Журнал “Столичное образование” №3-4 2021

14 сентября, 2021 – 09:32

В информационно-методическом электронном журнале отображены фото-факты, материалы, опыт работы, технология и практика педагогов образовательных организаций системы Управления образования Окружной администрации г. Якутска, включены разработки, проекты педагогов, педагогические технологии, освещены актуальные вопросы столичного образования.

Тема номера: Качество образования: тенденции становления и развития, опыт, перспективы.

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Материалы для публикации представляют собой презентацию на тему “Передовой педагогический опыт (обобщение опыта работы педагогов в учререждении дополнительного образования), которая будет полезна и интересна руководителям образовательных учреждений, руководителям информационно-методических центров и методистам в сфере дополнительного образования, а также педагогам дополнительного образования

Просмотр содержимого документа

«Передовой педагогический опыт (обобщение опыта работы педагогов в учреждении дополнительного образования)»

13 июля 2022 года подведены и опубликованы итоги Всероссийского смотра-конкурса«Передовой опыт организаций образования: детский сад, школа, университет» (сроки проведения: с 21 января по 8 июня 2022г. В рамках мероприятия были выявлены лучшие образовательные организации РФ, комплексно реализующие плановую работу по повышению системы качества образовательных услуг. Все организации, принявшие участие,  определены в следующие номинации: Активные участники и Победители смотра-конкурса. Победителям мероприятия наградной материал (удостоверения, медали мероприятия, грамоты, дипломы, сертификаты на укрепление материально-технической базы) высылается для торжественного вручения двумя пакетами: на организацию-участника и на учредителя Почтой России в течение двух месяцев со дня подведения итогов мероприятия и их опубликования на сайте. Дополнительно высылается письмо на имя Главы региона с информацией о победителях смотра-конкурса. Стенды Победителей мероприятия:

Поиск лауреатов

Методическая работа в школе – это целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса.

Система методической работы предоставляет педагогам право выбора индивидуальной траектории профессионального роста и развития, дает возможность обеспечить личностно-ориентированную системную методическую поддержку и помощь в реализации традиционных и инновационных моделей организации педагогической деятельности, направленной на достижение высокого качества образования.

Задачи методической работы

— оказание помощи учителям, планировании и организации и анализе педагогической деятельности, в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления;

— изучение и внедрение передового педагогического опыта;

— ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;

— непрерывное самообразование учителя и повышение уровня профессионального мастерства;

— включение учителя в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность и в перспективе в научно-исследовательскую деятельность;

— оказание реальной действенной помощи учителям, которые в ней нуждаются;

— достижение оптимального уровня образования, воспитанности и развития школьников.

РАБОТА С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ:

Положение о наставничестве в МБОУ «Войсковицкая СОШ № 2»

Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников

Мероприятия для педагогических работников

в 2021-2022 учебном году

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Материалы конкурса профессионального мастерства учителей начальных классов

«Калейдоскоп Новогодних уроков»

Конспект победителя конкурса Гордеевой Елены Ивановны (номинация – конспект урока по предмету “Русский язык”)

Конспект призёра конкурса Бахаревой Ирины Сергеевны (номинация – конспект урока по предмету “Математика”)

Конспект призёра конкурса Кондратьевой Юлии Вячеславовны (номинация – конспект урока по предмету “Математика”)

Конспект призёра конкурса Рахимовой Анны Викторовны (номинация – конспект урока по предмету “Литературное чтение”)

Материалы муниципального конкурса учителей начальных классов

«Космос – это мы!»

Методическая разработка победителя конкурса Дрелиховской Вероники Сергеевны (номинация “Мой лучший урок”)

Методическая разработка призёра конкурса Кравчук Ларисы Николаевны (номинация “Мой лучший урок”)

Методическая разработка победителя конкурса Кодиной Ирины Александровны (номинация “Мой лучший проект”)

Методическая разработка победителя конкурса Савельевой Маргариты Юрьевны (номинация “Мой лучший проект”)

Методическая разработка призёра конкурса Крысиной Ольги Викторовны (номинация “Мой лучший проект”)

В НИПКиПРО состоялась региональная научно-практическая конференция «Современный урок в начальной школе».

В конференции приняли участие педагоги Новосибирской области – победители, призеры и участники областного конкурса профессионального мастерства учителей начальных классов «Мой лучший урок» им. Комаровой – и эксперты, специалисты кафедры начального образования НИПКиПРО.

Открывая конференцию, ректор института Константин Борисович Умбрашко подчеркнул важную роль начальной школы в становлении личности ребенка: «От вас зависит многое. Урок в начальной школе имеет свои особенности, тем более современный урок. Наша кафедра начального образования ежегодно проводит эту конференцию, поскольку вы развиваетесь, растете, проводите уроки по-новому, и эта тема всегда остается актуальной».

Проректор по научно-методической работе и цифровизации, зав. кафедрой начального образования НИПКиПРО Анна Викторовна Молокова отметила, что работы, которые педагоги присылают на конкурс «Мой лучший урок», в полной мере соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта и аккумулируют передовой педагогический опыт его реализации в начальной школе. «Мы очень близко подошли к тому, что государство вкладывало изначально в требования ФГОС, и к тому, на чем стояла Таиса Прокофьевна Комарова. Ведь уже в то время она работала в рамках системно-деятельностного подхода, и сейчас именно учителя начальных классов лучше всего научились его реализовывать», – добавила Анна Викторовна.

На конференции с представлением своего опыта выступили победители регионального этапа конкурса в каждой из номинаций и эксперты – специалисты кафедры начального образования НИПКиПРО.

Современный урок русского языка в начальной школе представила Светлана Анатольевна Собашникова из Вагайцевской СОШ имени Н. Медведева Ордынского района. Итоги работы номинации подвела Елена Викторовна Погребняк.

Юлия Алексеевна Ковалева, учитель начальных классов Колыванской СОШ №3, поделилась своим современным уроком математики, а команда учителей гимназии №5 Татьяна Владимировна Валиахмедова и Надежда Александровна Яшманова презентовали урок финансовой грамотности в начальной школе. Работу номинации прокомментировала Татьяна Викторовна Смолеусова.

Победителем в номинации «Современный урок литературного чтения» стала Анастасия Игоревна Войнова, учитель начальных классов Целинной СОШ, которая выступила на конференции с докладом. Про эту номинацию участникам рассказала Наталья Сергеевна Лукашенко.

Пример современного урока окружающего мира привела победитель номинации Лариса Александровна Толстокорова из лицея № 22 «Надежда Сибири». От имени экспертов выступила Виктория Владимировна Понуровская.

Наконец, со своим вариантом современного урока технологии к участникам конференции обратилась учитель начальных классов СОШ «Перспектива» Наталья Дмитриевна Дергилева, а несколько слов о номинации сказала Анна Викторовна Молокова.

Краснова Елена Павловна стала дипломантом I степени

Педагог Дворца творчества Краснова Елена Павловна стала дипломантом I степени в конкурсе проектов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.

Елена Павловна представила педагогический проект духовно-нравственного воспитания “Мы рядом”, направленный на развитие у детей и подростков милосердия и чувства заботы о тех, кто в ней нуждается.

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Призёр муниципального этапа конкурсов профессионального мастерства “Педагог года – 2021” в номинации “Сердце отдаю детям”

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Первое место в окружном конкурсе на лучшую программу организации отдыха детей и их оздоровления

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Конкурс “Лучший педагог” в номинации “Лучший педагог образовательного учреждения дополнительного образования” в Белоярском районе

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Педагогическая практика “Онлайн-лагерь “Тропинки детства” стала победителем регионального конкурса “Педагогический потенциал Югры”

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Педагог года – 2020 (муниципальный уровень). Победитель Молданова Юлия Александровна и Соловьева Наталья Александровна

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Муниципальный конкурс “Лучший педагог дополнительного образования”

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Краснова Елена Павловна, Призер (III место) регионального конкурса лучших практик дополнительного образования “Педагогический потенциал”

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

ДДЮТ г. Белоярский – победитель регионального этапа Всероссийского конкурса “Российская организация высокой социальной эффективности”

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Костенецкая Оксана Ивановна – Призер (III место) конкурсов педагогического мастерства “Педагог года – 2018” в номинации “Сердце отдаю детям”

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Педагог дополнительного образования Елена Павловна Краснова Лучший педагог дополнительного образования в 2018 году

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Сердце отдаю детям – 2017 Призер (2 место) – Краснова Елена Павловна

Педагог Краснова Елена Павловна стала призером муниципального этапа конкурса профессионального мастерства “Педагог года – 2017” в номинации “Сердце отдаю детям”. Поздравляем педагога с заслуженным 2 местом среди наилучших профессионалов педагогики!

Сердец отдаю детям 2017 Призер Краснова Елена Павловна

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Победители Всероссийского дистанционного конкурса работников образования “Педагогическая статья”

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Лауреат Премии губернатора ХМАО-Югры За вклад в развитие межэтнических отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Всероссийский конкурс “Лучшая методическая разработка урока (занятия)”

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Благодарность Ассоциации “Совет муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югра”

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

V Всероссийский конкурс научных и творческих работ на тему “Право на детство: профилактика насилия в семье, среди детей и молодежи”

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Призер конкурса “Лучший педагог дополнительного образования детей Белоярского района”

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Деменева Елена Викторовна Призер Всероссийского профессионального конкурса методических разработок

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Победитель Всероссийского интернет-конкурса для педагогов “Педагогический триумф”

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Последние изменения 23 мая 2022 года. Информация актуальна на текущую дату.

2022 Деятельность мини-технопарка «Квантум»

2022 Семинар «Квантум и Точка роста: от идеи до её реализации»

2022 Волонтёрские практики как фактор социализации подростка (подробнее)

2022 «Волонтёрские практики как фактор социализации подростка» (подробнее)

Семинар 21 марта 2022г. «Цифровая трансформация в дополнительном образовании: ведение электронного журнала»

Программа Семинара 21. 2022

памятка по заполнению электронного журнала

Заполнение электронного журнала в АСУ РСО педагогами дополнительного образования: алгоритм действий

Семинар 3 марта 2022 «Социализация детей и подростков в условиях УДОД»

Нормативно-правовое сопровождение и программно-методическое обеспечение управления качеством образования (подробнее)

«Эффективность работы СП ДОД. Занятость воспитанников и обучающихся в летний период» — семинар 27. 2020 (подробнее)

О результатах работы ОМО педагогов дополнительного образования Кинельского округа в 2017/2018 году и задачах на 2018/2019 учебный год (подробнее)

«Из опыта работы Мирошниченко Н. ,  методиста СП ДОД «Вдохновение»  «Современные аспекты деятельности методиста УДОД». (подробнее)

Пути совершенствования методической работы (подробнее)

Дополнительное образование детей в современном образовательном пространстве (подробнее)

12 сентября на базе Кинельского ресурсного центра был проведён окружной семинар для педагогов дополнительного образования «Итоги работы ОМО ПДО за 2016-2017 уч. год и задачи на 2017-2018 уч. год. Система дополнительного образования детей в современных условиях».

Основные вопросы, которые рассматривались на семинаре:

Итоги работы за 2016 – 2017 уч. год и перспективы развития дополнительного образования в Кинельском округе на 2017 – 2018 уч. год — Лаптева Т. , руководитель ОМО, Белова В.

Задачи, стоящие перед педагогами дополнительного образования в современных условиях – Шмелёва О. , ведущий специалист КУ МОиН СО

Участие ПДО в конкурсах профессионального мастерства – Белова В. , зав. отделом КОЭР ГБУ ДПО «Кинельский РЦ»

Планирование работы ОМО на 2017/2018 уч. год – Лаптева Т. , Белова В.

В процессе работы были определены основные проблемы, стоящие перед п. округа и намечены пути их решения. Составлен перспективный план работы ОМО (презентация)

2 марта в СП ДШИ ГБОУ СОШ с. Домашка состоялся окружной семинар для педагогов и руководителей СП ДОД на тему «Современные подходы и формы организации учебного процесса в дополнительном образовании». В работе семинара приняли участие 23 педагога дополнительного образования г. Кинель. (подробнее).

01 декабря 2016 года состоялся областной семинар «Традиции и современные технологии этнографического образования детей в учреждениях дополнительного образования детей». Организаторами семинара выступили СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля, ГБУ «Кинельский РЦ», ГБОУ ДО СО «Самарский Дворец детского и юношеского творчества» и Областной Центр развития дополнительного образования. Семинар проходил на базе МАУК «Центра культурного развития» г. Кинеля. (подробнее)

20 сентября 2016 года в ГБОУ ДПО ЦПК «Кинельский Ресурсный центр» состоялся практико-ориентированный семинар (подробнее).

О проведении окружного методического семинара «Профессиональное ориентирование учащихся в системе предметов общеэстетического цикла дополнительного образования»

О проведении межрегиональной научно-практической конференции работников дополнительного образования детей «Воспитание детей и молодёжи в современном образовательном пространстве» (подробнее)

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

«Сердце отдаю детям — 2015»

13 и 14 января 2015 года на базе ГБОУ СОШ № 11 города Кинеля г. Кинель состоялся финал окружного этапа XI областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Целью данного мероприятия является выявление, поддержка и поощрение талантливых педагогов дополнительного образования, повышение престижа педагогической профессии, развитие инновационного движения, диссеминация передового педагогического опыта (подробнее).

Практико-ориентированный семинар «Обновление подходов к классификации дополнительных общеобразовательных программ»

Подведены итоги районного конкурса-фестиваля «Открытый урок». В этом году в конкурсе приняли участие 114 педагогов из 30 школ района. Самыми активными стали школы № 7, 219, 271, 291, 380, 547, 568. Поздравляем победителей и лауреатов конкурса!

Подведены итоги районного конкурса методических разработок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в 2020 году. Поздравляем победителей, лауреатов и дипломантов конкурса.

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

  • Шубина Наталья Павловна, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой
  • Дорофеева Татьяна Павловна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры
  • Кузнецова Татьяна Александровна, старший преподаватель
  • Кочергин Дмитрий Геннадьевич, доцент кафедры
  • Овчинников Владислав Алексеевич, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры
  • Зеленин Алексей Анатольевич, доктор политических наук, профессор, профессор кафедры
  • Медведева Елена Викторовна, методист
  • Брякина Дарья Алексеевна, методист

В состав кафедры входит Социологический региональный центрЦель деятельности кафедры: осуществление учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, организационно-методической работы по непрерывному образованию руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций в соответствии  с требованиями ФЗ от 29. 2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» и с запросами потребителей образовательных услуг.

  • удовлетворение потребностей специалистов в формировании востребованных ими компетенций и получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте профессионального образования;
  • организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений, государственных и муниципальных служащих, социально незащищенных слоев населения, а также специалистов образовательных организаций других субъектов РФ на договорной основе;
  • проведение экспертизы программ, проектов, электронных образовательных ресурсов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю работы Института;
  • обобщение и диссеминация передового педагогического опыта;
  • разработка современных форм дополнительного профессионального образования на принципах образования взрослых, сетевого взаимодействия, использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, реализация комплексного подхода к развитию профессиональной квалификации, включая личностный рост и здоровье специалистов;
  • организация и проведение социологических исследований в регионе, муниципальных образованиях, ПОО и других организациях для обеспечения информацией руководителей различного уровня при принятии управленческих решений;
  • содействие некоммерческим организациям в социальной сфере в выполнении ими социально значимых услуг, реализации социальных (общественно значимых) программ, проектов и инициатив, популяризация и развитие их деятельности.

Работа кафедры ведется по следующим направлениям:

  • научно-исследовательская работа: участие во ВНИКах, диссертационных советах, выставках, в международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях, семинарах, публикация научных трудов (в журналах: «Профессиональное образование в России и за рубежом», «Образование. Карьера. Общество», «Вестник Кемеровского государственного университета», «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», «Foods and Raw Materials», «Russian Journal of Management» и др.), рецензирование статей, монографий, учебных изданий и других работ;
  • учебно-методическая работа: разработка спецкурсов, учебно-методических комплексов, методических рекомендаций.

Члены кафедры принимают участие в различных экспертных советах по оценке профессиональной деятельности педагогических работников ОУ ПО. Содержание учебного процесса ориентировано на:

  • совершенствование профессиональных компетенций слушателей, необходимых в профессиональной деятельности;
  • применение полученных знаний в практической деятельности;
  • принятие управленческих решений.

Кафедра  может оказать консультативную помощь педагогическим работникам ПОО  по следующим вопросам:

  • изменения в деятельности ПОО в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
    нормативно-правовая база деятельности профессиональных образовательных организаций;
  • подготовка выпускников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
  • мониторинг качества профессионального образования;
  • рейтинговая оценка качества знаний обучающихся;
  • готовность коллектива к изменениям;
  • диагностика  профессиональных затруднений педагогов;
  • управление персоналом;
  • социальное партнерство.

Передовой и новаторский опыт учителя.

Передовой опыт – это педагогический опыт, дающий хорошие результаты в учебно-воспитательном процессе. Новаторский же опыт – это новые методы и приёмы в организации и проведении учебно-воспитательного процесса.

В любом педагогическом опыте имеется две стороны, два слоя: объективный – это те методы и приёмы работы, которые используются в этом опыте, и личностный- это то, как данный учитель, в зависимости от своих личностных качеств и способностей, эти методы и приёмы использует. в опыте конкретного учителя эти два слоя слиты. Результат работы учителя зависит как от того, каков объективный способ его работы, так и от личностных особенностей. Как показывает опыт, результат работы конкретного учителя в большей степени зависит от личностных особенностей. Добросовестный, эрудированный, владеющий педагогическим мастерством учитель, объективная сторона которого ничего принципиально нового не содержит, вполне может быть и обычно бывает мастером своего дела.

Какой из этих двух видов педагогического опыта является наиболее ценным? Несомненно, что оба вида имеют большое значение. Передовой опыт имеет более массовый характер и в идеале должен стать преобладающим в работе учителей и школ. Совсем иное дело с новаторским опытом. Он уникален и в принципе может быть массовым, но он, если это новаторство прогрессивное (а новаторство может быть и непрогрессивным), обогащает школу новыми идеями, методами и приёмами и при его принятии учительской массой создаёт возможности для расширения и углубления передового педагогического опыта. Ведь одного передового опыта недостаточно для расширения возникающих перед школой задач.

Следует совершенно по-разному выявлять и оценивать эти два вида педагогического опыта. Для выявления и оценки передового опыта необходимы его конкретный анализ, достаточно длительное наблюдение. И оценивать опыт нужно именно по его результатам. Если работа какого- то учителя, школы даёт высокие результаты, то следует признать опыт этой работы передовым, а такого учителя материально и морально поощрять, пропагандировать его опыт, чтобы создать для массы учителей образцы для подражания.

Совсем иначе следует подходить к выявлению и оценке новаторского опыта. Главное при этом- это установление объективной стороны этого опыта, установление тех новых идей, методов и приёмов, которые в нём имеются. Изучение же конкретных результатов работы самого новатора может только помешать в проведении объективного трудового анализа. Ведь учителя- новаторы в своём большинстве- это талантливые передовые учителя, и при личном знакомстве с ними, при личном наблюдении их работы, находясь под магическим воздействием их личности, артистизма, трудно определить личностную сторону их опыта от объективной, которая единственно и должна быть предметом анализа исследователя. Практика показывает, что один и тот же учитель может быть очень передовым учителем-мастером и весьма непосредственным, а то вовсе не прогрессивным новатором, ибо предлагаемые им новые методы не только прогрессивные, но регрессивны, хотя в его собственном опыте это компенсируется его педагогическим мастерством, личным талантом. Как же оценивать новаторский опыт? Каким должен быть основной критерий для такой оценки? Этим критерием должно быть соответствие предлагаемых новых идей, методов и приёмов целям и задачам современной школы. Надо установить, направлены ли предлагаемые новатором идеи, методы и приёмы на осуществление главной цели школы, способствуют ли они ускорению развития школы. Если да, то новаторские идеи и методы следует всячески поддерживать и найти способы их скорейшей аккумуляции учительством. Если же нет, если предлагаемые идеи и методы уведут нас в сторону от главной цели, то такие новации следует отвергнуть. При этом надо исходить не из декларируемой автором цели новаций, а из цели, фактически обнаруживаемой в результате критического анализа.

Следует иметь в виду, что всяческий опыт, всякое новаторство имеют естественные ограничения. Нет единственно пригодного для всех учебных предметов, для всех школ и учителей метода обучения. Есть общие принципы, общие идеи. Поэтому пропаганда новаторского опыта должна вестись по деловому, конструктивно, она должна сводиться к нелицеприятному обсуждению идей и методов этого опыта. Но ещё нужней, ещё полезней- изучение и пропаганда передового и новаторского опыта школ, целых педагогических коллективов, директоров школ. Ибо ведь проблему формирования личности учащихся решает не отдельный учитель, хотя его роль велика, а весь учительский коллектив, вся школа во главе с директором.

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

В статье рассказывается как найти и подготовить педагогических работников к описанию своего педагогического опыта

Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения

А,Малькова, методист ГАПОУ МОК им. Талалихина

Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

В современных условияхвозрастает роль инновационной творческой деятельности, т. возникает потребность существенного обновления содержания образования, достижения нового качества на основе инновационных инициатив и творчества по приоритетным направлениям образовательной деятельности.

Важнейшими источниками развития системы образования являются:

– достижения современной педагогической и психологической науки;

– передовой опыт педагогической деятельности;

– синтез научных знаний, подкреплённых положительными практическими результатами их использования для решения актуальных проблем.

Основная задача статьи – оказать практическую помощь методистам и педагогам в описании передового педагогического опыта.

Подпередовым педагогическим опытом понимают опыт, позволяющий получить наиболее высокие и качественно новые результаты.

С точки зрения творческой новизны выделяют разные виды передового педагогического опыта:

– Опыт, носящий репродуктивный характер (массовый опыт). Он ценен тем, что преподаватель вносит элементы новизны в уже известную педагогическую практику, в результате чего происходит адаптация педагогического опыта.

– Опыт, носящий исследовательский характер. Он ценен тем, что преподаватель или педагогический коллектив моделирует будущее качество педагогического процесса, то есть осуществляет исследовательскую деятельность.

Назовем виды педагогических работников, осуществляющих свою профессиональную деятельность в образовательных организациях.

свободно владеет технологией работы, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании.

Педагог-новатор

отличается качествами мастера, вместе с тем обогащает свой опыт новыми формами, методами, средствами, повышающими эффективность учебно-воспитательного процесса. Для педагога-новатора характерны оригинальность стиля работы, рационализаторство.

Педагог-исследователь

– это мастер и новатор, его труд насыщен элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, отличается новым построением учебно-воспитательного процесса.

Важны все названные виды педагогического опыта. Мастерство присуще большинству педагогов, новаторский подход – многим, а исследовательской деятельностью занимается пока лишь часть педагогов, которая будет непрерывно возрастать.

При изучении передового опыта важно познать все эти конкретные виды, пропагандируя и распространяя их среди педагогической общественности, стремясь донести достижения мастерства, новаторства, изобретательства до всей массы педагогов.

Для оценки и анализа передового педагогического опыта тех или иных образовательных организаций и преподавателей, подлежащего изучению, теоретическому обобщению и использованию в массовой практике в «Современном словаре по педагогике» обозначены следующие критерии: новизна, высокая результативность, репрезентативность, стабильность опыта, преемственность, перспективность. Новизна отличает передовой опыт от массового, хотя наличие новизны в деятельности педагогов еще не означает, что их опыт характеризуется передовыми тенденциями. Уровни новизны могут быть различными – от научных открытий до эффективного применения достижений науки и рационализации отдельных сторон педагогического труда. Высокая результативность означает, что результаты обучения и воспитания должны быть выше массовых показателей. Основными признаками репрезентативности передового опыта являются: достаточная проверка во времени, получение подтверждения в работе различных педагогов при идентичных условиях. Стабильность опыта означает, что его результаты должны быть одинаковыми не только при определенных, но и при изменяющихся условиях обучения и воспитания. Стабильность подтверждает закономерность результатов опыта. Преемственность передового опыта заключается в том, что он – составная часть общего педагогического труда. Он возникает не вдруг, а медленно накапливается в массовом опыте. Всякое новое явление лишь в том случае входит в передовой педагогический опыт, если оно имеет перспективу развития и применения на практике.

При определении сущности передового опыта в первую очередь нужно учитывать четыре критерия:

Соответствие опыта социальному заказу, предъявляемому к системе образования;

Наличие элементов новизны;

Устойчивость высоких результатов;

Достижение высоких устойчивых результатов при оптимальной затрате энергии и времени педагогов и учащихся и средств.

На этапе обнаружения (выявления) главный критерий – устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательной работе. На этапе изучения – анализ того, как конечные результаты зависят от использования достижений педагогической науки, научное осмысление опыта. На этапе обобщения – основной критерий в глубоком понимании сути опыта, его идеи. На этом этапе сведения об опыте дополняются, обрабатываются научные данные, сам опыт адаптируется к массовой практике. На этапе распространения создается базовая модель опыта, которая может быть в том или ином педагогическом коллективе; разрабатываются рекомендации по использованию опыта.

Передовой педагогический опыт – это новые улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокие результаты и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование образовательного процесса.

Передовой педагогический опыт – это оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания.

Критерии передового педагогического опыта

Высокая результативность учебного процесса.

Устойчивость результатов учебного процесса.

Научная обоснованность.

Творческая новизна.

Сокращение затрат времени на достижение высоких результатов.

Перспективность (перспектива развития и применения на практике).

Обобщение опыта – вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта (одного человека, коллектива или всей образовательной организации), осмысление, анализ и обоснование, обобщенное систематизированное его описание.

Обобщение опыта необходимо отличать от простого его описания.

Обобщить – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых построен конкретный опыт;

– обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей;

– раскрыть условия, при которых возможна их реализация;

– выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта.

Алгоритм выявления передового педагогического опыта.

Проведение проблемного анализа деятельности. Определение темы (направления) передового педагогического опыта исходя из конкретных потребностей педагогов, их профессиональных запросов, социального заказа в совершенствовании и развитии практики воспитания учащихся.

Выявление актуальных проблем образовательного процесса. Выявление опыта на основе изучения деятельности педагогов-практиков, анализа состояния воспитания.

Определение педагогов, которые успешно решают эти проблемы. Создание и реализация плана (программы) изучения и обобщения передового опыта.

Принятие решения об изучении и обобщении их педагогического опыта, а также о мотивации их деятельности. Утверждение темы и плана на методическом (педагогическом) совете учреждения образования.

Определение ответственных за изучение и обобщение опыта.

Подготовительный этап. Изучение литературы по теме опыта и создание картотеки материалов. Подготовка базы изучения и обобщения опыта: комплекс диагностических методов, определение результата обобщения опыта (справка, сборник, выставка и т.

Изучение опыта. Накопление фактического материала. Проводится на основании комплекса подготовленного диагностического инструментария, посещения практических мероприятий и др. В процессе изучения оказывается необходимая методическая помощь (например, в написании документации, самооценке опыта, повышении профессионального уровня и т. ) и идет сбор фактического материала (разработки, схемы, планы, диагностические данные и т.

Обобщение опыта. Форма обобщения. Анализ и обработка полученных данных. Установление соответствия критериям передового педагогического опыта.

Описание опыта работы.

– формулировка основных идей, на которых построен опыт;

– обоснование правомерности, продуктивности и перспективности этих идей;

– раскрытие условий, при которых возможна их реализация;

– выявление объективных закономерностей, творческого использования и развития данного опыта.

Пропаганда и распространение опыта. В зависимости от темы и значимости обобщенный опыт может быть рассмотрен на экспертном, методическом или педагогическом советах, методическом объединении, совете. В таком случае принимается решение о распространении и внедрении передового опыта в массовую практику (на уровне учреждения образования или региона). Пропаганда опыта осуществляется посредством устных, печатных, наглядных и комплексных форм.

Внедрение опыта. Процесс внедрения состоит из:

ознакомления педагогов с опытом работы, разъяснения его преимуществ и значения для развития практической деятельности;

обсуждения и принятия решения о внедрении опыта;

создания соответствующих условий для использования ведущих идей передового опыта (анализ реального положения дел, внесение необходимых изменений, обучение педагогических кадров и т

оказания необходимой методической помощи;

подведение итогов внедрения, определение достигнутых результатов и перспектив дальнейшей работы.

Что может быть опытом?

– алгоритмы учебных действий по предмету;

– технология урока или элементы технологии;

– авторская программа (учебного курса, воспитательная);

– система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др

– эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);

– реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др

– эффективная система оценки знаний и др.

Примерные темы обобщения опыта:

Социальное партнерство в системе СПО.

Система самостоятельной работы и развитие познавательного интереса обучающихся.

Роль кабинета и наглядно-дидактического обеспечения занятий в учебном процессе.

Использование курса геометрии как средство развития у обучающихся пространственного видения окружающего мира. И другие.

Формы обобщения ППО

– статья о своем опыте работы (сборник статей);

– подготовка открытого урока с подробным самоанализом;

– подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса;

– проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция;

– методический альбом.

– педагогический совет;

– заседание методического объединения;

– творческий отчет;

– различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др

– научно-практические конференции;

– публикации в методических журналах;

– семинары.

Памятка учителю по обобщению опыта

Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему вас вопросу.

Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием студентов. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.

Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.

Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений студентов), сопроводив их краткими разъяснениями.

Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.

При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать “наукообразно”. Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта – результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы студентов, списки литературы и т.

Шихваргер Ю. , доцент каф. ПППО НГПУ

Бронников, С. , Бронникова, Э. Передовой педагогический опыт в современных условиях. Монография. – Уфа: Изд-во БИРО, 2009. – 187 с.

Данилова, А. Адреса передового педагогического опыта: сборник статей. – Санкт-Петербург: СПбАППО, 2009. – 125 с.

Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика// Управление школой, 2007, №13. – с. 24-26.

Валеев Г. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода // Педагогика. – 2005, №5. – с. 39-44.

Кузьмина В. Передовой педагогический опыт (рекомендации учителю). Завуч. «Управление современной школой», №4, 2006. 103-104; №6, 2006 г. 113-114

Попова И. Обобщение передового педагогического опыта. // Завуч, 2006, №6. – с. 113-116.

Файн Т. Выявление, изучение и представление педагогического опыта// Практика административной работы в школе. – 2005, №7. – с. 6-9.

Журнал "Столичное образование" №3-4 2021

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Методическое обеспечение педагогов дополнительного образования необходимыми знаниями и навыками для осуществления ими обобщения и передачи собственного педагогического опыта.

Необходимые аспекты, вопросы при обобщении и описании педагогического опыта. Основные подходы к трактовке педагогического опыта и критерии его обобщения. Как обобщать передовой опыт? Самообразование педагога в дополнительном образовании. Цели и технология самообразования.

Обобщения передового педагогического опыта и самообразование педагогов – методическое сопровождение

Лакеева Н. , методист

МБОУ ДО «ИРЦДО «Радуга»

Современное дополнительное образование помогает каждому, отдельно взятому ребенку выровнять стартовые возможности, выбрать свою образовательную траекторию, реализовать свои интересы и потребности, создать условия для успешной деятельности, расширить поле для адаптации и социализации.

Педагоги это самый ценный ресурс учреждения дополнительного образования, так как именно они могут вдохновить ребенка и поощрить его  интересы, развить способности и активизировать творческое начало, приблизить его успехи.

Методическое сопровождение педагога в дополнительном образовании представляет собой системный процесс, направленный на освоение основных функциональных обязанностей педагога дополнительного образования, на его знакомство с нормативно-правовой базой образовательного процесса, на становление и повышение профессиональной компетентности. Одна из основных задача методиста при этом – обеспечение педагогов необходимыми знаниями и навыками для осуществления ими педагогической деятельности и карьерного роста путем самообразования, изучения передового опыта и участия в методической работе.

Практика показывает, что обобщение и передача передового педагогического опыта, а также аспекты самообразования, вызывает наибольшие сложности у педагога дополнительного образования.

По словарю С. Ожегова  Опыт:

  • Совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков;
  • Полученное в результате активного практического взаимодействия с объективным миром отражение в сознании людей законов этого мира и общественной практики.

Обобщение педагогического опыта:

  • Вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное и систематизированное его описание;
  • Результат методической деятельности, ее продукт.

Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются положительные результаты в образовательной деятельности. Для обобщения собственного опыта необходимо постараться увидеть свою деятельность со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта.

При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:

  • Что я делаю? (Предмет деятельности)
  • Для чего я это делаю? (Какова цель?)
  • Как я это делаю? (Алгоритмы, формы, методы)
  • Какой это дает результат?
  • За счет чего этот результат достигнут?

Три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

  • образец хорошей работы;
  • деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии;
  • новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.

Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют. Чаще всего он встречается в системе дополнительного образования. Наиболее ценен педагогический опыт с выявленными и научно-обоснованными закономерностями, который работает практически у любого педагога.

Передовой педагогический опыт — это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство педагога, т. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат.

Передовой педагогический опыт можно представить в виде методической копилки, картотеки педагогических находок, статьи о своем опыте работы. Это опыт субъективный, при его использовании другим человеком можно не получить ожидаемого, запланированного результата. Поэтому его обязательно нужно изучать, обобщать и распространять.

Критерии обобщения педагогического опыта:

  • высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков, уровня воспитанности, развития обучающихся;
  • творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;
  • длительность функционирования опыта;
  • актуальность темы опыта, перспективность;
  • научная обоснованность; научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта;
  • рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью инновационных методик.
  • в ходе внутриучрежденческого контроля, при посещении учебных занятий и внеурочных мероприятий;
  • при анализе итогов учебного года (увидели позитивные, стабильные результаты у педагога, значит, у него есть своя система);
  • в ходе аттестации педагога на квалификационные категории;
  • при рассмотрении проблемы группы, выявленной на диагностической основе.

III. Обобщение передового опыта:

  • статья о своем опыте работы (сборник статей);
  • подготовка открытого занятия с подробным самоанализом;
  • подготовка творческого отчета: открытое занятие или фрагмент, сообщение о своем опы­те, методическая выставка, проведение мастер-класса;
  • проблемный «круглый стол» по теме опыта;
  • внутриучрежденческий методический альбом.
  • педагогический совет;
  • заседание методического объединения;
  • творческий отчет;
  • участие в различных конкурсах педагогического ма­стерства;
  • научно-практические конференции;
  • наставничество;
  • публикации в методических журналах;
  • мастер-классы;
  • семинары и т.д.

Педагоги часто видят в этой работе много трудностей и сами не решаются выйти на уро­вень обобщения своего опыта. Но все же у каждого педагога должен быть обобщенный опыт. Это стимулирует его к новому творчеству и профессиональному росту.

Самообразо­вание педагога  в дополнительном образовании.

Современное общество постоянно предъявляет новые требова­ния к системе дополнительного образования. Меняются приоритетные направления, принци­пы, формы и методы организации образовательного процесса в УДО. Разрабатываются новые программы, образовательные технологии, формы проведения занятий и внеурочных мероприятий.

Педагог дополнительного образования должен своевременно знакомиться с инновациями, пополнять профессиональный потенциал и со­вершенствовать свое педагогическое мастерство на практике. В течение года углубленно заниматься проблемой, решение которой вы­зывает определенные затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Первой ступенью совершенствования про­фессионального мастерства педагога является самообразование. Самообразование — многокомпонентная личностно и профессионально значимая само­стоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методи­ческое самообразование. Самообразовательную деятельности можно подразделить на три уровня: адаптивный; проблемно-поисковый;  инновационный.

Цели самообразования педагога:

  • расширение общепедагогических и психо­логических знаний с целью обогащения и совер­шенствования методов обучения и воспитания;
  • углубление знаний по разным методикам;
  • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
  • повышение общекультурного уровня педа­гога.
  • общение с высококлассными, опытными педагогами;
  • решение конкретной задачи, имеющей практический характер;
  • критический обзор периодической печати;
  • индивидуальный план самообразования.

Несмотря на то, что определены уровни, цели, технологии самообразования, организованное самообразование продолжает оставаться наибо­лее труднореализуемой задачей. Решая пробле­му организации самообразования в учреждении, необходимо искать такие формы, методы и крите­рии взаимодействия с кадрами, которые ставили бы каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Основой для организации работы педагогов над темами самообразования являются индивидуальные планы самообразования.

Открытый фестиваль педагогического мастерства «Взгляд в будущее»

С 12 по 15 мая 2021 года на базе Центра отдыха работников образования Краснодарского края «Рассвет» города-курорта Геленджик прошел открытый фестиваль педагогического мастерства «Взгляд в будущее».

С приветственным видео-обращением обратились Татьяна Алексеевна Гайдук, ректор ГБОУ ИРО Краснодарского края и Сергей Николаевич Даниленко, председатель Краснодарской краевой территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

Творческое приветствие представил коллектив центра дополнительного образования детей “Эрудит” города Геленджика во главе с руководителем Фоминой Ольгой Павловной, победителем краевого конкурса “Учитель года Кубани” в 1999 году.

Свои мастер-классы на данном мероприятии представили Ковалько З. , учитель физики МБОУ СОШ №1, призёр краевого конкурса «Учитель года Кубани» в 2018 году и Криворучко Л. , учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1, лауреат краевого конкурса «Учитель года Кубани» в 2014 году.

Основная цель Фестиваля – обсуждение современных тенденций развития образования, диссеминация передового педагогического опыта, формирование мотивационного интереса к педагогическим преобразованиям, проектирование модели смыслового образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *