Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Краткосрочный план урока русского языка в 5 классе на тему _ЧудеУмения и навыки освоения выпускниками основной школы программы пПрогнозирование и планирование в государственном и муниципальномВТБ план.docxДокумент _ План работы школьного спортивного клуба_.docxКонтрольная 12 План на пикник.docx3 план работы по модулям 3-4 кл..pdfПроф программы.docxКраткосрочный план урока по русскому языку на тему _Связь предлоРабочая программа по биологии VIII вида 8 класс на 2020-2021 уче

1. Укажите международные сравнительные исследования, по результатам участия в которых Российская Федерация должна сохранить лидирующие позиции

2. Целевым показателем Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» является вхождение Российской Федерации в число

Выберите один ответ:

10 ведущих стран мира по качеству общего образования 3. Поправки, которые направлены на усиление воспитательного процесса в образовательной организации, были внесены

Рабочие программы воспитания 5. Условиями цифровой трансформации образования являются

Все варианты ответа верны

6. ЦНППМ ПР (центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников)

Создаются на базе региональных институтов повышения квалификации педагогических работников

7. На что НЕ направлена НСУР (Национальная система учительского роста)?

Стимулирование педагогов к повышению уровня квалификации

8. Каковы характеристики новых ФГОС?

Все ответы верны 9. Поэтапное введение обновленных ФГОС НОО и ОО планируется

Начиная с 1 сентября 2022 года

Расставьте числа от 1 до 4, чтобы документы оказались в иерархической последовательности

Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»Ответ 1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»Ответ 2 Конституция Российской ФедерацииОтвет 3 ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287Ответ 4

В материале использованы данные, подготовленные под руководством Г. С. Ковалевой в Центре оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

Новый виток интереса к международным исследованиям связан с поручением президента правительству РФ обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

«Топовая позиция в мировом рейтинге международных исследований — не самоцель. Прежде всего, всех волнует качество полученных знаний и конкурентоспособность российской образовательной системы. Это зафиксировано и в государственной программе “Развитие образования”».

Почему страны участвуют в международных сравнительных исследованиях?

1. Наличие четких концептуальных положений. Формируются за несколько лет до начала цикла исследования. Сначала создается концептуальная рамка, а потом — создание конкретного инструментария для решения целей. 
2. Очень строгие подходы к выборке и математической обработке результатов.
3. Регулярность проведения.
4. Уровневый подход в описании результатов.
5. Сбор контекстной информации (анкеты учащихся, родителей, учителей, администрации).

«Несмотря на неоспоримые отличия, в каждом цикле есть то, что объединяет все исследования — грамотность. Приоритетной целью в системе общего образования становится формирование функциональной грамотности: математической, естественно-научной, читательской и т. д.»

В каждом цикле один из компонентов является доминирующим. И на его оценивание направлено больше заданий, чем на остальные из трех компонентов. Хотя все они обязательны. В 2018 году факультативным компонентом был навык решения проблем, а в 2021 году таким компонентом будет оценка креативного мышления, свойственного 15-летним школьникам.

В образовании должны быть тесно переплетены знания, умения, отношения и ценности:

  • Настоящая мотивация не сложится, если мы не передадим отношение и ценности ребенку.
  • Мы отвечаем не только за академизм знаний, но и за передачу умения использовать эти знания.
  • Мы учим применять знания и умения даже в таких задачах, которые выходят за рамки учебного процесса.

При выполнении математических задач в PISA нередко необходимо отсеивать дополнительные, ненужные сведения и вычленить математическую составляющую ситуации:

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Так происходит и в жизни: мы анализируем информацию, учимся понимать, что нам нужно, а что нет.

«Жизнь ставит перед нами задачи, не предупреждая о том, какие навыки она будет проверять. Нужно быть готовым действовать по обстоятельствам, принимать верные решения в непростой момент».

Выборка регионов, обработка результатов

Для того чтобы сделать объективное заключение о том, нравится вам суп или нет, нужно попробовать его не чайной ложкой, и даже не столовой, а съесть хотя бы тарелку, при этом не обязательно съедать всю кастрюлю, — это аналогия к выборке регионов страны при проведении исследования. Всю страну исследовать не обязательно, одного города и даже региона мало, а вот нескольких субъектов будет вполне достаточно для сбора актуальных данных об уровне грамотности учеников по всей стране.

На обработку результатов исследования уходит год-полтора. Тест PISA, например, был проведен в июне 2018 года, но результаты будут опубликованы лишь в конце 2019-го.

Согласно данным исследования PIRLS, результаты девочек из года в год стабильно лучше, чем результаты мальчиков:

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

И это кажется логичным: речевое развитие мальчиков, приходящих в школу, отличается от речевого развития девочек. Кстати, исследование направлено в том числе на то, чтобы мы увидели эту разницу воочию, хотя многие и так знают о ней на интуитивном уровне, ведь не секрет, что в младшем школьном возрасте развитие девочек происходит действительно немного быстрее.

Исследуя причины разного уровня читательской грамотности, эксперты выявили, что тематика текстов из заданий может демотивировать именно мальчиков.

Регулярность проведения исследований

Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений – IEA – проводит сравнительные исследования.

Организация экономического сотрудничества и развития – OECD – изучает, насколько качество образования соответствует требованиям современности.

Всем международным исследованиям свойственна цикличность. Засчет этого мы можем наблюдать динамику. Например, исследование TIMSS проверяет естественно-научную грамотность школьников на 4-м и 8-м годах обучения. Так легко можно проследить, какие результаты показывает одно поколение в разные годы.

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Целый год я ездил по школам в разных странах мира. Подмечал мелкие детали образования, которые формируют нас и готовят к реальной жизни. Посещал учебные заведения, в которых мечтал бы учиться, если бы знал об их существовании раньше. И пытался узнать секрет учителей, которых мы помним десятилетия спустя после окончания школы.

Уровневый подход в описании результатов

Очень важный аспект в подсчете результатов исследований — деление на уровни. Это не сухое отметочное представление результатов, а более глубокое и более четкое понимание способностей и недостатков ученика.

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Еще один пример — уровни описания результатов PISA:

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Отметочный подход не позволяет разбираться в сути: что уже получается у ребенка и куда стоит двигаться дальше.

«Стандартных ситуаций становится все меньше, чаще жизнь проверяет, как мы можем мыслить в неординарных обстоятельствах. Задача международных исследований заключается в том, чтобы раскрыть способности каждого, оценив его возможности».

Сбор контекстной информации

После тестирования ребята заполняют анкеты. Все руководство школы, учителя и даже родители учеников тоже обязаны это сделать. Информацию из анкет анализируют эксперты и сопоставляют с результатами учеников. Важно иметь представление о том, в каких обстоятельствах живет и развивается школьник: семья, окружение, ситуации в школе и дома. Один из примеров – PIRLS. Читательская грамотность школьников имеет прямую зависимость от отношения к чтению в семье. Дети, чьи родители не проявляют интерес к книгам, дали низкие результаты. И наоборот: у детей, родители которых любят читать, показатели заметно выше.

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Рекомендуем узнать дополнительную информацию о международных исследованиях на сайте центра оценки качества образования ИСРО РАО centeroko.ru.

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

LISTENING TEST 7.pdfМОЙ 3 в-нта test_8_klass zritelnyy_an alizator.docInfinitive gerund test.docxREADING TEST 3 ANSWER.pdfАнгл. яз. 11кл. Spotlight (Английский в фокусе). Test Booklet (КAlexander Erdaulet 100 test.docx2023 Psychology Examination Test.docxAbduraimov Umidjon. 214-21.. TEST.docxBP otvet test_2019.docCANON TEST.docx

PISAЦелевым показателем Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» является вхождение Российской Федерации в число (выберите верный вариант ответа):

20 стран мира по качеству высшего образования

5 стран мира по качеству дошкольного образования

10 ведущих стран мира по результатам участия в WorldSkillsПоправки, которые направлены на усиление воспитательного процесса в образовательной организации, были внесены (выберите верный вариант ответа):

в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

в ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287

Конституцию Российской Федерации

национальный проект «Образование»Согласно последним изменениям в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в образовательную программу организации общего образования необходимо включить (отметьте все верные варианты ответа):

рабочие программы учебных предметов

календарный план воспитательной работыУсловиями цифровой трансформации образования являются (выберите верный вариант ответа):

применение методов искусственного интеллекта и средств виртуальной реальности

развитие цифровой образовательной среды

обеспечение общедоступного широкополосного доступа к сети Интернет

все варианты ответа верныЦНППМ ПР (центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников) (отметьте все верные варианты ответа):

создаются на базе Академии Минпросвещения России

создаются на базе федеральных центров научно-методического сопровождения педагогов

создаются на базе региональных институтов развития образования

могут быть самостоятельными организациямиНа что НЕ направлена НСУР (отметьте все верные варианты ответа):

определение профессиональных дефицитов

внедрение новой системы оплаты труда

карьерный рост в зависимости от стажа работыКаковы характеристики новых ФГОС? (Выберите верный вариант ответа)

Сформулированы конкретные предметные результаты обучения

Конкретизированы личностные и метапредметные результаты обучения

Описана система требований к условиям реализации общеобразовательных программ

Новые ФГОС разработаны для начального и основного общего образования

Все ответы верныПоэтапное введение обновленных ФГОС НОО и ОО планируется (выберите верный вариант ответа):

начиная с 1 сентября 2024 года

начиная с 1 сентября 2023 годаКем разрабатывается рабочая программа воспитания?

Командой единомышленников, в которую входят учителя, классные руководители, представители школьной администрации.

Управленческой командой школы.

Заместителем директора школы по воспитательной работе.Что является основой для разработки рабочей программы воспитания школы?

Примерная программа воспитания, разработанная сотрудниками Института стратегии развития образования РАО.

Нормативный локальный документ школы, регламентирующий структуру рабочей программы воспитания.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».Какой раздел рабочей программы воспитания определяет способы достижения поставленной цели и задач воспитания?

Цель и задачи воспитания.

Виды, формы и содержание деятельности.

Основные направления самоанализа воспитательной работы.Из предложенного списка выберите форматы использования социокультурной среды в воспитательном процессе школы.

Классный час в школе.

Возложение цветов к памятному месту.

Концерт в актовом зале.

Встреча с представителями старшего поколения.

Тематический урок в парке.

Городские проекты.Какие из перечисленных технологий являются драйверами цифровой трансформации образования? Выберите все верные варианты.

Двигатель внутреннего сгорания

Большие данныеКакой процент школ планируется перевести к 2024 г. на безбумажные технологии управления?

100%Какая цифровая технология, согласно исследованию мониторинга цифровой трансформации, сегодня чаще всего используется в школах?

Использование универсальных сервисов для решения задач управления

Использование социальных сетей и мессенджеров для управления школой

Использование внутреннего портала для решения управленческих задачКакие методы обучения входят в цифровую трансформацию образования? Выберите все возможные варианты.

Мобильное обучение и BYOD

научные доказательства для получения выводовосмысливать и оценивать содержание и форму текста

интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов

преобразовать одну форму представления информации в другуюпрогнозы о протекании процесса или явления

использовать и создавать объяснительные модели и представления

ко всем вышеперечисленным предметам

ветряного электрогенератораПроблемы использования возобновляемых и невозобновляемых источников энергии.

наблюдениевыдвижение гипотезыпрямые измерения

746 мм рт. ст.

774 мм рт. ст.

880 мм рт. ст.

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Указать международные сравнительные исследования эффективности участия Российской Федерации и конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как показатель качества школьного образования

Верны ли следующие утверждения?

А. Для ионов меди доза загрязнения почвы, равная 60 мг/кг, приводит к гибели и редиса, и клевера.

Б. Доза в 500 мг/кг загрязнения почвы любыми ионами тяжелых металлов приводит к гибели редиса.

верно только А

верно только Б

и А, и Б верны

ни А, ни Б неверны

Контрольные вопросы к лекции №4.pdf3.6.Вопросы к лекции .docxОЦЕНКА БИЗНЕСА – ЛЕКЦИИ+.docxЭлектроэнергетика. Лекции.docxРазвивающее обучение Бахир.docTest по 11 лекции просмотр попытки.pdfКонспект лекции по теме_Углеводы – моносахариды, дисахариды, полстатистика труда лекции.pptМетодичка с уроками обучение грамоте 1 класс.pdfфизра лекции.docx

Расставьте в иерархической последовательности нижеприведенные документы (ответ запишите в виде цифр, без пробелов и знаков препинания,например 1111):1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;2) ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от31 мая 2021 г. № 287;3) Конституция Российской Федерации;4) Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».Ответ: 3142Вопрос 11Целевым показателем Указа Президента Российской Федерации «Онациональных целях развития Российской Федерации на период до 2030года» является вхождение Российской Федерации в число (выберите верный вариант ответа):Выберите один ответ:10 ведущих стран мира по качеству общего образования+++++5 стран мира по качеству дошкольного образования20 стран мира по качеству высшего образования10 ведущих стран мира по результатам участия в WorldSkillsВопрос 12Текст вопросаПоправки, которые направлены на усиление воспитательного процесса в образовательной организации, были внесены (выберите верный вариант ответа):Выберите один ответ:Конституцию Российской Федерации в ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31мая 2021 г. № 287+5+++национальный проект «Образование»

в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»Вопрос 13Распределите содержание каждой части основной образовательной программы начального общего образованияА. ЦелевойБ. СодержательныйВ. Организационный1. календарный план воспитательной работы,содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятсяОрганизацией или в которыхОрганизация принимает участие в учебном году или периоде обучения;2. календарный учебный график;3. план внеурочной деятельности;4. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;5. пояснительная записка;6. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся;7. рабочая программа воспитания;8. рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;9. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

начального общего образования.10.учебный план;11.характеристика условий реализации программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.Ответ:АБВ549 6,7,8,1,2, 10,3,11Вопрос 14.Федеральный государственный стандарт начального общего образования предъявляет требования к личностным результатам. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе. Найдите лишнее.14.1 Гражданско-патриотического воспитания:становление ценностного отношения к своей Родине – России;осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;уважение к своему и другим народам;овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;+++первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.14.2 Духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;++проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;+неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.14.3 Эстетического воспитания:уважительное отношение и интерес к художественной культуре,восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;+стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.14.4 Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);бережное отношение к физическому и психическому здоровью;формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.++14.5 Трудового воспитания:осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;+принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;++++14.6 Экологического воспитания:

бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде;++бережное отношение к природе;неприятие действий, приносящих ей вред.14.7 Ценности научного познания:первоначальные представления о научной картине мира;познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.+++Вопрос 15

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?Исключите лишнее.Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образованияТребования к структуре основной образовательной программы начального общего образованияТребования к оцениванию ценностных ориентаций, отражающих индивидуально-личностные позиции++++++Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Система российского образования в последние годы претерпевает значительные изменения. Меняются приоритеты в образовании, структура и содержание образования.

Для оценки эффективности реформ в сфере образования необходимы ориентиры, позволяющие судить о тенденциях в изменении системы образования и дающие основания для корректировки направлений реформ. В связи с этим участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования (PISA и TIMMS) имеет большое значение. Они позволяют оценить состояние образования в международном контексте, выявить сильные и слабые стороны российского образования, наметить пути более эффективного достижения поставленных целей.

Исследование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования. TIMSS позволяет получить информацию, необходимую для совершенствования преподавания математики и естественнонаучных предметов в школе. Исследование PISA в большей степени оценивает подготовленность выпускников основной школы к жизни в современном обществе и сфокусировано на аспектах, связанных с непрерывным образованием.

В исследовании TIMSS участвуют 49 стран. Организаторами исследования является Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements) и исследования PISA – Международная организация экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Co-operation and Development).

Оба исследования отличаются подходами к формированию выборки. В исследовании TIMSS выборка учащихся формируется в соответствии с годами обучения в школе (4 и 8 класс), а в исследовании PISA по возрастному признаку (в выборку входят учащиеся 15-летнего возраста, независимо от класса и программы обучения). Поэтому результаты исследования TIMSS легче интерпретировать как накопительное освоение содержания образования к концу определенного его этапа.

По всем исследуемым областям результаты российских учащихся (выпускников начальной школы и учащихся 8 классов) в исследовании TIMSS превышают средний международный балл, демонстрируя достаточно высокий уровень овладения содержанием математического и естественнонаучного образования.

Не отличаются от российских результаты 7-8 стран. По математике; Малайзия, Латвия, Словакия, Австрия, США, Литва и Англия. По естествознанию: Словения, Новая Зеландия, Литва, Латвия, Словакия, Бельгия, Шотландия и Малайзия.

В исследовании TIMSS было выделено 4 уровня достижений по математики и естествознанию: продвинутый, высокий, средний и низкий. В лидирующих странах (Сингапур, Тайвань, Корея, Гонконг, Япония) процент учащихся 8 класса, выполнивших международный тест на самом высоком продвинутом уровне составляет 24-44%. В России таких учащихся 6%. В 13 странах ни один учащийся не выполнил тест на продвинутом уровне. 11% выпускников начальной школы России выполнили тест на продвинутом уровне.

Сравнение результатов показывает, что российские школьники значительно уступают своим сверстникам из лидирующих стран по числу учащихся, показавших самые высокие результаты. В результатах российских учащихся 8 класса наметилась негативная тенденция уменьшения группы учащихся с высоким уровнем подготовки по математике и естествознанию.

Одной из основных задач исследований TIMSS и PISA было выявление тенденций в состоянии образования за определенные периоды времени. В исследовании TIMSS удалось проследить тенденции изменений результатов за 9 лет, с 1995 по 2003 годы, а в исследовании PISA только за период в три года. Эти обстоятельства необходимо учитывать при интерпретации результатов.

В декабре 2004 г. опубликованы результаты массового обследования уровня знаний подростков в возрасте 15 лет (PISA-2003), осуществленного по международной программе PISA, которая финансируется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР – OECD). В тестировании приняли участие более 250 тыс. учащихся из 41 страны, включая Россию.

Тесты PISA, проводимые раз в 3 года, нацелены не только на определение уровня освоения школьных программ, но и на оценку способности использовать приобретенные знания и умения в жизненных ситуациях. Иначе говоря – в какой степени 15-летние учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для полноценной деятельности?

В последнем международном тесте четыре раздела: математика, чтение, естествознание, решение проблем. Ключевой дисциплиной выбрана математика – 51% от общего числа вопросов, тесты разработаны в 13 вариантах. За 2 часа нужно было письменно ответить на 50-60 вопросов, после теста заполнить анкету: школа, семья, интересы, отношения с учителями и сверстниками.

Исследование по своему характеру – мониторинговое, т.е. позволяет выявлять и сравнивать динамику результатов, изменения, происходящие в системах образования разных стран и – что особенно важно – оценивать эффективность стратегических решений в области образования. Таким образом, предполагается обратная связь между результатами PISA и образовательной политикой стран-участниц.

Первое место, как и в 2000 году, заняла Финляндия. Значительно выше среднего уровня по математическим и естественно-научным дисциплинам оказались Гонконг, Япония, Южная Корея, Нидерланды, Лихтенштейн, Канада, Бельгия.

Российские учащиеся показали результаты ниже среднего – 25-30 место из 40 стран. В то же время эти результаты несколько выше тех, которые были показаны в ходе исследования PISA-2000. Ряд стран, образовательные системы которых традиционно считаются достаточно развитыми, (например, Германия), показали результаты чуть выше среднего Уровень математической грамотности российских школьников – на уровне 29-31 мест среди 40 стран ОЭСР – сохранился приблизительно на уровне 2000 года.

По мнению некоторых отечественных исследователей, это может свидетельствовать не о низком уровне математической подготовки, а о недостатке внимания школы к практическому применению знаний.

На суммарный показатель отрицательно повлияли также отсутствие некоторых разделов математики не входят в обязательную программу российской школы (статистика, дискретная математика, теория вероятности) и непривычные условия тестирования. Похожие результаты учащиеся России показали и в трех других блоках. Так, по грамотности чтения российские школьники показали результаты на уровне 32-34 места, уровень чтения и понимания текста снизился по сравнению с 2000 г. Показатели по естественным наукам – на уровне средних, хотя и лучше, чем в 2000 г. Компетентность в решении проблем за прошедшие 3 года несколько повысилась.

Как отмечают эксперты, старшеклассники в странах Запада гораздо более привычны к формату заданий, где содержится большой объем текстовой информации, графики, схемы, таблицы. Им хорошо знакомы контрольные работы с большим числом заданий разной тематики, где от задания к заданию варьирует форма записи ответа (выбрать правильный ответ, написать слово или число, дать обоснование).

Неожиданностью для российских учащихся стала необходимость самим определять, к какой области знаний относится вопрос, интегрировать при необходимости знания из нескольких областей. Российского школьника дезориентируют избыточная информация, комплексные или структурированные задания, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов. Широта восприятия задач, творческий подход к их решению, обращение к здравому смыслу, “прикладной” характер мышления – это то, чего обычная контрольная работа, как правило, от российского ученика не требует.

В то же время, специалисты полагают, что потери в баллах, происходящие от незнакомства наших учащихся с инструментарием исследования, не стоит переоценивать. Более существенными представляется недостаточное умение ориентироваться на стыке дисциплин и в нестандартной ситуации, апеллировать к собственным опыту и компетентности, связывать искомое решение с жизненной ситуацией.

Как отмечают эксперты, сравнение результатов России с результатами других стран обнаруживает отличие приоритетов отечественного образования от тех, которые, в основном, приняты в странах ОЭСР и, соответственно, легли в основу тестирования.

Учитывая результаты тестов, можно внести изменения в образовательную политику, чтобы полнее соответствовать международным критериям качества образования, повысить конкурентоспособность выпускников наших школ. Тогда можно будет расширять международный обмен учащимися, глубже интегрироваться в мировой рынок, успешно конкурировать на рынке труда. Образование будет полнее отвечать требованиям постиндустриального информационного общества.

Специалисты, принимавшие участие в проверке, а затем в интерпретации исследования, отмечают, что для большинства стран-лидеров характерна высокая степень участия местных властей и самих учебных заведений в определении содержания, поиске источников финансирования, внедрении новых методов обучения; важным фактором называют также устойчивую систему взаимоотношений учитель – ученик (высокие ожидания учителя, вовлеченность ученика в предмет). Нельзя не учитывать и уровень материальной обеспеченности общего образования: страны с высоким уровнем жизни показывали в целом более высокие результаты (исключение – Южная Корея, с относительно невысокими доходами населения вошедшая в группу лидеров).

Негативные аспекты российского школьного образования

По материалам исследований эксперты делают вывод о том, что в России наметилась тенденция к снижению уровня образовательных достижений учащихся основной школы.

При том, что уровень овладения специальными предметными знаниями и умениями остается довольно высоким, в некоторых значимых областях можно зафиксировать падение качества образования. Высоких уровней грамотности достигает небольшое по сравнению с лидирующими странами число учащихся, причем численность их падает.

По мнению экспертов, основная школа – наиболее слабое звено российской системы общего образования. Конкурентоспособность нашего образования стремительно падает Школа России, обеспечивая учащихся значительным багажом знаний, не формирует у них умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций. Выпускники российской школы в большинстве своем не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний в повседневной жизни, во всяком случае – на уровне тех требований, которые предъявляются в международных тестах.

Ключевыми проблемами российского образования являются:

  • перегруженность программ и учебников фактологическим материалом
  • слабое внимание формированию общеучебных и интеллектуальных умений,
  • отсутствие целенаправленной работы по формированию умений работы с различными источниками информации
  • отсутствие работающие системы оценки качества обучения

В странах, учащиеся которых показали высокие результаты, введение обязательных образовательных стандартов сопровождается созданием объективной системы оценки результатов обучения (государственных экзаменов и мониторинга качества образования), а также реализуются комплексные программы компенсирующих мер, направленные разные слои населения и социальные группы. Учебный процесс характеризуется высокой степенью индивидуализации, развита внеурочная и внешкольная работа (индивидуальная и групповая). Дифференциация школ происходит преимущественно на старшей ступени.

Эксперты считают, что основная задача сейчас – разработка школьных образовательных стандартов следующего поколения, стимулирование скорейшей модернизации школьной системы страны.

Это большая работа требует специального сопоставления результатов различных международных исследований, результатов ЕГЭ, мониторинга широкомасштабного эксперимента, а далее – разработки рекомендаций в области требований к стандарту, программам, учебникам, технологиям и методикам преподавания. Подобные работы в России не проводились, практических выводов из исследований пока не делалось, и это не отражается в образовательном процессе школ и учреждений НПО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *