Веб-Каталог

Культура. Наука. Просвещение — Народное образование. Педагогические науки — Общеобразовательная школа. Школьная педагогика — Школьная педагогика — Российская Федерация — Школоведение — Организация методической работы в учебном заведении — Учебник для повышения квалификации
Культура. Наука. Просвещение — Народное образование. Педагогические науки — Общеобразовательная школа. Школьная педагогика — Школьная педагогика — Российская Федерация — Дидактика — Содержание образования — Учебные планы и программы — Учебник для повышения квалификации
Шифр хранения:
FB 3 12-38/81
FB 3 12-38/80

Электронный заказ

Описание

ГРНТИ 14. 0114. 0514. 0714. 75&14. 21УДК 373. 5(47)

слова (ненормированные): ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Экземпляры всего: 4окх (3), очз, ф3 (1) Свободны: окх (3), ф3 (1)

Библиографическое описание

В статье рассмотрены принципы дополнительного образования, специализирующегося на обучении взрослых учащихся. Принципы определены в соответствии с политическими, экономическими и социальными факторами, а также с индивидуально-психологическими особенностями обучения взрослой аудитории. В работе представлены различные подходы к определению понятия «дополнительное образование» и формы его реализации.

Ключевые слова: дополнительное образование, принцип дополнительности, принцип непрерывности, принцип открытости, взрослая аудитория, ключевые компетенции.

В научной литературе понятие «дополнительное образование» определяется неоднозначно. Поэтому для того, чтобы определить его сущность, рассмотрим несколько определений этого термина.

Исследователи В. Безлепкин, Г. Коджаспирова, А. Новиков определяют дополнительно образование как «послевузовское образование в системе повышения квалификации или получение второй специальности».

Из вышесказанного следуют следующие основные принципы дополнительного образования: его дополнительность к основному образованию, его непрерывность на протяжении всей жизни человека, его добровольность и открытость. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Принцип дополнительности связан с необходимостью и потребностью личности в постоянном обновлении знаний и, как следствие, с недостаточностью основного профессионального образования, что определяется следующими факторами.

В первую очередь, в обществе наблюдается непрерывный процесс накопления новых знаний, что в свою очередь вызывает усложнение техники и производства и обуславливает потребность в постоянном совершенствовании профессиональных навыков специалистов.

Как следствие такого подхода к образованию наблюдается открытие многочисленных народных школ и университетов, различных курсов и досуговых центров.

В силу постоянного роста требований к знаниям и умениям специалистов, фирмы также играют немаловажную роль в системе обучения работников. В развитых странах большинство крупных предприятий и все возрастающее число малых и средних четко формулируют задачи в области обучения и оказывают поддержку корпоративному и организационному развитию. На многих предприятиях обучение на рабочем месте и программы развития персонала становятся неотъемлемой частью корпоративной и организационной стратегии.

Такой подход в свою очередь диктует новые требования к компетенциям специалистов. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которыми должен обладать любой представитель современной цивилизации:

–        Политические и социальные (брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений).

–        Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе (понимание различий, взаимоуважение, способность сосуществовать с людьми других культур, языков, религий, толерантность по отношению к мнению других).

–        Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, в т. владение иностранными языками.

–        Компетенции, связанные с возникновением общества информации (электронные компетенции).

Такие высокие требования еще раз подтверждают недостаточность основного общего и профессионального образования и необходимость продолжения обучения в сфере дополнительного образования.

Концепция открытости системы обучения легла в основу и других принципов дополнительного образования:

–        принцип ориентации на личностные интересы, потребности и способности индивида — создание условий реализации интересов каждого обучающегося;

–        принцип комплексного воздействия — развитие когнитивной, эмоциональной и практической сфер деятельности личности обучающихся;

–        принцип активности и самодеятельности — предоставление учащимся возможности самостоятельно проявлять свои способности и развивать их;

–        принцип гуманизации — признание равенства всех граждан, уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию и уважение, доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями человека;

–        принцип креативности — творческий подход педагога к своей деятельности, развитие творческого потенциала обучающихся;

–        принцип параллельности — одновременность освоения нескольких образовательных программ в одном или разных учреждениях дополнительного образования;

–        принцип вариативности — функционально-целевой отбор учебного материала, вариативное построение учебных планов и программ;

–        принцип конкурентоспособности и гибкости — способность быстро и своевременно реагировать на изменяющиеся потребности каждого обучающегося, а также социума в целом;

Андреев В. Современное образование как открытая система: коллективная монография. — М: Институт научной и педагогической информации РАО, ЮНИТИ-ДАНА, ЮРКОМПАНИ, 2012. — 576 с.

Бадмаев Б. Психология и методика ускоренного обучения. — М: Владос, 1998. — 269 с.

Горбатюк В. Синергетика в современном обучении. — Таганрог: Издательство ФГБОУ ВПО Таганрогский государственный педагогический институт им. Чехова, 2012. — 208 с.

Егоров Г. Психолого-акмеологические детерминанты развития профессионализма слушателей при обучении в институтах дополнительного профессионального образования: диссертация кандидата психологических наук: 19. — Тамбов, 2011. — 179 с.

Зязин И. Организационно-педагогические условия повышения эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования: диссертация кандидата педагогических наук: 13. — Рязань, 2005. — 189 с.

Кабакчи М. Обучение взрослых лексико-грамматической стороне речи на английском языке в условиях краткосрочных курсов: диссертация кандидата педагогических наук: 13. — Санкт-Петербург, 2002. — 191 с.

Кауркина А. , Фатхулина Г. Анализ современных технологий обучения иностранному языку в условиях модернизации высшего образования. Сборник научных статей «Актуальные вопросы преподавания иностранных языков»: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международым участием. Изд-во Вологодского гос. пед. ун-та — Вологда: ВГПУ. — 2013. — С. 40–43

Рубанов А. Технология управления инновационным потенциалом образовательной организации на рынке услуг дополнительного профессионального образования. — Тамбов: Издательство ТГТУ, 2008. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, принцип, взрослая аудитория, дополнительное профессиональное образование, жизненный путь, жизнь, основное образование, принцип дополнительности, принцип непрерывности, профессиональная переподготовка.

Дополнительное образование детей (далее по тексту
ДОД) в современной педагогической науке и практике рассматривается
как открытая система, что актуализирует необходимость определить его
место в ряду других наук о человеке – философии, педагогики,
социологии, психологии, физиологии. Учитывая специфику содержательных
аспектов ДОД, в представленный ряд необходимо добавить культурологию.

Взаимосвязь с названными науками в ДОД фиксируется, как
правило, в функциях, выполняемых данной образовательной
системой. Обобщение современных исследований позволяет выделить в
качестве традиционно называемых следующие функции дополнительного
образования детей: рекреативно-оздоровительную, релаксационную,
социализации, образовательную, интеграционную, профориентационную,
компенсаторную, психотерапевтическую, досуговую, гедонистическую. В
свою очередь каждая из названных наук рассматривает ДОД как
образовательную сферу, выполняющую вполне определенную миссию в
процессе становления личности.

В своем научном анализе мы опираемся на взгляды современных
исследователей ДОД, среди которых М. Ангеловская,
Н. Антонова, Г. Архандеева, А. Асмолов,
В. Белова, Л. Боровиков, Л. Буйлова,
О. Воронина, Е. Высоцкая, З. Газизов,
В. Голованов, В. Горский, С. Григорьев,
А. Егорова, Б. Дейч, А. Журкина,
А. Золотарева, Н. Кленова, В. Комаров,
Л. Круглова, Н. Крылова, М. Кульпединова,
Б. Куприянов, А. Литвинова, В. Масленникова,
О. Миновская, Н. Нефедова, С. Николаева,
Л. Петерсон, И. Пильдес, Е. Садакова,
Е. Салина, Л. Самоделкина, Е. Смекалова,
Д. Смирнов, Н. Соколова, Н. Сократов,
З. Сулейманова, В. Феофанов, А. Фомина,
Н. Фуникова, В. Чепик, Е. Штейнберг,
А. Шувалов, Л. Шульпина и др.

С точки зрения философии ДОД может рассматриваться,
во-первых, как неотъемлемая часть системы общего
образования, которая функционирует и развивается в контексте
общих философских взглядов на образование.

Современными исследователями ДОД, процесс становления личности в
данной образовательной рассматривается через: а) осознание ребенком
различных сторон своей личности, б) формирование ясного понимания им
смысла своей жизни, в) определение своего места среди других людей в
различных сферах жизнедеятельности.

Во-вторых, с точки зрения философии ДОД может рассматриваться
как уникальная образовательная сфера, имеющая
собственные философские основания, среди которых мы выделяем:

– особую трактовку детства как одного из самых значимых этапов
жизни человека, имеющего собственную ценность;

– субъектность как условие развития личности, индивидуальности.

Опираясь на представленные позиции констатируем, что как уникальная
образовательная сфера ДОД может рассматриваться как: «педагогика
счастья» (счастья самообретения ребенком себя); «педагогика
интереса» (выявления, определения и становления интереса);
«педагогика детства» (проживание ребенком полноценного
детства); «педагогика разнообразия» (разнообразие
направлений и профилей, содержания, форм, методов образовательной
деятельности); «педагогика субъектности» (становление у
ребенка позиции активного субъекта собственной жизни).

В-третьих, с точки зрения философии ДОД может рассматриваться
как полисодержательная и полифункциональная образовательная
сфера, в которой происходит одновременно: самоопределение,
социализация, самореализация ребенка, его активное вхождение в
культуру, оздоровление.

В целом философское осмысление ДОД позволяет рассматривать его
как особую образовательную сферу, в которой происходит жизненное
самоопределение формирующейся личности ребенка в
условиях свободного выбора, включающее содержательно и организационно
взаимосвязанные процессы: а) формирования целостного образа
«Я» через осознание ребенком различных сторон своей
личности, формирование ясного понимания смысла своей жизни,
определение своего места среди других людей; б) становления ребенка
как активного субъекта собственной жизни через активное «проживание
себя» в выбранной области деятельности, через достижение
счастья «самообретения себя»; в) становления ребенка как
субъекта социума через профессиональное самоопределение, личностную
самореализацию, культурную идентификацию.

С точки зрения педагогики ДОД может рассматриваться
как:

– сфера социального воспитания, условиями которого
в данной образовательной сфере являются: а) организация
разнообразного социального опыта ребенка; б) реализация
индивидуально-личностного подхода к ребенку; в)
социально-педагогическая поддержка детей; г) создание пространства
самореализации личности; д) расширение сферы межличностного общения;
е) формирование рефлексивной позиции ребенка.

– содержательная составляющая общего образования,
которая позволяет расширить содержание общего образования до
пределов, определяемых каждым индивидуально.

– сфера личностного самоопределения, педагогическими
условиями которого являются: а) дифференциация и индивидуализация
образования; б) включенность в общественные отношения; в) свобода
выбора, многообразие видов творческой деятельности; г) выстраивание
образовательного процесса как последовательности жизненных
обстоятельств; д) опора на познавательные, творческие интересы и
потребности ребенка, пробуждение его творческого начала.

– сфера творческого развития, которая базируется на: 1)
восприятии творчества как особой ценности, развитости форм
культуротворческой деятельности; 2) организации субъект-субъектного
взаимодействия детей и педагогов в коллективе единомышленников; 3)
вариативность образовательных программ при условии свободного выбора
детьми направлений своей деятельности; 4) комплексность и
многопрофильность среды; 5) подбор педагогов, реализующих принципы
педагогики сотворчества.

– сфера профессионального самоопределения детей, в
которой они имеют возможность: попробовать себя в различной
деятельности, получить в детском возрасте опыт самоопределения;
получить профессиональную ориентацию, допрофессиональное образование;
овладеть новой социальной ролью в конкретной деятельности; выбрать
дело всей своей жизни, профессионально овладеть им; получить сведения
практически обо всех отраслях мира труда.

Обобщая все аспекты рассмотрения ДОД с точки зрения педагогики
можно определить его в целом как сферу социального воспитания,
в которой происходит личностное самоопределение ребенка через
самоопределение себя как: Человека и гражданина, индивидуальности,
творческой личности, профессионала.

Современные исследователи ДОД с точки зрения социологии
рассматривают его как: а) педагогику социализации, б)
социально-педагогическое явление, в) социально-педагогический
институт, г) образовательно-воспитательный институт социума, д)
педагогику социальной поддержки, е) главный социальный институт сферы
свободного времени детей, ж) реальную социальную силу, способную
последовательно противостоять натиску всевозможных «контркультур»,
дестабилизирующих молодое поколение, з) процесс относительно
контролируемой социализации молодежи.

Механизм социализации личности в системе ДОД включает: а)
деятельность, способствующую выбору профессии, усвоению нравственных
ценностей, творческому развитию, усвоению здорового образа жизни; б)
вовлечение детей в жизнь сообщества на демократических принципах
совместной жизнедеятельности, укрепление связи подростков с
окружающими людьми; в) реализацию программ социально-педагогической
направленности, ориентированных на развитие социально-психологических
качеств и компетенций.

Таким образом, с точки зрения социологии ДОД можно
определить как сферу социализации личности ребенка,
в которой происходит ряд процессов: 1) освоение и интериоризация
социальных ценностей в процессе активной социально-значимой
деятельности; 2) социальная адаптация через формирование социальной
грамотности, социальной активности, социальной устойчивости; 3)
социальная автономизация через формирование адекватности
самовосприятия, самопринятия, самооценки.

С точки зрения культурологии ДОД современными
исследователями рассматривается как: а) пространство, в котором
происходит усвоение, создание и передача культурных ценностей,
овладение способами культурного самоопределения и самореализации; б)
культуротворческая среда, где основными субъектами
культуротворческого взаимодействия выступают педагог и воспитанник;
в) способ освоения культуры социума, процесс выявления и развития
творческих способностей и возможностей.

Опираясь на данные позиции, с точки зрения культурологии мы
определяем ДОД сферой интеграции ребенка в
культуру через: усвоение и интериоризацию
культурных ценностей в процессе активной творческой деятельности;
освоение приемов деятельности в различных областях культуры;
«творение» культуры (создание собственных «продуктов»
культуры).

Объективный анализ современных исследований в области психологии
позволяет констатировать, что именно сфера ДОД является идеальной для
полноценной самореализации личности ребенка, т. именно здесь
созданы условия для самоутверждения в коллективе (одной из
составляющих процесса самореализации), средством которого является
общение с друзьями и интересными людьми на основе добровольной
избирательности.

ДОД выполняет ряд психологических функций: 1) развивающая (содействие
психическому здоровью через создание особой образовательной среды);
2) социализирующая (психологическое обеспечение социализации детей
через общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение); 3)
компенсаторная (психологическая компенсация неудач в семье и школе
через содействие творческому самоопределению и раскрытию
индивидуальности детей); 4) релаксационная (психологическая разгрузка
через творческое самовыражение).

Констатируя недостаточную исследованность ДОД с точки зрения
психологии, мы определяем его как сферу самореализации
личности ребенка, которая происходит через ряд
психологических процессов: самопознание (осознание собственных
психологических особенностей); самоутверждение (определение
собственного «места» среди других людей);
самоактуализацию (практическую реализацию своих возможностей в
различных видах деятельности).

Изучение исследований в области физиологии позволяет выделить
ряд аспектов здоровья личности и возможности их развития в сфере ДОД.

Формирование психического здоровья в условиях ДОД возможно
через: а) снятие состояния психологического дискомфорта; б) включение
ребенка в активную деятельность на основе его интересов; в)
формирование адекватной самооценки; г) сохранение благоприятного
эмоционально-психологического климата в процессе деятельности.

Возможности формирования социального здоровья в условиях ДОД –
в профилактике социально-педагогической запущенности через
переключение ребенка на занятия творческой деятельностью.

Условием развития физического здоровья в ДОД становится
здоровьесберегающее воспитание, которое реализуется через: 1)
формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни; 2)
воспитание у них валеологической культуры; 3) профилактику вредных
привычек (наркомания, алкоголь, курение); 4) укрепление физического
здоровья через организацию занятий физической культурой; 5) обучение
тому или иному виду деятельности (спорту, хореографии, музыке,
аэробике и т. ), каждое из которых обладает лечебным эффектом.

Констатируя крайне недостаточную изученность дополнительного
образования детей с точки зрения физиологии, мы определяем
данную образовательную сферу как сферу физического саморазвития
ребенка–подростка–юноши (девушки). Процесс физического
саморазвития, по нашему мнению, включает ряд подпроцессов:
самоопределение ребенком «границ» своих физических
возможностей и их максимальное развитие; усвоение и интериоризация им
ценностей здорового образа жизни; «самоформирование»
психологического здоровья через адекватность восприятия своих
возможностей, устойчивость к стрессовым ситуациям различного
характера.

На основании изучения ДОД с точки зрения наук о человеке и культуре
мы разработали «Научно-теоретическую модель системы
дополнительного образования детей» (таблица 1).

Научно-теоретическая модель системы дополнительного образования
детей

Система
наук о
человеке и культуреДополнительное образование детей (как целостная
система)
роль в процессе развития
личностисодержание
процессарешаемые
задачиреализуемая
функциямеханизм
реализациирезультат
реализации
ФилософияСфера
жизненного
самоопределения
личности
ребенка– формирование целостного образа «Я»;
– становление как активного субъекта собственной жизни и
социумаПомощь ребенку:
– в самопонимании,
– самоосознании,
– самоопределении– интеграционная– педагогическая поддержка развития всех
сторон личностиОсознанность выбора ребенком:
– жизненной позиции,
– стиля жизни,
– сферы деятельности
ПедагогикаСфера
личностного
самоопределения ребенкаСамоопределение:
– как Человека и гражданина,
– как индивидуальности,
– как творческой личности,
– в профессииСодействие ребенку в развитии:
– творческом,
– профессиональном,
– гражданском– воспитательная,
– профессиональной ориентации– разнообразие программ ДОД;
– допрофессиональная и начальная профессиональная подготовкаОсознанность ребенком своих:
–творческих способностей,
– личностных особенностей,
– профессиональных интересов
СоциологияСфера
социализации ребенка– освоение и интериоризация социальных
ценностей;
– социальная адаптация;
– социальная автономизацияСодействие ребенку в интеграции:
– в детский коллектив,
– в систему социальных ценностей,
– в микросоциум– социальной ориентации,
– социализации– социальные программы и проекты;
– особые социально-позитивные отношения;
– социально-значи-мая деятельность– устойчивость социально-позитив-ной
жизненной позиции;
– социальная активность. КультурологияСфера
интеграции
ребенка в
культуру– интериоризация ценностей культуры;
– освоение приемов деятельности в различных областях
культуры;
– создание собственных «продуктов» культурыСоздание условий для:
– практического освоения детьми ценностей культуры,
– продуктивной деятельности,
– творчества– культуросозидательная– тематических программы и проекты,
– концертно-выставочная деятельность– креативность,
– осознанность базовых культурных ценностей,
– способность противостоять негативным влияниям
«псевдокультуры»
ПсихологияСфера
самореализации ребенка– самопознание,
– самоутверждение,
– самоактуализацияПомощь ребенку:
– в самопонимании,
– в установлении жизненных связей,
– в самокоррекции– психологической коррекции– социально-психо-логические программы и
проекты,
– психолого-педаго-гическая поддержка саморазвития– индивидуальный стиль жизнедеятельности,
– адекватность самовосприятия,
– толерантность
ФизиологияСфера
физического
саморазвития ребенка– самоопределение и максимальное развитие
физических возможностей;
– интериоризация ценностей здорового образа жизни;
– «самоформирование» психологического здоровьяСоздание условий для:
– физического саморазвития,
– формирования стрессоустойчивости к различным воздействиям– физического совершенствования– программы физкультурно-спортив-ной
направленности,
– спортивно-сорев-новательная деятельность,
– создание психологического комфорта,
– здоровьесберегающие элементы во всех видах деятельности– физиологическое совершенствование всех
сторон личности,
– адекватность психического восприятия и психических
проявлений личности
Условия реализации модели:
– опора на идеи свободного воспитания
личности (свобода выбора, свобода деятельности, свобода
творчества);
– реализация базовых позиций закона «необходимого
разнообразия» развития личности (разнообразие
направленностей и профилей ДОД);
– опора на базовые идеи феликсологии (атмосфера удовольствия
и радости от интересной для всех деятельности);
– реализация основных идей «педагогики интереса»
(опора на актуальные и потенциальные интересы детей);
– создание особой культуры детства (активное проживание
ребенком данного периода жизни);
– ориентация на субъект-субъектное взаимодействие (атмосфера
сотрудничества, сотворчества, содружества)

  • Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования:
    учебно-методическое пособие для руководителей детских творческих
    объединений. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 1999.156 с.
  • Воронина О.А. Проблемы модернизации системы дополнительного
    образования детей // Социальная педагогика: традиции и инновации:
    мат-лы Всерос. конгресса социальных педагогов с межд. участием
    (18-21 марта 2009 г., Екатеринбург) / под ред. М.А. Галагузовой.
    Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2009. С. 238-241 с.
  • Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию.
    М.: Школа-пресс, 1995. 448 с.
  • Дейч Б.А. Социальная педагогика и дополнительное образование:
    учеб. пособие. Новосибирск: Изд-е НГПУ, 2005. 123 с.
  • Соколова Н.А., Фуникова Н.И. Педагогика дополнительного
    образования детей: учеб. пособие по спец. 031300 «Социальная
    педагогика», специализация 031304 «Соц.-пед.
    деятельность в учреждении дополнительного образования».
    Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. 228 с.
  • Субетто А.И. Социогенетика: систематика, общественный
    интеллект, образовательная генетика и мировое развитие
    (интегрированный синтез). СПб.-М.: Исследовательский центр качества
    подготовки специалистов, 1994. 168 с.
  • Трофимова Е.В. Феликсологические основы воспитательной деятельности
    // Социальная педагогика: традиции и инновации: мат-лы Всерос.
    конгресса социальных педагогов с межд. участием (18-21 марта 2009
    г., Екатеринбург) / под ред. М.А. Галагузовой. Екатеринбург:
    Изд-во УГПУ, 2009. С. 169-174 с.
  • Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования: статьи и
    лекции. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993.
    154 с.
  • Щетинская А.И., Тавстуха О.Г., Болотова М.И.Теория и
    практика современного дополнительного образования детей: учебное
    пособие. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. 404 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование детей, здоровый образ жизни, образовательная сфера, сфера, зрение философии, культура, общее образование, ребенок, формирование, ценность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.