Вариативность образовательной среды. В чем разница между классами и школой?

Вариативность среды

Согласно ФГОСДО одна из важнейших характеристик развивающей предметно-пространственной среды – вариативность – предполагает наличие в ДОУ или группе различных пространств, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

При вариативности предметно-пространственной среды необходимо учитывать:

  • особенности развития игровой деятельности;
  • скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка;
  • особенности контингента детей группы.

Предметно-пространственная среда предусматривает: активную зону,  спокойную зону, рабочую зону.

Активная зона включает в себя:

– центр        сюжетно-ролевых        игр        («Больница»,  «Магазин», «Строители», «Парикмахерская», «Семья»

– центр        конструирования         (крупный        строительный        материал,        различные        виды  конструкторов);

– театрализованный центр (масочный театр, теневой театр, пальчиковый театр,  настольный театр);

– центр двигательной деятельности (кегли, обручи, мячи, ленточки, флажки,  кольцеброс, скакалки, наглядно – дидактическое пособие «Виды спорта» ;

Спокойная зона включает в себя:

– уголок уединения (место где ребенок может побыть наедине с собой);

– уголок природы (растения, инструменты по уходу за растениями, природный  материал, дидактические игры);

-уголок        художественной        литературы        (книги        с        крупными        иллюстрациями,  книжный доктор, портреты писателей) ;

Рабочая зона включает в себя:

Центр продуктивной и творческой деятельности  (лепка: пластилин, тесто, кинетический песок; аппликация: цветная бумага,  цветной и белый картон, клей; рисование: карандаши, фломастеры, восковые  мелки, трафареты).При организации вариативной развивающей среды следует учитывать следующие факторы:

  • Возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства;
  • Особенности развития игровой деятельности детей;
  • Скачкообразность и неравномерность в развитии ребёнка;
  • Особенности контингента детей группы;
  • Специфика педагогических задач в тот или иной период;
  • Особенности индивидуального стиля деятельности педагога группы.
  • Вариативность развивающей среды может быть обеспечена за счёт включения в «традиционную предметную среду» дополнительных элементов или схем её организации, реализуемых в рамках педагогических систем, получивших мировое признание и многолетнюю апробацию в практике ДО. Подобные системы представлены педагогическими зарубежными концепциями, например, М.Монтессори, Ф.Фребеля, Р.Штайнера, а также отечественными – М.Н.Поляковой, Н.М.Крыловой, Н.А.Коротковой, Т.Н.Дороновой и т.д.

В статье представлена модель развивающей образовательной среды, способствующая успешной социализации учащихся. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, так как обусловлена социальным заказом общества на развитие личности учащихся, формирование их творческого потенциала, позволяющего осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности и генерировать новые идеи, создание условий для их успешной социализации. В статье представлена роль развивающей образовательной среды с позиции ее функций и принципов построения: организующей, воспитывающей, развивающей. Описаны цели, функции и принципы построения развивающей образовательной среды. Особое внимание в исследовании уделено подробному описанию характеристик развивающей образовательной среды. По мнению автора, развивающая образовательная среда должна быть вариативной, насыщенной, психологически безопасной, социально комфортной. В статье перечислены ее базовые компоненты: демократизация школы, социальное партнерство школы и сообщества, добровольчество. Рассмотрены главные принципы развивающей образовательной среды – социальное партнерство, центр которого – индивидуальное развитие каждого ребенка. Выделены критерии, необходимые для формирования развивающей образовательной среды: социальная активность, возможность выбора, осознанность выбора, личностные смыслы, насыщенность, мобильность. Описана организационно-содержательная основа развивающей образовательной среды, представленная компонентами-модулями: аксиологическим, инновационно-управленческим, профессионально-компетентностным, социально-педагогическим, мониторинговым, интеграционным. Представлены критерии эффективности развивающей образовательной среды: социальная комфортность, вариативность, насыщенность, психологическая безопасность, удовлетворенность средой, каждый из которых подтверждает эффективность внедренной модели развивающей образовательной среды на практике.

Вариативность образовательной среды. В чем разница между классами и школой?

2. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах. М.: Изд-во ПГСТУ, 2013. 432 с.

3. Алешин В.Н., Думчева А.Г. Школа как пространство встреч. Инновационные психолого-педагогические подходы к организации образовательного процес¬са: учебно-методическое пособие. Изд. 2-е, переработанное. СПб.: СПб АППО, 2014. 138 с.

5. Кочетова А.А. К вопросу о формировании культуры школы // Педагогические исследования и современная культура: сб. научн. статей Всероссийской интернет-конференции с международным участием / Ред совет: Т.Б. Алексеева, И.В. Гладкая, Е.Н. Глубокова и др. (Санкт-Петербург, 22-25 апреля 2014 г.). СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. С. 291-296.

– переход от предметного к спóсобному освоению материала;

– конструирование надпредметного содержания по значимым видам деятельности;

– создание событийного ряда смыслообразующих видов деятельности;

– расширение пространства социальной деятельности уча­щихся;

– организация мотивированной, самостоятельной, практи­ко-ориентированной учебы;

– изменения в структуре деятельности и на ее основе фор­мирование личностных свойств, установок, ценностей;

– множественность видов деятельности и множественность пространств деятельности;

– использование деятельности в качестве сдерживающего ме­ханизма разрушающих воздействий;

– передача учащимся технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях;

– становление способностей к самоопределению, самоорга­низации;

Роль развивающей образовательной среды раскрывается с позиций ее функций и принципов построения:

– организующая функция, цель которой – создать образовательное пространство для продуктивного взаимодействия ученика со сверстниками, педагогами, включая его в разнообразную личностно значимую для него деятельность на основе его выбора, общения, осмысления происходящего, для полного проживания тех смыслов, к которым он уже готов;

– воспитывающая функция ориентирована на создание педагогических условий, воспитывающих ситуаций, которые будут значимы для учащихся, будут создавать ситуацию успеха для каждого ученика, мотивировать его к социально значимой деятельности, побуждать к субъективной позиции и как следствие – получить свой социальный опыт.

Мы считаем, что развивающая образовательная среда должна быть вариативной, насыщенной, психологически безопасной, социально комфортной, удовлетворяющей потребности учащихся основной школы.

Такой способ организации среды определил сущность и смысл модели развивающей образовательной среды, обеспечивающей успешную социализацию учащихся основной школы в нашем исследовании.

Нами определены следующие составляющие развивающей образовательной среды: пространственно-предметный, содержательный, межличностный, субъектный.

На основании анализа существующих материалов по конструированию образовательных сред нами выделены следующие критерии, необходимые для формирования развивающей образовательной среды в нашем исследовании: социальная активность, возможность выбора, осознанность выбора, личностные смыслы, насыщенность, мобильность.

Главным ориентиром в разработке модели в нашем исследовании служила идея развития социальной активности, включающая переосмысление традиционных подходов к образованию, преодоление репродуктивности образовательного процесса, ориентацию учителя на личность ученика, его потребности и на создание условий воспитания с учетом разносторонних способностей учащихся.

Главным принципом развивающей образовательной среды является социальное партнерство, центр которого – индивидуальное развитие каждого ребенка. Образование в ней понимается как жизнь, а не как подготовка детей к жизни. Главным принципом процесса обучения становится жизнь детей и взрослых, которая реализуется и формируется в разных формах. Все вопросы, возникающие в процессе формирования успешной социализации учащихся основной школы, решаются в условиях сотворчества, сотрудничества, сопереживания; имеется возможность для ученика и учителя самореализоваться в сфере обучения.

Относительно педагога это создание возможности выбора профессионально-нравственного, дающего свободу в решении личных целостных подходов и новых идей, и профессионально-технологического, возможного при свободном владении всей широты средств, возможностей, техник в процессе развития и образования.

Вариативность образовательной среды. В чем разница между классами и школой?

На рисунке представлена модель развивающей образовательной среды как условия успешной социализации учащихся основной школы.

Аксиологический модуль направлен на осуществление деятельности ценностно-смыслового согласования, на выявление и удовлетворение интересов и потребностей всех участников образовательного процесса, на уточнение базовых ценностных оснований взаимодействия в связи с новой концепцией развития.

Инновационно-управленческий модуль организует своевременное информационное обеспечение всех участников образовательного процесса информацией об осуществляемых новшествах, обеспечивает расширение полномочий общественно-государственного управления и ученического самоуправления в создании развивающей среды.

Профессионально-компетентностный модуль направлен на реализацию проектов инновационной деятельности методобъединений, курсов повышения квалификации, творческих внешних и внутришкольных конкурсов, недели педагогического мастерства, ориентированных на освоение требований ФГОС.

Социально-педагогический модуль осуществляет создание системы социально-педагогического партнерства (внешнего и внутреннего), внеучебной деятельности гимназистов как ресурса их самореализации, детских научно-практических конференций, социально значимых проектов и их реализацию как основу освоения гимназистами разных социальных практик, а также организацию взаимодействия семьи и школы как фактора поддержки развития ОУ.

Мониторинговый модуль – система оценки качества: разработка и реализация мониторинговых процедур, своевременная корректировка результатов, планов, программ, действий.

Интеграционный модуль осуществляет интеграцию учебной и внеучебной образовательной деятельности. Научно-практические конференции, социально значимые проекты, моделирование, исследовательские работы – основа освоения учащимися социально значимой деятельности, приобретение собственного социального опыта, который будет залогом их успешной социализации.

В процессе исследования нами были разработаны критерии эффективности развивающей образовательной среды: социальная комфортность, вариативность, насыщенность, психологическая безопасность, удовлетворенность средой, каждый из которых подтверждает эффективность внедренной модели развивающей образовательной среды на практике. Использовались методы: анкетирование, тестирование, интервьюирование.

Критерий социальной комфортности подтверждается результатами методик:

– изучение социализированности личности учащегося (М.И. Рожков) направлено на выявление уровня социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности учащихся;

– оценка и самооценка школьниками нравственных качеств личности, по З.И. Васильевой, позволяет определить свои нравственные ценности и ценности своих одноклассников в обучении и общении.

Критерии удовлетворенность средой подтвержден результатами методик:

– изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью (автор А.А. Андреев);

– изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (разработана Е.Н. Степановым, направлена на выявление уровня удовлетворенности работой гимназии, готовности к сотрудничеству, возможности участия в образовательном процессе).

Эффективность модели развивающей образовательной среды зависит от того, как она:

– воспитывает личность, способную и готовую жить в ситуации социальных изменений, требующих принятия самостоятельных решений;

– формирует умение реализоваться в различных жизненных областях;

– соответствует потребностям социокультурной сферы.

В результате проведенного нами исследования мы сделали следующие выводы: модель развивающей образовательной среды, разработанная и внедренная в образовательный процесс, вариативна, насыщена, психологически безопасна, социально комфортна, удовлетворяет потребности учащихся, т.е. эффективна и способствует успешной социализации учащихся основной школы.

Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, безусловно, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире.

Необходимо создать условия (пространство) для самостоятельных действий ученика в заданном направлении. Это организация вариативно – развивающего образовательного пространства как пространства возможностей, ориентированного на развитие ключевых компетентностей, мыследятельностных способностей, накопление социального опыта.

Предварительный просмотр

В настоящее время, время информационного бума, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни.

Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа образования личности, касаются все мировые тенденции и инновации: личностно ориентированный подход, информатизация, интеграция и др. Сегодня российская начальная школа, являющаяся важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своем развитии.

Школьнику предоставлен веер возможностей для выбора, способствующий освоению новых способов деятельности в Образовательном пространстве – пространстве возможностей, которое включает в себя п ространство самостоятельного, продуктивного, ответственного действия ребенка, направленные на включение их в практики создания новых социальных форм организации жизни, овладению способов мышления и способностей.

(Слайд 3). В рамках основной образовательной программы начального общего образования в нашем учреждении спроектировано образовательное деятельностное пространство возможностей для формирования детского опыта в мышлении, в коммуникации, в социализации.

Данное пространство включает в себя следующие плоскости:

– плоскость формирования (организация процесса освоения необходимых знаний);

– плоскость тренировки (пробы, практики) через мастерские, лаборатории, домашние самостоятельные работы (освоение и присвоение средств, способов действия);

– плоскость предъявления (презентации).

В требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения на первый план выдвигается задача развития личности ребенка на основе освоения универсальных учебных действий .Для их усвоения в нашем образовательном учреждении создано полидеятельностное образовательное пространство,которое направлено на формирование умение учиться.

Реализация основной образовательной программы осуществляется через места образовательной деятельности.

В учебном процессе это происходит через:

– Урок как место коллективной работы класса над постановкой и решением учебных задач.

– Учебные занятия как место освоения способов учения.

Через организацию индивидуальных, групповых занятий, а именно через:

– Мастерские как место решения индивидуальных задач (проблем).

– Лаборатории как место углубленного изучения материала.

-Домашнюю самостоятельную работу как место индивидуальной образовательной траектории ребенка.

– организацию социальных практик, как места освоения и присвоения средств, способов действия: опробования найденных детьми способов действия, место решения частных практических задач.

– решение проектных задач.

Социальные практики (место освоения и присвоения средств, способов действия; опробования найденных способов действия, место решения частных практических задач):

Внеучебная деятельность (места освоения и присвоения средств, способов действия):

-В будущее с мамой и папой (взаимодействие семьи и школы)- Семейные гостиные, семейное книгоиздательство;

– Социальные практики, направленные на формирование: учебной грамотности, сотрудничество и коммуникации, контрольно-оценочной самостоятельности;

Вся работа проходит через единство технологий организации внеурочной и урочной деятельности .

(Слайд 6). Вариатив – выбор

(У нас для этого имеются очень хорошие условия, так, как мы занимаемся в одну смену, а также после уроков у нас работает отделение дополнительного образования. Поэтому ребёнок может получить ту необходимую помощь, которую он испытывает при решении каких-то вопросов.)

Организация деятельности в вариативном пространстве направлена на расширение пространства социальной деятельности, на овладение универсальными компетентностями и способами деятельности, на организацию пространства рефлексии. Разработан механизм организации деятельности в вариативном пространстве, который состоит из трех этапов:

  • Расширение пространства социальной деятельности.
  • Овладение универсальными компетентностями и способами деятельности.

3.Организация пространства рефлексии

На данных этапах можно увидеть деятельность педагога и обучающегося. Весь механизм организации деятельности в вариативном пространстве проходит через технологию утренних и итоговых сборов.

(Слайд 8). Пример организации работы с сеткой вариатива на экране.

(Слайд 9). Организация вариативно- развивающего пространства на первой ступени обучения дает положительный социальный эффект, заключающийся в следующем:

-Социально – успешный (уверенный в собственных силах и возможностях);

-Социально – контактный (умеет сотрудничать);

-Самостоятельный, ответственный (берётся за дело и доводит его до конца).

Педагог работает не с передачей информации , не с умениями и навыками ,а со способностями и с ситуацией .

Для меня как педагога, данный вид деятельности способствует повышению качества профессионального уровня, посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах и технологиях.

В заключении хочется отметить то, что человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.

Методические разработки, презентации и конспекты

Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Выступление на педагогическом совете школы.

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, .

разработка рабочих программ по учебным предметам, внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС; формирование у ученика в.

Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения. Шмигленко Нина Степановна

Применение современных инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах.

Статья “Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС нового поколения”

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является ур.

В настоящее время, время информационного бума, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой об.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сегодня социальная ситуация диктует потребность в подготовке такого выпускника школы который, владеет способами и средствами сохранения и развития себя как личности, умениями преобразования общества и общественных отношений, способен транслировать образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, природой.

Одним из способов построения новой образовательной модели, направленной на выполнение современного социального заказа, является научно – исследовательская деятельность лицея по разработке и формированию вариативной образовательной среды.

Под вариативностью образовательной среды лицея нами понимается не только многообразие используемых вариативных учебных программ, разных по своему содержанию (общеобразовательный, углубленный, расширенный уровни), но и программы, различающиеся по способам, формам, технологиям обучения. Следовательно, формируется новое качество образовательной системы, характеризующееся:• способностью создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов услуг в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями;• свойством и способностью образовательного учреждения предоставлять учащимся достаточно большое многообразие специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий развития, возможность выбора такой траектории.

Таким образом, вариативность образовательной среды непосредственно реализует на практике обучение, ориентированное на личность обучающегося, учитывает его потребности, возможности, запросы.

Реализация модели вариативной образовательной среды в лицее обеспечивается выполнением ряда условий, при которых каждый лицеист из числа предлагаемых учебным планом предметов имеет возможность формировать свой индивидуальный учебный план. Одно из принципиальных требований к работе по индивидуальным учебным планам — постоянное расширение для учащихся поля выбора собственной траектории развития на каждой ступени обучения и предоставления лицеисту права на реализацию реального выбора:• дополнительного лицейского образовательного компонента;• программы изучения учебного предмета;• уровня изучения учебного предмета (кроме инвариантной части);• формы получения образования, формы отчета в рамках программы изучаемого предмета, формы выполнения домашнего задания;• учителя-консультанта или научного руководителя;• формы промежуточной аттестации.

Внедрение модели вариативной образовательной среды лицея требует и адекватного изменения построения организационной структуры лицея, специфических преобразований в организации управления образовательным учреждением.

Для достижения новых целей образования и реализации модели вариативной образовательной среды лицей выбрал стратегическую идею, которая заключается в реализации принципов личностно ориентированной педагогики и разработки новых для образовательного учреждения механизмов управления качеством образования в условиях данной модели.

Главным результатом реализации программы должно стать создание условий:• обеспечения повышения качества образования на основе разработанных системы, механизмов управления качеством образования,• развития и обучения школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и запросами обучающихся и их родителей (законных представителей).

Целью управления качеством образования лицея является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения, формирование его авторитета в социуме, укрепление статуса, стабилизация будущего.

Управление качеством образования включает следующие компоненты: исследование, мотивация, планирование, организация, контроль, анализ и коррекция,

Эффективное управление качеством образования невозможно осуществить только на административной основе. Оно требует участия всех субъектов образовательного процесса.

Система управления качеством образования предполагает наличие специализированных подразделений, ведущих аналитическую работу по обеспечению качества образования. Данные подразделения занимаются:• получением и обработкой информации;• разработкой методических рекомендаций;• определением стратегии развития образовательного процесса;• изучением опыта других образовательных учреждений;• консультированием;• осуществлением взаимодействия с научно-методическими учреждениями, вузами;• проведением конференций, круглых столов, семинаров, и т.д. по вопросам управления качеством образования;• организацией повышения квалификации по вопросам управления качеством образование через систему модульных курсов, стажировок, проведение научно-практических семинаров, практикумов, мастер-классов;• разработкой и внедрением системы мониторинга качества образования.

В основе управления качеством образования лежат определенные функции. К таким функциям можно отнести:• прогнозирование и планирование качества лицейского образования, предвидение тенденций его изменения;• организацию системы управления качеством образования через распределение функций, их закрепление и реализацию;• осуществление контроля качества образования по параметрам его потенциала;• регулирование качества, обеспечение его соответствия предъявляемым требованиям;• отслеживание результатов образования, анализ и исследование причин формирования того или иного качества образования;• создание условий для обеспечения мотивации повышения качества образования.

Перечисленные функции интегрируют в себе специфические функции в системе управления качеством образования, характеризующие не только специфику объекта управления, но и реальные условия его функционирования: кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, трудоемкость, временные затраты и т.д.

Одним из условий и действенных средств повышения эффективности управления качеством образовательного процесса является совершенствование информационной службы, создание информационно-аналитического центра образовательного учреждения, предоставляющего учащимся, родителям и педагогам всю необходимую и достаточную информацию на разных носителях.

Миссия Центра управления качеством лицейского образования на базе лицея №1575 состоит в обеспечении условий повышения качества лицейского образования на основе разработки системы и механизмов управления качеством образования, организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, реализующих программы лицейского образования в условиях формирования вариативной образовательной среды.

Разработка модели управления качеством лицейского образования на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса – важное условие функционирования как структурного подразделения, так и лицея в целом.

Потребность в разработке модели сетевой организации управленческой деятельности вызвана необходимостью формирования вариативной образовательной среды лицея на основе создания и развития новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательного учреждения с иными организациями по вопросам повышения качества образования в соответствии с запросами обучающихся.

Разработка модели управления качеством образования на основе сетевого взаимодействия способствует совершенствованию системы непрерывного образования и реализации модели лицейского образовательного сообщества, созданию наиболее благоприятных условий для управления качеством образования, формированию вариативной образовательной среды лицея.

Принципиальное значение в модели управления качеством лицейского образования на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса имеют следующие положения:• управление строится на основе анализа и самоанализа результатов деятельности педагогов, диагностики профессионализма;• содержание и формы управления определяются с учетом принципов дифференциации и индивидуализации;• критерием результативности управленческой деятельности становится рост профессионального мастерства педагогов, ученические и творческие достижения учащихся, уровень удовлетворения самоопределенческих запросов обучающихся.

В основе управления качеством образования (в рамках сетевого взаимодействия) лежат горизонтальная и вертикальная структуры взаимодействия.

Горизонтальная структура предполагает следующий состав сети: ресурсный центр, МО экспериментальной и инновационной деятельности, предметные кафедры, методические объединения, центр психологической поддержки, детские объединения, совет родительской общественности. Горизонтальная структура взаимодействия структурных подразделений лицея позволит реализовать принцип вариативности в решении проблем, осуществлять взаимодействие всех участников образовательного процесса в решении стоящих задач. Основными условиями горизонтальной структуры взаимодействия являются: ясное понимание всеми субъектами стоящих задач; определение основных направлений деятельности; формирование программ профессионального развития и повышения квалификации.

Вертикальная структура строится на взаимодействии подразделений с окружным методическим центром, городскими экспериментальными площадками второго и первого уровня, окружными экспериментальными площадками, педагогическими мастерскими, Центрами на базе образовательных учреждений, образовательными учреждениями округа и города в целом. Выстраивание сетевого взаимодействия в рамках города осуществляется на основе сотрудничества с МИОО, АПК и ППРО МО РФ, ФППК ОНО, НИИРО, РАО, НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, Институтом стратегических исследований в образовании РАО и другими научно-методическими учреждениями, Центром качества Департамента образования г. Москвы. Вертикальная структура позволяет решать проблемы обеспечения нормативной и организационной поддержки развития лицея, разноплановой методической поддержки, внешних экспертных оценок, консультирования, координации деятельности лицея в контексте Концепции развития российского образования и городских целевых программ.

Сетевая организация управления качеством образования строится на принципах взаимодействия, социального партнерства, вариативности, информационных потоков и адресности.

Сетевая модель способствует:• более полному обеспечению информационной поддержки;• повышению эффективности использования методических ресурсов;• расширению возможностей для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов;• объединению усилий для внедрения современных технологий, инновационных проектов;• удовлетворению профессиональных запросов участников образовательного процесса.

Таким образом, управление качеством образования на основе сетевого взаимодействия в условиях формирования вариативной образовательной среды обеспечивает условия, при которых любой участник образовательного процесса может взаимодействовать с любым образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы, обмена идеями, обмена интеллектуальными продуктами, что позволит удовлетворить профессиональные запросы каждого из участников.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Главные задачи школы

Вариативность образовательной среды. В чем разница между классами и школой?

Вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать, осваивать новое, принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Эксперименты и исследования помогут осознать свою значимость и принадлежность к науке.

Организация внеурочной деятельности по направлениям:

Вариативность образовательной среды. В чем разница между классами и школой?

Курсы по выбору:

  • предметно-ориентированные,
  • межпредметные,
  • ориентационные;

Проф. консультирование, профориентационная работа – проф. пробы.

Среднее (полное) образование

Дифференциации по образовательным целям

Учащимся предоставляется выбор модуля:

  • обучение со стандартным набором общеобразовательных предметов (дифференциация по условиям обучения);
  • углубленное изучение отдельных предметов, выбор модулей элективов.

Акцент делается на самостоятельность учения и индивидуальность учащегося.

Организация обучения – классно-урочная, предметно-групповая, цикло-блочное изучение предметов.

В основе принципы:

Вариативность образовательной среды. В чем разница между классами и школой?

Содержание и организация образовательного процесса в профильных классах. Классы с профильным обучением работают по программам, включающим:

  • обязательный базовый компонент образования;
  • профильные дисциплины;
  • элективные курсы.

Образовательные программы для классов с профильным обучением предусматривают:

  • овладение учащимися содержанием образования на повышенном уровне по профильным дисциплинам и изучение элективных курсов;
  • формирование и развитее навыков самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Посещение элективных курсов является обязательным для учащихся в классах с профильным обучением.

Подводя итоги, можно считать, что вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативный образовательный процесс в свою очередь – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

3. Шалыгина, И.В. Педагогические средства формирования ключевых компетентностей/ И.В. Шалыгина// Департамент профессионального образования 2009 №6, с.25, 0,3п.л.

В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в профессиональном сообществе, поскольку развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

На протяжении ряда лет школа № 4 имени Героя Советского Союза Хоменко И. С. г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края создает целостную систему, позволяющую одаренным обучающимся реализовать себя, добиться успеха в рамках открытого образовательного пространства.

Для достижения этой цели педагогический коллектив школы решает следующие задачи:

– совершенствование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми;

– выявление одарённых и высокомотивированных обучающихся;

– обеспечение в учебно-воспитательном процессе условий для всех видов и форм самореализации, развития нестандартности научного и креативного мышления учащихся;

– совершенствование системы подготовки учителей к работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися, обучение через методическую учебу, курсовую подготовку, самообразование;

– создание системы партнерских отношений с ВУЗами города в работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися;

– повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования;

– проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных достижений обучающихся, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность и олимпиадное движение;

– внедрение современных информационных технологий в систему работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися.

В рамках Программы по педагогическому сопровождению одаренных учащихся осуществляются следующие мероприятия:

– проведение занятий с педагогами и учащимися школы с использованием аудиторного фонда и современного лабораторного оборудования ВУЗов города;

– привлечение узких специалистов в отдельных областях к работе в рамках разработанных курсов занятий для педагогов и учащихся;

– разработана и апробирована программа дополнительных занятий для учащихся 10-х классов МОУ СОШ № 4 по физике и математике ;

– реализованы программы осенней, зимней и весенней школ, в рамках которых учащиеся 9-10 классов школы имели возможность работать по следующим направлениям: химические технологии, тайм-менеджмент, налоговый ликбез, трехмерное моделирование, технологии быстрого прототипирования, станки с ЧПУ, кораблестроение, самолетостроение.

В рамках реализации договоров о сотрудничестве с АмГПГУ и КнАГТУ, обучающиеся школы принимают участие в мероприятиях, организованных этими учреждениями высшего образования.

Развитие олимпиадного движения и создание системы научно-исследовательской деятельности дает возможность учащимся попробовать свои силы, определить приоритеты и перспективы своего личностного роста и профессионального самоопределения. Во Всероссийской олимпиаде школьников школьники активно участвуют на школьном этапе и показывают высокие результаты на последующих этапах этого мероприятия.

Участие в дистанционных олимпиадах – еще один показатель развития олимпиадного движения.

Говоря о модели работы с одаренными учащимися, следует обратиться к следующему историческому эпизоду: Александр Македонский выбрал из всего табуна коня Буцефала, которого отец Александра, Филипп, прежде забраковал и посчитал негодным из-за гордого нрава.

Понимание важности роли педагога привело нас к необходимости накопления и обмена успешным профессиональным опытом. Как показывает практика (отзывы участников, приглашение отдельных педагогов для представления опыта в другие образовательные организации в рамках краевых мероприятий), представляемая модель работы МОУ СОШ № 4 является востребованной и пригодной для тиражирования.

Вместе с тем, в большинстве случаев окончание стажировки оказывается равным окончанию сотрудничества. Поэтому мы посчитали возможным для решения задач поддержания и дальнейшего сотрудничества использование возможностей дистанционных технологий.

Целью нашей деятельности в этом направлении станет активизация сотрудничества педагогического сообщества для повышения эффективности распространения модели работы школы по педагогическому сопровождению развития одаренных детей и дальнейшее ее развитие.

Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

Вариативность образовательной среды. В чем разница между классами и школой?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *