«Создание современной учебной среды и использование цифровых инструментов в образовании являются ключевыми факторами в расширении возможностей современной педагогики»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«МУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Н.В.АРХАНГЕЛЬСКОГО»

(МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского»)

Новый взгляд на образовательное пространство школы»

Молчанова Любовь Дмитриевна

Рафальская Людмила Геннадьевна

проект направлен на внесение новых идей, новых взглядов на преобразование образовательного пространства школы, которые в дальнейшем будут реализованы, приняты во внимание в ходе ремонтных работ в нашей школе.

:создание дизайн – проекта оформления образовательного пространства школы.

Учащиеся проводят значительную часть времени в школе, а конструкции   помещений перестают соответствовать современным требованиям учебно-воспитательного процесса, часто являются некомфортными и неуютными, нуждаются в значительной перестройке.

: современный человек представляется нам активным, интересным в общении, здоровым, культурным. Воспитанию такой личности будут способствовать многофункциональные, удобные, эстетически оформленные помещения школы,здоровое питание, доброжелательная атмосфера и уютная обстановка. Качество  обучения и воспитания школьника должно быть подкреплено благоприятным образовательным пространством.

: создание комфортного образовательного пространства, обеспечивающего здоровьесозидающий характер образовательного процесса и общекультурное воспитание обучающихся эстетическими средствами.

  • – изменить образовательное пространство школы, сделать его максимально комфортным и эстетически  привлекательным.
  • – создать условия для эффективного и благоприятного времяпрепровождения школьников вне урока;

Ход  реализации проекта:

  • Опрос школьников о том, что их больше всего беспокоит в нашей школе  и что они хотели бы изменить (анкетирование, Приложение № 18
  • Анализ полученной информации. Обработка информации в режиме коллегиального обсуждения.
  • Реализация и защита проекта на приеме  главы Администрации муниципального образования Шурышкарский район.

В результате успешной реализации проекта  планируется:

  • создание   комфортных  условий для  образования и воспитания школьников.
  • формирование эстетической   и духовно-нравственной культуры обучающихся.
  • стимулирование мотивации детей  в реализации учебно-воспитательной деятельности.

При создании условий для обучения, творческого развития и воспитания  можно сформировать образованную, здоровую,  культурную, эстетически развитую  личность.

тематические блоки в рекреациях

Современная российская школьная архитектура остановилась в своем развитии. Большинство  школьных зданий — это типовые коробки, подобные зданиям заводов, поликлиник, казарм и общежитий.

Но если невозможно построить новое здание, то  обеспечить современный дизайн образовательного пространства  и  в наших силах, хотя бы на уровне участия  в проекте по модернизации   помещений школы.

Современное образовательное пространство. Каким  ему быть?Это  должно быть индивидуальное и свободное общественно-культурное пространство, в котором школьникам хочется находиться, в котором они могут учиться, развиваться, радоваться и играть, отдыхать. Такое пространство, которое дети   будут с удовольствием, осваивать, в которое будут стремиться, считая, что школа – это «дом в котором мы живем».

Современныйчеловек представляется нам активным, интересным в общении, здоровым,  культурным. Воспитанию такой личности будут способствовать многофункциональные, удобные, эстетически оформленные помещения школы, здоровое  питание, доброжелательная атмосфера и уютная обстановка. Качество  обучения и воспитания школьника должно быть подкреплено благоприятным образовательным пространством.

Проведенный опрос среди учеников школы показал следующие результаты:

Очень важно, в какой цвет окрашены стены, потолок и пол в коридорах. Человечеством давно подмечено, что цвет влияет не только на эмоциональное состояние человека, но и на его интеллект.  Предлагаем сменить окраску стен, как показано на фотографии.

Линии на стене и потолке  желательно окрасить в желтый, оранжевый, зеленый и белый

, это цвет, который вызывает ощущение внутренней гармонии, тепла, стабильности. Это жизнеутверждающий цвет, способный прогнать самую глубокую хандру,  пробуждает стремление к порядку и спокойствию.

,  настраивающий все системы организма на здоровый лад. Это цвет эмоциональной устойчивости, физической выносливости и пытливого ума, кроме того, это  один из самых жизнеутверждающих цветов, который создаёт атмосферу праздника.

цвет насыщенный, спокойный, свежий, нежный, живой. Действует успокаивающе. Зеленый цвет благотворнее всего влияет на самочувствие и здоровье людей. Также во многих культурах  это цвет удачи. Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм.

– это безграничность. Он способен наставлять и побуждать людей к действию, быть в тонусе и полным сил. Является истинным совершенством, одновременно дарит свежесть, с ним отбрасываются все страхи и переживания.

Чтобы обеспечить полноценный  отдых учащихся  на перемене и чтобы   избежать  небезопасного бегания  по  коридорам и классам,  предлагаем тренажеры для  реализации  потребности  в движении.

Удобные «зелёные зоны» отдыха с диванчиками, креслами, столиками дадут возможность учащимся пообщаться в спокойной уютной обстановке.

Если провести приблизительные подсчеты, в среднем школьник проводит в сидячем положении 7-9 часов в день. Длительное неправильное сидение без движения приводит к тому, что страдают межпозвонковые диски. Но во время перемен  в коридорах  не всегда хватает места всем, чтобы отдохнуть  и расслабить спину. Рекомендуем удобные, мягкие скамейки.

Соты будут практичны и полезны: это хорошее место для отдыха. Подушки, если их вынимать из сот, можно использовать в качестве пуфиков, на которых   можно посидеть, а на время урока поставить  на место.

Образовательные методические зоны в коридорах и залах создаются с помощью изоляции участков пространства, например,  ширм или конструкций специальной планировки. Например, такими:

У образовательных уголков и стендов огромный потенциал, потому что они постоянно окружают детей, обращают на себя внимание, служат дополнительным источником самообразования. Предлагаем вашему вниманию две зоны. Для рекреации естественно-географической  и филологической направленности. Подобная образовательная среда и развивает, и способствует комфортному отдыху на перемене.

Возможно использование  образовательного ресурса лестниц.  Легко и просто они могут применяться для усвоения, например, арифметических навыков.

Обеденный зал школьной столовой должен иметь соответствующим образом оформленный  в познавательном или воспитательном значении интерьер. Особое внимание в оформлении школьной столовой следует уделить цветовому фону, который бы   благоприятно воздействовал на зрительное и эстетическое восприятие учащихся; для этого рекомендуются теплые тона (розовый, бледно-желтый, бирюзовый и др.)

В столовой необходимо

  • выделить место для буфета. Касса школьной столовой и буфета должны обслуживаться разными людьми во избежание  потери времени;
  • оформить   рядом с санитарной зоной ячейки для школьных ранцев. Очень удобно: оставить портфель, помыть руки и  принимать пищу.
  • разместить в рекреациях школы  кулеры с водой. Вода- необходимая составляющая здоровья человека.

Приложение № 13

Приложение № 14

Приложение № 15

Речь идет не только о новой столовой, а о новой культуре питания. Обычная столовая превращается в   воспитывающее пространство.

Актовый зал- это школьный центр культурного досуга, это место, где дети выступают в роли слушателей и артистов. Куда приходят родители, где чествуются лучшие ученики, где традиционно звучит последний звонок для выпускников. Это  место  должно быть красивым, сиденья удобными, оформление достойным. Важно учесть, что большая часть образовательного процесса при подготовке выступлений происходит и за сценой. Поэтому необходимы помещения для артистов.

Чтобы актовый зал  стал полноценным образовательным пространством, нужно приспособить его для самых разных нужд. В частности, обязательно сделать так, чтобы зрительские места могли убираться удобно и быстро, и зал превращался в открытую площадку.

Приложение № 16,17

Школа для нас – это  дом, где мы проводим большую часть своего времени, это мир, в котором мы живём. Образовательный смысл в нашей жизни  несут не только учебники и уроки, но также  общение со сверстниками, и внешкольные впечатления, и, конечно же, пространства,  которые мы осваиваем, в которых находимся. Наличие  уютных помещений столовой, актового зала, туалетных комнат, удобных зон отдыха -мечта большинства учеников нашей школы. Здесь они будут получать положительные эмоции, продуктивный отдых, полноценное питание. Считаем, что в современно-оснащённой и комфортной школе будут созданы все необходимые условия для развития и раскрытия творческого потенциала способностей и талантов детей, которые помогут им успешно реализовывать себя во взрослой жизни в дальнейшем.

В        современном        российском        обществе        происходят        кардинальные преобразования в социально-экономической и культурной жизни, требующие изменения функционирования всех его социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.

Современное дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования.

Новые потребности общества, изменение ценностных ориентиров нашли отражение в содержании соответствующих нормативно-правовых актов, в том числе в сфере образования, которые регулируют отношения в сфере образования при реализации        образовательной программы        дошкольного образования:

–        Программы        развития        российской        национальной        инновационной системы до 2020 г.;

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и др.

Руководствуясь стратегическими ориентирами государства, общества в целом и претерпевающими изменениями Российской системы образования педагогами нашего дошкольного учреждения была разработана Модель образовательного        учреждения,        что        же        включает        в        себя        понятие        – образовательное пространство.

В        ряде        исследований        понятие        «образовательное        пространство» определяется через понятие «среда» Так, например М.И. Корнева определяет «образовательное пространство» как социокультурную образовательную среду, Р.И. Туктарова – как среду, в которой оказывается воспитывающее влияние ближайшего окружения на ребенка, Г.А. Ферапонтов – как педагогически организованную     среду,        в     которой        происходит        становление        духовно-нравственной творческой личности ребенка.

Таким образом, образовательное пространство – это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной        ценностно-ориентированной        образовательной        деятельности субъектов, подчиненной актуальным задачам воспитания и развития ребенка.

создание        единого        образовательного        пространства        ДОУ        в современных условиях

– создание условий для организации деятельности современного развивающегося ДОУ

– организация деятельности ДОУ в инновационном режиме

– внесение изменений в систему управления ДОУ в соответствии с изменением содержания образовательного процесса

– осуществление образовательного процесса согласно предъявляемым требованиям к дошкольному образованию

Методологические и теоретические подходы:

– научные подходы к управлению (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.г. Афанасьев, А.В. Худоминский и др.);

– теории управления педагогическими системами (К.Ю. Белая, Т.М. Давыденко, Л.В. Поздняк, Н.А. Рогачева, И.В. Тимофеева и др.);

–        подходы        к        организации        педагогического        взаимодействия        с воспитанниками (Т.В. Антонова, Ю.К. Бабанский, В.Г. Маралов, Л.А. Парамонова и др.);

– к управлению качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (К.Ю. Белая, В.П. Беспалько, В.С. Лазарев, М.М. Поташник и др.).

Принципы управления качеством взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов:

– государственной политики в области образования – государственно-общественный характер управления образованием, принцип демократичности и адаптивности и т.д.;

– функционирования детского сада как открытой системы;

– формирования мотивации к взаимодействию участников воспитательно-образовательного процесса;

– развивающего взаимодействия детей и взрослых;

– равноценности представленного опыта взаимодействия детей, педагогов и родителей в формировании системы управления качеством;

– управление качеством воспитательно-образовательного процесса по результатам;

– корректирующего контроля и мониторинга качества взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Участники образовательного пространства:

–        сотрудники        ДОУ        –        административно-управленческий        персонал; педагогический: 1 – старший воспитатель, 22 воспитателя, 2 учителя-логопеда, 3 музыкальных руководителя, 1 педагог-психолог, руководитель ЛФК; медицинский: массажист, старшая мед.сестра и мед.сестра; и обслуживающий;

–        воспитанники        –        посещающие        группы        общеразвивающей, компенсирующей и оздоровительной направленности;

– семьи воспитанников ДОУ (родители, законные представители); – социальные партнеры в области образования.

Основные блоки модели:

Содержание данного блока включает в себя:

– моделирование системы работы ДОУ (определение тенденций и перспектив развития – разработка концепции, модели выпускника, целевой комплексной программы развития ДОУ);

– кадровое обеспечение, координирование и регулирование деятельности субъектов управления (распределение учебной нагрузки, расстановка кадров, определение в соответствии с нормативными документами должностных

обязанностей: руководство кружков, младшего обслуживающего персонала, разработка и система стимулирования);

– создание системы органов управления, руководство их деятельностью в соответствии с разграничениями функций между ними (проведение заседаний Родительского комитета, административных совещаний, Совет педагогов, общего собрания трудового коллектива);

– обеспечение мер по сохранению, укреплению здоровья, социальной защите работников ДОУ (обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм, техники безопасности; организация полноценного, сбалансированного питания;        оказание        социально-материальной        помощи        нуждающимся работникам,     санаторно-курортное        лечение;        продолжительность        рабочего времени – 7 часов и отпуска у воспитателей работающих на группах общеразвивающей направленности – 42 календарных дня, на группах компенсирующей и оздоровительной направленности – 56 календарных дня; контроль за выполнением Коллективного договора, соглашения по охране труда);

– материально-техническое, финансовое обеспечение деятельности ДОУ (сохранение и укрепление материально-технической базы; рациональность использования финансовых средств; разработка перспективного плана развития материально-технической базы; в ДОУ созданы благоприятные условия для профессиональной деятельности – у педагогов имеется свободный доступ к компьютерной техники);

– проведение инструктивно-методических совещаний с педагогическими работниками по вопросам совершенствования образовательного процесса (создание организационных, научно-методических условий для реализации новых        педагогических        технологий,        внедрения        парциальных        программ адекватных целям и задачам ДОУ);

– управление методической работой с педагогическими кадрами (создание условий для профессионального становления педагогических кадров).

Современный педагог – это развивающийся педагог, поэтому педагоги нашего дошкольного учреждения повышают уровень образования (заочное обучение        в педагогическом        колледже        №        1        имени        А.С.        Макаренко; Новосибирском        педагогическом        университете,      филиале      московского государственного педагогического университета в городе Новосибирске); и

–        повышают        квалификацию        –        через        дистанционное        обучение организуемое образовательным учреждением «Педагогический университет «Первое сентября»» совместно с факультетом педагогического образования Московского государственного университета им. Михаила Васильевича Ломоносова;

– трое сотрудников нашего учреждения – старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед являются членами национальной ассоциации нейрореабилитологов

–        планирование        работы        (осуществление        годового        планирования, разработка в соответствии с нормативными документами, Уставом, годовым планом:      режима        и      графика      работы,        расписание      непосредственно образовательной деятельности и кружковой работы, правил внутреннего трудового распорядка, календарного планирования, взаимодействия с семьями воспитанников, физкультурно-оздоровительной работы и т.д.);

– информационное обеспечение управления ДОУ (сбор, обработка, организация        выхода        на        различные        уровни:        родители,        воспитанники, администрация,        внешняя     информация     и        сохранение     информации        с действующими потоками)

– это часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию профессиональных знаний, умений и навыков основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога, влияющих на формирование коллектива        единомышленников,        развитие        творческого        потенциала, необходимого для качественного выполнения воспитательно-образовательной работы в ДОУ

– взаимодействие с наукой (в современных тенденциях развития дошкольного образования педагогам помогает ориентироваться научный руководитель дошкольного учреждения –        Ольга Михайловна Ельцова, преподаватель кафедры теории и методики Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки НИПКиПРО);

– оказание помощи в поисках эффективных методов работы с детьми (проведение индивидуальных, подгрупповых и групповых методических мероприятий – консультации, семинары, мастер-класс и т.п.);

– совершенствование педагогического мастерства (требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать        и        изучать        стремительно        происходящие        изменения        в профессиональной      отрасли,      но        и        владеть        новыми        современными педагогическими технологиями);

– обобщение, распространение передового опыта;

– профессиональную самореализацию, самовыражение личности педагога (создание профессиональных объединений в форме творческих и проблемных групп,        которые        занимаются        исследованием        определенной        проблемы. Логическим завершением и результатом работы таких групп является разработка практического материала, например – Модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; участие в профессиональных конкурсах);

– повышение уровня адаптации начинающих педагогов к ДОУ (как показывает практика, в адаптации к дошкольному учреждению, новому коллективу и выработке собственной стратегии педагогической деятельности воспитатели испытывают на двух этапах профессионального становления: 1 – в

период подготовки и 2 – вхождения в профессию. На втором этапе когда педагоги приходят в наше дошкольное учреждение они получают поддержку от коллег и администрации, с ними проводятся индивидуальные беседы, молодого педагога представляют коллективу, проводиться анкетирование, тренинги, организуется наставничество и стажировка)

– осуществление профессиональной экспериментальной деятельности (ДОУ        является        экспериментальной        площадкой        Академии        повышения квалификации и переподготовки работников Министерства образования и науки Российской Федерации)

Содержание данного блока заключается в:

–        создание        базы        нормативно-правовых        актов        обеспечивающих реализацию единого образовательного процесса ДОУ-семья, ДОУ-социум;

– разработке перспективно-тематического и календарного планирования, в основе которого лежит содержание приоритетных задач ДОУ, реализуемая программа, направленность группы, профессиональные интересы педагога);

– создание «пакетов» методических разработок, оформление картотеки игр, прогулок и т.д.;

–        осуществление        подписки        профессионально-педагогических периодических изданий;

– сопровождение реализуемых программ и оснащение необходимыми наглядно-дидактическими пособиями

– качественную реализацию программ согласно направленностям групп Общеобразовательной        программы        дошкольного        образования        «От

рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой,

Образовательной системы «Школа 2100» Образовательной программы «Детский сад 2100» – программы дошкольного курса: Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке», М.В. Корепанова, С.А.Козлова, О.В. Пронина «Моя математика», А.В. Горячев, Н.В. Ключ «Все по полочкам», О.В. Чиндилова, А.В. Баденова «Наши книжки»;

Н.В.        Нищева        «Программа        коррекционно-развивающей        работы        в логопедической группе детского сада»,

Н.А. Круглова «Программа Приобщение воспитанников детского сада к истокам русской народной культуры»,

«Программа здоровьесберегающей деятельности «Здоровячок»», авторы Н.А. Круглова, О.А. Быкова, Н.А. Богданова, научный консультант Нина Олеговна Герьянская доцент кафедрыохраны здоровья и ОБЖ Новосибирского института        повышения        квалификации        и        переподготовки        работников образования;

–        взаимоотношения        между        детьми        и        взрослыми,        т.е.        стиля педагогического общения, и предоставление ребенку возможности широкого и разнообразного круга общения

– режим пребывания ребенка в ДОУ;

– график работы педагогов, обеспечение связи между ними;

– обеспечение развития личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывающих структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

* социально-коммуникативное * познавательное

* художественно-эстетическое * физическое

– обеспечение предметно-развивающей среды

–        максимальное        использование        возможностей        здания        ДОУ        для расширения образовательной среды дошкольников (наличие спортивного и музыкального залов, психологического и логопедического кабинетов, мини-музей «Изба», библиотека для педагогов, детей, семей воспитанников и т.д.);

– проектирование детского пространства с учетом гендорных, возрастных, социально-психологических        особенностей        детей,        требований        СанПиНа, пожнадзора

– установление контактов с правовыми, медицинскими, социальными организациями для оказания помощи воспитанникам с ОВЗ;

–        обеспечение        психолго-педагогического        просвещения,        помощи родителям (законным представителям) воспитанников (работа консультативной психолого-педагогической службы);

– совместная деятельность с родителями воспитанников, требующими усиленного внимания (гиперактивные, «трудные», одаренные);

– функционирование медико-психолого-педагогического консилиума

Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

*активности и сознательности (участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей);

*открытости и доверия (предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду);

*сотрудничества (общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения);

*согласованного взаимодействия (возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания, взаимодополнение);

*воздействия на семью через ребенка (если жизнь в группе, ДОУ эмоционально насыщенна, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделиться впечатлениями с родителями).

*организационно-посредническое        (вовлечение        в        образовательный процесс, участи в работе Педагогического совета, родительских комитетах групп и ДОУ);

*информационно-просветительское        (обеспечение        информацией, индивидуально-педагогическая помощь)

*организационно-педагогическое (вовлечение в совместную деятельность с детьми)

* информационно-аналитические – опрос, анкетирование, беседы;

* наглядно-информационные – мини-библиотека, информационные листы, буклеты;

* познавательные – нетрадиционные формы организации и проведения родительских        собрания,        круглые        столы,        практикумы,        обучающие индивидуальные консультации;

* досуговые – праздники, развлечения, выставки, конкурсы

I этап – актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка

II этап – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги ДОУ

III этап – партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу        которого        заложены        идеи        гуманизации        отношений,        приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход

– это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам (необходимо предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг)

–        внутри        системы        образования        между        социальными        группами профессиональной общности (НИПКиПРО, педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко, НГПУ, ДОУ – округа, города, области, учреждения дополнительного образования и т.д.).

*обновления содержания подготовки педагогов дошкольного образования в соответствии с современными тенденциями развития образования;

* формирование профессионально-компетентных педагогов ДО, готовых и способных на достаточном теоретическом и функциональном уровне решать задачи обновления ДО в соответствии ФГОС;

* подготовки квалифицированных кадров нового качественного уровня в соответствии с потребностями инновационного развития сферы образования;

* решение кадровых проблем в сфере дошкольного образования.

– работников образовательного учреждения с представителями иных сфер (медицинские и спортивные учреждения, организации-партнеры в обеспечении охраны жизни и здоровья воспитанников)

добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов

I этап подготовительный

Цель: определение целей и форм взаимодействия с объектами социума Содержание деятельности: анализ объектов социума для определения

установления социального партнерства, установление контактов, определение направлений взаимодействия, разработка «программ» сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия

II этап практический

Цель:        реализация        программ        сотрудничества        с        организациями        и учреждениями социума

Содержание деятельности: формирование группы сотрудников ДОУ, заинтересованных в участие в работе с объектами социума, непосредственная реализация «проекта» взаимодействия

III этап заключительный

Цель: подведение итогов социального партнерства

Содержание деятельности: проведение анализа проделанной работы, определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества

–        «сетевое        педагогическое        сообщество»        (группа        субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность        средствами        информационно-коммуникативных     технологий. Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет.) – социальная сеть работников образования (nsportal.ru), общение посредствам электронной почты, web-конференции, форумов и чатов.

*создание комфортной, «понимающей»        среды профессионального общения педагогов;

*возможность ретренинга коммуникативности, рефлексивных умений и кооперативных отношений, редукция которых является одним из негативных профессиональной деятельности работников образования;

*развитие,        а        иногда        и        создание        творческих        механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для педагогов социума;

*сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом как между педагогами разных регионов России, так и вне ее;

*создание        механизмов        открытой        профессиональной        экспертизе профессионального опыта педагога;

*обеспечение        вхождения        российских        педагогов        и        детских образовательных учреждений в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ.

Целостная        структура        управления        образовательным        пространством. Мобильность решений.

Высокий уровень профессионального мастерства педагогов. Модернизированное        воспитательно-образовательное        пространство        в

Система нормативно-методической базы педагогического процесса. Низкий уровень заболеваемости в ДОУ.

Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках образовательного пространства ДОУ.

Активное включение семей воспитанников в образовательный процесс.

Цифровая образовательная среда как одно из условий создания пространства возможностей современного урока.

Повышение ИКТ- компетентности учителя в общем  информационном образовательном пространстве гимназии

. Как использовать возможности цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся

Начать сегодняшний педсовет хотелось бы со слов американского философа Джона Дьюи:                                                     «Если мы будем учить сегодня так,  как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современного образования».

Академик А.П. Семенов

«Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего  В противном случае оно совершенно бесполезно».

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и / или потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы («Закон об образовании в РФ», п. 2.29).

«Качество образования определяется такими факторами как высокая компетентность педагогических работников, использование новейших педагогических технологий»  так пишет Бабакова Т.А., советский и российский ученый-педагог.

Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.

Жизнь не стоит на месте. Цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Таким образом, источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но  и  медиаресурсы.

Эпиграфом к моему выступлению станут слова академика Андрея Петровича Семёнова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современного образования».

С 2019 по 2024 год в нашей стране реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда».  ЦОС  школьного образования и позволит эффективно использовать современные технологии в процессе обучения. При этом об отмене традиционной классно-урочной системы речь не идет — отказываться от нее

сновной задачей федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Хочу отметить, что реализация всех федеральных проектов во многом зависит от уровня цифровизации в системе образования. Приведу слова  ректора Томского государственного университета, профессора, Эдуарда Владимировича Галажинского: «Цифра» дает колоссальные преимущества: можно, никого не догоняя, сразу быть впереди».

Что же такое Цифровая образовательная среда?

ВИДЕО (Николай Николаевич Дроздов о ЦОС)

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей.

Цифровая образовательная среда включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение. Цифровая образовательная среда образовательной организации удовлетворяет требованиям ФГОС.

ЦОС должна обеспечить:

•        использование современных процедур создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

•     дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования;

•        дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с  другими организациями социальной сферы;

•        повышение уровня сформированности  ИКТ-компетенции педагогов ОО;

•        возможность внедрения информационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;

•        обеспеченность ОО необходимым оборудованием;

•        условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов;

•        возможность открытого доступа к информационным каналам глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек.

Реализация ЦОС обеспечит

  • получение доступа к электронному образовательному контенту;
  • обучение в комфортной цифровой среде;
  • повышение интереса к обучению;
  • улучшение результатов освоения образовательной программы;
  • развитие проектно-исследовательской деятельности, в том числе с применением облачных технологий;
  • формирование осознанного выбора профессии на основе полученных цифровых компетенций.
  • повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
  • получение дополнительных возможностей для саморазвития;
  • формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
  • формирование новых условий для мотивации учеников;
  • расширение  образовательных  возможностей  для  ребенка;
  • повышение прозрачности образовательного процесса за счет информирования об успеваемости и посещаемости ребенка в реальном времени;
  • облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
  • повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на информационно-коммуникационные технологии;
  • расширение возможностей образовательного процесса за счет сетевой организации;
  • расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) образовательного учреждения включает:

Цифровые образовательные ресурсы – это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. К ЦОР относятся: ресурсы, размещенные в Интернет; ресурсы, размещенные на оптических носителях (электронные учебные издания); комбинированный продукты сеть-диск.

– информационно-коммуникационные, телекоммуникационные, виртуальные, мультимедийные технологии, позволяющие обеспечить сбор и представление информации о различных объектах с целью обеспечения удаленного взаимодействия между ними и управления ими.

Профессиональная ИКТ-компетентность педагога – одно из требований профстандарта педагога и определена как «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно и тогда, когда нужно».

Педагогические работники должны владеть ИКТ и осуществлять свою деятельность по использованию  ИКТ  на  высоком  профессиональном  уровне.

Таким образом, педагог, своей профессиональной деятельности просто ОБЯЗАН  быть  ИКТ-компетентным.

ИКТ-компетентность педагога включает в себя три компонента:

1. Общепользовательский компонент;

2. Общепедагогический компонент;

3. Предметно-педагогический компонент.

Остановлюсь кратко на каждом из этих компонентов.

включает в себя пользовательские навыки, в том числе использование видео- фотосъемки, умение использования систем мгновенных сообщений, навыки поиска в сети Интернет и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.

связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования: применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий, интерактивной доски; использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий; подготовка заданий и тестов в электронном виде . Немаловажным является задача педагога – привлечение обучающихся к активному участию в образовательном процессе, используя для этого современные средства коммуникаций: электронную почту, форум, Skype и т. п.

соответствует области деятельности и определена следующим образом: учителю необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе.

Урок, как основная форма организации обучения – это то место, где сходятся результаты долгих дидактических и методических поисков, где происходит встреча субъектов, в результате которой каждый из них меняется, приобретая что-то новое. В информационно-образовательной среде уроки приобретают свои особенности: изменяется позиция учителя на уроке, учебный процесс индивидуализируется, в связи с чем активизируется познавательная деятельность обучающихся, возможность сочетания различных форм познавательной деятельности вне рамок одной образовательной организации, совместная интерактивная деятельность не только педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока, но и учебный диалог между удаленными группами обучающихся, использование баз данных и лабораторных комплексов с удаленным доступом. Все это требует от педагога высокого уровня владения ИКТ, а движущийся вперед научно – технический прогресс побуждает постоянно совершенствоваться в этом направлении.

Использование современных цифровых технологий дает учителю возможность провести любой урок на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией, помогают быстро осуществить комплексную проверку усвоения знаний. Учащиеся более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем.

Педагогам необходимо знать и при необходимости уметь использовать такие технологии как:

Цифровая школа – уже не утопия. Это реальность. Интерактивная, интересная, многогранная и современная реальность.

Уважаемые коллеги, свое выступление  хочется завершить  короткой притчей.

Стояли рядом два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:

– Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Должно быть равноправие!

Второй плуг усмехнулся и сказал:

– Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!

Я желаю вам достичь высот в создании цифровых образовательных ресурсов, никогда не опускать руки, мыслить нестандартно, быть творческими и  проявлять креативность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *