специальных методов и приемов обучения, связанных с показом и демонстрацией движений и практических действий;

использование специальных учебников, учебных пособий и наглядных дидактических средств (муляжи, модели, макеты, укрупненные и (или) рельефные иллюстрации);

применение специального спортивного инвентаря22 и рельефно-контрастной маркировки спортивных залов и игровых площадок (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);

б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка визуально-акустического оборудования с возможностью трансляции субтитров);

обеспечение возможности понимания и восприятия обучающимися на слухо-зрительной основе инструкций и речевого материала, связанного с тематикой учебных занятий, а также использования его в самостоятельной речи;

использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной) для обеспечения полноты и точности восприятия информации и организации речевого взаимодействия в процессе учебных занятий;

в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений);

безбарьерную архитектурно-планировочную среду;

обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации (для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми нарушениями речи и коммуникации);

включение в содержание образования упражнений на развитие равновесия, точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряженности, амплитуде и другое (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);

г) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:

адаптация содержания теоретического материала в текстовом / аудио- / видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся; создание условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение);

использование средств альтернативной коммуникации, включая коммуникаторы, специальные планшеты, кнопки, коммуникативные программы, коммуникативные доски и так далее;

преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения;

стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникающих проблемах);

обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию);

нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога (тренера, инструктора);

расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии;

д) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) – использование визуальных расписаний;

е) для обучающихся с задержкой психического развития:

использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор, облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов выполнения спортивных упражнений (например, пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме);

обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и поведения;

использование специальных приемов и методов обучения;

дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся;

соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом особенностей нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых характеристик, использование гибкого подхода к выбору видов и режима физической нагрузки с учетом особенностей функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающегося (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и другие), использование здоровьесберегающих и коррекционнооздоровительных технологий, направленных на компенсацию нарушений моторики, пространственной ориентировки, внимания, скоординированности межанализаторных систем (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);

ж) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

специально оборудованные “зоны отдыха” для снятия сенсорной и эмоциональной перегрузки;

для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) (ТМНР) – психолого-педагогическое тьюторское сопровождение;

учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (коммуникативные трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентировка в новом пространстве, ограниченное понимание словесной инструкции, замедленный темп усвоения нового материала, новых движений, изменения в поведении при физических нагрузках);

сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец, словесная инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное повторение для усвоения нового материала, новых движений.

28. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану.

29. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

30. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков23.

1 Часть 6 статьи 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, № 30, ст. 4134).

2 Пункт 15.1 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2011, N 50, ст. 7354,2021, N 18, ст. 3071).

3 Часть 9 статьи 84 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, № 18, ст. 3071).

4 Часть 21 статьи 83 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 18, ст. 3071).

5 Часть 4 статьи 75 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 18, ст. 3071).

6 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующие до 1 января 2027 года.

7 Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

8 Часть 4 статьи 17 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

9 Часть 5 статьи 17 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 56).

10 Часть 1 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

11 Часть 2 статьи 13 и статья 16 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 1, ст. 41).

12 Часть 3 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

13 Часть 9 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

14 Часть 5 статьи 14 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

15 Часть 1 статьи 46 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 24, ст. 3739).

16 Профессиональный стандарт “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2021 г., регистрационный N 66403), действующим до 1 сентября 2028 года.

17 Часть 5 статьи 46 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 24, ст. 3739).

18 Часть 4 статьи 46 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 24, ст. 3739).

19 Часть 3 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

20 Часть вторая статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563).

21 Часть 1 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

22 Статья 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2003, N 43, ст. 4108; 2021, N 1, ст. 17).

23 Часть 11 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

Минпросвещения обновило порядок организации и ведения образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Большое внимание уделено правилам обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28 февраля 2029 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *