Современные подходы к формированию универсальных учебных действий. Техники и приемы

Педагогические приёмы для формирования универсальных учебных действий

Статья подготовлена по итогам проведения городского методического семинара в МБОУ «Гимназия №1» городского округа г.Салават РБ.

статьи является повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД.

познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД;

2) приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией.

Задачей современной системы образования становится освоение   учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.

должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей

Примеры применения приемов.

Фрагмент урока с применением приёмов формирования УУД

Тема урока: Однокоренные слова. ( 1 класс УМК «2100»)

Использование описанных приемов в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.

Статью подготовили учителя начальных классов МБОУ» Гимназия №1» городского округа город Салават РБ: Шуйскова Татьяна Ивановна, Черепанова Александра Игоревна, Сергеева Надежда Викторовна, Басырова Светлана Ильгизовна.

Библиографическое описание

Шегаев, И. С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) / И. С. Шегаев, А. В. Шегаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 550-552. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7920/ (дата обращения: 04.05.2023).

В зависимости от вида мыслительной деятельности существует следующая классификация УУД:

1.      Познавательные УУД;

Включают общеучебные и логические действия, а также действия постановки и решения проблем.   Общеучебные универсальные действия:выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов, моделирование.

Логические универсальные действия:анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.             Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.      Коммуникативные УУД;

Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

3.      Регулятивные УУД;

Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности посредством целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки и саморегуляции.

4.      Личностные УУД;

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Формирование вышеперечисленных видов УУД на каждом уроке повышает эффективность учебно-воспитательного процесса младших школьников. В зависимости от темы и специфики дисциплины преподаватель выбирает различные способы работы для развития учебных действий.     Ниже представлены фрагменты уроков, в которых деятельность учителя и учащихся направлена не только на усвоение конкретных знаний, но и на выделение и усвоение способов деятельности для расширения зоны ближайшего развития.

Из содержания таблицы следует, что развитие УУД возможно на каждом этапе урока вне зависимости от выбранного учителем предмета при условии применения проблемного метода в обучении.

1.                 Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, русский язык, жанр картины, задача урока, линия горизонта, логическая цепь рассуждений, Первичное усвоение новых знаний, продуктивное взаимодействие, социальная компетентность, формулирование проблемы.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании — это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.

Какими могут быть пути формирования УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время?

На уроках применяю технологию проблемного обучения. В процессе этого реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Поэтому «точка удивления» или проблемная ситуация для меня являются отправными моментами в дальнейшей организации урока, подборе форм и видов учебной деятельности школьников. Вот почему в начале изучения творчества писателя или отдельного произведения стараюсь найти что-то интересное в тексте, на что ребята, может быть, и не обратили бы внимания. Практикую, начиная с 5-го класса, работу в творческих группах, выполняющих задания поискового, творческого, исследовательского характера. Такая работа направлена на формирование УУД. Считаю, что для успешного читательского развития непременным условием должно быть «опережение» заданий и прочтение текстов. Сегодня это сделать особенно трудно. Все знаем, что от предложенного ученикам (даже заранее) перечня заданий, вопросов, статей, книг, дети не заинтересуются предметом. Причина в том, что нужна работа «по преображению своего сознания». Нужны такие тексты, виды заданий, при выполнении которых ученик оказывается в ситуации «открытия, удивления, сопереживания». Приведу несколько примеров таких заданий: «В «Песне о вещем Олеге» есть перекличка с современностью? Всегда ли авторы осуждают войну? Какое оно — «Тридесятое царство»? Совпадает ли выбор героя с нравственной позицией автора произведения и твоей?»

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и приём «Знаю — хочу узнать — узнал — научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение старой и новой информации; «Научился» — осознание результативности деятельности. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные — неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя приём «Верные — неверные утверждения», можно предложить ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда обучающимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

В формировании УУД очень продуктивны такие уроки, как «Защита проекта». Эти уроки требуют длительной подготовки. Проектная деятельность способствует:

–          формированию социально активной творческой личности;

–          повышению мотивации к получению знаний;

–          возможности видеть продукт собственного труда.

Ученики с удовольствием занимаются выпуском школьной газеты, реализуют свои индивидуальные способности. У нас есть и журналисты, и фотографы, и художники, и корректоры, и главный редактор.

Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приёмы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

«Составление кластера» — особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово, от него расходятся стрелки-лучи, показывающие смысловые поля того или иного понятия.

Для формирования УУД можно отнести такие задания, как

–          работа по составлению плана текста и плана своих действий;

–          сопоставительный анализ своего «Я» с героями литературных произведений;

–          пересказ текста от лица литературного героя;

–          нравственно-этическое оценивание действий персонажа;

–          прослеживание судьбы, позиции героя и обретение новых жизненных смыслов;

–          сопоставление взглядов автора, критика на произведение, поступки героя;

–          умение устанавливать причинно-следственную связь героев, их поступков, а также развития сюжета, конфликта и его разрешения;

–          выявление эстетических ценностей через анализ поэтических текстов;

–          переживание сопричастности истории, жизни своей Родины, подвигу народа.

На уроках русского языка формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Это

–          владение всеми видами речевой деятельности;

–          умение вести диалоги со сверстниками и взрослыми;

–          восприятие устной и письменной речи;

–          умение грамотно излагать свою точку зрения;

–          соблюдение норм устной и письменной речи, правил речевого этикета.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий осуществляется через изучение всех тем раздела «Речь», через анализ текстов разных жанров, стилей и типов речи; через проведение деловых игр, языковых праздников; через моделирование текстов разных стилей и жанров.

Познавательные универсальные учебные действия на уроках русского языка формируются через такие виды работ, в которых ученикам приходится формулировать проблему; приводить аргументы, строить цепь доказательств; осуществлять библиографический поиск, извлекать и систематизировать необходимую информацию из различных источников. Все эти действия имеют место, например, на уроках подготовки обучающихся к ГИА. Познавательные универсальные учебные действия формируются и через задания, связанные с компрессией текста. Без навыков сжатия информации невозможно написать сжатое изложение, трудно подготовить пересказ учебной статьи, сообщение, написать сочинение, наконец, выделить в тексте абзацы, микротемы, занести теоретический материал в таблицу, схему.

Формирование личностных универсальных учебных действий, таких, как смыслообразование, самоопределение, регулятивных действий осуществляю как классный руководитель и как учитель-предметник через систему классных часов, организацию экскурсий, анкетирование, участие в классных и общешкольных делах.

Систематически на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание обучающимися литературных произведений (стихотворений, сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности обучающихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование. Среди своих учеников могу отметить тех, которые успешно работают в этой области. Это Круглиева Диайза, Попов Руслан, Окунева Алёна, Сущевских Анастасия. Эти ребята пишут стихотворения для школьной газеты, участвуют в творческих конкурсах и фестивалях разного уровня. Работа Окуневой Алёны напечатана в сборнике по итогам Международного литературного конкурса «Нет тебя дороже», посвященного Дню Матери.

Рефлексия — одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающим творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, письмо по кругу, синквейн.

Так при подготовке к написанию сочинения — рассуждения на нравственно-этическую тему (о толерантности) учащиеся составляли синквейны.

Подводя итог, хочется отметить, что, какие бы требования жизнь сегодня не предъявляла школе, успешность работы учителя во все времена зависела от самого учителя, от его увлечённости, заинтересованности и профессионализма.

2.                  Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г. Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова — М., 2010.

3.                  Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина.- СПб.:КАРО, 2014. -176с.

Основные термины (генерируются автоматически): действие, русский язык, урок, формирование, готовый вид, письменная речь, проектная деятельность, средство формирования, стадий рефлексии, школьная газета.

Иными словами, универсальные учебные действия (далее – УУД)
должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование
умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и
использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и
оценивать процесс и результаты деятельности.

В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе
представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и
познавательные.

Личностные действия отражают систему ценностных
ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего
мира.

Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность
организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Познавательные
действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность
осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное
общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая
правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется
тремя взаимодополняющими положениями:

  • формирование УУД как цель определяет содержание и
    организацию образовательного процесса;
  • формирование УУД происходит в контексте усвоения разных
    предметных дисциплин и внеурочной деятельности;
  • УУД могут быть сформированы на основании использования
    технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных
    возрасту обучающихся.

Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать
учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий
происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивающих развитие
умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания, т.е компетенцию
“научить учиться”. Отбор содержания учебных предметов, определение форм и
методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов
УУД.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного
содержания имеет определенные возможности для формирования УУД. Рассмотрим
приоритеты предметного содержания в формировании УУД.

Итак, связь универсальных учебных действий с содержанием
учебных предметов определяется следующими утверждениями:

  • УУД представляют собой целостную систему, в которой можно
    выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
    – коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
    – познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
    – регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности,
    – личностные – определяющие мотивационную ориентацию.
  • Формирование УУД является целенаправленным, системным
    процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную
    деятельность.
  • Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе
    содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом
    возрастно-психологических особенностей обучающихся.
  • Схема работы над формированием конкретных УУД каждого
    вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
  • Способы учета уровня их сформированности – в требованиях
    к результатам освоения учебного плана по каждому предмету и в обязательных
    программах внеурочной деятельности.
  • Педагогическое сопровождение этого процесса
    осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом
    оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
  • Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса
    и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

В каждой школе, каждым педагогом содержание УУД должно
варьироваться в зависимости от различных условий: от возраста обучающихся и их
индивидуальных особенностей, от класса, от педагогического стиля и приоритетных
педагогических подходов учителя, предметной специфики и др.

Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач
урока и их формулированию. Обучающимся важно осознать на данном этапе границы
своего знания и незнания. Данная деятельность способствует формированию
познавательных, регулятивных (целеполагание), коммуникативных (предметное
общение) и личностных (мотивация) УУД.

Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а
учитель оказывает им помощь в этом, советует. При этом у обучающихся формируются
регулятивные УУД (планирование).

3. Практическая деятельность обучающихся.

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному
плану. Здесь возможно использование групповой работы или индивидуальной. Учитель
консультирует обучающихся. При этом развиваются познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД.

Обучающиеся осуществляют контроль сами (это может быть
самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель также выполняет роль консультанта.

Формируются УУД: регулятивные (контроля, самоконтроля),
коммуникативные.

5. Коррекция деятельности.

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют
самостоятельно коррекцию. Задача учителя – оказать необходимую помощь.

Формируются УУД: регулятивные, коммуникативные.

6. Оценивание обучающихся.

Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам
(самооценка, взаимооценка). Учитель консультирует.

Формируются УУД: регулятивные (оценивания, самооценивания),
коммуникативные.

7. Итог урока.

Проводится рефлексия. В этой деятельности формируются УУД:
регулятивные (саморегуляции), коммуникативные, личностные.

8. Домашнее задание.

Полезно предлагать обучающимся задания на выбор (с учетом
индивидуальных возможностей). При этом формируются познавательные, регулятивные
и коммуникативные УУД.

Конечно, здесь представлены УУД в обобщенной форме. Но именно
такая работа помогает увидеть, на каком этапе урока какие метапредметные
результаты можно сформировать, если правильно организовать деятельность
обучающихся.

1. Целеполагание. Ведение проблемного диалога.
2. Планирование. Работа с картой урока.
3. Практическая деятельность обучающихся.

а) Групповая, парная, индивидуальная формы организации
деятельности обучающихся.
б) Работа по решению проектных задач.
в) Проведение ролевых игр.
г) Работа с учебником. Необходимо максимально использовать возможности главного
средства обучения – учебника, ведь все учебники прошли экспертизу на
соответствие требований ФГОС НОО и позволяют достигать необходимых результатов.
д) Применение словарей, справочников, энциклопедий, ИКТ – технологий.

а) Применение методики безотметочного обучения (“волшебные
линеечки” – автор Г.А. Цукерман).
б) Самоконтроль и взаимоконтроль по заранее
определенным критериям.

а) Организация взаимопомощи;
б) использование различных памяток.

а ) Применение методики безотметочного обучения – автор Г.А.
Цукерман;
б) самоконтроль и взаимоконтроль устных и письменных ответов по критериям,
определенным заранее.

7. Итог урока. Проведение рефлексии с использованием:

а) Прием “ладошка” (чем выше активность на уроке, тем выше
положение карандаша на ладошке);
б) смайлики;
в) цветные кружки в листах обратной связи и др.

а) Применение творческих заданий, практико-значимых заданий;
б) использование дифференцированных заданий.

Безусловно, это не единственные возможности построения урока,
направленного на формирование УУД. Новый стандарт, определив требования к
образовательным результатам, требует от учителя строить урок по – новому.
Однако, если методы работы, которыми пользовался учитель раньше, могут работать
на новые результаты, им, безусловно, необходимо найти применение в новой
образовательной среде.

Итак, успешность обучения в начальной школе во многом зависит
от сформированности универсальных учебных действий. Развитие УУД обеспечивает
формирование психологических новообразований и способностей обучающегося,
которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной
деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у обучающихся
универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им будет
несложно учиться в основном звене школы.

Для контроля овладения обучающимися УУД, их важно
диагностировать (дважды в год). Критерии оценки сформированности универсальных
учебных действий должны учитывать две составляющие:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным
    требованиям;
  • соответствие свойств универсальных действий заранее
    заданным требованиям.

Для изучении сформированности познавательных УУД
диагностируются умения:

  • определять необходимость и достаточность информации для
    решения задачи;
  • отбирать источники информации, необходимые для решения
    задачи;
  • извлекать информацию их текстов, таблиц, схем,
    иллюстраций;
  • сравнивать и группировать факты и явления;
  • определять причины явлений и событий;
  • делать выводы на основе обобщения знаний;
  • представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.

Для изучении сформированности регулятивных УУД
диагностируются умения:

  • самостоятельно формулировать цель деятельности;
  • составлять план действий;
  • действовать по плану;
  • сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки;
  • проверять и оценивать результаты работы.

Для изучении сформированности коммуникативных УУД
диагностируются умения:

  • вычитывать информацию, данную в явном виде;
  • объяснять смысл слов и словосочетаний;
  • вычитывать информацию, данную в неявном виде;
  • понимать смысл текста в целом (главную мысль);
  • истолковывать текст (через творческий пересказ).

Для изучении сформированности личностных УУД диагностируются
умения:

  • оценивать поступки с позиции нравственных ценностей;
  • объяснять оценку поступка с позиции нравственных
    ценностей;
  • определять важные для себя и окружающих правила
    поведения;
  • выбирать поведение, соответствующее общепринятым
    правилам;
  • отделять оценку поступка от оценки самого человека;
  • определять поступок как неоднозначный (его нельзя
    однозначно оценить как хороший или плохой).

Нужно помнить, что личностно-ориентирванный подход к
диагностике УУД не предполагает сравнения результатов ученика с результатами его
одноклассников, а личностные результаты не оцениваются индивидуально, а только в
целом по классу.

Результаты диагностики дают возможность учителю определять
эффективность реализации образовательного процесса, корректировать при
необходимости собственную деятельность и содержание образования, видеть
возможности осуществления индивидуального подхода к развитию каждого
обучающегося. Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать
динамику формирования универсальных учебных действий и влиять на их дальнейшее
развитие.

  • Михеева Ю.В. Урок. В чем суть изменений с
    введением ФГОС НОО: (статья)// Науч.– практ. жур. “Академический вестник”/
    Мин. Обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – с. 46–54.
  • Цукерман Г.А. Оценка без отметки: / Г.А Цукерман
    http:// exsperiment.lv/rus/ biblio/cukerm_ocenka.htm

Педагогические приёмы для формирования УУД

Универсальные учебные действияПедагогические приёмыРезультаты развития УУДМетодическое описание  приема

Личностные Задание массивом. Дай себе помочь.Выход за пределы. Отсроченная реакция. Лови ошибку. Театрализация.  Идеальное задание.Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение. Самоопределение, смыслообразование Задание массивом Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом. Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания. Отсроченная реакцияУчитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.Лови ошибку!1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать “опасные места” интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.

Регулятивные “Лист защиты”.Обсуждаем домашнее задание. Резюме. Вход в урок.Идеальный опрос.Райтинг. Вопрос к тексту.Отсроченная реакция. Лови ошибку.Повторяем с контролем.Знакомьте с критериями. Организация работы в группах.Вход в урок.Показательный ответ.СветофорСаморегуляция как способность к преодолению препятствий. Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно узнать, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталонаИдеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд.СветофорВо многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор» «Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая. ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.Способ применения светофора зависит от типа опроса. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»

ПознавательныеСвои примеры.Удивляй. Фантастическая добавка. Пересечение тем.  Дай себе помочьПовторяем с контролем. “Да” и “Нет” говорите. Опрос “по цепочке”.  Опрос-итог. Тренировочная контрольная работа. Блицконтрольная.Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий. Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)Блицконтрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.).«Да» и «Нет». Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра “учит”: ·                     связывать разрозненные факты в единую картину;·                     систематизировать уже имеющуюся информацию;·                     слушать и слышать учеников.Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами “да”, “нет”, “и да”, “и нет”. Вопрос к тексту: при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: —вопросы, на которые можно ответить на уроке; —вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.

КоммуникативныеВзаимоопрос. Организация работы в группах. “Да” и “Нет” говорите. Советуйтесь.Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информацииСоветуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *