«Соответствие ФГОС на занятия по физической культуре в 1-м классе требует определения точного расположения «Ознакомительно-подготовительного» и «Разминочного» этапов, а также учета экологического аспекта»

16 Декабря 2020

29 Ноября 2022

В современное время, здоровье человека должно
являться приоритетным направлением
государственной политики в области образования,
согласно Закона Российской Федерации “Об
образовании”. Исходя из задач, которые диктует
нам государство, “заказа” родителей – мы спешим
обучить детей чему-то новому, прогрессивному,
необходимому для дальнейшей жизни, и как мы
считаем перспективному. А о, главном, – здоровье
мы почему-то не всегда вспоминаем. По статистике
80-85% детей школьного возраста имеют плохое
здоровье. Поэтому очень большая ответственность
о состоянии здоровья детей лежит на учителях
физической культуры.

Вся работа в области физической культуры и
спорта направлена на здоровье, его укрепление, на
формирование красивой фигуры, и, конечно же, на
развитие физических качеств. Любой урок,
тренировка строятся по трем разделам:
подготовительная, основная и заключительная
части:

1. В первую очередь проводится разминка –
подготовка организма к нагрузке,
запланированной на уроке;

2. Исходя, из задач урока проводится основная
часть;

3. А на третью часть в силу объективных и
субъективных причин обращается недостаточное
внимание.

Третья часть, которая должна быть направлена на
восстановление организма после нагрузки и на
подготовку учащихся к следующему уроку, по
времени длится недолго – всего 3-4 минуты. Но
имеет она очень большое значение, поэтому она и
должна быть интересной.

В своей практике, в третьей части урока мною
используются различные упражнения на внимание,
на чувство времени в различных игровых ситуациях,
на равновесие, на координацию. Вот некоторые из
них:

Игра “Запретное движение”: Дети
выполняют все движения, кроме запретного –
например, руки вверх. Если ребенок нарушил
условия, он делает шаг вперед. В конце игры
подводятся итоги – кто самый внимательный?

Игра “Кто лучше услышит”: Дети
становятся в одну шеренгу, закрывают глаза и
слушают только голос водящего. Водящим подаются
команды различного происхождения: руки вверх,
вниз, вперед, шаг влево, шаг левой, налево и.т.д. В
конце игры ребята открывают глаза и смотрят кто
– где оказался, – всегда бывает очень весело.
Также выявляется самый внимательный. Можно
усложнять, если у ребят хорошо получается,
например, добавить также запретное движение,
объединить в пары, разделить на “1 и 2” – первые
выполняют одно движение, вторые другое; можно
увеличивать скорость проговаривания команд;
можно выполнять стоя на одной ноге; можно
выполнять строя ребят в две колонны, но тщательно
подбирая упражнения.

Все варианты проводятся быстро, непринужденно
– после всего ребятам весело, и они отдохнувшие.

Кроме этого можно проводить игры на чувство
времени: По команде водящий – учитель засекает
время, предварительно говоря ребятам, что через
некоторое время (например, 15 с) они делают шаг,
вперед поднимая руку. Чтобы быть более
сосредоточенными можно попросить закрыть их
глаза. Очень хорошо развивается ритм и
естественно чувство времени.

Следующая игра на мелкую моторику и,
естественно, на координацию движения + интеллект.
Рука правая кладется на живот, левая на голову –
левая гладит голову, а правая передвигается по
часовой стрелке по животу. Потом можно наоборот.

Игры проводятся в любом возрасте и очень хорошо
воспринимаются ребятами любого класса. Если
ребята хорошо освоили все, можно провести еще
одну игру – “Путаница”. Водящий также подает
команды, но если говорятся слова: левое, влево
и.т.д. – ребята должны делать: правое, вправо и.т.д.
Также в конце подводятся итоги.

Кроме этих игр можно еще использовать
следующие игры:

Игра на восстановление, внимание, чувство
“локтя” с соседом, одноклассником, чувство
коллективизма. Играющие становятся или в 1
шеренгу, или колонну, по команде ведущего все
вместе одновременно должны сделать шаг.
Необходимо добиться одновременного выполнения.

Игра “Часы” – 12 становятся в круг.
Водящий говорит определенное время. Например: 11
часов 15 минут, те ребята, которые стоят
соответственно на 11 часах и 15 минутах, делают
хлопок предварительно руками вверх. Ребята
делятся на “часы ” и ” минуты”.

Игра “Хлопки” – развивает ритм,
внимание. Ребята становятся по кругу. По сигналу
водящего ребята начинают хлопать в определенном
ритме по кругу (часовой стрелке). Водящий
подходит к любому игроку и хлопнет в ладоши.
Направление хлопков измениться именно в том
направлении, в котором он хлопнул.

Игра “Счет или песня” – развивает
чувство ритма, внимание. Играющие стоят в одной
шеренге, по хлопку они говорят в определенном
ритме 1-2-3. По хлопку они все это делают, молча – по
следующему опять вслух. Кто сбился шаг вперед.

Иногда, когда у ребят накопилась физическая
усталость или на улице плохая погода, пасмурно,
холодно – можно использовать игру “Держи свою
мелодию”. Ребята стоят в шеренгу и по хлопку
начинают петь про себя любую песню, по двойному
хлопку – они поют ее вслух, стараясь, перепеть
друг друга, кто сбился, тот уходит в сторону,
побеждает тот, кто перепевает.

Игра “Память движений” – на внимание,
на двигательную память.

Ведущий говорит: 1 – это руки вверх, 2 – это руки
вперед, 3 – это руки на голову, 4 – руки на
поясницу. Ведущий говорит любую цифру, ребята
должны показать движение соответствующее этой
цифре. Если не верно – шаг вперед. Подводится
итог.

Следующее задание – развивает силовые
способности и координацию. Идеомоторная
тренировка- напряжение любых мышц по команде
преподавателя. Можно развивать силу,
координацию, выносливость, реакцию,
настойчивость, упорство, характер через
следующие упражнения: встать на одну ногу,
имитируя движения бегуна и стоять, как можно
дольше, по команде поменять и руки, и ноги. Если
ребята хорошо справляются можно усложнить –
выполнять, закрыв глаза.

Всеми этими играми, упражнениями мною решается
задача заключительной части урока, направленная
на успокоение ребят после нагрузочной работы.
Это очень положительно сказывается на учащихся,
т.к. урок физкультуры не всегда стоит в
расписании последний. А на практике доказано, что
увеличить период оптимальной устойчивой
работоспособности организма необходимо за счет
практики “перебивки” сложных предметов
простыми.

Библиографическое описание

Савин, Г. Л. Методика и особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме / Г. Л. Савин, М. Г. Пурыгина, Г. М. Бойко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 322-324. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82120/ (дата обращения: 04.05.2023).

В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.

Ключевые слова

: спорт, физическая культура, методика, подготовительная часть, социализация.

Спорт с самого начала своего пути развивается вместе с человеческойцивилизацией. Развитие спорта объясняется его адаптивностью, обусловленной тем, что в методике спорта существует стремление найти индивидуальный подход для каждого человека, в частности.

Таким образом в спорте найдется место каждому желающему. Все смогут найти для себя необходимые упражнения, несмотря на загруженную жизнь современного человека.

Одной из таких методик, созданных для универсального подхода к людям, является подготовительная часть занятия в игровой форме.

Подготовительная часть занятия — это комплекс упражнений, которые выполняются в начале занятий с целью разогрева организма, проработки мышц, связок и суставов, то есть разминка готовит организм к предстоящей работе.

Разминка в игровой форме — это один из многих методов, основанных для персонального подхода к обучению, с явным использованием соревновательной деятельности или командно-соревновательной.

Игровая форма проведения подготовительной части урока мотивирует учащихся к выполнению упражнений, создаёт положительный эмоциональный настрой, повышая интерес к поставленной задаче.

Подготовительная часть занятия делится на универсальную и специальную.

Универсальная (общая) разминка нужна для подготовки к тренировке всего организма. В ее процессе в результате повышения температуры тела и разогрева мышц активизируется обмен веществ, изменяется в лучшую сторону состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышается работоспособность мышц.

Универсальность её в том, что она применима как в зале, так и на площадке, не требует длительной подготовки, проводится или без инвентаря, или с инвентарём, который имеется в каждой школе, доступна и эффективна для всех возрастных групп учащихся, легко дозируется.

Независимо от того, какой разминки придерживается спортсмен или учащийся, результат всегда только один — обязательно должны быть разогреты все мышцы.

Специальная часть обеспечивает специфическую подготовку именно тех нервных центров и звеньев двигательного аппарата, которые будут участвовать в предстоящей деятельности и содержать элементы этой деятельности.

Например, в игровых видах спорта она должна отражать специфические особенности последующей ситуационной деятельности, а в силовых видах спорта обеспечить подготовку мышц к работе с отягощениями. Таким образом специальная разминка служить связующим звеном между обычным состоянием человека и размятым, готовому к достижению цели, для которой проводилась разминка.

Эти две категории включают в себя отдельные подтипы, например игровую или соревновательную форму.

Особенность разминки в игровой форме подразумевает подогрев интереса к победе, объединению общего командного духа, стремление быть первым, а также шанс победить не только соперника, но и превзойти самого себя.

В свою очередь, такая разминка также способствует снятию напряжения при выполнении и стресса во время игры, подталкивает людей к социальному взаимодействию, помогает адаптироваться организму к дальнейшим действиям учащихся или спортсменов.

Игровая разминка является преимущественно актуальной, так как имеет ряд независимых преимуществ. Самой явной положительной чертой игровой формы подготовительного занятия является отсутствие возрастного критерия учащегося, это связанно с тем, что игровая форма уже с малых лет вовлекает детей в спорт и добавляет конкурсный и состязательный элемент. Конечно, разминка такого типа является слишком обобщенной, чтобы заменить точечные упражнения на необходимые группы мышц, но это компенсируется общим количеством выполненных упражнений и вовлеченностью участников в процесс, а также легкость организации разминки.

Однако методические особенности при проведении подготовительной части занятия содержат в себе множество аспектов, соблюдение которых необходимо для правильно проведенного занятия, например:

— При проведении занятия на открытом воздухе, необходимо чтобы поверхность площадки была в большей степени ровной и очищена от посторонних предметов

— Выбор игровой разминки зависит от возрастной особенности, физической подготовки, количества учащихся, условия проведения и задач урока

— Для того, чтобы избежать травмоопасных ситуаций необходимо обозначить границы площадки (1.5–2 м) от стен и профильных конструкций

— Перед объяснением задания необходимо позиционировать учащихся таким образом, чтобы каждый мог слышать и видеть преподавателя

— Во время разъяснения задачи учащиеся не должны стоять против солнца или других источников освещения, ветра с песком

— После выполнения задания преподавателю необходимо указывать учащимся на допущенные ошибки и нарушения.

Таким образом методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме является отличным примером индивидуального подхода в спорте к каждому человеку, играет важную коммуникационную, соревновательную роль и определенным образом интегрирует учащегося в выполнение упражнений и воспитание моральных свойств.

  • Железняк Ю. Д. Теория и методика обучения предмету физическая культура: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 272 с.
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/разминка

Основные термины (генерируются автоматически): игровая форма, подготовительная часть занятия, выполнение упражнений, игровая разминка, индивидуальный подход, методика особенности проведения, образ, разминка, спорт, учащийся.

Школьный урок физической культуры строится в соответствии с общими положениями, определяющими формы занятий в физическом воспитании. Как и всякое иное рационально организованное занятие, он состоит из 3 частей: подготовительной, основной и заключительной. Их общая продолжительность в рамках школьного расписания — 45 мин. (в определенных случаях допускаются сдвоенные уроки, например по лыжной подготовке).

Первая, подготовительная, часть урока используется главным образом для того, чтобы организовать учеников, психологически настроить их на сознательное, активное овладение учебным материалом и выполнение других задач в данном уроке; функционально подготовить организм занимающихся к последующим, более интенсивным и значительным нагрузкам в уроке. Вместе с тем для подготовительной части школьного урока физической культуры характерно, что она имеет не только сугубо вспомогательное значение, но в ней решаются и относительно самостоятельные задачи (формирование и закрепление навыков в строевых и порядковых упражнениях, навыков сохранения правильной осанки, содействие гармоническому укреплению мышечно-связочного аппарата и др.).

Начиная урок в I и II классах, учитель сам подает первые организующие команды. С III класса в начале урока класс выстраивается под руководством физорга или дежурного, который затем рапортует учителю по установленной форме. Один из важнейших моментов действий учителя в подготовительной части — постановка задач на данный урок. При этом необходимо четко подчеркнуть его общую направленность, связь с предыдущим уроком и значение выдвигаемых задач, пробудить у учеников стремление к активной деятельности. В то же время не следует слишком детализировать задачи (они будут конкретизироваться по ходу урока перед каждым отдельным видом заданий). Сообщать задачи необходимо не только в доступной, но и в интересной форме, учитывая возраст школьников.

Для начальной организации класса обычно требуется лишь несколько минут, после чего переходят к подготовительным упражнениям. В качестве таковых чаще всего используют ритмичную ходьбу и перестроения, разновидности ходьбы (ходьба скрестным шагом, в приседе и т. д.), кратковременные пробежки, танцевальные шаги, общеподготовительные гимнастические упражнения для основных мышечных групп и упражнения, подводящие к основным двигательным действиям в уроке.

Общеподготовительные гимнастические упражнения особенно важны в уроках с учащимися младшего и среднего школьного возраста, поскольку не только обеспечивают активизацию функций организма, но и содействуют формированию правильной осанки и координации движений. У старшеклассников значительное место в подготовительной части урока занимают специально подготовительные, в частности подводящие, упражнения, с помощью которых направленно создают предпосылки для выполнения в основной части урока технически сложных действий. Подготовительная часть при этом все больше приобретает характер специализированной разминки.

При организации класса для выполнения упражнений пользуются различными формами построений: в разомкнутых колоннах, в двух противостоящих шеренгах, в парах и т. д. Примерное число видов упражнений — от 6—8 (в I—III классах) до 10—12 (в старших классах). Обычно среднее число повторений каждого упражнения составляет примерно 6—12 раз. Упражнения должны быть по преимуществу динамичными и охватывать основные группы мышц. Важно следить, чтобы они выполнялись с правильной осанкой и ритмичным глубоким дыханием. Нагрузку следует дифференцировать в зависимости как от возраста, так и половых различий (с IV класса) учащихся. Упражнения можно проводить под образный рассказ и показ учителя, под счет, по объяснению учителя с подсчетом учениками такта про себя, по обусловленному заданию (когда внимание упражняющегося обращается главным образом на результат действия), с установкой на соревнование (кто, какая колонна, какая группа проделает упражнение лучше).

Общая длительность подготовительной части урока колеблется чаще всего в пределах 8—12 мин.

Основная часть урока может иметь относительно простую структуру (когда содержание урока однородно — например, подвижная игра) и сложную, состоящую из нескольких подчастей — по числу основных упражнений или видов деятельности, включаемых в урок (например, упражнения с отягощениями, прыжки в высоту, тренировочный бег).

Состав упражнений в основной части комплексного урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние, причем, сочетая упражнения, надо использовать возможность положительного переноса двигательных навыков и не допускать тормозящего действия отрицательного переноса. Обучение новым, особенно технически сложным, двигательным действиям проводят обычно в начале основной части, а закрепляют и совершенствуют усвоенные ранее навыки — в середине или ближе к концу основной части.

Число повторений отдельных упражнений зависит от задач урока, степени сложности заданий, их общего количества в уроке, условий, в которых проводится занятие, и методов организации учащихся. Если каждый учащийся успевает выполнить упражнение лишь 1—2 раза, это, как правило, признак неверной организации урока. Общая продолжительность основной части урока обычно не менее 25 мин.

Заключительная часть школьного урока физической культуры используется как для физиологически оправданного завершения его (постепенный перевод организма учеников из состояния повышенной функциональной активности в состояние близкое к исходному), так и для создания определенных предпосылок к последующим занятиям, в том числе и к следующему уроку по другим предметам (если он, разумеется, предусмотрен школьным расписанием). В последнем случае требуется завершить урок физической культуры так, чтобы не только не препятствовать, но и содействовать переключению на иную учебную деятельность.

В заключительной части обычно применяются строевые и порядковые упражнения, дыхательные упражнения, упражнения для снятия мышечной напряженности, упражнения на внимание и другие упражнения, не связанные с интенсивными нагрузками (включая и спокойные игры —главным образом в младших классах). В конце урока учитель кратко подводит его итоги, оценивает дисциплину, общие успехи и недостатки, сообщает или напоминает о задании на дом.

Задания на дом можно давать всему классу, группам учеников и отдельным ученикам по ходу урока для закрепления и частичного освоения пройденного материала, совершенствования физических качеств, предупреждения или исправления некоторых отклонений в физическом развитии, а также в целях содействия организации содержательного и здорового досуга детей вне школы (комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминутки во время приготовления уроков дома, примерные игры для проведения их со сверстниками и т. д.). Содержание заданий на дом должно быть, естественно, доступным и не связанным с опасностью травматизма и перегрузки.
Средняя продолжительность заключительной части урока — до 5 мин. в младших классах и до 2—3 мин. в старших.
Методы организации и управления деятельностью учащихся, дозирование нагрузки на уроке.

При организации контингента учащихся в школьных уроках физической культуры применяют фронтальный, групповой методы и метод индивидуальной организации.

Фронтальный метод чаще всего используется в подготовительной и заключительной частях урока; нередко он вполне пригоден и для основной части (главным образом при ее однородном содержании, допускающем выполнение одного и того же задания всеми учениками сразу).

Одинаковое задание может выполняться:

а) одновременно всем классом,

б) одновременно в группах, отделениях,

в) поочередно (по одному, по два, по нескольку учеников) с паузами или потоком.

Потоком можно выполнять только прочно усвоенные, не очень сложные упражнения при хорошей дисциплине учеников и надежной страховке, когда учитель может в основном ограничиться общим наблюдением за классом, не уделяя особого внимания отдельным ученикам при выполнении ими упражнений. Шире всего фронтальным методом пользуются в уроках со школьниками младших классов. Существенным достоинством фронтального метода является то, что он позволяет учителю хотя и не детально, но постоянно непосредственно руководить всем классом.

Этот метод может быть использован при отсутствии сложного оборудования.

Групповой метод характеризуется разделением учеников на несколько групп (отделений) и выполнением каждой группой (отделением) своих заданий по указанию учителя с помощью подготовленного актива учеников. Задания могут выполняться: а) одновременно всей группой и б) поочередно (по одному, по два ученика). По команде учителя производится смена заданий в группах.

Чаще всего к этому методу прибегают, когда основная часть урока включает несколько разнородных и достаточно сложных упражнений.
Главная положительная сторона группового метода в том, что он позволяет учителю уделять избирательное внимание ученикам, выполняющим сложные упражнения, обеспечивать. при этом необходимую страховку и помощь. Групповой метод активизирует учащихся, помогает вызвать их интерес к уроку, облегчает индивидуализацию занятий, поскольку дает возможность подбирать упражнения и режим их выполнения, наиболее соответствующие особенностям состава данной группы (отделения). Ученики распределяются по группам (отделениям) с учетом пола, уровня физической подготовленности, состояния здоровья.

Учитель, осуществляя общее руководство всем классом, непосредственно занимается с тем отделением, где изучаются новые упражнения, требующие страховки (например, на кольцах, опорный прыжок). Остальными группами (отделениями) руководят специально подготовленные учащиеся из числа физкультурного актива. Когда во всех отделениях выполняются освоенные ранее упражнения, учитель может, наблюдая за всем классом, переходить поочередно от одного отделения к другому.

Групповой метод начинают использовать в основном с IV—V классов. Если в классе нет подготовленного актива и ученики еще не приучены к самостоятельной работе, проводить урок групповым методом нецелесообразно. В полной мере этот метод оправдывает себя в дисциплинированных, сплоченных классных коллективах. Здесь выявляется и воспитательная сторона метода. Ученики приучаются к самостоятельным занятиям, приобретают и совершенствуют организаторские навыки.

Иногда фронтальный, а чаще групповой методы сочетаются с общими и индивидуализированными дополнительными заданиями. Речь идет о сравнительно несложных упражнениях, которые выполняются сразу несколькими учениками или индивидуально по заданию учителя в интервалах между основными упражнениями. Особенно целесообразны дополнительные задания в тех случаях, когда ученикам приходится долго ждать своей очереди (например, при выполнении большой группой опорных прыжков с разбега, упражнений в лазании по канату, упражнений на гимнастическом бревне). Дополнительные задания могут иметь различное конкретное назначение:

а) облегчить выполнение основного упражнения (на пример, при изучении прыжков в высоту дополнительное задание может быть связано с имитацией перехода планки на гимнастической скамейке или на плинте),

б) обеспечить разностороннее воздействие на мышечные группы, нагрузив те из них, которые не вовлекаются в активную работу при выполнении основного упражнения (например, если основное упражнение выполняется на гимнастическом бревне, дополнительным упражнением может быть лазание по гимнастической стенке),

в) использовать эффект активного отдыха, г) повысить эмоциональность урока, его моторную плотность и т.д.

Упражнения для дополнительных заданий подбираются из числа хорошо освоенных. Они должны быть простыми, доступными, а в случае необходимости и достаточно эмоциональными . Место для выполнения дополнительных заданий отводится неподалеку от места исходного положения, которое нужно занять перед основным упражнением, и, как правило, в поле зрительного контроля учителя. Для наблюдения за порядком выполнения дополнительных упражнений выделяются ученики (включая и освобожденных в этот день от физических упражнений).

Если дополнительные задания не унифицированы для всего класса или группы (отделения), а даются каждому ученику индивидуально, то они приобретают характер индивидуальных заданий, которые являются начальной ступенью метода индивидуальной организации деятельности учащихся на уроке. В своей полной форме (как самостоятельный способ организации учащихся при выполнении основных заданий) этот метод используется преимущественно в старших классах. Он характеризуется постановкой различных заданий перед отдельными учениками или (что бывает реже) перед каждым из учеников и самостоятельным выполнением ими индивидуальных заданий под наблюдением учителя, который при необходимости оказывает помощь отдельным ученикам. В определенных случаях ученикам предоставляется и право выбора заданий из числа установленных учителем для данного урока.

Метод индивидуальной организации деятельности учащихся предоставляет наибольшие возможности дифференцированного подхода к ним с учетом уровня их подготовленности, состояния здоровья (и самочувствия в день занятий), личных склонностей и способностей.
Но рациональное использование этого метода предполагает высокую степень дисциплинированности класса, сознательную заинтересованность в результатах занятий и достаточную подготовленность к самостоятельному выполнению упражнений. Требуется также хорошая материально-техническая оснащенность мест занятий и обеспечение безопасности.

Организационно-методической основой последовательности работы и дозирования нагрузок в уроке служат, как известно, линейный либо круговой (циклический) способы построения его структурных компонентов (т. I, гл. XIII). Известно, что при линейном способе различные виды деятельности, заданные в уроке, составляют относительно самостоятельные его компоненты, которые следуют друг за другом без возвращения к ним (например, разучивание нового двигательного действия — 3—4 различных силовых упражнения с дозировкой 6—8 повторений Х 2 каждое — спортивная или элементарная подвижная игра). Круговой же, или циклический, способ объединения компонентов урока в своем развитом виде наиболее полно воплощен в круговой тренировке, которая рассчитана главным образом на комплексное развитие физических качеств в единстве с закреплением и совершенствованием усвоенных двигательных навыков.

Круговая тренировка как одна из основных форм построения школьного урока физической культуры начинает использоваться с IV—V классов. К. ней прибегают преимущественно в основной части урока. Конкретная направленность круговой тренировки, комплекс включаемых в нее упражнений, дозирование нагрузки и другие черты методики зависят, естественно, от возрастных особенностей учащихся и уровня их подготовленности.

К типичным чертам организации круговой тренировки и школьном уроке прежде всего относятся следующие:
Ученики делятся на группы примерно одинаковой подготовленности в заданных упражнениях, что выявляется обычно путем прикидки (испытания на максимально доступное число повторений— те ст ПМ) в каждом упражнении; в каждой группе назначается ответственный за порядок.

Группы размещаются на нескольких (4—10) станциях (местах для выполнения упражнений) с необходимым оборудованием, которые располагаются по кругу, квадрату и т. п. так, чтобы возможно полно использовать размеры школьного зала или площадки.
На всех станциях одновременно под общим руководством учителя выполняются заданные упражнения (в каждой группе свое) с индивидуально нормированной и в то же время относительно одинаковой дозировкой (например, 1/4, 1/3, 1/2 индивидуального максимума повторений).

Упражнения распределяются по станциям таким образом, чтобы обеспечить чередование преимущественной нагрузки на основные группы мышц (например: ноги — руки — спина, брюшной пресс — общее воздействие).

По команде учителя (или самостоятельно по мере окончания упражнения) ученики переходят последовательно с одной станции на другую, пока не пройдут весь круг.

В условиях школьных уроков физической культуры используются, в частности, следующие варианты круговой тренировки:

II вариант. На каждой станции упражнения выполняются в течение 30 сек., с возможно большим числом повторений (но при условии правильного выполнения движений, за чем следят судьи из числа учеников; упражнения оцениваются, например, по 5-балльной системе). Между станциями вводится отдых 30—45 сек. Общее время прохождения круга от занятия к занятию не меняется, а число повторений упражнений увеличивается. Между кругами дается пауза 3—5 мин.

III вариант. Как и в I варианте, число повторений на каждой станции от занятия к занятию не увеличивается, но ставится задача— сократить время прохождения всего круга. (Например, если исходное время, затраченное на преодоление 1 круга, — 5 мин., двух кругов— 12 мин. 30 сек. и трех кругов— 17 мин. 30 сек., намечается целевое время для 3 кругов— 12—15 мин., которое должно быть достигнуто за 4—6 недель.) После достижения целевого времени комплекс упражнений или вариант круговой тренировки меняется. (связь между нагрузками и достижениями довольно быстро становится очевидной даже для младших школьников).

По мере успешного освоения различных вариантов круговой тренировки учитель постепенно усложняет их, обновляет комплексы упражнений (примерно через каждые 4—6 недель), вводит более жесткие режимы нагрузки и т. д., ориентируясь при этом на очередные показатели теста ПМ и оценку пульсовой реакции на стандартные комплексы упражнений. Важно уже в V—VI классах приучить школьников самостоятельно подсчитывать пульс в паузах между кругами и по окончании заданного числа их повторений. Это служит одним из действенных методов самоконтроля.

Для регулирования нагрузки в процессе урока используют все многообразие оправданных приемов. Так, нагрузка в отдельных упражнениях регулируется изменением числа повторений, исходных положений, амплитуды, скорости, темпа, временем, затрачиваемым на их выполнение, применением различных по весу и форме снарядов и предметов (мячей, палок, булав и т.д.). Между упражнениями, которые требуют большой сосредоточенности внимания, повышенных волевых и физических усилий, вводят нормализующие (успокаивающие, отвлекающие или нетрудные) подготовительные упражнения. Чередуя основные упражнения, надо учитывать преимущественную направленность их воздействия, чтобы избежать отрицательного последействия. Например, сразу после упражнений, связанных со значительным усилением деятельности сердца и легких (игры с большой подвижностью, бег на скорость и на выносливость, многоскоки), в большинстве случаев не следует давать собственно силовых упражнений (лазание по канату, поднимание и переноска груза), а также упражнений на координацию и точность движений, требующих напряженного внимания (метание в цель, упражнения в равновесии, разучивание новых сложных форм движений).

В соответствии с общими принципами управления динамикой нагрузки в школьном уроке необходимо обеспечивать постепенную активизацию функций организма, врабатывание (в подготовительной части), использовать повышенную работоспособность для решения главных учебных задач и достижения достаточного тренировочного эффекта (в основной части), нормализовать функциональную активность организма и создавать благоприятные предпосылки для переключения на последующую деятельность (в заключительной части).

Значение разминки

Данному этапу занятий стоит уделять особое внимание потому, что он выполняет следующие функции:

  • разогрев мышц, связок и сухожилий;
  • снижение риска возникновения травмы или растяжения связок;
  • улучшение и облегчение достижения показателей на тренировке;
  • ускорение кровообращения, обогащение мышц кислородом и другими питательными веществами;
  • повышенное выделение гормонов, которые нужны для энергичности и выносливости;
  • улучшение настроя на выполнение физических упражнений;
  • повышение концентрации и координации движений;
  • осуществление выброса адреналина в кровь, благодаря которому физическая нагрузка воспринимается легче.

Какие упражнения стоит включить в разминку?

Включить в данный этап урока можно следующие упражнения (несколько по выбору):

  • Проработка плечевых суставов, с подъемом и опусканием плеч.
  • Вращения в области плечевых суставов.
  • Вращение руками в области кистей и локтей.
  • Махи руками в разные стороны.
  • Рывки руками.
  • Упражнение «ножницы» (можно выполнять ногами и руками).
  • Упрощенные отжимания от стены.
  • Подтягивания на низкой перекладине.
  • Наклоны вперед.
  • Прыжки на одной ноге и на двух.
  • Легкий бег на месте.

Как проводить разминку

Отказ от ответсвенности

Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте
Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.

Как правильно проводить разминку на уроке физкультуры

Разминка – это комплекс довольно простых упражнений, однако игнорировать их не стоит. Разминка нужна для разогрева мышц и снижения риска возникновения травм. Как правильно ее провести на уроке физкультуры?

Правила для выполнения разминки

«Соответствие ФГОС на занятия по физической культуре в 1-м классе требует определения точного расположения «Ознакомительно-подготовительного» и «Разминочного» этапов, а также учета экологического аспекта»

Данный этап урока физкультуры проводится по следующим правилам:

  • Разминка проводится быстро, для студентов и школьников достаточно будет 5-7 минут.
  • Упражнения нужно выбирать простые и веселые. После их выполнения человек не должен чувствовать усталости. Наоборот, ожидается прилив сил, эмоциональный подъем, желание заниматься дальше.
  • Для людей с избыточным весом или ограничениями по здоровью стоит предлагать отдельный комплекс упражнений, учитывающий состояние их организма.
  • Обращать внимание на тип тренировки, который будет следовать за разминкой. Если, например, должна прорабатываться нижняя часть туловища, то при разминке внимание стоит уделить именно ей.

Физиологическое значение разминки

Большинство исследований показывает, что при выполнении разминки в организме происходят следующие изменения:

  • Увеличение производительности мышц.
  • Усиление выработки и утилизации гормонов.
  • Улучшение проводимости мышечных волокон.
  • Активизация мозговой деятельности.
  • Усиление концентрации на движениях.
  • Снижение мышечной вязкости и внутреннего трения.
  • Расслабление гладкой сосудистой мускулатуры.
  • Растяжение мышц, за счет чего они получают больший объем кислорода.
  • Улучшение передачи нервных импульсов в область мышц.
  • Возрастание скорости реакции.

Разминка для детей и младших школьников

Обычно дети не любят проводить разминку перед уроком физкультуры. Им скорее хочется приступить к основным упражнениям, поиграть в подвижные игры. Но нужно найти выход из положения. Например, включать детям на время разминки зажигательную музыку или предложить кому-то из группы провести разминку самостоятельно. Обычно дети делают это охотно.

«Соответствие ФГОС на занятия по физической культуре в 1-м классе требует определения точного расположения «Ознакомительно-подготовительного» и «Разминочного» этапов, а также учета экологического аспекта»

Заключение

Разминка – это важный и неотъемлемый этап тренировки или урока физкультуры. Отказываться от нее нельзя, а проводить нужно по определенным правилам. Для учеников помладше следует придумать более увлекательную разминку.

Эксперт: Юлия Соболева Предприниматель, мама и консультант в сфере красоты и ухода за кожей лица

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *